Скачать 3.55 Mb.
|
Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). В учебном пособии излагаются основные цели, задачи и принципы специальной педагогики и психологии, раскрываются специальные и общепедагогические методы коррекционного педагогического воздействия на детей, обучающихся и воспитывающихся как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Основной задачей пособия является внесение корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин. Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов. СодержаниеПредисловие.............................................................................................………..............7 Глава 1. Организационно-методические основы преподавания дисциплины...........10 1.1. Цели дисциплины.....................................................................…………………....10 1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого.....................…………………….10 1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов………….....11 1.4. Тематический план изучения дисциплины...........................…………………….12 Глава 2. Предмет и задачи курса «Основы специальной педагогики и психологии»………………………………………….…………………………………………………..13 2.1. Становление специальной психологии и педагогики......................….................13 2.2. Проблема нормы развития................................………………........…...................17 2.3. Развитие психики аномальных детей...................................………..………….....21 2.4. Практические задачи специальной психологии................………..……………..25 2.5. Материалы для семинарского занятия..................................……..……………...26 Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии......................40 3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины.........................40 3.2. Основные термины специальной педагогики и психологии................................42 3.3. Медицинская абилитация и реабилитация..................……………………..........51 3.4. Медико-социально-педагогический патронаж...............……………………......52 3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь...................53 3.6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями………………………………………………………………………………………………..54 3.7. Материалы для семинарского занятия.....................……………………...............60 Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Специальная дошкольная педагогика..........…………………….......................................................62 4.1. Учреждения специального назначения для детей дошкольного возраста.........62 4.2. Теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии.…………………………………………………………………………....70 4.3. Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………73 4.4. Материалы для семинарского занятия...................................…………………...76 Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики.........................84 5.1. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины...……………………...84 5.2. Классификации умственной отсталости..............................……………………..87 5.3. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц..........................................................……......92 5.4. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.........93 5.5. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями...................................…….................................................96 5.6. Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости.......………………………………………………………..99 5.7. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы……………………... 101 5.8. Материалы для семинарского занятия...........……………………......................102 Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) и основные направления коррекционно-развивающего обучения........................................................…113 6.1. Представления о ЗПР и их классификации……………………......................…113 6.2. Особенности психики детей с ЗПР......................................…………………….121 6.3. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР...................................…………………………………………………………….128 6.4. Материалы для семинарского занятия........…………………….........................131 Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями………………………………………………………………………………………...........136 7.1. Нарушения анализаторных систем.........………………….................................136 7.2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей............................................................………………….……………………………….....147 7.3. Дети с нарушениями зрения………………….....................................................151 7.4. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения……………………….................................................160 7.5. Материалы для семинарского занятия..........………………….......................166 Глава 8. Логопедия и логопсихология............................................………….........170 8.1. Предмет, задачи и методы логопедии………………......................................170 8.2. Виды речи и основные причины ее нарушения.......…………………...........172 8.3. Развитие речевой деятельности в онтогенезе……….………….....................174 8.4. Современные классификации речевых нарушений.......…………………….176 8.5. Предмет, задачи и методы логопсихологии.......................………………….183 8.6. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК…………………………………………………….....................................................185 8.7. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения...........................…………………………………………………………………188 8.8. Элементы психотерапии в работе логопеда.......................…………………..190 8.9. Материалы для семинарского занятия...............................…………………...192 Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата..………………. 208 9.1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича..............................208 9.2. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.............211 9.3. Нарушения психики при ДЦП…………………................................................216 9.4. Речевые нарушения при детском церебральном параличе..............................218 9.5. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП......................220 9.6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом…….…………………………………………………………...................................222 9.7. Материалы для семинарского занятия «Особенности развития личности детей с церебральными параличами»..................................................................................………..225 Глава 10. Комплексные нарушения.......................................……………................238 10.1. Понятие о сложном нарушении развития..........………………….................238 10.2. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом..................……………………………………………………………............241 10.3. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом…………………………………………………………………..............................244 10.4. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии..……………………………………………………………….....247 10.5. Материалы для семинарского занятия.................................…………………251 Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков. Его причины и пути коррекции…………………………………………………………………………………………….254 11.1. Девиантное поведение, его причины и проявления........…………………...254 11.2. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению...................260 11.3. Специфика употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте………………………………………………………………………………………………261 11.4. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте.................................……………………………………………………………………..264 11.5. Работа учителя с девиантными подростками.................…………………......269 11.6. Материалы для семинарского занятия...............................…………………...276 Глава 12. Акцентуации характера.......................................................……………...280 12.1. Характер и черты личности....................................................………………...280 12.2. Акцентуации характера у подростков. Типы акцентуаций............................281 12.3. Развитие и трансформации акцентуаций характера......……………………. 283 12.4. Материалы для семинарского занятия..............................…………………....287 Список литературы...................................................…………................................... 296 Предисловие Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но развитой иначе. ^ Данная книга является учебным пособием по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля. Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. В современном учебно-воспитательном процессе действует установка нового уровня: «Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организации ребенка, а максимально использовать свои профессиональные возможности для отыскания такой формы, которая Соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребенок — не только и не столько объект воздействия, сколько источник культурного и профессионального роста самого учителя» (Н. М. Трофимова). Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающихся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим для студентов педагогических вузов сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система профессиональной консультации и профориентации. Авторы ориентируют студентов на опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе традиционных источников. Это позволяет не только получить представление о содержании учебного курса, но и применить полученные значения в собственной научной и практической деятельности в гуманных целях. В книге рассмотрены различные аспекты предмета интегрированного курса. Особое внимание уделено вопросам организации специальной психологической помощи в системе образования, проблемам психокоррекционной работы в рамках профессиональной компетентности будущего специалиста. Структура пособия ориентирует студентов на ключевые проблемы учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких разделов. Первый раздел посвящен общим вопросам специальной психологии и специальной педагогики. Подробно рассмотрены основные категории дисциплины, параметры и классификация основных видов дизонтогенеза, общие закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями. Следующий раздел рассматривает актуальную психолого-педагогическую проблему эффективной работы с детьми с отклонениями по типу ретардации и дисфункции созревания. В пособий уделено место особенностям работы с детьми в условиях дефицитарного развития. Отдельный раздел содержит материал о детях с эмоционально-волевыми нарушениями. По каждой теме авторы предложили свои версии обсуждений проблемы на семинарско-практических занятиях, дали необходимые методические рекомендации. Существенное место в пособии отводится организации самостоятельной работы студентов: даны примерные темы, необходимые рекомендации. Авторы пособия уверены в том, что полученные читателями в процессе творческого переосмысления материалов пособия знания помогут им стать настоящими профессионалами в педагогической деятельности. Наряду с общими представлениями о возрастной, среднестатистической, функциональной норме и основных тенденциях развития ребенка с различными отклонениями, так важно научиться видеть его уникальную неповторимость, все богатство индивидуальных различий, сильные стороны растущей личности. Пристальное внимание к внутреннему миру взрослеющего человека, его трудностям и проблемам, своевременная психологическая поддержка позволят выработать собственную продуктивную педагогическую систему уже со студенческой скамьи. |
![]() | Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии | ![]() | Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики |
![]() | Категории детей с отклонениями в развитии и отрасли специальной (коррекционной) педагогики | ![]() | Классификация по степени тяжести и клинической симптоматики. Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной... |
![]() | История развития психологической науки. Основные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии | ![]() | Задачи, основные категории педагогики и психологии. Система психолого-педагогических наук. Связь педагогики и психологии с другими... |
![]() | Лекция Специальная педагогика и психология как наука. Основные категории специальной педагогики и психологии | ![]() | Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... |
![]() | ... | ![]() | ... |