В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность




НазваниеВ системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность
страница1/23
Дата публикации19.06.2013
Размер3.8 Mb.
ТипРеферат
www.zadocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Введение


В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Ее появление было далеко не случайно, ибо в условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, серьезных экологических проблем возникает и проблема выживания человека, настоятельная необходимость обеспечения его безопасности и защиты от угроз и опасностей, обрушившихся на него на рубеже веков.

В отличие от многих академических дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» носит интегральный характер и требует овладения широким спектром научных и прикладных дисциплин из самых различных областей знаний, что вызывает определенные трудности в ее изучении и усвоении умений и навыков безопасного поведения.

Общей методологической основой решения проблем безопасности призвана стать в нынешних условиях новая научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений, а также средства и методы защиты человека в различных условиях его обитания.

В сложившихся условиях в начале 90-х годов прошлого века в учебные планы вузов была введена новая дисциплина, получившая название «Безопасность жизнедеятельности», а также открыта одноименная группа специальностей.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности, в том числе и российской действительности, привлекая для их решения целый ряд наук, сама превратилась в комплексную научную дисциплину – общую науку о безопасности, изучающую опасности и защиту от них человека и его сообществ, выработав важнейшие ее компоненты, включающие определенную систему собственных категорий и закономерностей, теоретических положений, концепций и методологию исследования, учитывающие особенности нынешних реалий. В связи с этим безопасность жизнедеятельности вполне закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, таких как радиационная безопасность, пожарная безопасность, безопасность труда и т.д.

В настоящее время широко развертываются исследования безопасности жизнедеятельности, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического ее анализа; во-вторых, как научной теории, что выявило, с одной стороны, потребность в разработке в данной сфере целостной системы «практика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования проблем безопасности, а также дальнейшего развития такой сферы, как безопасность жизнедеятельности. В-третьих, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в данной сфере, которая невозможна без осмысления ее теоретических проблем.

^ Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие социуму, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Из этого определения можно сделать вывод, что объектом изучения данной научной дисциплины является человек и его сообщества, а предметом – закономерности возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и его сообществам, а также способы защиты от них. Субъектом здесь также выступает познающий и действующий человек. Причем и в познании, и в практике он выступает активной стороной отношений с объектом.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить любому специалисту.

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего можно вывести аксиому, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, т.к. абсолютной безопасности не бывает, ибо всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная научная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, о чем и пойдет речь в данном учебном пособии.

Глава 1.

Теоретические основы безопасности человека

На рубеже ХХ и ХХI веков перед человечеством со всей определенностью встал вопрос о безопасности в самых различных ее проявлениях. Сложность современной социальной и экологической ситуации заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, незыблемые основы личной и общественной безопасности, стабильности общества, защиты государственных интересов.

Целью данной главы являются, во-первых, всестороннее рассмотрение таких ключевых понятий, как «безопасность», «угроза», «опасность», «риск», их видов, источников, объектов, классификации, уяснение безопасности как научной категории, как социального явления, во-вторых, показ системы, принципов и методов обеспечения безопасности в различных условиях жизнедеятельности и, в-третьих, обоснование необходимости формирования культуры безопасности у населения.

^ 1.1. Безопасность как научная категория, ее предмет и основные понятия

Формирование научного понимания понятия «безопасность» с теоретической точки зрения является вопросом принципиальным, так как, во-первых, оно должно отразить сущность данного явления, а во-вторых, позволяет корректно его сформулировать, выделить наиболее важные элементы содержательной части проблемы, как методологические, так и прикладные.

Для исследования проблем безопасности важно определиться с ее предметом. Если следовать из различных определений безопасности, то ее предметом выступают: состояние защищенности личности, общества, государства; состояние защищенности их жизненно важных интересов; состояние защищенности национальных интересов; устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. Однако это все-таки, хотя и важные, но лишь отдельные стороны предмета, причем именно те, которые подвержены с точки зрения их содержания опр6деленным изменениям. Например, интересы личности, общества и государства в различные периоды развития человечества были далеко не идентичны.

Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защиты данного состояния бытия и заключается, прежде всего, в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства1.

Исходя из всего вышеизложенного, безопасность можно представить как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности социума по выявлению, предупреждению, ослаблению, отражению и устранению опасностей и угроз, способных нарушить его жизненно важные интересы, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития человеческой цивилизации.

Объектом безопасности выступает социум и окружающая его среда обитания, вне которой его существование теряет смысл, субъектом (источником) – природа, техногенная сфера, экология и сам социум во всех его проявлениях (человечество в целом, государство, общество, группы людей и отдельный человек).

Важно помнить, что безопасность как явление социальное (общественное) не следует отождествлять с выживанием – явлением биологическим. При выживании работают инстинкты и условные рефлексы чисто биологического генеза, связанные с сохранением биологического вида, рода, в то время как безопасность создается в процессе сознательной деятельности человечества с целью его выживания, цивилизованного и прогрессивного развития. Безопасность – это своего рода окультуренное, цивилизованное выживание. Однако поскольку выживание все-таки выступает важнейшим компонентом безопасности, то обеспечение безопасности правильнее будет назвать явлением биосоциальным.

Официальное понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» и трактуется как «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2.

^ Объектами безопасности выступают: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Наряду с ним, к субъектам обеспечения безопасности отнесены «граждане, общественные и иные организации и объединения».

Таким образом, личность, общество и государство (социум) официально выступают как объектами, так и субъектами безопасности. Отсюда вытекает, что, содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие социума.

При определении цели обеспечения безопасности необходимо, во-первых, помнить о множестве ее вариантов в связи с существованием огромного количества опасностей, во-вторых, уметь увидеть главные опасности на данный момент и в данной конкретной ситуации.

Большую роль при этом играет сложившаяся у людей психология восприятия опасностей. Ошибка в оценке опасности, т.е. ее оценка или переоценка зачастую является непосредственной предпосылкой самых катастрофических ошибок.

^ Процесс обеспечения безопасности может осуществляться следующими путями: потенциальные жертвы могут парировать возникшие опасности или угрозы: уклониться от них: считать, что для них они не существуют.

По классификации ООН, безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, безопасностью его здоровья и т.д.3 В этом контексте важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 80-х годов. В число ведущих его показателей входят: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровую жизнедеятельность, знания и достойный человека уровень жизни4.

В контексте пространственно-географических параметров человеческой жизнедеятельности важное значение имеют геополитические уровни безопасности: международная, региональная и национальная безопасность. Последняя включает в себя такие понятия, как «государственная безопасность», «федеральная безопасность», «общественная безопасности», «безопасность личности» и т.п.

Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строились на такой базисной категории, как внешний или внутренний враг (противник). Поэтому считалось, что безопасность можно обеспечить только в результате победы над этим врагом. В современных условиях на первый план выступает не персонифицированная опасность, а глубокое осмысление опасности или угрозы как категорий и явлений с определением источника опасности и характера угрозы. Однако это не исключает и создание образа персонифицированного врага. Например, США регулярно в качестве врагов человечества объявляют, то СССР («империя зла»), то Саддама Хусейна, то Усама Бен Ладена.

По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий для жизнедеятельности социума, т.е. опасностей, выделяются следующие категории: вызов, риск, угроза, опасность.

^ Вызов представляет собой совокупность обстоятельств не обязательно непосредственно угрожающего характера, однако требующих адекватного реагирования на них.

Риск выступает как возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности субъекта, как возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия с заранее непредсказуемыми последствиями, связанные с такой опасностью. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которую в данной социально-экономической и научно-технической ситуации приемлет общество.

Угроза – понятие родственное опасности, т.е. опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Это субъективное намерение, имеющее объективную возможность нанесения кому-либо ущерба. В Законе «О безопасности» подчеркивается, что угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающая опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

Опасность является исходным понятием при рассмотрении проблемы безопасности. Она представляет собой возможное или реальное явление (процесс, событие) способное нанести ущерб социуму и окружающей его среде обитания (благополучию, материальным и духовным ценности, природе и пр.), вызвать деградацию, закрыть путь к развитию или даже уничтожить человечество. Иначе говоря, это объективная возможность нанесения ущерба, которая существует в различных сферах окружающей нас действительности (природе, техносфере, социуме и пр.)

Итак, угроза и опасность всегда носят предметный характер, наполнены конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания весьма часто приобретает конкретную правовую характеристику (законах, кодексах, указах и других нормативных актах). Именно такой подход – изучение процессов и тенденций зарождения и затухания противоречий – позволяет прослеживать состояние безопасности каждого конкретного исторического периода и определять стратегию ее обеспечения на длительную перспективу. Такой подход позволяет и своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами.

Таким образом, источником формирования угроз и опасностей является многообразие внутренних и внешних противоречий развития социума в различных сферах жизнедеятельности как постоянный эволюционный процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.

Важное значение для анализа опасностей имеет выявление механизма их функционирования. Воздействие опасностей на ту или иную систему есть процесс, имеющий определенную структуру, в котором выделяется статический и динамический аспекты5.

^ Статический аспект включает в себя:

- источник (субъект) опасности, куда можно отнести природные явления (землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и т.д.); элементы техногенной сферы (АЭС, предприятия с опасным производством, горнодобывающие предприятия, гидротехнические сооружения, транспорт и пр.); человек и его сообщества (преступник, преступные элементы, государство-агрессор и т.п.);

- объект опасности, которым может выступать только человек и его сообщества, все остальные объекты могут быть объектами опасности лишь тогда, когда они каким-либо образом включены в жизнь людей и играют в ней очень важную роль (природа, производство, материальные ресурсы и т.д.);

- средства, с помощью которых субъект воздействует на объект опасности, каковыми могут быть те или иные формы насилия (военное, политическое, экономическое, духовное и пр.); авария на опасных производствах и АЭС, катастрофические природные явления и т.д.).

^ Динамический аспект характеризуется:

- целью, которую преследует источник опасности, воздействуя на объект, причем эта цель может иметь место только тогда, когда в качестве источника опасности выступает человек или его сообщества, хотя нередко верующие и суеверные люди источником опасности считают происки потусторонних сил;

- процессом воздействия субъекта опасности на объект, который всегда носит деструктивный характер и по отношению к объекту может быть прямым и опосредованным, причем, учитывая активную ответную реакцию объекта опасности, этот процесс всегда в той или иной степени инвариантен;

- результатом этого воздействия, который может заключаться в утрате объектом опасности тех или иных своих элементов; нарушении связей между его элементами; упрощении структуры объекта; потери его способности к развитию; ослаблении функций объекта опасности и полном его разрушении.

Наиболее целесообразной является следующая классификация опасностей.

^ По степени вероятности возникновения – реальные и потенциальные.

По направленности – против определенных объектов как антропогенных, (возникающих в результате деятельности социума), так и природных.

^ По отношению к объектам воздействия – внутренние и внешние.

По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть глобальные, региональные, национальные, локальные, местные, частные и т.д.

^ По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности – опасности социальные, экономические, политические, военные, информационные экологические и т.п.

^ По способам и формам проявления – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования.

^ По ожиданию воздействия на объект – внезапные, ожидаемые с малым или большим временем задержки и др.

Анализ опасности предусматривает выделение следующих ее параметров: источника, угрозы и их классификацию, идентификацию, прогнозирование, определение степени опасности и т.д.

^ Под источниками опасности обычно понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Источниками опасности могут быть:

- природные явления – землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, лесные пожары, метеорологические катаклизмы и т.д.;

- техногенная сфера – атомные электростанции, предприятия химической промышленности, пожароопасные объекты, плотины, дамбы, Объекты энергетики, транспорт и т.д.;

- социальная сфера – индивид, группа людей, их сообщества, государство.

Необходимо иметь в виду, что объектом опасности может быть только социум, т.е. люди и их сообщества. По отношению к другим объектам (природе, технике, экологии и т.д.) понятие «опасность» употребляется лишь тогда, когда он каким-то образом включен в жизнь социума и играет в ней определенную роль.

В иерархическом плане угрозы могут быть глобальные, международные (межгосударственные), региональные межгосударственные, государственные (национальные), региональные внутригосударственные, локальные (местные) и частные (личностные).

В общем виде систему угроз можно представить в следующем образом:

  • геополитические угрозы, включающие и опасности вооруженной агрессии;

  • межнациональные и социальные конфликты;

  • политико-экономическая нестабильность;

  • правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов;

  • криминализация общества, рост организованной преступности;

  • разрушение системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, науки, культуры;

  • утрата значительной частью населения социальных ценностей и морально-психологических ориентиров;

  • угроза личной безопасности граждан, в том числе и со стороны властей;

  • техногенные, экологические, информационные угрозы и др.

Рассмотрев сущность понятия «безопасность» и определив его главное содержание – обеспечение защиты социума от реальных и потенциальных, внутренних и внешний угроз, необходимо выяснить основные принципы обеспечения безопасности и основные пути ее достижения.

Ответ на этот вопрос можно найти в Законе РФ «О безопасности», где подчеркивается, что принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность по обеспечению безопасности и интеграция в международную систему безопасности.

Безопасность достигается, во-первых, проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, и, во-вторых, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам социума.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» предусматривает образование в системе органов исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности, т.е. системы безопасности.

^ 1.2. Системный подход к обеспечению безопасности

Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности является принцип системности. В его основе лежит соотношение целого и части. Целое по своим основным характеристикам не тождественно сумме составляющих частей, т.к. обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в результате их взаимодействия. При этом часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью и может рассматриваться как целое со своими частями, но уже меньшего масштаба.

Таким образом, каждое явление процесса обеспечения безопасности должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений.

В сфере безопасности, под целым понимается система «Субъект – Объект – Система безопасности» для любых объектов, любых уровней и масштабов (см. рис. 1.1)6.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconВеликорецкое празднество: историко-этнографические аспекты // Филологические...
Филологические исследования на рубеже xx–xxi веков: традиции, новации, итоги, перспективы: сб ст по итогам Всерос науч конф. (19–21...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconАктуальность темы исследования. В процессе реформирования экономики...
России на рубеже веков; негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе; непрекращающийся кризис неплатежей в национальной...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconМолодежь россии перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков
Под патронажем Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерства образования Российской Федерации в сотрудничестве и при...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconНа рубеже XIX-ХХ веков Украины оставалась разделенной между двумя...
Это был период интенсивного проникновения капитализмаво все сферы экономики. Наиболее важными центрами промышленности стали Донбасс...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconОдесский национальный медицинский университет
Развитие охраны здоровья в Украине и повышение уровня подготовки медицинских работников ставят перед высшей школой новые задачи по...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconИ. В. Ульрих Нетрадиционная Астрология
Обоснованием такого подхода служит новая интегральная система эзотерических знаний о строении Земли, о ее духовной истории и эволюции...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconВопросы к зачету для специальности 036401 «Таможенное дело»по дисциплине «Мировая экономика»
Мировое хозяйство и этапы его развития. Тенденции развития мировой экономики на рубеже ХХ-ХХI веков

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconДоклад по дисциплине «Информационная безопасность» на тему «Информационная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина Безопасность iconМеждународный маркетинг: сущность и общие понятия
Международный маркетинг считается «высшей школой маркетинга», поскольку экспорт во все времена отличается высоким уровнем организации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов