Скачать 0.68 Mb.
|
Проект ПРОГРАММА создания условий для развития воспитания в общеобразовательных организациях Ульяновской области на 2013-2018 годы Паспорт программы
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях объясняется тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В соответствии с Законом об образовании образование состоит из воспитания и обучения, то есть компоненты образования есть воспитание и обучение. Следовательно, под воспитательной компонентой образования следует понимать собственно воспитание (в более точной терминологии воспитание в образовательных организациях = социальное воспитание). Таким образом, вопрос об усилении эффективности воспитательной компоненты образования – это вопрос об усилении эффективности социального воспитания = воспитания в образовательных организациях. Разработка Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ульяновской области обусловлена несколькими причинами. В условиях решения стратегических задач развития страны важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программ воспитания, и при участии общественности. Причиной разработки данной Программы является также отсутствие в регионе единой целостной системы воспитания, объединяющей технологии воспитания, направления организации воспитания и социализации школьников, реализуемых в общеобразовательных организациях области. Сегодня в Ульяновской области реализуются ряд социально-значимых областных проектов, такие как «Ковровая дорожка», «Молодёжная правовая академия», «Детская ядерная медицинская академия», «Культурный дневник первоклассника», «Лига юных авиаторов», «Воспитай патриота», «День отличника» и др.. Однако, как показывает анализ, развитие этих проектов осуществляется не в каждом образовательном учреждении Ульяновской области. В настоящее время в школах проводится большое количество мероприятий, но должного эффекта от их проведения имеется не всегда. В аналитических и информационных материалах о состоянии воспитания учащихся в общеобразовательных организациях Ульяновской области отмечается увеличение общего количества воспитательных мероприятий, многообразие направленностей. Однако, необходимо отметить, что в отдельных случаях их не только достаточно, но и слишком много. Необходимость Программы обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодёжной среде. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодёжной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Представленная Программа является концептуальной и методической основой для разработки и реализации общеобразовательной организацией собственной программы воспитания (воспитания и социализации) учащихся с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания воспитания и социализации школьников, а также взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Данная программа содержит рекомендации по организации целостного пространства социального воспитания школьника. Такое пространство интегрирует урочную, внеурочную, внешкольную деятельность педагогов, учащихся и их родителей. При этом общеобразовательными организациями должны создаваться условия для реализации разработанной собственных программ, обеспечения воспитания учащихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и гражданина Ульяновской области. Образовательный процесс при этом направляется на воспитание уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные российские религиозные организации. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании развивающего, социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование. Программа создания условий для развития воспитания в общеобразовательных организациях Ульяновской области на 2013-2018 годы является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривает расширение и конкретизацию её содержания. Нормативно-правовой и документальной основой «Программы развития воспитания в общеобразовательных организациях Ульяновской области» являются Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Конвенция о правах ребёнка, Укаэ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 7 мая 2012г. №599, Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г. № 2148-р, рекомендации Министерства образования и науки РФ «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Современный национальный воспитательный идеал – это нравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, опирающийся в своей жизнедеятельности на духовные и культурные традиции народов Российской Федерации. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждой общеобразовательной организации, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации является самостоятельным направлением её жизнедеятельности. Её построение основывается на ряде принципов, реализация которых выражается в развитии интегративных качеств образовательной организации как воспитательной организации (таких как «воспитательная система», «воспитывающая среда», «воспитательный потенциала обучения», «воспитательное пространство»). Цель Программы, таким образом, состоит в создании дополнительных условий для воспитания и социально-педагогической поддержки развития школьников как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа. Задачи Программы: обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личного и общественного благополучия; создать условия для формирования у каждого школьника активной жизненной позиции, включающей способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни Ульяновской области и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, патриотические установки, стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры; вести здоровый образ жизни; повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды в Ульяновской области; создать условия для развития профессионализма воспитателей, работающих в образовательных организациях области.
Программа реализуется на следующих основных принципах: - принцип гуманистической направленности социального воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, устанавливающий равноправное партнёрство между всеми участниками образовательной деятельности, включающей оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации; - принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и религиозных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; - принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками; - принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения, самореализации, совместного творчества; - принцип дифференциации воспитания как учёта групповых особенностей учащихся, в том числе создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; - принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий; - принцип вариативности социального воспитания, направленный на удовлетворение потребностей учащихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности деятельности в различных ситуациях; -принцип государственно-общественной организации воспитания, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в воспитании молодого поколения на основе идей социального партнёрства; - принцип демократизма, основанный на диалоговом взаимодействии, всех участников образовательного процесса, предполагающий создание опыта совместного принятия решений, совместной организации деятельности, совместного нормотворчества, защиты групповых и индивидуальных интересов участников образовательного процесса; - принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учёт их интересов, культуры, поведения в различных сферах жизни; - принцип признания духовной составляющей жизни ребёнка, проявляющийся в поддержке и развитии у школьников духовных ориентиров, не противоречащих гуманистической морали; - принцип социосообразности как ориентации в организации социального воспитания на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в данном обществе. - принцип результатной ориентации как направленности социального воспитания на создание опыта социально позитивных и личностно поддерживающих общения, взаимодействия, деятельности учащихся, проявляющегося в наращивании социальных компетенций, ценностных отношений и инициативных социальных действиях. |
![]() | «Подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу fifa 2018 в России™ на территории Самарской области» на 2013-2018 годы | ![]() | ... |
![]() | Чувашией и Республикой Татарстан, на Востоке – с Самарской областью и на Юге с Саратовской областью. Площадь территории Ульяновской... | ![]() | Концепция развития системы гражданско-патриотического образования и воспитания в Красноярском крае до 2018 года (далее – Концепция)... |
![]() | Гто — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в ссср, основная в единой... | ![]() | Председателя Молодёжного Правительства Ульяновской области, министров и руководителей департаментов Молодежного правительства Ульяновской... |
![]() | С 1 по 12 декабря 2013 года во Дворце книги Ульяновской областной научной библиотеке имени В. И. Ленина пройдёт Декада Отечественной... | ![]() | Ленинградской области направляет рекомендации «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской... |
![]() | Липецкой области, создания благоприятных условий для воспитания и поддержки спортивных талантов, пропаганды ценностей спорта и здорового... | ![]() | «О долгосрочной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018... |