Скачать 1.88 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 1.ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения 2. Принципы права социального обеспечения. 3. Характеристика источников права социального обеспечения. 4. Характеристика правоотношений, регулируемых правом социального обеспечения. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании. Право социального обеспечения как отрасль одна из самых молодых отраслей. Это группа отношений, ранее входящих в предмет трудового права, отличающихся определенной спецификой. Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Право социального обеспечения делится на общую и особенную части. К общей части относятся такие институты, как субъекты права социального обеспечения, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования социального обеспечения и т. д. Особенная часть состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы по системе социального обеспечения. Каждый из институтов делится на подинституты. Следует отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер и являются дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения. Предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению человека. Особенности предмета права социального обеспечения: Обязательным участником отношений, входящих в предмет, является гражданин, нуждающийся в социальном обеспечении. Противоположной стороной является государственный орган, представляющий от имени государства социальное обеспечение. Эти отношения опосредуют предоставление социального обеспечения гражданам на безвозмездной, безэквивалентной основе, и в связи с этим получили название социально-алиментных отношений. Гражданское процессуальное право обеспечивает защиту социальных прав. Как известно, метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает необходимое поведение участников определенного комплекса общественных отношений. Методы права социального обеспечения: 1. Общеправовой — дозволение, запрет, предписание.
Такую многоуровневость правового регулирования в праве нельзя рассматривать абсолютно. Сейчас четких границ деления в праве нет, т. к. существует социальная диффузия. Трудовое, гражданское (опека, попечительство, патронаж), право социального обеспечения и чуть-чуть финансовое, именно они регулируют вопросы социальной защиты населения, но и этот перечень можно продолжить. В этой области очень широко развито межотраслевое функциональное воздействие правовых норм. ^ В теории права под правовыми принципами понимаются исходные нормативно-руководящие начала, которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует. Можно выделить следующие современные принципы права социального обеспечения: Всеобщность социального обеспечения, что означает, прежде всего, равную и одинаковую для каждого возможность получать те или иные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Финансирование социального обеспечения за счет средств обязательных страховых взносов, аккумулируемых в специальных государственных внебюджетных социальных фондах, а также за счет определенного бюджета. 3. Дифференциация видов, условий и уровня социального обеспечения в зависимости от условий труда, трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Существуют две группы критериев такой дифференциации:
4. Гарантированное социального обеспечения государством не ниже прожиточного минимума при наступлении любых социально значимых обстоятельств, установленных законодательством. 5. Многообразие видов социального обеспечения. Указанный принцип выражается в том, что в случае наступления тех или иных обстоятельств социального риска государство оказывает социальную поддержу и помощь различными способами: выплатой пенсий, пособий и т. д. ^ Под источниками права понимаются внешние способы выражения правовых норм и придания им общепризнанного значения. Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения. Их принято классифицировать по различным основаниям: по юридической силе (законы и подзаконные акты);
по органам, принявшим нормативные акты;
Первая группа источников права социального обеспечения: международные договоры, соглашения, конвенции Международной организации труда и другие нормы международного права. Вторая группа: законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ. Третья группа: указы Президента РФ. Четвертая группа: постановления Правительства РФ. Пятая группа: нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств). Шестая группа: локальные нормативные акты (акты органов местного самоуправления, территориальные соглашения, коллективные договоры). ^ Правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, т. е. предписанное правовыми нормами правомерное поведение субъектов права. Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, социальных услуг и льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами (семьями), имеющими на них право. В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их подразделяют на следующие группы: основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, компенсаций и оказанию социальных услуг; процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначению этого вида обеспечения или отказа в нем; процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении. Все материальные правоотношения классифицируются по видам обеспечения на: 1) пенсионные; 2) по поводу выплаты пособий и компенсаций; 3) по социальному обслуживанию. Процедурные правоотношения делятся на две группы:
по установлению юридических фактов. Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы. Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения. Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события. Содержание правоотношений по каждому из видов социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях — еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права. ^ 1.Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения. 2. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Ее виды. ^ 4. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей 5. Правила исчисления пенсий, установленных для лиц, проходивших военную службу 6. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям вышеуказанных лиц ^ 8. Пенсия по случаю потери кормильца. Условия назначения. Размеры. Особенности пенсионного обеспечения детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери. ^ 10.Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой ^ В российской системе права наиболее важное место среди источников права занимают нормативные правовые акты государственных органов. В зависимости от юридической силы, которая определяется положением государственного органа, издавшего тот или иной акт, в общей системе государственных органов все нормативные правовые акты можно разделить на две группы: законы и иные нормативные правовые акты. Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти. В России такой орган — Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции). К иным нормативным правовым актам федерального уровня относятся: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и др. Установлен приоритет международных договоров, заключенных и ратифицированных Российской Федерацией (или бывшим СССР), перед российскими законами. Фактически воспроизведено содержание ч. 4 ст. 15 Конституции. В российскую правовую систему входят только те принципы и нормы международного права, которые названы общепризнанными, и международные договоры. Нормы ратифицированных международных договоров имеют преимущественную силу перед федеральными законами, если они устанавливают иные правила поведения. В данном случае подразумеваются любые расхождения между нормами международного договора и федерального закона. Полномочия Правительства РФ по конкретизации порядка осуществления права на пенсию ограничиваются только теми вопросами, которые прямо указаны в Законе о государственном пенсионном обеспечении. ^ Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: —пенсия за выслугу лет. Право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные служащие и военнослужащие; —пенсия по старости. Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; —пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; — социальная пенсия. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам. В случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Право на пенсию по государственному социальному обеспечению. Право выбора пенсии. Право на получение двух государственных пенсий -одновременно Право на пенсию имеют:
