Тема Предмет психологии развития




НазваниеТема Предмет психологии развития
страница1/4
Дата публикации18.06.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(лекции)
Тема 1. Предмет психологии развития
Вопросы:

  1. Предмет психологии развития и основные проблемные поля исследований. Методы психологии развития.

  2. Становление и современные тенденции развития науки.

  3. Место психологии развития в психологической науке и общегуманитарном знании.


1.1. Предмет психологии развития и основные проблемные поля исследований. Методы психологии развития.

Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза.

Предметом этой отрасли науки выступают, таким образом, факты, закономерности и особенности (статусно-демографические, этнокультурные и др.) общего процесса психического развития, формирования и становления личности человека на всех этапах его жизненного пути. В соответствии с этим выделяются:

детская психология;

подростковая;

психология юности;

психология взрослого человека (акмеология);

геронтопсихология;

Каждая из обозначенных отраслей основывается на общих закономерностях психического и социального развития человека, к примеру, в признании априорных влияний на этот процесс природных и социальных факторов. НО! Каждая из них видит предметом своего пристального исследования специфические особенности проявлений развития психики и личности в зависимости от фактора возраста, ибо этот фактор является ключевым в понимании и обсуждении общего хода развития. Приведём пример: внимание как психическое свойство в раннем возрасте 1-3 лет преимущественно непроизвольное. Главное влияние на способность сосредотачиваться оказывает развитие познавательного рефлекса «что это» и возникновение доминанты - очага повышенной возбудимости, в головном мозге. Приём отвлечения от плача, неразрешённого действия (залезать в шкаф, дёргать кошку!) умело используют родители. А привлечь, ещё сложнее удержать внимание на НУЖНОМ для взрослых действии или объекте без внешнего стимула-контроля практически очень сложно. И роль наших социальных влияний очевидно несравнимо менее значима, нежели роль биологического фактора. Другая картина у ребёнка 7… лет. Когда имеет место более высокий уровень социального развития, в частности, сформированность социальных мотивов, мотивов достижения, игрового, главное – начало способности к волевой регуляции. Здесь роль социального фактора превалирует над проявлениями биологических влияний. Но как это происходит, что из социальных влияний более значимо, почему у одного ребёнка высокая концентрация и низкая отвлекаемость, а у другого наоборот. Эти вопросы ставит практика – педагогическая, семейная. И ответы на эти вопросы ищет и даёт уже конкретная область психологии развития – детская психология. Аналогичные задачи решает подростковая, юношеская психология, акмеология, геронтопсихология.

Таким образом, психология развития – это возрастная психология, изучающая особенности психического и личностного (социального) развития человека в детстве, отрочестве, юности, в периоды зрелости и старения.

Задачи:

- Отразить уникальность каждого возрастного момента в проявлениях психического и личностного развития. Дать полную характеристику самого процесса развития, обусловленного предпосылками и конкретными условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.

- Выявить и описать механизмы развития и бытия личности, позитивные и негативные глубинные тенденции развития на каждом возрастном этапе.

- Проанализировать на всех возрастных этапах в бытийной жизни и «душевном строе» (терм. Мухиной) противоречивость феноменологии человека, выражающую себя в тенденции к развитию – тенденции к покою; соединённость в одном - человека как социальной единицы и как уникальной субъектности.

- Выявлять и описывать общие и специфические влияния факторов развития: средовых, биологических. В том числе, реальностей существования самого человека – реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, природной реальности, а также этнокультурных влияний, современных информационных влияний.

- Определять и прогнозировать последствия и эффекты удачной и неудачной социализации личности (педагогической, родительской, профессиональной).
Научные и исторические предпосылки возникновения психологии развития как науки:

социальный заказ (образование, воспитание, соц. защита,..);

сформированность общенаучных (философских) законов развития природы и общества - от простого к сложному, переход количественных накоплений в качественные изменения, неравномерность, скачкообразность развития, революционный и эволюционный характер;

разработанность специальных (общепсихологических) теорий, концепций развития;

установление фактов «Оличительности» в закономерностях развития на разных возрастных этапах;

накопление фактологического материала, нуждающегося в анализе и обобщении на основании фактора возраста;

острая потребность прогностического знания для построения программ профилактики отклонений в психическом и личностном развитии; разработки здоровьесберегающих систем в области образования, профессиональной деятельности с целью максимального использования человеческого ресурса и минимизации угроз психическому и психологическому здоровью человека, что является одним из направлений глобальной демографической политики.
Методы психологии развития можно дифференцировать согласно предложенной Б.Г. Ананьевым классификации:

организационные – метод возрастных срезов, лонгитюдный, сравнительный и метод комплексного изучения человека;

эмпирические – батарея методов и частных методик получения научных фактов: наблюдение, эксперимент, тесты, опросные методы (беседа, анкетирование, интервью), нарративный метод, метод дискурсного анализа, биографический метод, анализ продуктов деятельности;

методы обработки данных (обеспечивают достоверность выводов и заключений на основе строго статистических уровней значимости влияний, различий и т.п.);

интерпретационные (2 принципа интерпретации результатов: принцип формальной логики, принцип соответствия реальному социокультурному контексту).
^ 1.2. Основные направления исследований

- Соотношение условий и факторов психического и личностного развития на разных возрастных этапах.

- Идентификация – обособление (отчуждение) как основные механизмы развития и бытия психики и личности.

- Развитие и формирование личности на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития на основе метода исторической реконструкции и этнокультурной принадлежности человека

- Гендерно-ролевая социализация личности в разных культурно-исторических средах. Проблема культурной трансмиссии, инкультурации, феномен «культурный шок».

- Социальное развитие личности в условиях неудачной социализации. Проблема референтности агентов и институтов социализации.

- Возрастное развитие и зрелость. Проблема инфантилизации, социальной инвалидизации.

- Соотношение интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития личности на ранних этапах онтогенеза.

- Социокультурные факторы психологического здоровья личности на этапе старения

- Культура и субкультура (детская, подростковая, молодёжная) – проблема преемственности и конфликта. Дискриминационные социальные практики (эйджизм, ..).

- Нормальные и аномальные кризисы психического и личностного развития.

- Становление идентичности личности (личностной, социальной, гендерно-ролевой) в условиях трансформации общества (изменения ценностно-смысловых паттернов).

- Разработка современных методов и психодиагностического инструментария.

- Подготовка прикладных материалов по оптимизации психического и социального развития человека, сохранению его психического и психологического здоровья.
^ 1.3. Место психологии развития в психологической науке и общегуманитарном знании.

Психология развития является ключевой областью психологической науки, начиная со второй половины 19 столетия – с момента возникновения и становления детской, подростковой и юношеской психологии. С одной стороны, она основывается на общефилософских и общепсихологических представлениях о человеке, о развитии, об основных исторически обусловленных реальностях бытия человека – в этом видится её тесная связь и преемственность со всеми общегуманитарными науками, в первую очередь, с философией, социологией, культурологией, этикой и др. С другой стороны, она базируется на рассмотрении закономерностей не просто развития, а психического развития, как формы отражения человеком, индивидом пространств своей жизнедеятельности и самого себя - внутреннего мира. Именно психология развития обнаруживает, с одной стороны, сходство в закономерностях, механизмах, условия развития (общего и психического, социального), с другой стороны, выявляет принципиальные различия и особенности этого многогранного процесса на разных возрастных этапах жизни человека.

Знание именно этих отличительных и специфических для каждого возраста особенностей - отличительного в общепринятом – и позволяет решать все прикладные проблемы как в оптимизации интеллектуальной сферы, гармонизации духовного мира личности, так и в достижении ею высокого уровня субъективной удовлетворённости жизнью, т.е. ощущения психологического комфорта.

Можно более подробно рассмотреть конкретные связи психологии развития с общей, педагогической, социальной психологией; психологией личности, семьи, кризисной, организационной психологией, психологией труда и организации, юридической психологией, педагогикой, социальной педагогикой и др.науками.

Психология развития – это ключ к пониманию всего того, что становится с человеком на каждом этапе онтогенеза. Это понимание и предвидение последствий тех или иных социальных, информационных влияний, источников нарушений, отклонений и аномальных кризисов. Это знание условий, способов и средств обеспечения гармоничного и полноценного психического и личностного развития.
^ Тема 2 Феноменология развития. Развитие личности и периодизация развития взрослого человека

Вопросы:

  1. Понятие развития в психологии (психическое развитие, социальное развитие, развитие личности). Возрастная периодизация.

  2. Условия психического развития

  3. Предпосылки развития психики

  4. Внутренняя позиция личности и развитие


^ 2.1. Понятие развития в психологии (психическое развитие, социальное развитие, развитие личности). Возрастная периодизация.

