Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из




НазваниеЗаконодательство РФ о налогах и сборах состоит из
страница1/61
Дата публикации17.08.2013
Размер6.94 Mb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


НАЛОГИ

1. Основы налоговой системы РФ- виды налогов и сборов, принципы построения налоговой системы РФ.

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых фискальными органами на территории государства в соответствии с его налоговым законодательством.

Понятие налоговая система шире, чем понятие системы налогообложения, так как функционирование налоговой системы обусловлено не только экономическими, но и политико- правовыми характеристиками.

1.Система налогов и сборов;

2.Система налоговых органов;

3.Система и принципы налог-го законодательства;

4.Принцыпы нал.политики;

5. Формы и методы налогового контроля;

6. Порядок и условия налогового производства;

7. Права и ответственность участников налоговых отношений.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:

- налогового кодекса – закон прямого действия;

- принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах.

Правовое регулирование нал.системы

Нал.право-комплекс нал.законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деят-ть фин.и нал.органов, права и обяз-ти субъектов нал.отношений. Нал.право строится на основе конституции РФ ст.57.

Нал.зак-во – совокупность федер., регион-го (S РФ) зак-ва о нал. И сборах и НПА мун.образ-ий. Составной частью нал.зак-ва явл-ся межд-е договоры по вопросам н-я.

В РФ межд-е договоры в соответствии со ст.7 конституц. РФ имеют большую юрид.силу, чем нормы нац.зак-ва.

НК устан-ет базовые пр-пы построения нал-вой сис-мы, права и обяз-ти уч-ков нал-вых отн-ний, ответ-сть за нал-вые правонар-ния, а также пор-к исп-ния обяз-тей по уплате н-гов и сборов.

Действие актов зак-ва о нал.и сборах во времени осущ-ся по 2 правилам:

1. Обратная сила правового акта – возможность регулир-ть отнош-я, возникшие и имевшие место до издания и вступления в силу этих актов.

Не имеют обратной силы законы ухудшающие полож-е налогоп-ка.

2. Дата вступления законод-го акта в силу

Акты о сборах

Дата офиц.опубл. + 1 мес.

Акты о налогах

Дата офиц.опубл. + 1 мес.

+ Но не ранее 1го числа очередного нал.периода

Новые налоги и сборы

Дата офиц.опубл. + 1 мес.

+ Но не ранее 1го числа очередного нал.периода.

+ Не ранее 1 января, года следующего за годом принятия


НК устанавливает базовые принципы построения налоговой системы, права и обязанности участников налоговых отношений, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

^ Принципы построения налоговой системы России (ст. 3):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;

5. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
^ 2. Сущность, функции, принципы, методы и способы налогообложения.

Налогообложение это процесс установления и взимания налоговых платежей в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок носителей налогов, порядок их уплаты, принципов их установления.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса.

Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулирован Адам Смит в 1776г. в работе «Исследование о природе и принципах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Исходя из этого положения, он сформулировал следующие 4 принципа, известные как «максимы Смита»:

1) равенство – плательщики, находящиеся в равных условиях, должны платить равные налоги;

2) определенность – плательщикам необходимо четко знать, когда, сколько и как они должны платить;

3) удобство – налогоплательщику должно быть максимально удобно платить налоги;

4) экономичность – издержки государства, связанные с взиманием налогов, должны быть минимальными.

Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям.

Принципы налогообложения:

В наст. время принципы н/о сформированы в следующую систему:

1) организационные принципы построения сис-мы н/о

2) экономические принципы

3) юридические пр-пы

(1) Организационные принципы:

- П-п создания максимальных удобств для н/пл. Удобство н/пл-щика это устан-ние удобных сроков внесения налоговых пл-жей, возможности получения отсрочек и рассрочек, а также понятность норм и правил налогового законодательства;

- П-п универсализации н/о. Т. е. д-б обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов, вне зависимости от формы собств-ти, от источника или места образования д-да или другого объекта обложения;

- П-п единства. Обеспечивается единством фин. политики, эк-кого пространства, единой сис-мой нал. органов и т.д.

- П-п подвижности н/о. Означает, что налог и некоторые нал-вые механизмы м-б оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения;

- П-п стабильности сис-мы н/о. Предполагает неизменность норм и правил, регулирующих налоговые отношения в течение финансового года;

- П-п исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Т. е. каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налога в пределах закрытого перечня, устан-ного на федеральном ур-не.

(2) Экономические принципы:

- П-п соразмерности. Он заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для н/пл-ков последствий н/о;

- П-п экономичности. Заключается в сведении к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением нал. зак-ва;

- П-п множественности налогов. Сис-ма н/о д-б основана на совокупности дифференцированных н-гов и сборов и объектов обложения. Кроме того, п-п предполагает недопустимость в бюджете одного н-га;

- П-п равенства и справедливости. Т. е. налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного н/пл-щика.

(3) Юридические принципы:

- П-п нейтральности. Предполагает рав-во всех н/пл-ков перед налоговым законом независимо от категории н/пл-ков, различающихся по соц. составу, национальности, роду занятий, месту жит-ва и т.д.

