«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на




Название«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на
страница1/76
Дата публикации18.06.2013
Размер8.25 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76
ОТ РЕДАКТОРОВ

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблематикой психологии и ее многочисленных отраслей, включает 1162 статьи, в том числе 170 персоналий отечественных и зарубежных ученых.

Статьи словаря отражают содержание основных разделов психологической науки, в нем также представлена терминология, принятая в новейших теоретических и практических исследованиях, что позволяет ему быть информативным для специалистов-психологов, студентов и аспирантов гуманитарных вузов.

В словаре применяются обычные для справочного издания сокращения, связи между статьями осуществляются посредством терминов, выделенных курсивом.

Редакторы словаря выражают глубокую благодарность директору Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО), профессору В. В. Рубцову, и Российскому гуманитарному научному фонду (РГНФ) за поддержку, благодаря кото­рой стало возможным подготовить и выпустить в свет данное издание. Словарь подготовлен в рамках проекта «Психологическая энциклопедия» (проект № 96-03-04320) и проекта «Информационное и телекоммуникационное обеспечение Психологической энциклопедии» (проект № 96-03-12062) при финансовой поддержке РГНФ.

В подготовке рукописи принимали участие О. В. Каекин, А. И. Сокова (компьютерное обеспечение), Е. Ю. Уварина и И. Р. Айрапетян, которым редакторы также выражают свою благодарность.

Редакторы и авторский коллектив будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.

АБРАХАМ (Abraham) Карл (1877-1925) — немецкий психиатр и психоаналитик (см. Психоанализ). Способствовал превращению Берлина в международный психоаналитический центр. Исследовал развитие либидо, маниакальную депрессию, причины враждебности женщин по отношению к мужчинам, детские фобии, мифы, символы, сновидения, роль сексуальности в развитии личности и возникновении психических заболеваний. По оценке 3. Фрейда, первым сформулировал идею нарцис­сизма и был «одним из выдающихся» психоаналитиков.

АБСТИНЕНЦИЯ (от лат. abs — из-за, teneo — держаться) — состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Нередко термин «А.» ошибочно приравнивают к похмельному абстинентному синдрому, в то время как речь идет о более тяжелых состояниях, соответствующих второй (развернутой) стадии алкоголизма, возникающих после 2—16 лет регулярного употребления алкоголя. Клиническая картина и течение А. зависит от природы наркотического вещества или алкоголя, его доз и продолжительности употребления. Характерными проявлениями А. являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто сопровождающееся идеями самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в принятии алко­голя или наркотика и др. Возможно присоединение бессонницы, пугливости, тревожности, суицидальных тенденций (см. Суицид), а также развитие алкогольной эпилепсии.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином «А.».

АБУЛИЯ (от греч. abule — безволие) — патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляющееся в частичном или полном отсутствии желаний, инициативы, побуждений к деятельности, в неспособности принять решение (см. Принятие решений) и осуществить нужное действие, хотя необходимость его может осознаваться. А. следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и устранимой направленной тренировкой (см. Воля, Саморегуляция). В психопатологии различают врожденную А., сопровождающую глубокие степени олигофрении (см. Олигофренопсихология), и приобретенную А., являющуюся результатом обширных травм лобных долей мозга или тяжелых психических заболеваний (депрессии, шизофрении, психозов, запущенных форм наркомании и т. гг.).

АВГУСТИН (354-430) — религиозный мысли гель. В центре учения А. находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно А., все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в Боге.

^ АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. — психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. — деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. — летный и инженерно-технический состав, специалисты УВД.

^ АВСТРИЙСКАЯ (Грацская) ШКОЛА — группа исследователей (X. Эренфелъс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. преимущественно в Грацском университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии в 1894 г. и развивавшего в теоретическом плане идеи своего

непосредственного учителя Ф. Брентано. А. (Г.) и известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной X. Эренфельсом проблемы целостности сознания, который ввел в психологическую науку термин «гешталът-качество» для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом.

АВТОМАТИЗМ (в психологии) (от греч. automatus — самодействующий) — действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно. При «вторичных» А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психоло­гическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка ^.уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. Роль). Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчинен­ных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. АВТОРИТЕТ (от лат. autoritas — влияние, власть) —

  1. влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе
    (см. ^ Статус социальный) и т. д.;

  2. признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях
    совместной деятельности. В первом значении понятие «А.» в социальной психологии
    нередко соотносится с представлением о власти. Во втором значении А- может и не со­
    впадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующи­
    ми полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого
    обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. такого индивида
    обусловлен его идеальной представленностью в сознании других (см. Отраженная
    субъектностъ)
    и значимостью преобразований, которые он осуществил своей
    деятельностью.

АГГРАВАЦИЯ (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение тя­жести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К А. склонны люди с истероидной акцентуацией (см. Акцентуация характера), страдающие психопатическими заболеваниями, а также лица пожилого возраста, имеющие выраженные изменения психики. А. следует отличать от симуляции, при которой из корыстных побуждений демонстрируются признаки на самом деле отсут­ствующего заболевания.

АГНОЗИЯ (от греч. а — отрицательная, частица и gnosis — знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают:

  1. зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной
    остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;

  2. тактильные А., проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь
    (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении
    представления о схеме тела (соматоагнозия);

3) слуховые А., проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т. е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству (см. Афазия), или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

АГРАФИЯ (от греч. а — отрицательная частица и grako — пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. А. у детей — одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с органическим недоразвитием мозга; может наблюдаться и при расстройствах речи, связанных с нарушением звукового анализа слов вследствие тугоухости или глухоты. А. у взрослых — одно из проявлений афазии.

АГРЕССИЯ (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности (см. Напряженность психическая), страха, подавленности и т. д. А. объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Выделяются следующие виды А.:

  1. физическая А. (нападение) — использование физической силы против другого
    лица или объекта;

  2. вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг),
    так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

  3. прямая А. — непосредственно направленная против какого-либо объекта или
    субъекта;

  4. косвенная А — действия, направленные окольным путем на другое лицо —
    злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся
    ненаправленностью и неупорядоченностью — взрывы ярости, проявляющиеся в крике,
    топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.;

  5. аутоагрессия — проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении
    себе телесных повреждений и самоубийстве;

  6. враждебная А. — выражается в действиях, целью которых является причинение
    вреда объекту А.;

7) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели.
^ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (от греч. syndrome — стечение) — совокупность

адаптационных реакций организма человека, и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. Понятие «А. с.» было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селъе.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. А. — одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальт-психологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к

экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

^ АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

^ АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих ком­понентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориента­ции индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер А. с., ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

^ АДАПТИВНОСТЬ—HE-АДАПТИВНОСТЬ — тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании, а не адаптивность — в рассогласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентации («целей» — в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход — наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т. п. Специальный анализ показывает ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе, универсальность проявлений неадаптивности человека, существование не только негативных, но и позитивных проявлений неадаптивности. Неадаптивность указывает на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо («жить значит умирать», «познание есть продвижение к знанию о своем незнании», «мысль изреченная есть ложь» и т. п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, — витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии (см. Рефлексия). Неадаптивность и является таким источником. Неадаптивность — не только неизбежная черта активно­сти, но и особый мотив, направляющий развитие личности и проявляющийся в надситуативной активности — специфической привлекательности действий с не предрешенным исходом. Существованием неадаптивных мотивов объясняется «странность» некоторых действий людей, например, кажущиеся иррациональными поступки подростков, такие как «немотивированный» риск, неоправданная враждебность, постановка заведомо неразрешимых задач.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconСложный многоплановый процесс установления и развития контактов между...
...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconСборник упражнений по русскому языку
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconГэльско-русский словарь
Настоящий словарь не является законченной работой. Словарь предназначается для образовательных целей. Разрешается делать копии настоящего...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconВыходящая ныне отдельным оттиском статья о Карле Марксе написана...
«Все дело в Германии будет зависеть от возможности подкрепить пролетарскую революцию своего рода вторым изданием крестьянской войны....

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconКраткий словарь йоги
Это краткий словарик, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги. Надеюсь, он Вам пригодится

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconСловарь терминов процессуальной работы Составитель Дж. М. Ривар
Каждый термин взят из одной или более публикаций, перечисленных в Библиографии в конце словаря. Для идентификации каждого источника...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconКнига является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования...
Эта книга является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования «Язычество древних славян», вышедшего в 1981 г. В...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconКнига является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования...
Эта книга является прямым продолжением, как бы вторым томом, моего исследования «Язычество древних славян», вышедшего в 1981 г. В...

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconУчебный объяснительный словарь терминов
Аббревиатура (итал. Abbreviattura от лат. Brevis — краткий) — сложносокращенное слово

«Краткий психологический словарь» является вторым (расширенным, исправленным и дополненным) изданием словаря, выпущенного Политиздатом в 1985 г. Рассчитан на iconЭнциклопедический словарь сми
Крсу. Справочник рассчитан на студентов, обучающихся по любым специальностям в сфере сми, преподавателей, специалистов в области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов