Криминология (курс 1) юнита 2




НазваниеКриминология (курс 1) юнита 2
страница1/16
Дата публикации19.06.2013
Размер1.96 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Современная
Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование

________________________________________________________

4230.02.01;РУ.01;2

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

КРИМИНОЛОГИЯ (КУРС 1)


ЮНИТА 2

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

МОСКВА 2012

Разработано С.В. Корнеевым;

Т.Р. Корнеевой

Под ред. Ю.С. Жарикова, канд. юрид. наук, доц.


Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА


^ КРИМИНОЛОГИЯ (КУРС 1)


Юнита 1. Основы криминологии.

Юнита 2. Предупреждение отдельных видов преступлений.

ЮНИТА 2

Рассмотрены виды, формы и направления предупреждения преступлений, криминологических особенностей отдельных видов преступлений и их предупреждение.


Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_____________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2012

(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано

и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)
Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.


^ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи

Преступность несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личности несовершен-нолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

Система специальных государственных и общественных мер по предупреждению преступности несовершеннолетних. Особенности криминологической характеристики преступности молодежи, её причины и условия.

^ Криминологическая характеристика и профилактика рецедивной преступности

Понятие рецидивной преступности. Состояние рецидивной преступности и основные тенденции её развития. Структура рецидивной преступности. Социальные и правовые факторы, влияющие на динамику рецидивной преступности. Особенности личности преступника-рецидивиста. Особенности детерминации рецидивной преступности. Предупреждение рецидивной преступности и его основные направления.

^ Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности

Понятие и общая характеристика насильственной преступности. Состояние, структура, динамика и основные тенденции насильственной преступности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления. Детерминация насильственной преступности. Предупреждение насильственных преступлений.

^ Криминологическая характеристика и профилактика экономической преступности

Понятие, социальная оценка и основные показатели преступности в сфере экономической деятельности. Обстоятельства, способствующие криминализации сферы экономической деятельности. Криминологическая характеристика отдельных видов экономической преступности. Преду-преждение экономической преступности.

^ Криминологическая характеристика и профилактика имущественной преступности

Понятие и основные показатели общеуголовной имущественной преступности. Детерминанты краж, мошенничества, присвоений, растрат, грабежей, вымогательств и других преступлений против собственности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности. Основные направления предупреждения преступлений против собственности.

^ Криминологическая характеристика терроризма и политического экстремизма и меры по их профилактике

Понятие терроризма и экстремизма, их соотношение и правовая оценка. Характеристика современного терроризма. Причины и условия совершения актов терроризма. Характеристика личности террориста. Противодействие терроризму и экстремизму.

^ Криминологическая характеристика и профилактика организованной преступности

Понятие и виды организованной преступности. Криминогенные факторы, детерминирующие появление и развитие организованной преступности в стране. Типичные признаки личности организаторов и участников преступных объединений. Предупреждение организованной преступности.

^ Криминологическая характеристика и профилактика

Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Проблемы пьянства и алкоголизма в современных условиях. Проблема наркомании в современных условиях. Социальная маргинальность. Основные направления предупреждения негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(ред. от 21.07.20011) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 01.11.2011) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

4. О противодействии терроризму [Текст] : Федеральный закон РФ от 06 марта 2006 г.
№ 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146.

5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Текст] : Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
(ред. от 08.11.2011) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних [Текст] : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7. О наркотических средствах и психотропных веществах [Текст] : Федеральный закон от
8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 14.06.2011) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

8. О противодействии экстремистской деятельности [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
Учебные издания*
1. Антонян, Ю. М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование [Текст] / Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов. - М. : Норма, 2010.

2. Ефименко, М. О. Криминологическая теория и практика в организации ведомственного контроля за достоверностью уголовной статистики [Текст] : практическое пособие
/ М. О. Ефименко, Р. В. Скоморохов, В. Н. Шиханов. – М. : Волтерс Клувер, 2010.

3. Клейменов, М. П. Криминология [Текст] : учебник / М. П. Клейменов. - М. : Норма, 2009.

4. Криминология [Текст] : учебник / Под общ. ред. А. И. Долговой - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2010.

5. Криминология [Текст] : учебник / Под ред. Ю. С. Жарикова [и др.]. - М. : СГА, 2011.

6. Криминология [Текст] : учебник для вузов / Под ред. В. Д. Малкова. - М. : Юстицинформ, 2006.

7. Криминология [Текст] : учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М. : Юристъ, 1997.

8. Криминология [Текст] : учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2005.

9. Кудрявцев, В. Н. Криминология [Текст] : учебник / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминова -
4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2010.

10. Курганов, С. И. Криминология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / С. И. Курганов - 2-е изд., перераб. и доп. -
^ М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Лунеев, В. В. Преступность XX века : мировые, региональные и российские тенденции [Текст] : монография / В. В. Лунеев - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2005.