Таким образом, для государственного пенсионного обеспечения приоритетное значение имеет служба (работа) или иная общественно полезная деятельность на территории РФ, а также факт постоянного проживания на территории РФ. Право на социальную пенсию предоставляется в силу ст. 39 Конституции независимо от службы или работы, но необходимым условием является проживание на территории РФ. Кроме того, принимая во внимание особый характер федеральной государственной службы и военной службы, а также нормы соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих прохождение службы, можно утверждать, что среди государственных служащих и военнослужащих вообще не должно быть иностранцев и лиц без гражданства. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
Члены семей вышеперечисленных граждан имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 3 Закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ. Категории лиц, относящихся к военнослужащим, определены в ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 24.12.02). К военнослужащим относятся:
Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. К участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Закона о государственном пенсионном обеспечении, относятся: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР; б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; г)сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств; д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию; е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г.; ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств; з) лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью «За оборону Ленинграда». Категории участников Великой Отечественной войны установлены ст. 2 Федерального закона «О ветеранах». К гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, относятся: 1) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие Закона о государственном пенсионном обеспечении, в том числе: а) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
в) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986—1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986—1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988—1990 гг. в работах' по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; г) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988—1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988—1990 гг. службу в зоне отчуждения; д) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения; е) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; ж) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, з) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; и) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; к) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); л) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы; м) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. К лицам, проходящим (проходившим) военную службу, относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие-женщины, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы (ст. 13 Закона о социальной защите граждан); 2) граждане, проживавшие в 1949—1963 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также их дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения, страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей (ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»). Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., утвержден распоряжением Правительства РФ от 15.03.95 № 356-р (в ред. от 08.02.02). Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., утвержден распоряжением Правительства РФ от 10.02.94 № 162-р (в ред. от 08.02.02); 3) граждане, пострадавшие от воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Тема. Категории этих граждан перечислены в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». К ним относятся: а) граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957—1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949-1956гг.; б) граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959—1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957— 1962гг.; в) граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилось частично), подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированный в 1957 г. из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1960 г. включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 г. по 1962 г. включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; г) граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); д) граждане, проживавшие в 1949—1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр); е) граждане, проживавшие в 1949—1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр); ж) граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности). Правительство РФ определяет перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, порядок отнесения граждан к определенной категории, а также виды и продолжительность работ по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк». На них распространяется действие Закона о социальной защите граждан; 4) граждане из подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел: а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих; д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ. 5. К нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности, лица из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), дети-инвалиды, а также дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Коренные малочисленные народы РФ — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.99 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (в ред. от 30.09.2000) по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029. При наличии права на различные пенсии выплачивается одна из них по выбору пенсионера, то есть при возникновении права на пенсии по различным основаниям назначается и выплачивается наибольшая по размеру пенсия. Данная норма распространяется только на государственные пенсии. Это означает, что разрешается одновременное получение государственной пенсии и негосударственной (корпоративной) пенсии из негосударственного пенсионного фонда. Правом выбора пенсии можно воспользоваться в любое время. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
5) нетрудоспособным членам семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии. Размер накопительной части трудовых пенсий по старости и по инвалидности определяется как частное от деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого она назначается, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии. Отличительная особенность социальных пенсий заключается в том, что они предоставляются нетрудоспособным лицам, не имеющим права на какую-либо трудовую пенсию. Следовательно, законом установлены такие условия, которые вообще исключают одновременное получение социальной и трудовой пенсии, включая ее накопительную часть. |
![]() | Цели изучения курса: сформировать у студентов знания о праве социального обеспечения как одной из важнейших отраслей права, определить... | ![]() | Цель: сформировать у студентов знания о праве социального обеспечения как одной из важнейших отраслей права, определить его понятие,... |
![]() | Понятие, признаки, классификация компенсационных выплат по системе социального обеспечения | ![]() | В действующем законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику... |
![]() | Проблемы права социального обеспечения лекция ст преподаватель Гурина О. А. ауд. 241 | ![]() | Понятие и цели государственной социальной помощи. Реализация права на ее получение |
![]() | Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений... | ![]() | В рамках дисциплины «Право социального обеспечения» изучаются вопросы прав человека в области социального обеспечения |
![]() | Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д: Изд-во скагс, 2008. 64 с | ![]() | Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia»... |