Скачать 209.25 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ Феноменологически - ориентированная психотерапия. (Профессиональный уровень) Автор программы Вяземшев А.М. Программа начинается 19-20 ноября 2011 г. Стоимость одного модуля – 6 тыс. руб. Телефоны для уточнения информации и записи: 8-926-143-80-41 Менеджер образовательного проекта Иванова Наталья www.ifkik.ru Москва 2011 Описание программы. Настоящая программа «Феноменологически - ориентированная психотерапия (профессиональный уровень)» является программой дополнительного образования для студентов психологических и медицинских факультетов, а также специалистов-психологов, работающих в области психологического консультирования и психологической помощи. Программа построена с учетом европейских требований (стандартов) к образовательным программам психотерапевтического образования. Она реализуется в течение 30 месяцев в ходе 24 учебных модулей (384 академических часов). Каждый учебный модуль состоит из 16 академических часов. Участникам проекта также предстоит встречаться в микрогруппах не менее 100 академических часов, и пройти курс дидактического психологического консультирования у психотерапевтов, аккредитованных Институтом для проведения дидактической психотерапии в объёме 80 часов минимум (список прилагается). Так же в сертификационные требования входит 20 часов индивидуальной супервизии с супервизорами института. Предполагается, что участники программы работают или будут работать в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.). За время обучения участники программы знакомятся с феноменологическими аспектами психологической помощи, принципами феноменологически-ориентированной психотерапии и основными вариантами методов психоаналитической психотерапии, способами их интеграции, получают практические навыки феноменологически и аналитически ориентированной работы, совершенствуя их в работе с реальными клиентами. В отличие от базового образовательного курса, профессиональный курс организован с целью подготовить специалистов по психологической помощи для проведения долгосрочной психотерапии, объединяющей феноменологический и аналитический подход. Очная часть курса (семинары) включает мини-лекции, демонстрации случаев, практические упражнения, рефлексию опыта, самопознание. На мини-лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями. На практических занятиях студенты приобретают навыки и умения, необходимые для работы данным методом, вырабатывают феноменологический (описательный) способ восприятия действительности, учатся диалогической основе общения с клиентом, соблюдать стратегические балансы в психотерапевтических интервенциях, изучают психоаналитические концепции, формируют собственный индивидуальный стиль психотерапевта. Начиная с освоения классических техник и базовых принципов метода, участники программы переходят к освоению метода в частных случаях (особенности ведения беседы с клиентами, с работой клиентами, имеющие клинические нарушения, психосоматическими расстройствами), в сложных ситуациях: утрата ребенка, суицидальное поведение, сильные чувства и т.д. Важной составной частью курса является очная индивидуальная и групповая супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с клиентами, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института. Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации практически освоить феноменологически-ориентированный метод, и избежать в процессе обучения ошибок (очная сертификационная супервизия). Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения. В процессе учебного модуля очень важно иметь опыт работы как терапевта с клиентом, под супервизией опытного обучающего терапевта. Именно в реальной живой работе с клиентами накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе в формате заочной супервизии. За время учебы слушатели получают возможность приобрести собственный клиентский опыт, нередко приобретая новое видение своей жизни. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников. Участникам проекта предстоит самостоятельное изучение литературы, написание отчётов, интенсивное самостоятельное самопознание, практика работы с клиентами. ^ Обучающие терапевты учитывают индивидуальный стиль обучения каждого студента и темпы усвоения учебного материала. В процессе обучения студенты привносят свой опыт, что даёт возможность для взаимного обогащения и развития. Концепция программы. Методологической основой курса являются принципы феноменологически-ориентированного, личностно-ориентированного (от описанного опыта переживания к знаниям), и психоаналитического подходов. Феноменологически-ориентированная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как процессуальные явления (феномены) проблемных внутриличностных, межличностных, семейных отношений и личной и семейной истории. Такой взгляд на проблему дает дополнительные возможности для процессуальной диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих в феноменологически-ориенетированном подходе. Особую ценность представляет интеграция психоаналитического и феноменологического видения. Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов встретиться с любым клиентом, т.е. уметь выстраивать процесс психотерапии индивидуально для каждого клиента, который обратиться к нему за помощью. Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с индивидуальными клиентами и группами. Преподавателям Института представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные клиентами. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами клиентов, в том числе с психосоматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в профессиональном сообществе. Форма обучения Очная работа: семинар-тренинг (work-shop) проводится один раз месяц в установленные заранее сроки (суббота и воскресенье с 11.00 до 19.30, в случае непредвиденных обстоятельств, связанных с помещением, неожиданными государственными выходными, форс - мажором время и дни могут изменяться). ^ : встречи в интервизорских группах между семинарами, ведение дневника «Утренние страницы», индивидуальные супервизии, работа с литературой, осмысление своего профессионального и личного опыта в заключительном эссе, практическая работа с реальными клиентами. Цели обучения
психологической помощи (в объёме профессионального уровня ).
^ Занятия проходят в интенсивном режиме: по 16 часов один модуль. Учебный модуль проходит по выходным (суббота, воскресение) один раз в месяц с 11.00 до 19.30. Всего 24 учебных модулей. Стоимость одного учебного модуля: 6 тысяч рублей. При заключении договора на обучение студенты оплачивают первый модуль. В начале первого модуля необходимо оплатить второй и т.д. в этом случае последний 24 учебный модуль не оплачивается. Каждый модуль должен быть оплачен не менее чем за месяц до его начала. Общая стоимость программы (учебных модулей) составляет 120 тыс. руб. В случае единовременного взноса предполагается 10% скидка, которая составляет 12 тысяч рублей (стоимость двух учебных модуля). В этом случае сумма единовременной оплаты будет 108 тысяч рублей. На протяжении двух лет обучения сумма оплаты не меняется. Учебный модуль состоит из теории, практики, самопознания и супервизии работы участников (дидактическая супервизия начинается с четвертого учебного модуля). В течение программы учащимся нужно пройти курс дидактической психотерапии (не менее 80 часов) у терапевтов аккредитованных Институтом. Стоимость консультации оплачивается отдельно по индивидуальной договоренности с терапевтом. Желательно начать работу с терапевтом до начала первого модуля. Участник программы, не начавший дидактическую терапию после 10 модуля, теряет возможность получения сертификата в установленные сроки. В этом случае сертификация участника обговаривается дополнительно и оплачивается им отдельно. Между учебными модулями участники встречаются в микрогруппах, где продолжают отрабатывать навыки, умения, техники и использовать знания, полученные на семинарах-тренингах (учебных модулях). Участникам необходимо написать две итоговые работы: теоретическую работу на выбранную тему в области феноменологически-ориентированного подхода и описание случая работы с клиентом. Работа должна быть предоставлена не позднее 21-го учебного модуля (Учебные модули с 21 по 24 сертификационные). Последовательность тем учебных модулей могут варьироваться в зависимости от стадий развития и зрелости группы. Ответственность за содержание материала и способ его подачи несут обучающие терапевты, руководствуясь своим профессионализмом и консультацией с администраций Института. В процессе реализации программа супервизируется администрацией института. ^
^ Вся программа разбита на 6 учебных блоков по четыре учебных семинара в каждом:
Практический ( тренинг) (1 блок)
Установки феноменолога. Установки психоаналитика. Развитие способностей феноменологически – ориентированного психотерапевта. Работа с феноменами клиента. Работа с феноменами терапевта. Способы фокусирования клиента на различных аспектах его переживаний и жизненного мира. Субъективное и объективное в психотерапии. Психоанализ и феноменология: возможности творческого обогащения.
Активность терапевта и основные терапевтически навыки. Смысл навыков. Личные качества феноменологически-ориентированного психотерапевта. Признаки хорошего альянса. Признаки терапевтического присутствия. Влияние личных проблем консультанта на его работу. Влияние работы на личность и образ жизни терапевта. Профессиональная деформация и сгорание. Ресурсы и поддержка психолога - консультанта. Доверие и безопасность в психологическом консультировании.
Понимание как один из основных элементов психологической помощи. Отличия понимания и осознания. Способы активизации когнитивного уровня психики клиента. Понимающая психотерапия. Важность когнитивной работы клиента и терапевта. Привнесение ясности в жизнь клиента. Способы когнитивной ассимиляции психотерапевтического опыта и интеграции его в жизнь. Концепция стратегических балансов.
Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии. Способы проявления терапевтической эмпатии. Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы). 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента. Герменевтическая Эмпатия (В. Каиль). Аффективная толерантность и её укрепление. Условия эффективности психотерапии. Распределение на микрогруппы. Самопознание (2 блок)
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе.
Групповая работа. Фокусирование. Символизация процесса проживания. Повышения уровня аффективной толерантности.
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе. Теоретический (3 блок)
Философские основы феноменологической психотерапии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартр.) и психоанализа (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Р. Декарт). Теория самости (Э. Спинелли). Феноменологическая и психоаналитическая дискуссия.
Модель процесса психотерапии: тело и окружение; время и окружение. Феноменальная самость. Символический процесс. Функциональный круг. Фокусинг-ориентированная психотерапия. Феноменологическая концепция переживаний. Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта. Работа с клиническими случаями.
Гуманистическая теория личности и терапии К. Роджерса. Феноменологическая теория личности Т. Берли. Теория экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бьюдженталя. Экзистенциально-феноменологическая теория А. Ленгли. Сопротивление (экзистенциально-гуманистический взгляд). Феноменологическая и интерпретативная работа с переживаниями. Тело в феноменологически ориентированной психотерапии.
Основные идеи З.Фрейда, В.Штекель, А.Адлера, К.Г.Юнга, Ш.Ференци, К.Абрахама, М.Эйтингона, О.Ранка, В.Райха. Основные принципы психоаналитической психотерапии. Интерсубъективный подход в психоанализе. Психоаналитические теории развития. Теория привязанности Дж. Боулби. Теория объектных отношений. Идеи Лакана. Символический язык бессознательного искусство его интерпретации. Сопротивление (психоаналитический взгляд). Супервизорский (4 блок)
Студенты работают друг с другом. Эта работа анализируется в группе по определённым критериям.
Студенты работают с приглашёнными людьми. Эта работа анализируется в группе по определённым критериям.
Студенты приносят случаи своей практической работы с клиентами, которые вызывают у них трудности и группа и ведущие помогают им найти решения.
Студенты приносят случаи своей практической работы с клиентами, которые вызывают у них трудности и группа и ведущие помогают им найти решения. Клинические аспекты психотерапии (5 блок)
Нарушения личности. Психозы, психотический уровень нарушений. Психоаналитическое понимание пограничных (border-line) расстройств. Психоаналитическое понимание зависимостей. Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии. Понятие процессуальной и клинической диагностики. Непрерывность процессуальной диагностики. Основные этапы клинической и процессуальной диагностики. Три уровня диагностики (диагностический треугольник). Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента. Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом.
Внутренний мир травмы. Формирование травматического опыта. Теории травматического опыта. Шоковые травмы и травмы развития. Процессуальная и клиническая диагностика травмы. Способы исследования и проработки травматического опыта. Помощь в построении и развитии эго-идентичности. Кризисная помощь. Супервизия.
Процессуальная и клиническая диагностика структуры характера. Формирования структуры характера. Особенности контракта. Использование структурного и феноменологического интервью. Нарушение психологического развития. Особенности психоаналитического и феноменологического лечения различных видов психопатологии. Супервизия.
Основные идеи поддерживающей психотерапии. Показания к поддерживающей психотерапии. Поддерживающие психотерапевтические стратегии. Поддерживающе-психотерапевтический поход Фрайбергера. Кризисные интервенции. Претерапия Праути. Супервизия.
Препятствия и барьеры для начала практики. Планирование карьеры психотерапевта и начала практики. Самокоучинг. Информирование о себе. Трудности контакта с клиентом. Профессиональная идентичность. Система поддержки терапевта. Повышение профессионального уровня. Жизнь терапевта. Имидж психолога. Способы самопродвижения. Сертификационный (6 блок)
Студенты делают доклад по анализу своего случая практической работы перед группой и тренерами.
Студенты делают доклад по анализу своего случая практической работы перед группой и тренерами.
Студенты делают доклад по предварительно выбранной теоретической работе.
Студенты делают доклад по предварительно выбранной теоретической работе. Тренерский состав образовательной программы.
Сертификат по личностно-ориентированной психотерапии OGWG (Австрийского общество научной клиентцентрированной психотерапии и личностно-ориентированной терапевтической беседы), Сертификат экзистенциального психотерапевта Института Гуманистической и Экзистенциальной Психологии г. Бирштонас, Литва Директор Института Феноменологического Консультирования и Коучинга.
Сертификат « ИФКиК»: программа «Тренинг тренеров», Сертификат «ИФКиК» Психологическое консультирование и терапевтическая психология». Сертификат Вислохского Института Системных решений (Германия) совместно с Институтом консультирования и системных решений (Россия) «Системно-феноменологический подход Б. Хелленгера».
Сертификат GLE -International (Международный Экзистенциальный Институт Австрии, директор А. Лэнгле)
Сертификат «Института Инициатической психотерапии» по программе «Интегративная психотерапия». Сертификат «ИФКиК» по программе «Психологическое консультирование и терапевтическая психология (фноменологически-ориентированный подход)». Сертификат «ИФКиК» по программе «Феноменологически-ориентированная психотерапия и коучинг».
Сертификат «Института Инициатической психотерапии» по программе «Интегративная психотерапия». Сертификат «ИФКиК» по программе «Феноменологически-ориентированная психотерапия и коучинг». ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ (профессиональный уровень) Вся программа разбита на 6 учебных блоков по четыре учебных семинара в каждом:
Практический ( тренинг) (1 блок)
Установки феноменолога. Установки психоаналитика. Развитие способностей феноменологически – ориентированного психотерапевта. Работа с феноменами клиента. Работа с феноменами терапевта. Способы фокусирования клиента на различных аспектах его переживаний и жизненного мира. Субъективное и объективное в психотерапии. Психоанализ и феноменология: возможности творческого обогащения.
Активность терапевта и основные терапевтически навыки. Смысл навыков. Личные качества феноменологически-ориентированного психотерапевта. Признаки хорошего альянса. Признаки терапевтического присутвия. Влияние личных проблем консультанта на его работу. Влияние работы на личность и образ жизни терапевта. Профессиональная деформация и сгорание. Ресурсы и поддержка психолога - консультанта. Доверие и безопасность в психологическом консультировании.
Понимание как один из основных элементов психологической помощи. Отличия понимания и осознания. Способы активизации когнитивного уровня психики клиента. Понимающая психотерапия. Важность когнитивной работы клиента и терапевта. Привнесение ясности в жизнь клиента. Способы когнитивной ассимиляции психотерапевтического опыта и интеграции его в жизнь. Концепция стратегических балансов.
Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии .Способы проявления терапевтической эмпатии. Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы). 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента. Герменевтическая Эмпатия (В. Каиль). Аффективная толерантность и её укрепление. Условия эффективности психотерапии. Распределение на микрогруппы. Самопознание (2 блок)
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе.
Групповая работа. Фокусирование. Символизация процесса проживания. Повышения уровня аффективной толерантности.
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе
Групповая работа, где студенты обсуждают с ведущими и друг другом свои жизненные трудности и трудности межличностного взаимодействия в группе. Теоретический (3 блок) 9. Философские основы феноменологической психотерапии и психоанализа. Философские основы феноменологической психотерапии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартр.) и психоанализа (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Р. Декарт). Теория самости (Э. Спинелли). Феноменологическая и психоаналитическая дискуссия.
Модель процесса психотерапии (Тело и окружение. Время и окружение). Феноменальная самость. Символический процесс. Функциональный круг. Фокусинг-ориентированная психотерапия. Феноменологическая концепция переживаний. Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта. Работа с клиническими случаями.
Гуманистическая теория личности и терапии К. Роджерса. Феноменологическая теория личности Т. Берли. Теория экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бьюдженталя. Экзистенциально-феноменологическая теория А. Ленгли. Сопротивление (экзистенциально-гуманистический взгляд). Феноменологическая и интерпретативная работа с переживаниями. Тело в феноменологически ориентированной психотерапии.
Основные идеи З.Фрейда, В.Штекель, А.Адлера, К.Г.Юнга, Ш.Ференци, К.Абрахама, М.Эйтингона, О.Ранка, В.Райха. Основные принципы психоаналитической психотерапии. Интерсубъективный подход в психоанализе. Психоаналитические теории развития. Теория привязанности Дж. Боулби. Теория объектных отношений. Идеи Лакана. Символический язык бессознательного искусство его интерпретации. Сопротивление (психоаналитический взгляд). Супервизорский (4 блок)
Студенты работают с друг другом. Эта работа вполседсвии анализируется в группе по определённым критериям.
Студенты работают с приглашёнными людьми. Эта работа вполседсвии анализируется в группе по определённым критериям.
Студенты приносят случаи своей практической работы с клиентами, которые вызывают у них трудности и группа и ведущие помогают им найти решения.
Студенты приносят случаи своей практической работы с клиентами, которые вызывают у них трудности и группа и ведущие помогают им найти решения. Клинические аспекты психотерапии (5 блок)
Нарушения личности. Психозы, психотический уровень нарушений. Психоаналитическое понимание пограничных (border-line) расстройств. Психоаналитическое понимание зависимостей. Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии. Понятие процессуальной и клинической диагностики. Непрерывность процессуальной диагностики. Основные этапы клинической и процессуальной диагностики. Три уровня диагностики (диагностический треугольник). Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента. Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом.
Внутренний мир травмы. Формирование травматического опыта. Теории травматического опыта. Шоковые травмы и травмы развития. Процессуальная и клиническая диагностика травмы. Способы исследования и проработки травматического опыта. Помощь в построении и развитии эго-идентичности. Кризисная помощь. Супервизия.
Процессуальная и клиническая диагностика структуры характера. Формирования структуры характера. Особенности контракта. Использование структурного и феноменологического интервью. Нарушение психологического развития. Особенности психоаналитического и феноменологического лечения различных видов психопатологии. Супервизия.
Основные идеи поддерживающей психотерапии. Показания к поддерживающей психотерапии. Поддерживающие психотерапевтические стратегии. Поддерживающе-психотерапевтический поход Фрайбергера. Кризисные интервенции. Претерапия Праути. Супервизия.
Препятствия и барьеры для начала практики. Планирование карьеры психотерапевта и начала практики. Самокоучинг. Информирование о себе. Трудности контакта с клиентом. Профессиональная идентичность. Система поддержки терапевта. Повышение профессионального уровня. Жизнь терапевта. Имидж психолога. Способы самопродвижения. Сертификационный (6 блок)
Студенты делают доклад по анализу своего случая практической работы перед группой и тренерами.
Студенты делают доклад по анализу своего случая практической работы перед группой и тренерами.
Студенты делают доклад по предварительно выбранной теоретической работе.
Студенты делают доклад по предварительно выбранной теоретической работе. |
![]() | Программа разработана с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы... | ![]() | Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | «Театр начинается с вешалки». Кажется, на свете просто не отыскать более расхожего выражения. Но все же, если серьезно, с чего начинается... | ![]() | Рассмотрение программы на расширенном межведомственном совещании, обсуждение вопросов реализации программы с участием непосредственных... |
![]() | Уровень подготовки: Базовый уровень подготовки. Содержит программы «Рождение мага» и «Становление мага», что соответствует 1, 2 и... | ![]() | Фгос ноо), Примерной программы по предмету «Окружающий мир», Планируемых результатов начального общего образования, программы формирования... |
![]() | Программа предназначена для ознакомления с основами функционирования финансовой системы на предприятии | ![]() | Городская целевая программа «Молодежь столицы Башкортостана» на 2011-2015 годы (Далее – Программа) |
![]() | В соответствии со статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 23. 06. 2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», статьей... | ![]() | Данная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт.... |