12. Малков, В. Д. Криминология [Текст] : учебник для вузов / В. Д. Малков - 2-е изд. -
М. : Юстицинформ, 2006.

13. Шестаков, Д. А. Криминология [Текст] : учебник для вузов / Д. А. Шестаков. –
М. : Юридический Центр Пресс, 2006.
Судебная практика
1. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами [Текст] : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.

2. О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения [Текст] : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14
// Российская газета. 1998. 24 ноября.

3. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних [Текст] : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 // Бюллетень Верховного Суда РФ.
2000. № 4.
^ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Студент должен обладать следующими компетенциями:

  1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).

  2. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

  3. Владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

  4. Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10).

  5. Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).


Тематический обзор
^ 1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
1.1 Преступность несовершеннолетних
Постоянно одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов является борьба с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними и молодежью. На фоне общего роста преступности удельный вес преступности несовершеннолетних составляет 11 %.

Например, в 1998 г. ее рост по сравнению с 1997 г. произошел за счет преступлений, совершенных студентами и учащимися, - 9,3 %. В 2000 г. несовершеннолетними и при их соучастии совершено 195,4 тыс. преступлений, что составляет 8,9 % от всех раскрытых.

В преступности несовершеннолетних в последнее время отмечается целый ряд неблагоприятных и крайне тревожных тенденций. К ним можно отнести следующие:

- заметное "омоложение" преступности. Доля несовершеннолетних возраста 14-15 лет за последние годы выросла с 23 до 34 %;

- возрастает рецидивная преступность несовершеннолетних, доля которой составляет около 15 %;

- больше преступлений совершается в состоянии опьянения (употребление алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ);

- увеличивается групповой характер совершения преступлений несовершеннолетними и подростками (65 %), который отличается достаточно высокой организованностью, устойчивостью, конспиративностью, созданием внутригрупповой иерархии.

По видам преступлений около 75 % всех преступлений подростков составляют кражи (60 %), грабежи (8 %), хулиганство (7 %). Особо тяжкие преступления против личности (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования) составляют по каждому виду менее одного процента.

^ Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической точки зрения включают три возрастные группы: 14—15, 15—16 и 17—18 лет.

В то же время на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10—13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18—21 и 22—25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.

Среди всех преступников несовершеннолетние в целом по стране составляют примерно 11–12 %, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. Указанная цифра представляется весьма значительной, поскольку, согласно экспертным оценкам, для успешной борьбы с преступностью и контроля ее основных показателей необходимо, чтобы доля несовершеннолетних преступников составляла не более 4—5 %. В противном случае преступность начинает развиваться лавинообразно.

^ 1.2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников
Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника. Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, — возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступлений.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14—15 лет — подростково-малолетняя, 16—17 лет — несовершеннолетние.

Однако криминологические, социологические и психологические особенности лиц в возрастном интервале 14—17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Следовательно, преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и преступлениями лиц старше 17 лет.

Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате: искаженного представления о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибок в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтения внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышенной возбудимости, резкой смены настроений; обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности; стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятия «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желания показать и доказать свою «зрелость», стремления к лидерству; внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.

Среди несовершеннолетних преобладают лица мужского пола. Это объясняется физическими, психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.
В общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90 %, девушки — около 9 %. Вместе с тем в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов.

Более 30 % несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и не учащихся участников преступлений.

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2—3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему: преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.; ситуативность мотивов; деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж; больший по сравнению с преступлениями взрослых «веер» мотивов.

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок.

Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10 % молодежи. Оставшиеся 90 % — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Криминология (курс 1) юнита 2 iconКурс: менеджмент юнита Основные теоретические концепции менеджмента....
Юнита Организация как управленческий процесс. Организация как объект управления

Криминология (курс 1) юнита 2 iconКурс «Основы Clipsal c bus»
Добавление новых устройств, обнуление уже запрограммированных. Адреса уровня Юнита

Криминология (курс 1) юнита 2 iconРабочая программа Криминология по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...

Криминология (курс 1) юнита 2 iconЭкономика организаций (предприятий) юнита 2

Криминология (курс 1) юнита 2 iconЭкономика организаций (предприятий) юнита 1

Криминология (курс 1) юнита 2 iconКонтрольные вопросы и задания
Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук

Криминология (курс 1) юнита 2 iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «уголовный процесс...

Криминология (курс 1) юнита 2 iconР тест 1 вариант Сборник заданий по дисциплине «Криминология» (код крл)
Вопрос Отечественный криминолог первый исследовавший основные элементы предмета и

Криминология (курс 1) юнита 2 iconВопрос Что такое криминология?
Охватывает период: 1 от одного месяца до одного года

Криминология (курс 1) юнита 2 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Криминология»
Криминологические учреждения и криминологические исследования в первые годы советского государства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов