СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор МОУ СОШ №25
Руководитель МО:
____________А.В.Грушкевич _____________С.М.Виноградов «29» августа 2011 г. «29» августа 2011 г. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ОБЖ В 10 КЛАССЕ
МОУ СОШ № 25 г. СМОЛЕНСКА
2011-2012 уч. год.
Пояснительная записка
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10– классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Государственных требований к уровню подготовки выпускников школы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 – классах направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Структурно программа состоит из 3 разделов и 15 тем.
I раздел «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 3 обобщающих тем: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Личная безопасность в повседневной жизни», «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».
II раздел «Государственная система обеспечения безопасности населения» предназначен для формирования у обучаемых знаний по организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Раздел состоит из 4 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
III раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе.
Раздел состоит из 8 тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов (из них 35 часов – на учебные сборы).
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем: 8 – «Воинская обязанность»; 9 – «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»; 13 – «Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества»; 14 – «Военно-профессиональная ориентация и подготовка специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»; 15 – «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), которые являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о нравственности, физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Уметь:
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
пользования бытовыми приборами;
использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;
соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
Разделы
| Темы занятий
| Количество часов
| ^
| предположительно
| фактически
| 1 Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
| Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
Правила поведения в условиях вынужденной автономии и природных условиях.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
Законы и другие нормативно – правовые акты РФ по обеспечению безопасности
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Средства индивидуальной защиты населения.
Организация проведения аварийно – спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
| 8 1 1 1 1
1
1
7
1
1
1
1
1 1
1
|
|
| 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Биологические ритмы и работоспособность человека.
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
|
2
1
1
4
1 1 1
1
|
|
| ^
| Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
История создания Вооруженных Сил России.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
Функции и основные задачи Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.
Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству.
Военные традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Памяти поколений – дни воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество – основа воинской боевой готовности частей и подразделений.
Символы воинской чести.
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Офицер профессия героическая.
|
4
1 1
1
1
3
1 1 1
2 1
1
|
|
|
| Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)
Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.
Размещение и быт военнослужащих.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
Организация караульной службы, обязанности часового.
Огневая подготовка.
Тактическая подготовка.
Физическая подготовка.
| 35 2 4 4 4 12
5
4
|
|
| Всего:
|
| 68(из них 35 часов практических занятий)
|
|
|
Преподаватель-организатор ОБЖ______________В.Л.Пономарёв.
20 августа 2011г. |