Билеты и ответы по психологии




Скачать 121.82 Kb.
НазваниеБилеты и ответы по психологии
Дата публикации22.08.2013
Размер121.82 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Психология > Документы
Билеты и ответы по психологии.

  1. Предмет психологии, и её задачи.

Предметом психологии является изучение закономерностей развития

психики, т.е. психического явления.

Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего

(субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только

обратить взор “внутрь себя”.

Субъективные психические явления, как проявления целостной личности,

не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из

методологических соображений и для удобства изучения их принято

подразделять на три основных группы:

V Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление,

воображение, эмоции и др.;

V Психические состояния – активность, бодрость, пассивность,

усталость, тревожность, радость и др.;

V Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и

др.

Задачи: а) Теоретическая(открытие новых фактов, закономерностей , объяснение психич. Процессов)

б) Практические (помогают понять человека, осуществлять индивид. подходы)

в)Правильная организация воспитания и обучения

г) Формирование псих. научного мировоззрения.

  1. ^ Этапы развития психологии как науки.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом,

I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

  1. Основные направления зарубежной психологии.



  1. Развитие отечественной психологии.

Основывается на естественной на научной основе Сеченов и Павлов

  1. Бехтерев создал 1-ую в России психофизиологическую лабораторию(в г.Казань). Основное учение «Рефлексия» . Психика рассматривалась как побочный продукт физиологич. Процессов

  2. Карнилов «Реактология» - как наука о поведении

  3. Челпанов. Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.



  4. Блонский – придерживался принципов бихевиоризма

( Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.)

Лазурский Александр Федорович (1874 - 1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности - и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент - и характер (""эндопсихика""), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру (""экзопсихика""). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях

  1. ^ Понятие о деятельности: строение, структура, виды, общие закономерности её развития.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива



Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

  1. ^ Понятие о личности в психологии, психологическая структура личности.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными,

политическими или религиозными особенностями конкретной социаль-ной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой от-

дельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерар-хическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным,

а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздей-ствия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности.

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

^ Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять

концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял

в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу-

ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой

являлись генетические, физиологические и биохимические особенно-

сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль-

ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).
Структура личности по К. К. Платонову


Первая подструктура — это биологический фундамент личности, ко-

торый определяется полом, возрастом и особенностями протекания

биохимических и нервных процессов.

Вторая структура — формы отражения , которые зависят от особен-

ностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти,

мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура — жизненный опыт , основу которого составля-

ют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности — ее направленность , которая опреде-

ляется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, жела-

ниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития

надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной

стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его

половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется

больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у жен-

щин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные

ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой

стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на

биологические программы личности, так у всех успешных предпринима-

телей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные

качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их

^ 7.Различные направления и теории личности в зарубежной психологии .

Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по

мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим

выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепция-

ми личности (табл. 20.3).

Таблица 20.3. Основные исторические периоды изучения личности



К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих

ученых.

  • _ Эрик Эриксон — теория жизненного цикла.

  • _ Вильгельм Райх — телесно-ориентированная теория психосоматических связей.

  • _ Уильям Джеймс — теория психологии сознания.

  • _ Беррес Фредерик Скиннер — бихевиоризм.

  • _ Джордж Келли — теория личностных конструктов.

  • _ Карл Роджерс — гуманистическая теория личности.

  • _ Абрахам Маслоу — трансперсональная психология.

  • _ Эрих Фромм — гуманистический психоанализ.

  • _ Рэймонд Бернард Кеттел — теория черт личности.

  • _ Курт Левин — жизненное пространство.

  • _ Карл Юнг — теория жизненных типов и коллективного бессознательного .



  1. Психологические характеристики личности.

1) Устойчивость – она пластична, но постоянно можно предвидеть в ситуациях

2) Изобретательность – это свойство психики в сознательных изобретательных действиях

3) Единство л. – это каждая черта связанная с другими и все они взаимодействуют, но могут проявляться по-разному

4) Активность – это многообразная деятельность направленная на познание и формирование самого себя

  1. Понятие о характере, его структура, типическое и индивидуальное в характере.

^ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета».

Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает

человек, живя в обществе.

Характер — совокупность устойчивых черт личности, которая обусловливает типичные для индивида способы поведения.

Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах

личности и отражает общественные условия и направленность воспитания.

Характер проявляется в различных областях жизни человека: в трудовой деятельности, в общении, в привычках в отношении человека

к другим людям и самому себе. Типичные для данного человека поступки называют характерными, а особенности таких типичных для данного человека поступков переносят на него в целом. Например, о человеке, совершившем несколько смелых поступков, говорят, что он смел,

о человеке, который говорит преимущественно правду, говорят, что он

честен или правдив, и т. д.1

С другой стороны, даже смелый человек может струсить в определенных обстоятельствах, а честный человек иногда не решится сказать

горькую правду, которая может ранить близкого ему человека. Поэтому

характерными принято считать только наиболее устойчивые и наиболее

часто проявляющиеся особенности человека.

Та или иная черта характера может проявиться только в определенных жизненных обстоятельствах. Например, наличие волевого или

безвольного характера может проявиться только при наличии у человека сознательной цели и препятствий на пути к ней.

Характер формируется в течение жизни человека, начиная с рождения и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера

идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо.

Тем не менее значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие

изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер че-

ловека и привести к его изменению даже в зрелые годы.

При этом между условиями жизни человека и его характером суще-

ствуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру

человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него

формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ

жизни также может влиять на характер. Например, смелый, отважный

человек выбирает профессию летчика-испытателя, а особенности данной

профессии усиливают черты смелости и самообладания в характере.

В разные периоды истории люди по разному объясняли становление характера человека.

^ Структура характера во многом соответствует структуре личности.

Здесь можно выделить несколько уровней, низшие из которых будут

иметь больше биологического, а высшие — больше социального.

Если рассматривать характер с высшего уровня к низшему, то мы

обнаружим:

  • _ убеждения (принципиальность или беспринципность, оптимизм

  • или пессимизм);

  • _ потребности и интересы (если доминируют духовные потребно-

  • сти, то любознательность и бескорыстие, если материальные — то

  • скупость, зависть);

  • _ интеллект (гибкость или косность мышления);

  • _ волю (самостоятельный или зависимый, решительный или нере-

  • шительный характер);

  • _ чувства (раздражительный или спокойный характер);

  • _ темперамент (общительный — необщительный, уравновешен-

  • ный — неуравновешенный).

  1. Темперамент как биологический фундамент для формирования личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:

темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность;

свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;

согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу , который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма(кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский учёный Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента, которые представленыв табл. 21.1.

Таблица 21.1. Классификация темпераментов Галена







  1. Способности и задатки, виды способностей, способности и личность.







  1. Общественная природа личности. Факторы, определяющие развитие личности в коллективе.



  1. Речь, её значение, функции и виды.

  2. Мышление, его виды.

  3. Мышление. Его связь с воображением и речью, решение мыслительных задач (теория П.Я. Гальперина)

  4. Понятие о внимании, его виды и свойства, недостатки внимания.

  5. Ощущение, пороги ощущений, его виды и свойства.

  6. Восприятие, законы развития восприятия, виды и свойства восприятия.

  7. Память, различные классификации видов памяти.

  8. Воображение, как специфический вид деятельности человека, его виды и формы.

  9. Сознательное и бессознательное. Общественная природа сознания. Основные предпосылки и условия его возникновения.

  10. Эмоции и чувства. Психологические теории эмоций.

  11. Основные эмоциональные состояния и виды чувств.

  12. Понятие о воле, её значение для регуляции поведения и и деятельности, волевые качества личности.

  13. Методы психологии.

  14. Мотивация поведения и деятельность личности.

  15. Формы, операции мышления

  16. Процессы памяти.

  17. Умения, навыки, привычки. Условия их формирования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на экзаменационные билеты по физической культуре
Перед началом занятий, соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на экзаменационные билеты по истории России (9 класс)
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету «История Церкви»
Положение Христианской Церкви в Римской империи в I – начале IV вв. Гонения на христиан

Билеты и ответы по психологии iconШпаргалки к билетам
П43 Физическая культура Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс, учебное пособие / Г. И. Погадаев — М.: Издательство «Экзамен»,...

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты Билет 1
Сформировать иллюстрированный текстовый документ (визитная карточка, рисунок) с помощью Word Art и графической панели. Сохранить...

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты по истории России. Учитель: Жолтикова Н. В
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Образование...

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету «Догматическое богословие»
До́гматы непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских...

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты 1 Капитальное строительство в системе народного хозяйства страны
Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства. Продукцией строительной отрасли являются построенные...

Билеты и ответы по психологии iconБилеты по литературе 9 класс
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...

Билеты и ответы по психологии iconОтветы на билеты по курсу «Финансы и кредит»
Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов