Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
Вопросы для обсуждения.
Административно-правовой статус человека и гражданина.
Виды административно-правового статуса граждан.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь.
Особенности правового статуса беженцев.
Обращения граждан: понятие, виды, производство.
Задания.
Перечислите основные права и обязанности граждан в сфере испол-нительной власти, а также укажите нормативные правовые акты, в которых они закреплены, а также порядок их реализации.
Подготовьте доклад с анализом проблем обеспечения прав и свобод граждан в административно-правовой сфере в Республике Беларусь.
Назовите, от каких факторов зависят объем и содержание адми-нистративной правоспособности. Сошлитесь на нормативные правовые акты, которые предусматривают данные факторы.
Найдите и перечислите статьи Особенной части КоАП Республики Беларусь, которые устанавливают ответственность должностных лиц органов МВД и Министерства обороны за нарушение прав и обязанностей граждан.
Объясните, могут ли существовать какие-либо препятствия при реализации гражданами своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти. Если они существуют, то приведите несколько примеров в сочетании с правовым разрешением сложившейся ситуации.
Составьте судебную жалобу на неправомерные действия нало-гового инспектора по поводу уклонения от подачи декларации о доходах гражданина.
Напишите жалобу в вышестоящий орган исполнительной власти на неправильные действия должностного лица нижестоящего органа (по произ-вольной ситуации, фабуле).
Напишите первичную жалобу в суд на неправомерное решение органа исполнительной власти (по произвольной ситуации).
Напишите жалобу в суд (после получения вами ответа на жалобу в вышестоящий орган) на неправомерные действия должностного лица (по произвольной ситуации).
Изучите Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и дайте характеристику трем режимам правового статуса иностранных граждан: «временное пребывание», «временное проживание» и «постоянное проживание».
Какие обязанности возлагают нормативные правовые акты на рабо-тодателей, пригласивших иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности?
Что является основанием аннулирования выданного иностранному гражданину разрешения на работу, и влечет ли это для него обязанность автоматически покинуть Беларусь?
Задачи.
В городе Минске резко возросло количество обращений граждан в администрации районов с требованиями принять меры в отношении большого числа бродячих собак на улицах города. Статистика показала, что за последние три года число пострадавших выросло в два раза. От этой ситуации особенно страдают дети.
В связи с опасностью сложившейся обстановки Минский городской исполнительный комитет запросил рекомендации специалистов о путях решения проблемы. Специалистами предложено следующее:
ввести всем школьникам принудительную прививку от бешенства (на случай собачьего укуса), как когда-то делали прививки от оспы.
сделать прививку только домашним животным, а для борьбы с бездомными собаками силами городского общества охотников и рыболовов создать бригады для ликвидации бродячих собачьих стай.
Дайте юридическое экспертное заключение по этим предложениям с точки зрения соответствия их статьям раздела II Конституции Республики Беларусь.
2. Депутат Могилевского областного Совета Е. Никифоров, возвращаясь вечером домой, зашел в кафе и выпил по случаю своего дня рождения 200 граммов водки. У самого дома его остановил наряд милиции для проверки документов. Депутат был водворен в медицинский вытрезвитель, где пробыл до утра. Утром начальник РОВД принес ему свои извинения за недоразумение и выпустил его. Е. Никифоров направил жалобу начальнику УВД Могилевской области и прокурору города Могилева.
Какие права были нарушены в данной ситуации?
Правомерны ли действия должностных лиц РОВД?
Как должны поступить начальник УВД и прокурор?
3. Н. Грачева, мать семилетнего ребенка, решила отдать его учиться в лицей с углубленным изучением математики. Директор лицея отказал ей, объясняя, что в соответствии с уставом лицея прием детей допускается с 8-летнего возраста. Посчитав это объяснение формальным поводом, Н. Грачева обжаловала решение директора лицея в Министерстве образования.
Имела ли право Н. Грачева обжаловать решение директора лицея в Министерство образования?
Какое решение может быть принято по этой жалобе?
4. Пенсионер К. Дергачев обратился в отдел социального обеспечения с заявлением о предоставлении ему льгот. Заявление он передал секретарю отдела лично и попросил его зарегистрировать. Через неделю он позвонил, чтобы узнать о результатах. Оказалось, что заявление не рассматривалось, поскольку в нем не было указано место жительства К. Дергачева, и в этой связи его обращение было признано анонимным. Возмущенный пенсионер обжало-вал данное решение главе администрации, указав в жалобе, что его заявление было изначально принято и зарегистрировано, при этом никто не указал ему на недостатки в его оформлении. Кроме того, как полагал К. Дергачев, его заяв-ление не могло быть признано анонимным, поскольку было им лично подписано и содержало его паспортные данные.
Проанализируйте данную ситуацию и определите, являлось ли заявление К. Дергачева анонимным?
В каких случаях письменное обращение гражданина может быть признано анонимным?
Какое решение по жалобе следует принять главе администрации?
5. С. Жукова направила председателю исполкома Гомельской области письмо, в котором просила решить вопрос о приеме ее как участника Великой Отечественной войны в дом-интернат для престарелых. Она также сообщила, что с аналогичной просьбой уже обращалась к председателю исполкома города, но получила необоснованный отказ. Свое обращение непосредственно к председателю облисполкома С. Жукова объяснила тем обстоятельством, что в облисполкоме нет четкой информации, к кому и в какие часы можно обра-щаться. По ее мнению, председатель облисполкома должен обратить внимание на улучшение системы информирования граждан.
Какие виды обращений содержатся в этом письме?
Какое решение должен принять председатель Гомельского облиспол-кома?
6. С разрешения заместителя главы Брестской городской администрации в непосредственной близости от школы началось строительство автозап-равочной станции. Инициативная группа родителей подготовила жалобу на это решение в суд. Однако в суде отказались принять жалобу к рассмотрению, объяснив родителям, что:
во-первых, коллективные жалобы не подлежат рассмотрению судом;
во-вторых, им следует сначала обратиться с жалобой к главе Брестской городской администрации.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Что можно сделать на месте родителей школьников в данной ситуации?
7. Гражданин Е. Седов получил право на отсрочку от призыва на военную службу в возрасте 18 лет, когда учился в колледже. После окончания колледжа он поступил на юридический факультет БГУ, а затем продолжил обучение в аспирантуре. Но менее через год Е. Седов получил повестку из военкомата о призыве на военную службу. Однако Е. Седов от призыва в армию уклонился, считая решение о призыве неправомерным, нарушающим его права.
Дайте разъяснение по сложившейся ситуации.
8. Гражданин В.Рябцев направил в районную администрацию обращение, в котором указал на неухоженный вид пруда в парке отдыха и высказал мнение о необходимости его благоустройства.
Студент БГУ А. Семенов обратился к декану исторического факультета с просьбой предоставить ему академический отпуск в связи с необходимостью временного отъезда за границу.
Пенсионерка П. Сидоренко обратилась в ЖЭС с просьбой предоставить ей как участнику Великой Отечественной войны льготы по оплате комму-нальных услуг.
Жильцы нескольких домов, расположенных в одном из микрорайонов областного центра, от имени общего собрания обратились в районную администрацию с требованием организовать отлов бродячих собак в связи с учащением случаев нападения животных на людей в микрорайоне.
К каким видам следует отнести вышеназванные обращения граждан?
9. Подполковнику Вооруженных сил Республики Беларусь К. Дукину был предоставлен отпуск в феврале месяце. Его жена, учитель средней школы, подала заявление директору школы с просьбой предоставить ей отпуск в этот же период. Директор школы отказал ей, ссылаясь на специфику работы учи-теля. К. Дукин обжаловал это решение начальнику отдела образования адми-нистрации района, в котором находится военный городок.
Дайте правовую оценку ситуации.
Имеет ли право военнослужащий обжаловать решение должностных лиц государственных органов?
Кто, по Вашему мнению, должен был в данном случае подать жалобу? Как бы Вы разрешили эту жалобу?
10. С. Карпенко, проживающий в Латвии, обратился в МВД Республики Беларусь с ходатайством о признании его беженцем. В ходатайстве С. Карпенко указал, что он и члены его семьи неоднократно подвергались преследованиям на национальной почве по месту постоянного жительства (это подтверждается официальными документами, приложенными к ходатайству). В связи с этим С. Карпенко со своей супругой, гражданкой Республики Беларусь, был вынужден покинуть Латвию и поселиться в доме ее родителей, проживающих в Витебске.
Определите, подлежит ли удовлетворению ходатайство С.Карпенко?
Подготовьте ходатайство о признании Карпенко С.беженцем.
В чем различие между политической партией и общественным движением?
Дополнительная литература по теме занятия:
Права человека / Т.А. Васильева [и др.]; под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма - ИНФРА-М, 1999. - 560 с.
Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие / Л.Д. Воеводин. - М.: МГУ, 1997. - 304 с.
Граждане и органы государственной власти. Доступ, информирование, обжалование / Витрук К., Кестьо Н., Фролов Е. [и др.]. - М.: Юристъ, 2001. - 138 с.
Дженис, М. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии / М. Дженис, К. Ричард, Б. Энтони. - Будапешт: Институт конституционной и законодательной политики, 1997. - 263 с.
Жуйков, В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц / В.М. Жуйков. - М.: Городец, 1997. - 320 с.
Общая теория прав человека / В.А. Карташкин, Н.С. Колесова, Н.Г. Салищева [и др.]; под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1996. - 520 с.
Лучин, В.О. Жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации / В.О. Лучин, О.Н. Доронина. - М.: Закон и право, 1998. - 260 с.
Осинцев, Д.В. Проблемы справедливой судебной защиты прав граждан и организаций во взаимоотношениях с исполнительной властью / Д.В. Осинцев // Российский юридический журнал. - 1998. - № 4. - С. 71-82.
Стецовский, Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность. Нормы и действительность / Ю.И. Стецовский. – М.: Дело, 2000. -720 с.
Хаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. - М.: ИГП РАН, 1997. – 216 с.
Хаманева, Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан / Н.Ю. Хаманева. - М.: ИГП РАН, 1998. -80 с.
Нормативные правовые акты
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 1 авг. 2002 г. № 136-З: принят Палатой представителей 18 июня 2002 г.: одоб. Советом Республики 28 июня 2002 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 № 105-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г. № 300-З: принят Палатой представителей 24 июня 2011 г.: одоб. Советом Республики 30 июня 2011 года // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О некоторых вопросах документирования населения Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 нояб. 2008 г. № 1740: в ред. постановлений Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2010 г. 3 105-З66 принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одоб. Советом Республики 17 дек. 2009 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.11.2011 № 322-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О предоставлении иностранным гражданам и лицам без граж-данства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июня 2008 г. № 354-З: принят Палатой представителей 14 мая 2008 г.: одоб. Советом Республики 4 июня 2008 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.07.2011 № 278-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О воинской обязанности и воинской службе: Закон Республики Беларусь, 5 нояб. 1992 г. № 1914-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 № 328-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 30 дек. 1997 г. № 114-З: принят Палатой предста-вителей 4 дек. 1997 г.: одоб. Советом Респ. 19 дек. 1997 г.: в ред. Закона Респ Беларусь от 08.11.2011 № 308-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 20 янв. 2006 г. №73: в ред. постановления Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 20 янв. 2006 г.: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Положение о порядке использования миграционной карты: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 142: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 144: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам депортации таких лиц: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 146: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении положения о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 144: в ред. постановления Совмина от 27.07.2012 № 700 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О положении о порядке использования миграционной карты и ее форме: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 фев. 2006 г. № 142: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 марта 2007 г. № 333: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении правил транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2006 г. № 63: в ред. постановления Совмина от 09.07.2010 № 1030 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении визовых правил Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 июля 2010 г. № 1065: в ред. постановления Совмина от 31.05.2012 № 508 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций): Указ Президента Республики Беларусь, 6 окт. 2006 г. № 605 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 янв. 1999 г. № 2: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.10.2006 № 605 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О политических партиях: Закон Республики Беларусь, 5 окт. 1994 г.: в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь, 22 апр. 1992 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.12.2011 № 325-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 4 окт. 1994 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
^
Вопросы для обсуждения.
Понятие и виды организаций.
Виды общественных объединений.
Административно-правовой статус общественных объединений.
Административно-правовой статус политических партий.
Обращения юридических лиц: процедура их рассмотрения.
Задания.
1. На основе анализа Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» раскройте понятие, цели и состав общественного объединения.
2. Какие виды и организационно-правовые формы общественных объединений предусмотрены законодательством Республики Беларусь? Укажи-те конкретные нормативные правовые акты. Приведите по два примера реально существующих видов и организационно-правовых форм общественных объединений.
3. Сформулируйте понятие административно-правового статуса общест-венного объединения и раскройте его содержание со ссылками на конкретные статьи Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях».
4. Кем и в каком порядке регистрируются уставы политических партий и иных общественных объединений, а также их отделений; некоммерческих организаций – благотворительных, религиозных, молодежных, детских и профсоюзных?
С какого момента общественное объединение считается созданным? Ответ обоснуйте ссылками на конкретные статьи соответствующих законов.
5. Какие статьи Закона Республики Беларусь «О свободе вероиспо-веданий и религиозных организациях» раскрывают содержание админист-ративно-правового статуса религиозных организаций?
6. Существуют ли законодательные ограничения военнослужащих в деятельности общественных и религиозных объединений, политических партий? В чем различие между политической партией и общественным объединением?
7. Напишите эссе, в котором проанализируйте основные отличия и сходные черты предприятий, учреждений и организаций.
Задачи.
По инициативе жителей дома был сформирован общественный орган для охраны автомобилей, припаркованных во дворе. В его деятельности принимают участие четырнадцать человек, которые поочередно охраняют в ночное время стоянку автомобилей, а также ежемесячно вносят в его фонд определенную уставом сумму денег. Данные средства расходуются на благо-устройство стоянки.
Имеется ли у этого органа общественной самодеятельности возможность открыть свой счет в банке?
Решением учредителей крупного негосударственного предприятия предусматривалась его ликвидация. За месяц до предполагаемой ликвидации администрация уведомила об этом профессиональный союз, в котором состояла значительная часть его сотрудников. Однако профсоюз отказался вести с администрацией переговоры о соблюдении прав и интересов коллектива, а обратился с жалобой на администрацию в суд.
Какие права профсоюза были нарушены?
Общественный фонд, целью которого является работа по повы-шению безопасности дорожного движения и который имеет свои структурные подразделения в каждой области, осуществляет свою деятельность по сниже-нию аварийности на дорогах страны.
Возможно ли использование в названии этого фонда слова «респуб-ликанский фонд»?
В администрацию Советского района г. Гомеля обратились Е. Климов и С. Иванов с заявлением о регистрации ООО «Кактус». К заявлению прилагались все необходимые документы. В уставе говорилось, что ООО создается с целью разработки приспособлений для сельхозмашин, и был указан юридический адрес: г. Речица, ул. Суворова, 10. В регистрации им отказали, при этом предложили пройти регистрацию по юридическому адресу ООО.
Где должно быть зарегистрировано ООО «Кактус»?
Может ли оно быть зарегистрировано в Гомеле? Дайте юридически обоснованные ответы.
Ряд транспортных организаций, научных институтов и учреждений высшего образования создали общественную организацию – Академию транспорта Беларуси, куда в качестве членов вошли специалисты в области транспорта, а также некоторые юридические лица, являющиеся государст-венными структурами.
Проанализируйте ситуацию на основе Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Дополнительная литература по теме:
Байрамов, А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.Р. Байрамов. – М.: Российская академия государственного управления. Центр государства и права, 1993. – 24 с.
Герасименок, А.А. Новое в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц / А.А.Герасименок // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Завгородний, М.А. Политические партии как субъекты административного права: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.А. Завгородний. – Саратов, 2011. -26 с.
Кеник, К.И. Законодательство об обращениях граждан и юридических лиц и ответственность за его нарушение / К.И.Кеник // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Лазарь, М.В. Контроль и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц / М.В.Лазарь // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь "О республиканских государственно-общественных объединениях / С.С.Лосев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Минько, Н.С. Проблемы работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе исполнительной власти / Н.С.Минько // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Саванович, Н.А. Работа с обращениями граждан и юридических лиц: пособие / Н.А.Саванович // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Слижевский, О. Общественные объединения и политические партии как субъекты избирательного процесса Республики Беларусь / О. Слижевский // Юстиция Беларуси. – 2010. – № 8. – С. 30-32.
Соболева, Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ю.В. Соболева. – Саратов, 2000. -26 с.
Тихомирова, Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ю.С. Тихомирова. – М., 2003. -22 с.
Халимончик, Д.А. К вопросу об обращениях юридических лиц / Д.А.Халимончик // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Штейнер, А.И. Порядок обращения в государственные органы, а также к иным юридическим лицам / А.И.Штейнер // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
^
О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 янв. 1999 г. № 2: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.10.2006 № 605 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 4 окт. 1994 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О политических партиях: Закон Республики Беларусь, 5 окт. 1994 г.: в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 № 309-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О республиканских государственно-общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 19 июля 2006 г. № 150-З: принят Палатой представителей 14 июня 2006 г.: одоб. Советом Республики 30 июня 2006 г.: в ред Закона Респ. Беларусь от 04.05.2012 № 360-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 дек. 1992 г. № 2054-XII: в ред. Законов Республики Беларусь от 22.12.2011 № 328-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 15 июля 2006 г. № 891: в ред. постановления Совмина от 06.11.2012 № 1018 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Об утверждении положения об экспертном совете при уполномоченном по делам религий и национальностей и порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: приказ Уполномоченного по делам религий и национальностей, 23 июля 2007 г. № 28: в ред. приказа Уполномоченного по делам религий и национальностей от 19.03.2010 № 11 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г. № 1: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28.05.2012 № 242 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 9 дек. 1992 г. № 2020-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2010 № 168-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 фев. 2009 г. № 229: в ред. постановления Совмина от 08.01.2013 № 15 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О порядке распоряжения государственным имуществом: Указ Президента Республики Беларусь, 4 июля 2012 г. № 294 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 15 окт. 2007 г. № 496 // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
|