Скачать 192.26 Kb.
|
Тема 1. Состав и целевое назначение земель Украины. Порядок изменения целевого назначения земельного участка Тема 1. Состав и целевое назначение земель Украины. Порядок изменения целевого назначения земельного участка План 1. Понятие целевого назначения земельного участка. 2. Процессуальный порядок изменения целевого назначения земельного участка. 3. Изменение целевого назначения особо ценных земель. 4. Последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель. ![]() 1. Понятие целевого назначения земельного участка Земли по своему составу являются неоднородные, имеют разное использование и соответствующим образом классифицируются. В основу классификации положено целевое назначение земель, под которым следует понимать установленный правовой режим, условия и пределы использования земель для конкретных целей. Земли Украины по основному целевому назначению, согласно статье 19 Земельного кодекса Украины, делятся на такие категории: а) земли сельскохозяйственного назначения; б) земли жилой и общественной застройки; в) земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; г) земли оздоровительного назначения; ґ) земли рекреационного назначения; д) земли историко-культурного назначения; є) земли лесохозяйственного назначения; є) земли водного фонда; ж) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Кроме этого земельные участки каждой категории земель могут находиться в запасе. Это касается только тех земельных участков, которые не предоставлены в собственность или пользование граждан или юридических лиц. Так, согласно ст. 30 Земельного кодекса земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые находились в пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые ликвидируются, включаются в земли запаса или же передаются в собственность или пользование согласно Земельному кодексу. В этом случае речь идет о возможности включения соответствующих земельных участков в земли запаса в составе земель сельскохозяйственного назначения. Земли в пределах Украины являются неоднородными по своему качеству, естественным, биологическим, химическим и другим показателям. Кроме того, отдельные земли характеризуются определенными особенностями и могут использоваться с разной целью. Одни используются как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, другие - как территориальная пространственная база для размещения разных объектов, или же как охранные зоны и др. (ст.ст. 22, 38, 112 ЗК). В основе деления земель Украины на самостоятельные категории - основное целевое назначение. Именно этот критерий учитывают уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления, которые планируют использование земель, их распределение и перераспределение. Целевое назначение земель определяется уполномоченными органами на основании данных учета и земельного кадастра. Как главный критерий классификации земель Украины, их основное целевое назначение влияет и определяет содержание прав и обязанностей субъектов земельного правоотношения, органов управления использованием и охраной земель. Использование земель по основному целевому назначению не исключает возможности использования их одновременно и для других целей, например, земли сельскохозяйственного назначения для строительства внутрихозяйственных дорог, земли транспорта в полосе отвода - для огородничества и т.п.. Разделение земель на самостоятельные категории, которое осуществляется по основному целевому назначению, представляет собой первоначальную классификацию. В середине каждой категории земель возможна дальнейшая классификация на виды и подвиды в зависимости от определенных оснований критериев (субъекты права собственности на землю или права землепользования, конкретное целевое назначение и др.). Так, скажем, земли сельскохозяйственного назначения могут быть классифицированы на земли сельскохозяйственных предприятий, которые используют их для ведения товарного сельскохозяйственного производства и земли несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляются для ведения подсобного сельского хозяйства. Среди этих земель самостоятельное место занимают также сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Например, в составе земель транспорта выделяются земли железнодорожного, морского, речного, авиационного, трубопроводного, городского электротранспорта, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Правовой режим каждой категории земель определяется отдельными правовыми предписаниями, которые сосредоточены в самостоятельных главах кодекса. Классификация земель и отличия в правовом режиме отдельных категорий отображают их положение как объектов государственного управления, права собственности и права землепользования. Нужно заметить, что на сегодняшний день отсутствует нормативная база относительно четкого установления целевого назначения конкретного земельного участка, исходя из способа его использования. Например, открытие в одной из комнат жилого дома, который размещен на приусадебном участке, магазина нельзя считать изменением целевого назначения земельного участка. В тот же время на основании понятий, которые сложились в органах управления, земельный участок под магазином имеет иное целевое назначение, чем приусадебный участок. Проблемой становится практическое выделение земельного участка в натуре, особенно в случае, когда дом имеет два этажа и над магазином проживают его хозяева. ^ Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно их полномочиям. Изменение целевого назначения земель ведется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Практически, изменение целевого назначения для земель государственной и коммунальной собственности осуществляется при составлении проектов отвода земель. Изменение целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины постановлением от 11 апреля 2002 г. № 502 "Порядок изменения целевого назначения земель, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц". Можно выделить стадии порядка изменения целевого назначения земель. ^ , на которой субъектами выступают собственники земельных участков (граждане или юр.лица) и соответствующие органы го. Власти или органы местного самоуправления. Эта стадия предусматривает инициирование процедуры изменения целевого назначения земельных участков. Изменение целевого назначения земельного участка проводится по представлению заявления (ходатайства) его собственника в сельский, поселковый, городской совет, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта, или районную госадминистрацию, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта. К заявлению (ходатайство) прилагаются:
Результат осуществления первой стадии - принятие к рассмотрению заявления (ходатайства) и дополнительных материалов. ^ выясняется возможность изменения целевого назначения земельных участков путем рассмотрения заявления (ходатайства) и дополнительных материалов их собственников соответствующими органами го. Власти или местного самоуправления (сельским, поселковым, городским советом или рйгосадминистрацией). Результат такого рассмотрения, в случае согласия на изменение целевого назначения земельного участка, - предоставление разрешения на подготовку проекта его отвода. ^ предусматривает проведение таких процедур:
На этой стадии в земельно-процессуальные отношения по поводу переведения земель вступают новые субъекты: землеустроительная организация, орган земельных ресурсов, природоохранный и санитарно-эпидемиологический органы, орган градостроительства и архитектуры и орган охраны культурного наследия. Проект отвода земельного участка, целевое назначение которого изменяется, составляется государственной или другой землеустроительной организацией по заказу собственника земельного участка. Условия и сроки составления проекта отвода земельного участка определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем работ. Проект отвода земельного участка согласовывается или пересогласовывается:
Проект подлежит государственной землеустроительной экспертизе, после которой заказчик подает проектные материалы соответственно в сельский, поселковый, городской совет или в районную госадминистрацию для принятия решения. Сельский, поселковый, городской совет рассматривает проектные материалы и принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка, который расположен в пределах населенного пункта (кроме пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов первой группы площадью свыше 10 гектаров, а также земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и особо ценных земель). Районная госадминистрация рассматривает представленные проектные материалы и принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка, который находится за пределами населенного пункта, если такое изменение связано с последующим использованием этого участка для сельскохозяйственных нужд, ведения лесного и водного хозяйства, строительства объектов, предназначенных для обслуживания членов территориальных общин района (школ, больниц, предприятий торговли и т.п.). Если изменение целевого назначения земельного участка, который расположен за пределами населенного пункта, предусматривает использование участков для других нужд, которые не рассматривает райгосадминистрация, тогда районная госадминистрация рассматривает проектные материалы, готовит свой вывод по этому вопросу и подает его вместе с материалами в Совет министров Автономной Республики Крым, областную госадминистрацию. Совет министров Автономной Республики Крым, областная госадминистрация рассматривает материалы и принимает решение об изменении целевого назначения земельного участка (кроме пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов первой группы площадью свыше 1 гектара, а также земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и особо ценных земель). Если изменение целевого назначения касается земельных участков - пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов первой группы площадью свыше 1 гектара, а также земельных участков природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и особо ценных земель, которое проводится по решению Кабинета Министров Украины, районная госадминистрация подает проектные материалы вместе со своим выводом в Совет министров Автономной Республики Крым, областную госадминистрацию. Совет министров Автономной Республики Крым, областная госадминистрация рассматривает представленные проектные материалы и готовит свой вывод для представления в Кабинет Министров Украины для принятия соответствующего решения. Решение сельского, поселкового, городского совета или соответствующего органа исполнительной власти об изменении целевого назначения земельного участка является основанием для оформления гражданину или юридическому лицу государственного акта на право собственности на земельный участок с измененным целевым назначением. В случае принятия решения об отказе в изменении целевого назначения земельного участка сельский, поселковый, городской совет или соответствующий орган исполнительной власти на протяжении 15 дней письменно сообщает об этом его собственника с обоснованием причины отказа. ^ случае несогласия собственника земельного участка с решением сельского, поселкового, городского совета или органа исполнительной власти об отказе в изменении его целевого назначения спор решается в судебном порядке. ^ , которая наступает при условии принятия решения об изменение целевого назначения земельного участка, с которым согласен его собственник, состоит из двух процедур: 1) оформление и предоставление соответствующих документов заявителю. Решение соответствующего органа является основанием для оформления гражданину или юр.лицу государственного акта на право собственности на земельный участок с измененным целевым назначением; 2) внесение изменений в связи с принятием решения об изменении целевого назначения земельного участка (его части) в соответствующие документы: в документы государственного земельного кадастра и договора, предметом которых является данный земельный участок. ^ К особо ценным землям относятся (ст.ст. 149, 150 ЗКУ): 1) земельные участки под пашней и многолетними насаждениями – для не с/х нужд; 2) земельные участки лесов площадью более 1 га для не л/х нужд; 3) земельные участки природоохранного, историко-культурного, оздоровительного и рекреационного назначения – для других нужд; 4) земли исследовательских полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений – при использования для не с/х нужд; 5) земли, предоставленные в постоянное пользование НВАО «Массандра» и предприятиям, входящим в его состав; 6) земельные участки с сельскохозяйственными угодьями, на которых располагаются такие почвы (ст. 150 ЗКУ):
Для земельных участков особо ценных земель, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, изменение целевого назначения осуществляется при составлении проектов отвода земли при изъятии для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых буровых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, на основании постановления Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается Верховной Радой Украины. Изменение целевого назначения особо ценных земель, расположенных в пределах населенного пункта, проводится после согласования с Верховной Радой Украины по решению сельского, поселкового, городского совета. Проектные материалы на согласование к Верховной Раде Украины подаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городским советом. Изменение целевого назначения особо ценных земель, расположенных за пределами населенного пункта, проводится после согласования с Верховной Радой Украины по решению Кабинета Министров Украины. Проектные материалы на согласование в Верховную Раду Украины подаются Советом министров Автономной Республики Крым, областной госадминистрацией. ^ Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для:
Так, например, если сельский совет принял решение о передаче особо ценного земельного участка для несельскохозяйственных нужд без согласования изменения его целевого назначения с Верховной Радой (по представлению облгосадминистрации), то такое решение может быть признанным недействительным.
Так, например, если гражданин передаст приусадебный участок (для строительства и обслуживание здания ...) в аренду другому лицу для сельскохозяйственного использования, то такое соглашение может быть признано недействительным.
Надлежащим образом установленное (измененное) целевое назначение земельного участка определяет характер обязанностей его собственника (пользователя). Собственник (пользователь) земельного участка обязан использовать его исключительно по целевому назначению, установленному соответствующим органом власти. Лица, допустившие нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земельного участка, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 53 Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» от 07.12.1984 (далее КпАП). В соответствии с этой статьей, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой наложение штрафа на граждан от 5 до 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от 15 до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. В соответствии со ст. 238-1 КпАП такие штрафы накладывают должностные лица органов земельных ресурсов. Вопрос для самоконтроля
10. Кем рассматриваются проектные документы изменения целевого назначения земельного участка, который находится в пределах населенного пункта? 10. Кем рассматриваются проектные документы изменения целевого назначения земельного участка, который находится за пределами населенного пункта? 11. Какие особенности изменения целевого назначения земельных участков - пашни, многолетних насаждений для несельскохозяйственных нужд, лесов первой группы площадью свыше 10 гектаров? 12. Какие особенности изменения целевого назначения особо ценных земель? 13. Какие последствия нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земель? 14. Какие права владельца земельного участка при отказе в изменении целевого назначения земельного участка? 15. Когда принимает решение об изменении целевого назначения областная госадминистрация ? |
![]() | В состав земель Украины входят все земли в границах ее территории, в том числе под водными объектами и островами. Земли Украины разнообразны... | ![]() | В зависимости от целевого назначения единый|единый| земельный фонд делится на различные категории земель. Классификация земель в... |
![]() | В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного... | ![]() | Тема Правовой режим земель природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения |
![]() | Тема: Обеспечение прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных (муниципальных нужд) | ![]() | Статья 10. Базовые ставки платы за земельные участки и кадастровая (оценочная) стоимость земельного участка |
![]() | Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве | ![]() | Разъясните порядок предоставления земельного участка физическому лицу для строительства и обслуживания дома |
![]() | Внебюджетные фонды совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок... | ![]() | Цель занятия: определить специфические черты земельных отношений как предмета земельного права, методы, систему и принципы земельного... |