Развитие является основной категорией, обеспечивающей категориальную и терминологическую преемственность данной отрасли науки с философией, психологией, педагогикой, естественными науками. Каждая из них имеет своё строго предметное определение этого феномена. И, вместе с тем, в этих определениях сохраняется принцип непротиворечивости, сходства и общности.

Что такое развитие!!!

  • В философии

  • В социологии

  • В биологии

  • В психологии


Важная характеристика этой категории – дихотомия, то есть наличие антипода, таковым выступает – регресс (негативная динамика), стагнация личности (остановка в развитии, отсутствие позитивной динамики).

Виды развития:

общепсихическое развитие (развитие познавательной сферы, интеллектуальных процессов, сенсомоторное развитие);

социальное развитие (развитие социального в человеке – развитие социальных свойств и качеств, потребностей: очеловечивание человека)

личностное развитие (формирование личности, социальной субъектности, направленности, ценностно-смысловых конструктов,…).

Все обозначенные виды развития имеют свойства автономности и в тоже время тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая линия развития имеет свои специфические условия и факторы обуславливания, свои структурно-содержательные параметры, динамические характеристики, сензитивные периоды, этапы латентного развития и кризисы.

Безусловно, важнейшей характеристикой развития является тесная связь положительной модальности всех линий развития: положительная динамика интеллектуального развития и социального (исследования Овчинниковой показали положительную связь в развитии мышления ребёнка и становления его личности; развитие социального интеллекта, коммуникативной компетентности личности тесно связаны с развитием эмоциональной сферы, познавательных процессов и т.п.). И наоборот, неудачная социальная ситуация развития ребёнка в семье, в группе сверстников может опосредовать нарушения познавательных интересов, социальных свойств, отклонения в поведении, речевые задержки и в целом ЗПР.

Относительная автономность каждой линии развития человека обнаруживается в разном темпе, асинхронизации, чувствительности к определенным влияниям – селективности – в разные возрастные периоды. К примеру, в подростковом возрасте личность наиболее сензитивна к влияниям подростковой субкультуры, а в раннем и дошкольном возрасте – к семейным, родительским воздействиям. Сензитивный возраст к обучению – 5-8 лет, а становлению самости, самоидентичности – юность.

Кроме этого, важно знать, что принято выделять центральные и (побочные) второстепенные линии развития. Так, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина указывают, что в раннем возрасте речевое развитие выступает центральной линией, в дошкольном возрасте центральная линия развития психики – развитие памяти, в младшем школьном – мышление.

Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития:

  • основные достижения

  • образования и новообразования

  • ведущий вид деятельности

  • характер социальных отношений, социальные роли

Иными словами, существует совокупность специфических закономерностей развития для того или иного возраста. Это позволило разделить весь жизненный путь человека, весь процесс развития на определённые периоды, отличающиеся один от другого своеобразием вышеперечисленных закономерностей. Это и есть периодизация психического развития или возрастная периодизация. Каждый возрастной период (или этап) имея общие черты развития, несёт в себе своеобразное сочетание новообразований и образований, которые видятся основными достижениями возраста. Их наличие рассматривается в качестве показателя нормативности развития (или отставания).

Критерии возрастной периодизации определяются в разных психологических направлениях по-разному, в зависимости от основных методологических позиций авторов. В тоже время, бесспорными являются прежде всего конкретно-исторические, социально-экономические условия социализации, которые соотносятся с разными видами деятельности человека. Важно при возрастной классификации учитывать закономерности морфо-физиологического развития человека, которые опосредуют созревание психических функций, определяющих, в свою очередь, само развитие и обучаемость ребёнка или взрослого.

Следует знать, что паспортный возраст (биологический) и возраст «актуального психического развития» могут не совпадать. Более того, личностное развитие, обнаруживающее себя в показателях личностной зрелости, далеко не всегда соотносится с взрослостью. Человек может отставать (социальная инвалидизация –и нфантилизация) или опережать (акселерация, ранняя одарённость, синдром «дети-индиго») свой биологический возраст.

Несмотря на разнообразие подходов в выборе критериев деления развития на периоды, все они признают ряд общих моментов - принципов построения периодизации. 1. В основе периодизации положен принцип историзма, что означает, что в разные исторические эпохи возрастные стадии психического развития разные. Возьмите 17 век: ребёнок 9 лет работал в Англии наравне со взрослыми. Сегодня 9-летний ребёнок не рассматривается как самостоятельная дееспособная личность. 2. Периодизация строится и на принципе культурных и этнических традиций. К примеру, взросление на Самоа, островах новой Гвинеи – 11-12 лет, Великобритании – 21 год (можешь самостоятельно и автономно жить, распоряжаться капиталом и т.п.); вступление в брак, участие в выборах, выход на пенсию и т.п. социальные проявления активности соотносятся с видением возраста социальной зрелости личности по-разному в разных культурах и на разных этапах исторического процесса. 3. Уникальность индивидуального темпа развития. Могут иметь место определённые отклонения от средних возрастных рамок в силу индивидуальных особенностей личности, социализирующих условий (дети-Маугли и дети-индиго).

Рассмотрим основные подходы к периодизации и проанализируем сами возрастные периодизации.

Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации выделял психические новообразования, характерные для конкретного этапа возраста. Он выделял стабильные и нестабильные (критические) периоды развития. Именно в кризисные периоды происходит качественная перестройка психических функций и отношений ребёнка, значительные изменения в его личностном развитии. Согласно автору, переход от одного возраста к другому происходит революционным путём (философские законы отрицания отрицания, переход количества в качество).

А.Н.Леонтьев усматривал в качестве критерия возрастной периодизации ведущую деятельность. По его мнению, развитие ведущей деятельности обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности. Он даёт определение ведущей деятельности, основными признаками которой всегда будут: это та деятельность, в которой формируются основные психические образования, в которой удовлетворяются основные актуальные потребности, и она занимает наибольшее место в жизнедеятельности человека; внутри её начинают формироваться новые виды деятельности. Рассмотрим, к примеру, учебно-профессиональную деятельность в юношеском возрасте или игру в дошкольном возрасте.

Д.Б.Эльконин полагал, что в основе периодизации лежат критерии: ведущая деятельность, определяющая возникновение психологических новообразований на каждом возрастном этапе.

А.В.Петровский в качестве критерия усматривал фазы вхождения человека в референтную общность: адаптация, индивидуализация, интеграция. В каждой из них происходит развитие и перестройка структуры личности. Возрастная периодизация, которой традиционно придерживаются по настоящее время в отечественной советской, российской и белорусской психологических школах, основана на идеях Выготского, Леонтьева, Эльконина (включительно юношеский возраст), исследованиях Моргуна В.Ф., Ткачёвой Н.Ю. (зрелость и далее):
ДЕТСТВО:

младенчество: 0 – 1 год

ранний возраст: 1-3 года

дошкольный возраст: 3-6(7)лет

младший школьный возраст:6-7 лет – 10-11 лет
ОТРОЧЕСТВО: 11-12 лет – 15-16 лет
ЮНОСТЬ: 15-16 лет – 20- 21 год
ВЗРОСЛОСТЬ: 21-40 лет (переход к зрелости по Моргуну)
ЗРЕЛОСТЬ: 40-50 лет
ПЕРЕХОД К СТАРОСТИ: 50-55 лет
СТАРОСТЬ: пожилой возраст – 55-75 лет, старческий – 75-90 лет, долгожительство – свыше 90 лет.

Авторы периодизации развития зрелой личности – Моргун и Ткачёва строят её исходя из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые образования, более тонкий анализ уже имеющихся старых с целью их переиерархизации. Выделяя 3 переломных возраста – около 30, 40 и 50 лет, рассматривают их как возрастные границы – переходы – между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью. При этом зрелость начинается по мнению авторов, с этапа юности. Зрелая личность понимается ими как самовоспитывающаяся система, посредством которой осуществляется переход от объекта воспитания к субъекту. Это осознающий свою целостность человек, включённый в общественную систему жизнедеятельности.

1 эпоха – юность 18-23 года

2 эпоха – молодость 24-30 лет

3 эпоха – расцвет 31-40 лет (кризис середины жизни)

4 эпоха – зрелость 40-50 лет

Переход к старости – 50-55лет (нормативный кризис- изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма)

5 эпоха – старость 55-90 лет и более – долгожительство.
Обращает на себя внимание антропологическая модель субъективной реальности и основанная в рамках этой парадигмы периодизация развития Слободчикова В.И. Психологическая антропология – это учение о субъектиной реальности во всей её полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силах развития, закономерностях образования в интервале всей жизни человека. Важнейшая идея – разграничение психики как способа взаимодействия живых существ (и человека, и животных) с окружающим миром, и субъектности – как категории, обозначающей специфически человеческий способ бытия. Отсюда: психологическая антропология занимается описанием явлений внутреннего мира человека, выявлением движущих сил и условий развития в пределах его индивидуальной жизни. Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека – способности превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, то есть в способности быть субъектом собственной жизнедеятельности. Это выражается, в частности, в способности к рефлексии. Именно способность к рефлексии видится как механизм становления субъектности и её развития в онтогенезе.

Источник развития субъективной реальности в онтогенезе – это со-бытийная общность или со-бытие. Такое понимание основано на философско-религиозных представлениях о человеке М.Бубера, М.Хайдегера, А.Хомякова.

Предпосылками развития субъектной реальности являются природа и социум. Условиями развития выступают культура и Божественная реальность.

Движущей силой развития – противоречие между процессами обособления и отождествления ( индивидуализация – идентификация).

Именно со-бытийная общность позволяет человеку входить в разные общности и приобщаться к культуре. Она позволяет индивидуализироваться и быть схожим и остальными. Поэтому в периодизации развития субъективной реальности в онтогенезе выделены основные базисные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

1 ступень- оживление. Культурное событие – ребёнок осваивает вместе с матерью собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Приобретение – комплекс оживления тела в сенсорных, двигательных, действенных измерения, общение.

2 ступень – одушевление. Открытие собственной самости. Приобретение – прямохождение и речь.

3 ступень – персонализация. Партнёром становится взрослый (учитель, мастер,..). Осваиваются правила и принципы деятельности во всех областях: науке, искусстве, морали, праве. Приобретение – впервые осознаёт себя автором и творцом своей собственной жизни, принимает ответственность за себя.

4 ступень – индивидуализация. Партнёром молодого человека становится человечество, с которым он вступает в отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Приобретение – обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою самость.

5 ступень – универсализация. Выход за пределы индивидуальности человека и вхождение в пространство обще- и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей. Со-участником в построении и собеседником в осмыслении универсального со-бытия является Бого-человечество (пол Янг «Хижина» или разговор с Богом).Приобретение – формулой субъективного проживания своей причастности к универсальному со-бытию являются слова ап. Павла: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос!» (Галл. 2, 20).
В психоаналитической концепции З. Фрейда критерием периодизации выступают особенности удовлетворения основных биологических потребностей: оральная, анальная,…. (ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ: Сопоставительный анализ психосексуальной периодизации Фрейда и психосоциальной периодизации Эриксона»).

Для Э. Эриксона развитие – это не психосексуальный, а психосоциальный процесс. Он уделял особое внимание роли культуры и общества в этом процессе. Сама сексуальность рассматривается им только как одна из сторон развития. Поэтому он отошёл от классического психоанализа и обосновал ключевым понятием в свое эпигенетической теории «идентичность». Идентичность – набор характеристик, которые отличают одного человека от другого и делает его подобным самому себе. Периодизация Эриксона называется эпигенетической, так как с его точки зрения - это ансамбль, в котором одновременно присутствуют все возрасты. Он выделил 8 стадий, которые универсальны для всех людей. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания, строгая последовательность и постепенность развития всех органов и систем). При этом каждая стадия решает определённую эволюционную задачу – психосоциальную проблему. От того насколько успешно решается эта задача, зависит направление развития. В результате кризиса идентичности происходит выбор направления развития. Кризис – это своеобразный поворотный пункт – момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Если кризис разрешился выбором прогресса, формируются позитивные новообразования, и наоборот.

Возрастная периодизация Э.Эриксона: (первые 5 стадий совпадают с Фрейдом)

1.

2.

3.

4.

5.

6. Молодость 21-25 лет. Основная задача – поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружественным связям. Психосоциальная проблема – интимность или изоляция. Интимность – сокровенное многоплановое чувство: способность соединить свою идентичность с идентичностью другого без страха потерять себя.

Основное позитивное приобретение – любовь; негативное – одиночество.

7. Зрелость 25-65 лет. Основная задача – передача жизненного опыта будущим поколениям. Основное противоречие – способность к развитию или застой. Необходимость выбора между: продуктивностью (генеративностью) и сосредоточенностью на себе.

Выбор генеративности – прогрессивная линия в развитии, которая ведёт к развитию способности человека интересоваться судьбами других людей, проявлять эмпатийность, заботу, быть заинтересованным и включённым в их жизни (по Эриксону – это расширение взятых на себя обязательств заботиться о других людях, проявлять к ним интерес).

Выбор сосредоточенности на себе опосредует самопоглощённость, озабоченность своим здоровьем, комфортом собственной жизни, отсутствие интереса к другим – формула «я – центр вселенной, и всё крутится вокруг меня!»

8. Старость – свыше 65 лет. Основная задача и проблема – найти ответ на вопрос «доволен ли я своей жизнью». Основное противоречие – субъективная удовлетворённость или неудовлетворённость.

Выбор ответа «доволен» определяет уравновешенность и обретение покоя как следствия ощущения осмысленности своей жизни, сохранения целостности самоидентичности. Позитивное приобретение – мудрость.

Отрицательный ответ на вопрос – определит развитие склонности к отчаянию за «бесцельно прожитые годы». Характерны глубокие переживания разочарования и досады за неиспользованные возможности, горечь от того, что уже ничего не изменить, не повернуть вспять «реку жизни» (Куприн). Часто такие переживание сопряжены с отрицанием собственных недостатков и как следствие с проецированием причин неудач на внешний мир (родных, сослуживцев, общество в целом). Проявляется это в недовольстве, брюзжании, враждебности, плаксивости и т.п., негативное приобретение такого выбора – отчаяние, безысходность, презрение, безнадёжность.

Принципиальное значение периодизации и самой эпигенетической теории Эриксона в том, что:

обстоятельно доказано, что важнейшим этапом и началом формирования идентичности является подростковый возраст;

неудачи в развитии на одном этапе не обуславливают неудач на последующих этапах;

признаётся роль социума и активности самой личности на всех этапах развития.
Таким образом, мы рассмотрели основные принципиальные подходы к пониманию развития и возможностей его периодизации в психологической науке. Это важнейшая проблема теоретического анализа в психологии развития, решение которой определяет прикладные направления социализирующийх влияний основных институтов и агентов социализации.


  1. Условия психического развития


В качестве условий психического развития рассматриваются исторически обусловленные реальности его бытия. К ним относят:

    • Реальность Природы

    • Культура


Под культурой понимаем совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, которые используются обществом в качестве условия развития и бытия в каждый исторический момент.

Культура – явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное в формах знаково-символического характера (законы, ценности, идеалы, способы деятельности,…). Каждый человек входит в культуру и присваивает её материальное и духовное воплощение в определённом культурно-историческом пространстве. Отсюда – на каждом этапе онтогенеза человек входит в разные культурные пространства и испытывает разные культурные влияния. Задача психологии развития – как связаны психическое и социальное развитие человека с культурными условиями его жизненного пространства на разных возрастных этапах.

Культура как общее широкое условие развития классифицируется на более конкретные исторически обусловленные реальности:

реальность предметного мира;

реальность образно-знаковых систем;

реальность социально пространства;

природная реальность.

Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и метаморфозы, поэтому психологию людей следует рассматривать в контексте культуры конкретной исторической эпохи.
РАССМОТРИМ ПОДРОБНО ЭТИ 4 РЕАЛЬНОСТИ, как условия психического развития человека.


  1. Предпосылки психического развития


БИОЛОГИЧЕСКИЕ предпосылки

Предварительные условия развития принято называть предпосылками развития. К ним относят природные свойства организма человека. База определённых предпосылок развития создаётся из поколения в поколение, и ребёнок получает их от предков.

В 1886 г. психология приняла идею Э. Геккеля – сформулированную как биогенетический закон, согласно которому каждая органическая форма повторяет в своём индивидуальном развитии (ОНТОГЕНЕЗЕ) черты и особенности тех форм, от которых она произошла. То есть, «Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Иными словами, каждый из нас быстро и кратко повторяет в своём развитии весь тот путь, который прошли предки каждого. Хотя Геккель использовал идеи Дарвина (Очерк 1844), он не принял во внимание то, что Дарвин отмечал и факты гетерохронии (изменения во времени появления признака) – порой образования в онтогенезе потомков возникают раньше, чем в онтогенезе у предковых форм.

Однако биогенетический закон Геккеля несмотря ни на что был воспринят как непреложный. «Индивидуальный сырой материал детской души качественно дан от родителей и прародителей путём наследственности; воспитанию даётся прекрасная возможность превратить его в пышный цветок интеллектуальным обучением и нравственным воспитанием».

Вслед за Геккелем детские психологи стали проектировать этапы онтогении от простейших форм до современного человека (С.Холл, В.Штерн, К.Бюллер). С.Холл сформулировал теорию «чистой доски». Более того, приписывал поведению ребёнка многие атавизмы: страх глаз и зубов…отзвук эпох, когда человек боролся с животными, имеющими большие глаза и зубы.

По-своему роль биологических предпосылок толковал Фрейд. «Оно» - вместилище врождённых влечений, требующих удовлетворения. Подсознание оказывает мощное влияние на 2 других компонента структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».

Несостоятельность биогенетического закона развития психики человека:

  • Зоопсихология: ни одно шимпанзе не стало человеком, сколько бы его не обучали, сколько бы оно ни жило в социуме (Ладыгина-Котс). Вывод: без человеческого мозга не могут возникнуть человеческие психические функции.

  • Дети-Маугли (Инд. Психолог Рид Сингх – Амала, Камала. Имея человеческую психику, но не имея человеческого общества – культуры и опыта взаимодействия, без культурной трансмиссии невозможно становление высших психических функций, то есть полноценное социальное развитие, становление личности.


СОЦИАЛЬНЫЕ переменные

В отличие от биологического наследования в животном мире, обеспечивающего оптимальное функционирование особи, в человеческом обществе достигнутый уровень развития передаётся другим путём – путём социального наследования.

Это есть сочетаемость множества влияний, которые испытывает на себе человек, появившись на свет. К ним относят: семейное воспитание (стили, поощрения, наказания, эмоциональная близость, дистантность,….), общение, обучение, игровая и профессиональная деятельность, социально-демографический статус, субкультура, культура, цивилизация,…

Что оно в себя включает: предметы материальной культуры, произведения духовной культуры, в том числе язык. Овладевая этим миром человеческой культуры, дети постепенно усваивают и присваивают вложенный в неё общественный опыт, знания, умения, психические качества, которые свойственны человеку. Конечно, самостоятельно овладеть всем этим ребёнок не может. Яркий пример французского этнографа доктора Виллара, который нашёл в экспедиции по Парагваю 2-хлетнюю девочку одного отсталого племени. Его мать воспитала через 20 лет прекрасную женщину, ставшую учёным-этнографом.

Важно знать, что природные свойства человека не порождают психических качеств сами по себе, а создают лишь предпосылки для их образования. Сами психические качества человека возникают благодаря социальному наследованию. Пример: реч. Природная предпосылка – специфическое строение органов артикуляции, зон головного мозга (речедвигательная и др.), органов слуха. Но если с ребёнком не разговаривают, он не слышит человеческой речи - никогда не заговорит. Более того, при разноязычной среде – заговорит одинаково легко на разных языках. УБЕДИТЕЛЬНО!
КОНВЕРГЕНЦИЯ 2 ФАКТОРОВ – взаимодействие биологического и социального.
Как видим, необходимо наличие, как биологических предпосылок, так и социальных переменных, то есть взаимодействие 2 факторов. Так, биологическое созревание мозга (масса Джо 7 лет увеличивается в 3,5 раза), изменение его строения обеспечивают возможности ребёнка по усвоению различных действий, повышают активность, расширяют объёмы восприятия памяти, мыслительных и мнемических процессов и операций. И наоборот, использование наркотиков, алкоголя в зрелом возрасте разрушает нервные структуры и опосредует снижение психических функций.

Таким образом, природные предпосылки – строение организма, его функции необходимы для психического развития вида «Человек ». Но для психического развития «Человека Разумного» необходимы социальные условия» человеческое общество, человеческие виды деятельности - естественная социализация; обучение и воспитание – как специально организованная целенаправленная социализация.

Очевидно, что соотношение биологических и социальных условий различно на разных возрастных этапах. Более того, в каждом возрасте приоритетны разные переменные социального фактора: детство – семья, отрочество – сверстники, юность – учебно-профессиональная деятельность.

Закономерности психического развития:

Этапы психического развития имеют историческую социально обусловленную природу;

Изменчивость временных границ этапов психического развития;

Неравномерный темп психического развития;

Чередование латентных стадий и кризисов;

Революционный характер развития;

Сензитивность развития;

Индивидуальность процесса развития;

Гетерохронность отдельных линий и их взаимосвязь и взаимообусловленность.
4. Внутренняя позиция и развитие
Человек может подняться в своём онтогенетическом развитии до уровня личности только при наличии социального окружения, при взаимодействии с другими людьми, обеспечивающими передачу социального опыта. При этом человек постепенно формирует и свою собственную внутреннюю позицию, суть которой составляет система личностных смыслов, свой субъективный ценностно-смысловой конструкт, сквозь «призму» которого начинает воспринимать, осмысливать и переживать окружающий мир и самого себя.

Внутренняя позиция личности представляется в виде своеобразной уникальной матрицы сознания, сквозь призму которой мы определённым образом воспринимаем и категоризируем всё происходящее во вне и в своём внутреннем мире.

В психологии определены ряд условий, которые определяют закономерности психического развития личности.

1. Исходным является уровень психического развития: умственное развитие, способность к самостоятельному построению ценностных ориентаций, поведения в обществе и т.п.

Система личностных смыслов каждого определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентаций. Поэтому ценностно-ориентационные позиции людей очень индивидуальны.

2. Смещение потребностей с вещественно-предметных на потребность к созиданию, которая, по мнению А.Н.Леонтьева не знает границ. Этот вывод имеет принципиальное значение: ненасытимость потребности открывает возможность к бесконечному развитию. Действительно, ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ БЕСКОНЕЧЕН!

3. Э.В Ильенков обозначил так: «Хотите, чтобы человек стал личностью, тогда поставьте его с самого детства в такие взаимоотношения с другим человеком, чтобы он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью».

4. Фактор места как условие развития личности.

Сюда относят географическое место жительства человека: жители маленького села и мегаполиса несут на себе отпечаток условий их существования.

  1. Активность личности.

Подлинно человеческое бытие - в человеческой активности, которая состоит в изменении обстоятельств и самоизменении. В условиях удачной социализации у человека развиваются 3 вида активности:

физическая;

психическая (потребность в познании всего, в том числе и самопознании);

социальная - потребность в изменении или поддержании человеческой жизни (своей и других) в соответствии со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями.

Позитивная социальная активность обусловлена феноменом долженствования. Негативная – эгоцентризма. Социальная активность основана на 3 ипостасях: мировоззрение – долженствование – воля.

Социальная пассивность выражает отсутствие интереса к жизни вообще, деформацию ценностно-смысловых конструктов, отсутствие веры и надежд – следствие разочарований и неудач. Причиной может быть и «пресыщенность потребностей»! Ребёнок-дошкольник ни о чём не мечтает, не имеет заветного желания, так как всё, о чём можно пожелать уже есть. Важно для предупреждения таких симптомо наличие затруднений, широкие интересы, гуманизм.

Все виды человеческой активности взаимосвязаны. Потеря человеком одного вида активности не исключает, а может наоборот усилить развитие другого вида. Студенты-инвалиды! Особенно важна социальная активность, которая выступает фасилитатором других. Важно контролировать, чтобы она имела позитивную модальность, а не как у Чуковского: «Ну что мне делать, если вредность так из меня и лезет!».

Таким образом, мы проанализировали факторы психического развития, к которым относят условия, предпосылки. Описали основные закономерности психического развития и отметили роль внутренней позиции в процессе психического развития.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Предмет психологии развития iconЭкзаменационные вопросы к курсу «Психология развития и возрастная психология»
Предмет и задачи психологии развития. Теоретическое и практическое значение психологии развития

Тема Предмет психологии развития iconНа вопросы к экзамену по возрастной психологии
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики,...

Тема Предмет психологии развития iconВопросы для итогового модульного контроля по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии

Тема Предмет психологии развития iconКурсовая работа по возрастной психологии Экз вопросы по дисциплине «История психологии»
Предмет и задачи истории психологии. Методы, основные факторы и принципы развития науки

Тема Предмет психологии развития iconПредмет и объект психологии. История развития психологического знания...
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния....

Тема Предмет психологии развития iconПримерный перечень вопросов к зачету по юридической психологии
Предмет, задачи, методы юридической психологии. Краткий очерк развития юридической психологии

Тема Предмет психологии развития iconЛекция №3 (24) Тема: «Формирование и развитие личности»
Основой понимания сущности психического развития является разработанный П. С. Костюком принцип развития в психологии

Тема Предмет психологии развития iconЛекция Тема Предмет и задачи биотехнологии, основные этапы развития науки
Биотехнология как наука, предмет, объекты и основные цели. Этапы развития биотехнологии. Связь биотехнологии с биологическими, химическими,...

Тема Предмет психологии развития icon1 Предмет, цели и задачи экономики устойчивого развития
Тема Формирование концепции устойчивого развития на международном и национальном уровнях

Тема Предмет психологии развития iconВопросы по социальной психологии для итоговой государственной аттестации...
Социальная психология как наука. Предмет, задачи социальной психологии. Сопоставление социальной психологии с родственными

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов