Скачать 6.94 Mb.
|
НАЛОГИ 1. Основы налоговой системы РФ- виды налогов и сборов, принципы построения налоговой системы РФ. Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых фискальными органами на территории государства в соответствии с его налоговым законодательством. Понятие налоговая система шире, чем понятие системы налогообложения, так как функционирование налоговой системы обусловлено не только экономическими, но и политико- правовыми характеристиками. 1.Система налогов и сборов; 2.Система налоговых органов; 3.Система и принципы налог-го законодательства; 4.Принцыпы нал.политики; 5. Формы и методы налогового контроля; 6. Порядок и условия налогового производства; 7. Права и ответственность участников налоговых отношений. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из: - налогового кодекса – закон прямого действия; - принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах. Правовое регулирование нал.системы Нал.право-комплекс нал.законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деят-ть фин.и нал.органов, права и обяз-ти субъектов нал.отношений. Нал.право строится на основе конституции РФ ст.57. Нал.зак-во – совокупность федер., регион-го (S РФ) зак-ва о нал. И сборах и НПА мун.образ-ий. Составной частью нал.зак-ва явл-ся межд-е договоры по вопросам н-я. В РФ межд-е договоры в соответствии со ст.7 конституц. РФ имеют большую юрид.силу, чем нормы нац.зак-ва. НК устан-ет базовые пр-пы построения нал-вой сис-мы, права и обяз-ти уч-ков нал-вых отн-ний, ответ-сть за нал-вые правонар-ния, а также пор-к исп-ния обяз-тей по уплате н-гов и сборов. Действие актов зак-ва о нал.и сборах во времени осущ-ся по 2 правилам: 1. Обратная сила правового акта – возможность регулир-ть отнош-я, возникшие и имевшие место до издания и вступления в силу этих актов. Не имеют обратной силы законы ухудшающие полож-е налогоп-ка. 2. Дата вступления законод-го акта в силу
НК устанавливает базовые принципы построения налоговой системы, права и обязанности участников налоговых отношений, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. ^ 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 3. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации; 5. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). ^ Налогообложение – это процесс установления и взимания налоговых платежей в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок носителей налогов, порядок их уплаты, принципов их установления. Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулирован Адам Смит в 1776г. в работе «Исследование о природе и принципах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Исходя из этого положения, он сформулировал следующие 4 принципа, известные как «максимы Смита»: 1) равенство – плательщики, находящиеся в равных условиях, должны платить равные налоги; 2) определенность – плательщикам необходимо четко знать, когда, сколько и как они должны платить; 3) удобство – налогоплательщику должно быть максимально удобно платить налоги; 4) экономичность – издержки государства, связанные с взиманием налогов, должны быть минимальными. Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. Принципы налогообложения: В наст. время принципы н/о сформированы в следующую систему: 1) организационные принципы построения сис-мы н/о 2) экономические принципы 3) юридические пр-пы (1) Организационные принципы: - П-п создания максимальных удобств для н/пл. Удобство н/пл-щика это устан-ние удобных сроков внесения налоговых пл-жей, возможности получения отсрочек и рассрочек, а также понятность норм и правил налогового законодательства; - П-п универсализации н/о. Т. е. д-б обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов, вне зависимости от формы собств-ти, от источника или места образования д-да или другого объекта обложения; - П-п единства. Обеспечивается единством фин. политики, эк-кого пространства, единой сис-мой нал. органов и т.д. - П-п подвижности н/о. Означает, что налог и некоторые нал-вые механизмы м-б оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения; - П-п стабильности сис-мы н/о. Предполагает неизменность норм и правил, регулирующих налоговые отношения в течение финансового года; - П-п исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Т. е. каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налога в пределах закрытого перечня, устан-ного на федеральном ур-не. (2) Экономические принципы: - П-п соразмерности. Он заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для н/пл-ков последствий н/о; - П-п экономичности. Заключается в сведении к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением нал. зак-ва; - П-п множественности налогов. Сис-ма н/о д-б основана на совокупности дифференцированных н-гов и сборов и объектов обложения. Кроме того, п-п предполагает недопустимость в бюджете одного н-га; - П-п равенства и справедливости. Т. е. налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного н/пл-щика. (3) Юридические принципы: - П-п нейтральности. Предполагает рав-во всех н/пл-ков перед налоговым законом независимо от категории н/пл-ков, различающихся по соц. составу, национальности, роду занятий, месту жит-ва и т.д. - П-п установления налогов законами. Т. е. взаимоотношения н/пл-ка и гос-ва могут регулироваться только законами и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав; - П-п приоритета нал. закона над неналоговым. Т. е. акты, регулирующие отношения в целом и не связаные с вопросами н/о не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок н/о (напр., закон «Об образовании» регулирует сферу образования, регулирует деятельность по предоставлению льгот в образовании); - П-п наличия в законе существенных элементов налога. Отсутствие хотя-бы одного эл-та означает, что обязанности н/пл-ка по уплате налога не установлены; - П-п сочетания интересов гос-ва и н/пл-ков. Суть этого принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования н-гов, рав-ва гос-ва и н/пл-ков Функции налогов – проявление их сущности в действии, способ выражения их свойств: 1) фискальная – изъятие средств плательщиков в централизованные финансовые фонды государства; 2) распределительная – перераспределение общественных доходов, что обеспечивает гарантии в социальной стабильности; 3) регулирующая – использование налогового механизма для достижения целей налоговой политики; 4) контрольная – количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах; 5) поощрительная – предусматривает особый порядок налогообложения (например, для граждан, имеющих заслуги перед обществом). Методы налогообложения- это способы взимания налогов, влияющие на изменение ставки налогов в зависимости от налогооблагаемой базы: 1) равное – предусматривает одинаковые ставки и равные суммы налогов для всех категорий налогопт-ков (налог на игорный бизнес) 2) пропорциональное - налоговая ставка не меняется в зависимости от объема налога (налог на прибыль); 3) прогрессивное – ставка налога растет при увеличении налоговой базы; 4) регрессивное – ставка налога уменьшается с ростом налоговой базы (ЕСН). Способы налогообложения: 1) по декларации – налогоплательщик представляет в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах; 2) административный - уплата налога у источника выплаты – например, выдача ЗП с вычетом налога; 3) кадастровый – ведется кадастр (реестр, таблица), устанавливающий среднюю доходность объекта налогообложения (земельный налог); 4) авансовые платежи – устанавливаются для сложных налогов; ^ НДС- федеральный косвенный налог. В РФ введен в действие с 1.01.92 г. Налогоплательщики НДС: - организации (филиалы не являются плательщиками); - индивидуальные предприниматели (а также частные нотариусы, охранники, детективы); - лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей. Это не относится к реализации подакцизных товаров и к импорту товаров. Освобождение производится на 12 месяцев. Объектом налогообложения признаются операции: 1) реализация товаров (работ, услуг), в т.ч. безвозмездная передача; 2) передача товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Налоговая база.
Налоговый период: С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков (налоговых агентов), независимо от размера их выручки, налоговый период по НДС равен кварталу Налоговые ставки: 1) 0% - для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; перевозки пассажиров и багажа за пределы РФ; выполнение работ, оказание услуг в космическом пространстве и некоторые другие. 2) 10% - при реализации: продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню п.2 ст. 164 НК); периодических печатных изданий, (кроме изданий рекламного или эротического характера); книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, (кроме продукции рекламного и эротического характера); медицинских товаров (по перечню п.2 ст. 164 НК); 3) 18% - в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4. 4) При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), когда в соответствии с НК сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (отношения 10/110 и 18/118). Порядок исчисления. НДС к уплате = Общая сумма НДС – вычеты Общая сумма НДС – это совокупность сумм налога, исчисл за налоговый период всех внутрироссийских облагаемых операций, момент определения налоговой базы по которым приходится на соотв налоговый период, а также суммы восстановленного НДС. Процедура восстановления НДС заключается в обязанности восстановить к уплате в бюджет «входной» НДС, раннее принятый к вычету в след случаях: – при передаче имущества в качестве вклада в УК; – при дальнейшем использовании товаров: а) местом реал кот не явл РФ; б) операции, кот не признаются реализ; в) операции, осуществ в рамках спец налоговых режимов. «Входной» НДС –это тот налог, кот предъявил поставщик товаров, работ, услуг дополнительно к цене или НДС, кот уплатили на таможне при ввозе товаров, а также начислили при выполнении СМР. При исчисл общей суммы налога действуют след правила:
Сумма НДС = н/б * ставку Если осуществляются операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то учет таких операций осуществляется раздельно. Сумма НДС = (н/б*ст1) + (н/б*ст2) + (н/б*ст3) Налоговые вычеты – это сумма «входного» НДС, на кот налогопл-к вправе уменьшить общую сумму НДС. Вычетам подлежат суммы НДС уплаченные: - в отношении товаров, работ, услуг, приобретаемых для осуществления операций признаваемых объектами налогообложения; - в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи; - в отношении товаров продавцом в случае возврата ему этих товаров или отказа от них, а также в случае отказа от работ, услуг; - по расходам на командировки и представительские расходы (расчетная ставка); - с авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров. Главным документом, на основании которого НДС принимается к вычету или к возмещению (зачет и возврат сумм) является счет-фактура, которая выставляется в 5-ти дневный срок со дня отгрузки товаров. Суммы НДС выделяются отдельной строкой. Порядок и сроки уплаты. Уплата налога по операциям, признаваемых объектом н/я производится по итогам каждого налогового периода исходя из факт реализ товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20 числа каждого из 3-х мес, след за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация предоставляется по месту своего учета не позднее 20 числа мес., след за истекшим налоговым периодом. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление необходимой суммы в счет уплаты этого налога. Льготы. 0% ставка, налоговые вычеты, освобождение от уплаты От НДС освобождены медицинские услуги (кроме косметических и ветеринарных). Общие условия предоставления льгот по НДС: 1) если осуществляется льготируемый вид деятельности, кот подлежит лицензированию, то обяз условием для получения льготы является наличие лицензии; 2) льготы распростр только на лиц, кот непосредственно производят тов., работы., услуги, т.е действуют в собственных интересах. 3) если одновременно осуществ операции подлежащие и неподлежащие налогообл-ю, то следует вести разд учет таких операций. При НДС не требуется специальная постановка на учет. Могут возникать налоговые агенты (при покупке товаров у ин. организаций, если организ-я выступает арендатором, при реализации конфискованного имущества, ст.161 ) Освобождение от НДС: за 3 последних мес выручка от реал. продукции не должна превышать 2 млн руб. Освобождение подразумевает не платить «внутренний» НДС в теч 12 мес и право не предоставлять декларацию. |
![]() | ![]() | Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | |
![]() | Для итоговой государственной аттестации по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям) специализация | ![]() | Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-фз в часть первую настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении... |
![]() | Справочная информация: "Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах" | ![]() | Ндс: налоговая база и порядок ее определения при реализации товаров (работ, услуг) |
![]() | Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В нк РФ закреплены... | ![]() | Ст. 9 Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются |
![]() | Налогового кодекса РФ от 31. 07. 1998 n 146-фз (ред. 30. 03. 2012, с изм. 25. 06. 2012) обязанность по уплате налога должна быть... | ![]() | Нк РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы). Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих... |