Скачать 3.8 Mb.
|
ВведениеВ системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Ее появление было далеко не случайно, ибо в условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, серьезных экологических проблем возникает и проблема выживания человека, настоятельная необходимость обеспечения его безопасности и защиты от угроз и опасностей, обрушившихся на него на рубеже веков. В отличие от многих академических дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» носит интегральный характер и требует овладения широким спектром научных и прикладных дисциплин из самых различных областей знаний, что вызывает определенные трудности в ее изучении и усвоении умений и навыков безопасного поведения. Общей методологической основой решения проблем безопасности призвана стать в нынешних условиях новая научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений, а также средства и методы защиты человека в различных условиях его обитания. В сложившихся условиях в начале 90-х годов прошлого века в учебные планы вузов была введена новая дисциплина, получившая название «Безопасность жизнедеятельности», а также открыта одноименная группа специальностей. Таким образом, безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности, в том числе и российской действительности, привлекая для их решения целый ряд наук, сама превратилась в комплексную научную дисциплину – общую науку о безопасности, изучающую опасности и защиту от них человека и его сообществ, выработав важнейшие ее компоненты, включающие определенную систему собственных категорий и закономерностей, теоретических положений, концепций и методологию исследования, учитывающие особенности нынешних реалий. В связи с этим безопасность жизнедеятельности вполне закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, таких как радиационная безопасность, пожарная безопасность, безопасность труда и т.д. В настоящее время широко развертываются исследования безопасности жизнедеятельности, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического ее анализа; во-вторых, как научной теории, что выявило, с одной стороны, потребность в разработке в данной сфере целостной системы «практика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования проблем безопасности, а также дальнейшего развития такой сферы, как безопасность жизнедеятельности. В-третьих, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в данной сфере, которая невозможна без осмысления ее теоретических проблем. ^ – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие социуму, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Из этого определения можно сделать вывод, что объектом изучения данной научной дисциплины является человек и его сообщества, а предметом – закономерности возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и его сообществам, а также способы защиты от них. Субъектом здесь также выступает познающий и действующий человек. Причем и в познании, и в практике он выступает активной стороной отношений с объектом. Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить любому специалисту. 1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего можно вывести аксиому, что любая деятельность человека потенциально опасна. 2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек. 3. Безопасность – это приемлемый риск, т.к. абсолютной безопасности не бывает, ибо всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться. 4. Данная научная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные. Таким образом, безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, о чем и пойдет речь в данном учебном пособии. Глава 1. Теоретические основы безопасности человека На рубеже ХХ и ХХI веков перед человечеством со всей определенностью встал вопрос о безопасности в самых различных ее проявлениях. Сложность современной социальной и экологической ситуации заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, незыблемые основы личной и общественной безопасности, стабильности общества, защиты государственных интересов. Целью данной главы являются, во-первых, всестороннее рассмотрение таких ключевых понятий, как «безопасность», «угроза», «опасность», «риск», их видов, источников, объектов, классификации, уяснение безопасности как научной категории, как социального явления, во-вторых, показ системы, принципов и методов обеспечения безопасности в различных условиях жизнедеятельности и, в-третьих, обоснование необходимости формирования культуры безопасности у населения. ^ Формирование научного понимания понятия «безопасность» с теоретической точки зрения является вопросом принципиальным, так как, во-первых, оно должно отразить сущность данного явления, а во-вторых, позволяет корректно его сформулировать, выделить наиболее важные элементы содержательной части проблемы, как методологические, так и прикладные. Для исследования проблем безопасности важно определиться с ее предметом. Если следовать из различных определений безопасности, то ее предметом выступают: состояние защищенности личности, общества, государства; состояние защищенности их жизненно важных интересов; состояние защищенности национальных интересов; устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. Однако это все-таки, хотя и важные, но лишь отдельные стороны предмета, причем именно те, которые подвержены с точки зрения их содержания опр6деленным изменениям. Например, интересы личности, общества и государства в различные периоды развития человечества были далеко не идентичны. Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защиты данного состояния бытия и заключается, прежде всего, в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства1. Исходя из всего вышеизложенного, безопасность можно представить как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности социума по выявлению, предупреждению, ослаблению, отражению и устранению опасностей и угроз, способных нарушить его жизненно важные интересы, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития человеческой цивилизации. Объектом безопасности выступает социум и окружающая его среда обитания, вне которой его существование теряет смысл, субъектом (источником) – природа, техногенная сфера, экология и сам социум во всех его проявлениях (человечество в целом, государство, общество, группы людей и отдельный человек). Важно помнить, что безопасность как явление социальное (общественное) не следует отождествлять с выживанием – явлением биологическим. При выживании работают инстинкты и условные рефлексы чисто биологического генеза, связанные с сохранением биологического вида, рода, в то время как безопасность создается в процессе сознательной деятельности человечества с целью его выживания, цивилизованного и прогрессивного развития. Безопасность – это своего рода окультуренное, цивилизованное выживание. Однако поскольку выживание все-таки выступает важнейшим компонентом безопасности, то обеспечение безопасности правильнее будет назвать явлением биосоциальным. Официальное понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» и трактуется как «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»2. ^ выступают: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Наряду с ним, к субъектам обеспечения безопасности отнесены «граждане, общественные и иные организации и объединения». Таким образом, личность, общество и государство (социум) официально выступают как объектами, так и субъектами безопасности. Отсюда вытекает, что, содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие социума. При определении цели обеспечения безопасности необходимо, во-первых, помнить о множестве ее вариантов в связи с существованием огромного количества опасностей, во-вторых, уметь увидеть главные опасности на данный момент и в данной конкретной ситуации. Большую роль при этом играет сложившаяся у людей психология восприятия опасностей. Ошибка в оценке опасности, т.е. ее оценка или переоценка зачастую является непосредственной предпосылкой самых катастрофических ошибок. ^ может осуществляться следующими путями: потенциальные жертвы могут парировать возникшие опасности или угрозы: уклониться от них: считать, что для них они не существуют. По классификации ООН, безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, безопасностью его здоровья и т.д.3 В этом контексте важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 80-х годов. В число ведущих его показателей входят: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровую жизнедеятельность, знания и достойный человека уровень жизни4. В контексте пространственно-географических параметров человеческой жизнедеятельности важное значение имеют геополитические уровни безопасности: международная, региональная и национальная безопасность. Последняя включает в себя такие понятия, как «государственная безопасность», «федеральная безопасность», «общественная безопасности», «безопасность личности» и т.п. Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строились на такой базисной категории, как внешний или внутренний враг (противник). Поэтому считалось, что безопасность можно обеспечить только в результате победы над этим врагом. В современных условиях на первый план выступает не персонифицированная опасность, а глубокое осмысление опасности или угрозы как категорий и явлений с определением источника опасности и характера угрозы. Однако это не исключает и создание образа персонифицированного врага. Например, США регулярно в качестве врагов человечества объявляют, то СССР («империя зла»), то Саддама Хусейна, то Усама Бен Ладена. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий для жизнедеятельности социума, т.е. опасностей, выделяются следующие категории: вызов, риск, угроза, опасность. ^ представляет собой совокупность обстоятельств не обязательно непосредственно угрожающего характера, однако требующих адекватного реагирования на них. Риск выступает как возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности субъекта, как возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия с заранее непредсказуемыми последствиями, связанные с такой опасностью. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которую в данной социально-экономической и научно-технической ситуации приемлет общество. Угроза – понятие родственное опасности, т.е. опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Это субъективное намерение, имеющее объективную возможность нанесения кому-либо ущерба. В Законе «О безопасности» подчеркивается, что угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающая опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Опасность является исходным понятием при рассмотрении проблемы безопасности. Она представляет собой возможное или реальное явление (процесс, событие) способное нанести ущерб социуму и окружающей его среде обитания (благополучию, материальным и духовным ценности, природе и пр.), вызвать деградацию, закрыть путь к развитию или даже уничтожить человечество. Иначе говоря, это объективная возможность нанесения ущерба, которая существует в различных сферах окружающей нас действительности (природе, техносфере, социуме и пр.) Итак, угроза и опасность всегда носят предметный характер, наполнены конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания весьма часто приобретает конкретную правовую характеристику (законах, кодексах, указах и других нормативных актах). Именно такой подход – изучение процессов и тенденций зарождения и затухания противоречий – позволяет прослеживать состояние безопасности каждого конкретного исторического периода и определять стратегию ее обеспечения на длительную перспективу. Такой подход позволяет и своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами. Таким образом, источником формирования угроз и опасностей является многообразие внутренних и внешних противоречий развития социума в различных сферах жизнедеятельности как постоянный эволюционный процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности. Важное значение для анализа опасностей имеет выявление механизма их функционирования. Воздействие опасностей на ту или иную систему есть процесс, имеющий определенную структуру, в котором выделяется статический и динамический аспекты5. ^ включает в себя: - источник (субъект) опасности, куда можно отнести природные явления (землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и т.д.); элементы техногенной сферы (АЭС, предприятия с опасным производством, горнодобывающие предприятия, гидротехнические сооружения, транспорт и пр.); человек и его сообщества (преступник, преступные элементы, государство-агрессор и т.п.); - объект опасности, которым может выступать только человек и его сообщества, все остальные объекты могут быть объектами опасности лишь тогда, когда они каким-либо образом включены в жизнь людей и играют в ней очень важную роль (природа, производство, материальные ресурсы и т.д.); - средства, с помощью которых субъект воздействует на объект опасности, каковыми могут быть те или иные формы насилия (военное, политическое, экономическое, духовное и пр.); авария на опасных производствах и АЭС, катастрофические природные явления и т.д.). ^ характеризуется: - целью, которую преследует источник опасности, воздействуя на объект, причем эта цель может иметь место только тогда, когда в качестве источника опасности выступает человек или его сообщества, хотя нередко верующие и суеверные люди источником опасности считают происки потусторонних сил; - процессом воздействия субъекта опасности на объект, который всегда носит деструктивный характер и по отношению к объекту может быть прямым и опосредованным, причем, учитывая активную ответную реакцию объекта опасности, этот процесс всегда в той или иной степени инвариантен; - результатом этого воздействия, который может заключаться в утрате объектом опасности тех или иных своих элементов; нарушении связей между его элементами; упрощении структуры объекта; потери его способности к развитию; ослаблении функций объекта опасности и полном его разрушении. Наиболее целесообразной является следующая классификация опасностей. ^ – реальные и потенциальные. По направленности – против определенных объектов как антропогенных, (возникающих в результате деятельности социума), так и природных. ^ – внутренние и внешние. По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть глобальные, региональные, национальные, локальные, местные, частные и т.д. ^ – опасности социальные, экономические, политические, военные, информационные экологические и т.п. ^ – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования. ^ – внезапные, ожидаемые с малым или большим временем задержки и др. Анализ опасности предусматривает выделение следующих ее параметров: источника, угрозы и их классификацию, идентификацию, прогнозирование, определение степени опасности и т.д. ^ обычно понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Источниками опасности могут быть: - природные явления – землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, лесные пожары, метеорологические катаклизмы и т.д.; - техногенная сфера – атомные электростанции, предприятия химической промышленности, пожароопасные объекты, плотины, дамбы, Объекты энергетики, транспорт и т.д.; - социальная сфера – индивид, группа людей, их сообщества, государство. Необходимо иметь в виду, что объектом опасности может быть только социум, т.е. люди и их сообщества. По отношению к другим объектам (природе, технике, экологии и т.д.) понятие «опасность» употребляется лишь тогда, когда он каким-то образом включен в жизнь социума и играет в ней определенную роль. В иерархическом плане угрозы могут быть глобальные, международные (межгосударственные), региональные межгосударственные, государственные (национальные), региональные внутригосударственные, локальные (местные) и частные (личностные). В общем виде систему угроз можно представить в следующем образом:
Рассмотрев сущность понятия «безопасность» и определив его главное содержание – обеспечение защиты социума от реальных и потенциальных, внутренних и внешний угроз, необходимо выяснить основные принципы обеспечения безопасности и основные пути ее достижения. Ответ на этот вопрос можно найти в Законе РФ «О безопасности», где подчеркивается, что принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность по обеспечению безопасности и интеграция в международную систему безопасности. Безопасность достигается, во-первых, проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, и, во-вторых, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам социума. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» предусматривает образование в системе органов исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности, т.е. системы безопасности. ^ Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности является принцип системности. В его основе лежит соотношение целого и части. Целое по своим основным характеристикам не тождественно сумме составляющих частей, т.к. обладает новым качеством, отсутствующим в частях и возникающим в результате их взаимодействия. При этом часть, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью и может рассматриваться как целое со своими частями, но уже меньшего масштаба. Таким образом, каждое явление процесса обеспечения безопасности должно изучаться как определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений. В ![]() |
![]() | Филологические исследования на рубеже xx–xxi веков: традиции, новации, итоги, перспективы: сб ст по итогам Всерос науч конф. (19–21... | ![]() | России на рубеже веков; негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе; непрекращающийся кризис неплатежей в национальной... |
![]() | Под патронажем Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Министерства образования Российской Федерации в сотрудничестве и при... | ![]() | Это был период интенсивного проникновения капитализмаво все сферы экономики. Наиболее важными центрами промышленности стали Донбасс... |
![]() | Развитие охраны здоровья в Украине и повышение уровня подготовки медицинских работников ставят перед высшей школой новые задачи по... | ![]() | Обоснованием такого подхода служит новая интегральная система эзотерических знаний о строении Земли, о ее духовной истории и эволюции... |
![]() | Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... | ![]() | Мировое хозяйство и этапы его развития. Тенденции развития мировой экономики на рубеже ХХ-ХХI веков |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный... | ![]() | Международный маркетинг считается «высшей школой маркетинга», поскольку экспорт во все времена отличается высоким уровнем организации... |