Скачать 121.82 Kb.
|
Билеты и ответы по психологии.
Предметом психологии является изучение закономерностей развития психики, т.е. психического явления. Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего (субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только обратить взор “внутрь себя”. Субъективные психические явления, как проявления целостной личности, не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из методологических соображений и для удобства изучения их принято подразделять на три основных группы: V Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.; V Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.; V Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др. Задачи: а) Теоретическая(открытие новых фактов, закономерностей , объяснение психич. Процессов) б) Практические (помогают понять человека, осуществлять индивид. подходы) в)Правильная организация воспитания и обучения г) Формирование псих. научного мировоззрения.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
Основывается на естественной на научной основе Сеченов и Павлов
( Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.) Лазурский Александр Федорович (1874 - 1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности - и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент - и характер (""эндопсихика""), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру (""экзопсихика""). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива ![]() Рис. 3. Структура деятельности Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социаль-ной общности. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой от- дельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерар-хическую систему. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздей-ствия на нее внешних обстоятельств. Таким образом, мы можем дать определение личности. Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. ^ В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структу- ру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенно- сти человеческого организма, а высший уровень определялся социаль- ными и духовными особенностями личности (рис. 20.4). Структура личности по К. К. Платонову ![]() Первая подструктура — это биологический фундамент личности, ко- торый определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов. Вторая структура — формы отражения , которые зависят от особен- ностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений. Третья подструктура — жизненный опыт , основу которого составля- ют знания, умения, навыки и привычки. Четвертый уровень личности — ее направленность , которая опреде- ляется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, жела- ниями, влечениями, стремлениями и идеалами. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них. Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у жен- щин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринима- телей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их ^ Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепция- ми личности (табл. 20.3). Таблица 20.3. Основные исторические периоды изучения личности ![]() К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих ученых.
1) Устойчивость – она пластична, но постоянно можно предвидеть в ситуациях 2) Изобретательность – это свойство психики в сознательных изобретательных действиях 3) Единство л. – это каждая черта связанная с другими и все они взаимодействуют, но могут проявляться по-разному 4) Активность – это многообразная деятельность направленная на познание и формирование самого себя
^ В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер — совокупность устойчивых черт личности, которая обусловливает типичные для индивида способы поведения. Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах личности и отражает общественные условия и направленность воспитания. Характер проявляется в различных областях жизни человека: в трудовой деятельности, в общении, в привычках в отношении человека к другим людям и самому себе. Типичные для данного человека поступки называют характерными, а особенности таких типичных для данного человека поступков переносят на него в целом. Например, о человеке, совершившем несколько смелых поступков, говорят, что он смел, о человеке, который говорит преимущественно правду, говорят, что он честен или правдив, и т. д.1 С другой стороны, даже смелый человек может струсить в определенных обстоятельствах, а честный человек иногда не решится сказать горькую правду, которая может ранить близкого ему человека. Поэтому характерными принято считать только наиболее устойчивые и наиболее часто проявляющиеся особенности человека. Та или иная черта характера может проявиться только в определенных жизненных обстоятельствах. Например, наличие волевого или безвольного характера может проявиться только при наличии у человека сознательной цели и препятствий на пути к ней. Характер формируется в течение жизни человека, начиная с рождения и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо. Тем не менее значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер че- ловека и привести к его изменению даже в зрелые годы. При этом между условиями жизни человека и его характером суще- ствуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ жизни также может влиять на характер. Например, смелый, отважный человек выбирает профессию летчика-испытателя, а особенности данной профессии усиливают черты смелости и самообладания в характере. В разные периоды истории люди по разному объясняли становление характера человека. ^ Здесь можно выделить несколько уровней, низшие из которых будут иметь больше биологического, а высшие — больше социального. Если рассматривать характер с высшего уровня к низшему, то мы обнаружим:
ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Выделяют следующие основные особенности темперамента человека: темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность; свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными; согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека. В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу , который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма(кровь, лимфа и желчь). Древнеримский учёный Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента, которые представленыв табл. 21.1. Таблица 21.1. Классификация темпераментов Галена ![]() ![]() ![]()
![]() ![]() ![]()
|
![]() | Перед началом занятий, соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит | ![]() | Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность |
![]() | Положение Христианской Церкви в Римской империи в I – начале IV вв. Гонения на христиан | ![]() | П43 Физическая культура Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс, учебное пособие / Г. И. Погадаев — М.: Издательство «Экзамен»,... |
![]() | Сформировать иллюстрированный текстовый документ (визитная карточка, рисунок) с помощью Word Art и графической панели. Сохранить... | ![]() | Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Образование... |
![]() | До́гматы непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских... | ![]() | Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства. Продукцией строительной отрасли являются построенные... |
![]() | На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,... | ![]() | Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами... |