Реализация социальной политики в современной россии




Скачать 207.52 Kb.
НазваниеРеализация социальной политики в современной россии
Дата публикации21.08.2013
Размер207.52 Kb.
ТипКодекс
www.zadocs.ru > Право > Кодекс
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

.

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

.

Характеристика Трудового кодекса Российской Федерации.

Конституционное право на труд получило развитие в Трудовом кодексе Российской Федерации. После Конституции Российской Федерации среди законов о сфере труда он является важнейшим документом, актом, обладающим высшей юридической силой. По сути – это кодифицированный источник трудового права. Характерным является и то, что он усиливает отраслевую принадлежность норм трудового права. Кроме того, он содержит много новых и важных положений, относящихся ко всем институтам российского трудового права.

Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

В преамбуле Кодекса определены цели трудового законодательства, которые заключаются в установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создании благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников и работодателей.

.

^ Задачи трудового законодательства.

В преамбуле также закреплены задачи трудового законодательства. К ним относится создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству у данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • разрешению трудовых споров;

  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, трудовое законодательство Российской Федерации содержит принципы и нормы отношения к труду, которые необходимы гражданам социального государства. Следует подчеркнуть, что право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на эффективность его экономики, как материальной основы жизни граждан страны. Поэтому трудовое законодательство по сути своей является законодательством социальным, а трудовое право является правом социальной защиты.

Конституция в статье 37 провозглашает право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку. Основой для включения в Конституцию Российской Федерации положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда, стали международные документы. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и Арбитражном кодексе Российской Федерации, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Тем не менее положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так, требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека, для Российской Федерации с её нестабильной экономикой пока невыполнимо.

.

^ Запрет на принудительный труд.

Согласно ч. 2 ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата её не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В России принудительный труд запрещён, но ранее в социалистическом обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнять определённые работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не менее, произвола здесь быть не может – законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

Минимальный размер оплаты труда – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. На данный момент МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ч. 1 ст. 133 ТК Российской Федерации).

.

^ Государственная политика в области содействия занятости населения.

Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы – социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В соответствии с данным Законом государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

.

^ Содержание и принципы социального партнёрства в сфере труда.

И ещё одна важная особенность нынешнего Трудового кодекса Российской Федерации. В нём достаточно чётко выражена идея социального партнёрства в сфере труда. В ст. 23 ТК Российской Федерации социальное партнёрство определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Согласно ст. 24 ТК Российской Федерации основными принципами социального партнёрства являются:

  • равноправие сторон;

  • уважение и учёт интересов сторон;

  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе;

  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • полномочность представителей сторон;

  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

.

^ 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

.

Правовые основы обязательного социального страхования.

Важное место в защите интересов работников Трудовой Кодекс Российской Федерации отводит социальному страхованию. Закреплённое в ст. 39 Конституции Российской Федерации положение о социальном страховании получило развитие в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхованиечасть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и(или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Выплаты в указанных случаях осуществляются за счёт средств социального страхования. Бюджет фонда обязательного социального страхования утверждается на очередной финансовый год федеральным законом.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» является одним из действенных средств обеспечения социальной защищённости российских граждан, что способствует формированию в Российской Федерации социального государства. Вместе с тем, следует отметить, что в нынешних условиях финансово-экономического кризиса данный закон нуждается в усовершенствовании. Особенно это касается размеров выплат и пособий по утрате гражданами трудоспособности.

.

^ Основания социального обеспечения.

Содержание ст. 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует конституционное положение о том, что Россия – социальное государство. Социальное обеспечениеэто участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию.

Часть 1 статьи 39 перечисляет основания социального обеспечения. Это и определённые возрастные периоды в жизни человека, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

.

^ Пенсионное законодательство России.

Пенсионное законодательство России состоит в основном из двух законовФедерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечениюежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

.

^ Категории имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные служащие;

  2. военнослужащие;

  3. участники Великой Отечественной войны;

  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Данный Закон содержит перечень видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

.

^ Понятие страхового стажа.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дал определение трудовым пенсиям. Трудовая пенсияэто ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Закон в статье 7 установил общие условия назначения трудовой пенсии по старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Страховой стажэто учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

.

^ Нормативное обеспечение благотворительной деятельности.

11 августа 1995 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Одной из целей благотворительной деятельности является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшения материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.

.

^ 3. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

.

Правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи.

Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право предоставляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Основу национального законодательства в сфере здравоохранения составляют: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1) и Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования. Основу этой системы составляет Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

.

^ Принципы осуществления обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

  1. обеспечение за счёт средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также – программы обязательного медицинского страхования);

  2. устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

  3. обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

  4. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

  1. создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

  2. паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

.

^ Финансирование программ охраны и укрепления здоровья населения.

Часть 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

.

^ Принципы охраны здоровья граждан.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1) устанавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  1. соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

  2. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

  3. доступность медико-социальной помощи;

  4. социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

  5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезноортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Гарантированный объём бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчинённости и формы собственности медицинскими работниками, а также лицами, обязанными её оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на её территории, оказывается бесплатно за счёт средств бюджетов всех уровней.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о её реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объёмы оказания медицинской помощи.

^ Сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к непоправимому результату. Эта ответственность установлена в ст. 237 УК Российской Федерации.

.

^ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

.

Национальное законодательство об образовании.

Право на образованиеодно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создаёт предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребёнка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека.

Основу национального законодательства об образовании составляют: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Как уже было отмечено, право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. До 2015 г. такая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы». Программа представляет собой комплекс обеспеченных бюджетным финансированием государственных гарантий в сфере образования.

.

^ Содержание права на образование.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.

.

^ Образовательные уровни в Российской Федерации.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  1. основное общее образование;

  2. среднее (полное) общее образование;

  3. начальное профессиональное образование;

  4. среднее профессиональное образование;

  5. высшее профессиональное образование – бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование – подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.

.

^ Обеспечение права на образование отдельных категорий граждан.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее – с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация социальной политики в современной россии icon1. Депутаты как субъекты политической деятельности. Особенности политической...
России. Формирование электоральных предпочтений населения. Классификация и характеристика политических интересов, их реализация посредством...

Реализация социальной политики в современной россии iconСоциальная политика Социальная политика: сущность, направления, формы...
Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств, в данной области

Реализация социальной политики в современной россии iconУказ президента российской федерации о мероприятиях по реализации...
В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю

Реализация социальной политики в современной россии icon«Русский медведь»: История, семиотика, политика
России и на Западе? Какое воздействие использование медвежьей метафоры оказывает на репрезентации России и на процессы международной...

Реализация социальной политики в современной россии iconВопросы
Становление, основные тенденции и проблемы развития социальной работы в современной России

Реализация социальной политики в современной россии iconМодели социальной политики Российской Федерации
Российская Федерация современное цивилизованное государство, в котором идет построение гражданского общества. Этот постулат нашел...

Реализация социальной политики в современной россии iconПонятие социальное государство
Это говорит об актуальности проблемы формирования оптимальной для России модели социальной политики

Реализация социальной политики в современной россии iconМосковский университет государственного управления
«Перспективы развития и профессиональной стандартизации риск-менеджмента и экономической безопасности в современной России», «Оказание...

Реализация социальной политики в современной россии iconВопросы к экзамену по социальной геронтологии
Старение населения как социально – демографический процесс. Социально-демографические проблемы современной России

Реализация социальной политики в современной россии iconО задачах молодежной политики кпрф
Целью молодежной политики кпрф на современном этапе является радикальное расширение политического влияния кпрф на молодежь и реализация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов