Скачать 3.35 Mb.
|
Правоведение Фондовые лекции Содержание Правоведение 1 Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА – 2 часа 8 Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АКТЫ – 2 часа 34 Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА – 2 часа 65 Лекция 4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ 79 4.2. Правотворческая практика в Российской Федерации 87 Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 97 План лекции 97 5.1. Общая характеристика системы права 98 5.2. Предмет и метод правового регулирования 105 5.3. Публичное и частное право 109 5.4. Отрасли российского права (краткая характеристика) 112 5.5. Система права и система законодательства 123 Лекция 6. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 132 6.1. Понятие и признаки правонарушения 132 6.2. Состав правонарушения 136 6.3. Причины и условия правонарушений 140 6.4. Понятие, признаки и функции юридической ответственности 144 6.5. Принципы юридической ответственности 147 6.6. Виды юридической ответственности 154 Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 159 7.1. Понятие и принципы законности 159 7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок 163 7.3. Гарантии законности и правопорядка 165 7.4. Правомерное поведение 170 Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 175 8.1. Условия возникновения и развития правового государства 175 8.2. Основные принципы правового государства 181 8.3. Реализация основных принципов правового государства в Российской Федерации 184 Лекция 9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 195 9.1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 195 9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации 198 9.3. Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации 200 10.1. Теоретические принципы федеративного устройства России 210 10.2. Практика федеративных отношений в России 215 10.3. Конституционное строение системы органов государственной власти в Российской Федерации 221 10.4. Практика взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации 231 Лекция 11. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО 236 ^ 11.1. Гражданские правоотношения и их субъекты 236 11.2. Общие положения о праве собственности 248 Лекция 12. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 254 Иметь представление об обязательствах в гражданском праве и об ответственности за их нарушение, а так же о наследственном праве. 254 12.1. Понятие, стороны и исполнение обязательства 254 12.2. Обеспечение исполнения обязательств 257 12.3. Ответственность за нарушение обязательств 264 12.4. Прекращение обязательств 266 12.5. Наследственное право 269 13.1. Правовая основа брачно-семейных отношений 274 13.2. Права и обязанности супругов 276 13.3. Права и обязанности родителей 278 13.4. Права и обязанности детей 281 13.5. Ответственность по семейному праву 283 Лекция 14. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ 287 14.1. Понятие, содержание и срок трудового договора 288 14.2. Заключение и изменение трудового договора 290 14.3. Прекращение трудового договора 294 14.4. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение 302 Лекция 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 306 15.1. Административное правонарушение, наказание, ответственность и их субъекты 306 15.2. Виды административных наказаний 309 Лекция 16. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ 315 16.1. Понятие и категории преступлений 315 16.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 317 16.3. Уголовное наказание 320 16.4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания 325 Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 330 17.1. Основные проблемы экологического права 330 17.2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды 333 17.3. Основные принципы экологического права 334 Лекция 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 341 18.1. Информация как объект защиты 341 18.2. Защита государственной тайны 347 Список сокращений ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Государственная Дума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ЗК — Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ ^ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ Конституционный Суд — Конституционный Суд Российской Федерации Конституция — Конституция Российской Федерации (вступила в силу 25 декабря 1993 г. ^ — Российская Федерация Правительство — Правительство Российской Федерации Президент — Президент Российской Федерации СК — Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ ^ — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ТК — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ^ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА – 2 часа Цель лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о роли государства и права в жизни общества. Образовательные технологии: Лекция-беседа: проблемное изложение темы лекционного занятия с применением диалога и объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов. По итогам изучения темы студент должен знать: - возникновение, понятие и признаки государства. - форму государства, - функции государства, - право в системе социальных норм и его признаки - ценность права, - государство и право в обществе переходного периода. ^ о процессе возникновения государства, о формах государственного устройства, о функциях государства, о соотношении государства и права в обществе переходного периода. План: 1.1. Возникновение, понятие и признаки государства. 1.2. Форма государства. 1.3. Функции государства. 1.4. Право в системе социальных норм и его признаки. 1.5. Ценность права. 1.6. Государство и право в обществе переходного периода. Содержание лекции 1.1. Возникновение, понятие и признаки государства Государство представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и различными способами. Однако создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него. Почему же современный человек не может жить без государства, но одновременно стремится ограничить его власть? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к причинам возникновения государства. Возникновение государства — закономерный этап развития человеческого общества, отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность, богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, при- спосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности. Постоянное усложнение социальной системы, какой является общество, привело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обусловленное накоплением излишков в результате разделения труда, было источником недовольства для бедных и в то же время опасности для богатых, что делало невозможным прежнее совместное существование. Возникла потребность в охране нажитого богатства и новой организации управления обществом. Таким образом, возникновение государства было обусловлено прежде всего социальными факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако наряду с ними на формирование государства повлияли и демографические, психологические, географические, внешние факторы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к оседлому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх человека, стремление защититься от других людей посредством «третьей» силы. Возникновение и развитие государства заметно быстро происходило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость защиты от воинствующих соседей, стремившихся удовлетворить свои потребности захватом новых территорий и порабощением местного населения. Там, где такое порабощение происходило, также появлялась потребность в новом управлении обществом. Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций, существующих в нем (политических партий, различных объединений). К этим признакам можно отнести следующие. • ^ Этот аппарат иногда называют публичной властью, но это неверно, поскольку аппарат не сам является такой властью, а лишь осуществляет ее. Он состоит из системы органов, осуществляющих различные функции государства. Люди, занятые в них, не производят материальных или духовных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в интересах государства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению. В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым относятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и подчиненные им вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения, контрразведка и т. п. Их назначение — принуждение всего населения жить по законам государства.
Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод. Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.
Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны, а также добровольно — по договоренности с другим государством. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики, ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права, то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства. Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти. Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве — часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.
Налоги в государстве исчисляются и собираются в денежной единице, принятой в нем. Она нередко является единственным законным платежным средством в данном государстве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает использование наряду с ней межгосударственных денежных единиц, установленных нормами международного права. |
![]() | Источники права. Систематизация нормативных правовых актов. Правотворчество. Правовая система. Общая характеристика правовой системы... | ![]() | Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только теоретическое. Познавательное значение, но и политико-практическое.... |
![]() | Понятие и виды источников права. Нормативно-правовые акты как источники права, их классификация | ![]() | Тема 1 Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ |
![]() | Нормы права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов | ![]() | Система источников трудового права включает нормативно-правовые акты и нормативные договоры, которые призваны регулировать трудовые... |
![]() | Отрасль права – наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие... | ![]() | К историко- и теоретико-правовым дисциплинам относятся история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных... |
![]() | Наука конституционного права. Предмет, система и источники науки конституционного права | ![]() | Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права.... |