Скачать 0.65 Mb.
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ Т.И. Абрамова Методические рекомендации по проведению и задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009-2010 учебном году Ростов-на-Дону 2009 СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии..……3 Часть II. Задания всероссийской муниципального этапа всероссийской Олимпиады школьников по биологии………..………………………………………..5 Приложение………………………………………………………………………………41 Список рекомендуемой литературы……………………………………………………44 ^ Методические рекомендации составлены на основе Методических рекомендаций по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2009/2010 учебном году, составленных В.В. Пасечником, А.М. Рубцовым и Г.Г. Швецовым, которые утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по биологии (протокол № 6 от 10 июля 2009 г.). Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады. В школьном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде, а в муниципальном этапе принимают участие учащиеся 7-11 классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего года. Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляет жюри соответствующих этапов Олимпиады. Всероссийская олимпиада школьников по биологии на региональном и заключительном этапе проводится в два тура, один из которых является теоретическим, а другой практическим. Поэтому при проведении школьных и муниципальных этапов Олимпиады также следует проводить оба тура. Цель первого тура – определение теоретической подготовки участников Олимпиады. Однако такая цель не совсем точно определяет содержание тура, особенности которого, в первую очередь, определяются спецификой применения тестовых заданий. использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников Олимпиады. Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, то есть дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала. Очень важным является подсчет результатов тестирования. Методика подсчета должна учитывать сложность теста (задания) и нацеливать учащихся на поиск правильного ответа, а не на попытку угадать его. Основная цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии, опыт которой является главной составляющей успешного выступления в этом туре. Проведение практического тура позволяет более объективно оценить знания участников Олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре участники должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура разрабатываются методическими комиссиями, исходя из имеющейся материальной базы. Примерные задания даны в «Приложении». Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов отличается, организаторы могут провести участников разных возрастных групп через разное количество этапов практического тура. Так, девятиклассники соревнуются в умении проводить исследования биологической направленности в трех обязательных кабинетах – «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных», «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся десятых и одиннадцатых классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы, им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных» и «Физиология растений». Задания в кабинетах «Биохимия» и «Генетика» могут быть предложены учащимся одиннадцатых классов. Пакет методических материалов для проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии должен содержать:
Рекомендуемое количество заданий Примерное количество заданий теоретического тура для школьного этапа исходя из длительности тура в 2 академических часа (120 минут)
Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут)
^ всероссийской олимпиады школьников по биологии 9 класс Теоретический тур муниципального этапа Задания части I. Часть I включает 40 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
А) семядоля; Б) зародыш; В) эндосперм; Г) оболочки.
А) отделяет эндосперм от зародыша; Б) содержит основные питательные вещества; В) отсутствует; Г) окружает зародыш.
А) уменьшается содержание жиров; Б) уменьшается содержание крахмала; В) белки переходят в растворимую форму; Г) происходят все эти процессы.
А) корневой чехлик; Б) зона деления; В) зона роста; Г) зона проведения.
А) главного корня; Б) придаточных корней; В) корневища; Г) столона.
А) видоизменение почки; Б) зону роста побега; В) утолщение стебля; Г) место отхождения от стебля листа и почки.
А) зачатком побега; Б) видоизменениями семядолей; В) видоизменениями пробки побега; Г) видоизменениями листа.
А) земляники; Б) одуванчика; В) подорожника; Г) всех этих растений.
А) ламинария; Б) олений мох; В) сфагнум; Г) все эти растения.
А) образование, развивающееся из споры; Б) место, где созреваю сперматозоиды; В) место, где созревают яйцеклетки; Г) верны все ответы.
А) покрытосеменных; Б) голосеменных; В) папоротников; Г) всех этих групп растений.
А) на поверхности завязи; Б) внутри завязи; В) внутри цветоложа; Г) в пыльниках тычинок.
А) костянку; Б) зерновку; В) стручок; Г) семянку.
А) активного передвижения; Б) размножения; В) переживания неблагоприятных условий; Г) выполняют все эти функции.
А) азотобактер; Б) холерный вибрион; В) кишечная палочка; Г) дрожжи.
А) неподвижность; Б) наличие клеточных стенок; В) постоянный верхушечный рост; Г) все эти признаки.
А) через всю поверхность тела; Б) через сократительную вакуоль; В) через пищеварительную вакуоль; Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.
А) погибает; Б) погибает, но перед этим размножается; В) переходит в состояние цисты; Г) образует споры.
А) голову, туловище и мускулистую ногу; Б) голову, щупальца и туловище; В) туловище и мускулистую ногу; Г) голову и туловище.
А) всех насекомоядных птиц; Б) зерноядных птиц; В) хищных птиц; Г) большинства насекомоядных птиц.
А) кольчатых червей; Б) моллюсков; В) членистоногих; Г) круглых червей.
А) корневые шишки; Б) корнеплоды; В) корневища; Г) подземные столоны.
А) круглых червей; Б) кишечнополостных; В) плоских червей; Г) головоногих моллюсков.
А) острица; Б) бычий цепень; В) эхинококк; Г) печеночный сосальщик.
А) пыльником; Б) тычинкой; В) пыльцевой трубкой; Г) зародышевым мешком.
А) остатков многоклеточного женского гаметофита; Б) зародышевого мешка; В) центральной триплоидной клетки зародышевого мешка; Г) семязачатка.
А) проводящая; Б) покровная; В) основная; Г) образовательная.
А) птиц; Б) ланцетников; В) амфибий; Г) рептилий.
А) носовой полостью; Б) носоглоткой; В) глоткой; Г) гортанью.
А) абиотическим; Б) ограничивающим; В) экстремальным; Г) оптимальным.
А) заросток; Б) корневище; В) стебель; Г) первый лист.
А) дождевой червь; Б) пескожил; В) трубочник; Г) ни один из перечисленных.
А) наружном слое надкостницы; Б) трубчатом веществе кости; В) внутреннем слое надкостницы; Г) полости кости с желтым костным мозгом.
А) кислород; Б) живое вещество; В) климат; Г) тепло земных недр.
А) дрожжи; Б) трутовик; В) сыроежка; Г) пеницилл.
А) коробочке; Б) заростке; В) антеридии; Г) архегонии. |
![]() | Пермского края № сэд-26-01-18-412 от 12. 10. 2012 г. «О проведении муниципального этапа, дистанционного тура регионального этапа... | ![]() | Положение об организации проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее Положение) разработано... |
![]() | В соответствии с Положением о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в Московской... | ![]() | Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011/2012 учебном году |
![]() | Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,... | ![]() | Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Республиканского этапа XII всероссийской акции «Я – гражданин России»... |
![]() | ![]() | Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием... | |
![]() | Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г | ![]() |