- П-п установления налогов законами. Т. е. взаимоотношения н/пл-ка и гос-ва могут регулироваться только законами и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав;

- П-п приоритета нал. закона над неналоговым. Т. е. акты, регулирующие отношения в целом и не связаные с вопросами н/о не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок н/о (напр., закон «Об образовании» регулирует сферу образования, регулирует деятельность по предоставлению льгот в образовании);

- П-п наличия в законе существенных элементов налога. Отсутствие хотя-бы одного эл-та означает, что обязанности н/пл-ка по уплате налога не установлены;

- П-п сочетания интересов гос-ва и н/пл-ков. Суть этого принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования н-гов, рав-ва гос-ва и н/пл-ков

Функции налогов – проявление их сущности в действии, способ выражения их свойств:

1) фискальная – изъятие средств плательщиков в централизованные финансовые фонды государства;

2) распределительная – перераспределение общественных доходов, что обеспечивает гарантии в социальной стабильности;

3) регулирующая – использование налогового механизма для достижения целей налоговой политики;

4) контрольная – количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах;

5) поощрительная – предусматривает особый порядок налогообложения (например, для граждан, имеющих заслуги перед обществом).

Методы налогообложения- это способы взимания налогов, влияющие на изменение ставки налогов в зависимости от налогооблагаемой базы:

1) равное – предусматривает одинаковые ставки и равные суммы налогов для всех категорий налогопт-ков (налог на игорный бизнес)

2) пропорциональное - налоговая ставка не меняется в зависимости от объема налога (налог на прибыль);

3) прогрессивное – ставка налога растет при увеличении налоговой базы;

4) регрессивное – ставка налога уменьшается с ростом налоговой базы (ЕСН).

Способы налогообложения:

1) по декларации – налогоплательщик представляет в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

2) административный - уплата налога у источника выплаты – например, выдача ЗП с вычетом налога;

3) кадастровый – ведется кадастр (реестр, таблица), устанавливающий среднюю доходность объекта налогообложения (земельный налог);

4) авансовые платежи – устанавливаются для сложных налогов;
^ 3. НДС: плательщики, объекты, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, льготы. (Глава 21)

НДС- федеральный косвенный налог. В РФ введен в действие с 1.01.92 г.

Налогоплательщики НДС:

- организации (филиалы не являются плательщиками);

- индивидуальные предприниматели (а также частные нотариусы, охранники, детективы);

- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей. Это не относится к реализации подакцизных товаров и к импорту товаров. Освобождение производится на 12 месяцев.

Объектом налогообложения признаются операции:

1) реализация товаров (работ, услуг), в т.ч. безвозмездная передача;

2) передача товаров (выполнение работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база.

Объект

Налоговая база

1. Реализация товаров, работ, услуг

1.1 реализация подакцизных товаров

1.2 реализация с/х продукции, приобр у физ лиц

Стоимость этих товаров, работ, услуг

Стоимость + начисл акциз

Цена реализ – цена приобретения (возникает налоговый агент)

2. Передача товаров для собственных нужд

Стоимость товаров исходя из цен факт реализ идентичных товаров с учетом акциза и без учета НДС

3. Выполнение СМР

Стоимость выполненных работ исходя из всех факт расходов

4. Ввоз товаров через таможенную границу РФ

Таможенная стоимость + сумма акциза + таможенная пошлина и сборы

*Предоставление услуг по аренде фед.,рег.,мун имущества

Сумма арендной платы с НДС

* Реализ конфискованного имущества

Цена реализ имущества + акциз (для подакц товаров)


*Реализ тов иностр организ, не состоящих на налоговом учете в РФ

Доход от реализ с НДС

Налоговый период:

С 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков (налоговых агентов), независимо от размера их выручки, налоговый период по НДС равен кварталу

Налоговые ставки:

1) 0% - для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; перевозки пассажиров и багажа за пределы РФ; выполнение работ, оказание услуг в космическом пространстве и некоторые другие.

2) 10% - при реализации: продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню п.2 ст. 164 НК); периодических печатных изданий, (кроме изданий рекламного или эротического характера); книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, (кроме продукции рекламного и эротического характера); медицинских товаров (по перечню п.2 ст. 164 НК);

3) 18% - в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4.

4) При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), когда в соответствии с НК сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (отношения 10/110 и 18/118).

Порядок исчисления.

НДС к уплате = Общая сумма НДС – вычеты

Общая сумма НДС – это совокупность сумм налога, исчисл за налоговый период всех внутрироссийских облагаемых операций, момент определения налоговой базы по которым приходится на соотв налоговый период, а также суммы восстановленного НДС. Процедура восстановления НДС заключается в обязанности восстановить к уплате в бюджет «входной» НДС, раннее принятый к вычету в след случаях:

– при передаче имущества в качестве вклада в УК;

– при дальнейшем использовании товаров: а) местом реал кот не явл РФ; б) операции, кот не признаются реализ; в) операции, осуществ в рамках спец налоговых режимов.

«Входной» НДС –это тот налог, кот предъявил поставщик товаров, работ, услуг дополнительно к цене или НДС, кот уплатили на таможне при ввозе товаров, а также начислили при выполнении СМР.

При исчисл общей суммы налога действуют след правила:

  1. общ сумма НДС исчисл по тем операциям, по кот н/б определена. Момент ее определения должен приходится на данный налоговый период.

  2. по итогам налогового периода общ сумма НДС исчисл в отношении операций реализ товаров, работ, услуг, передачи товаров для собст. нужд и выполнения СМР для собственного потребления.

  3. при исчисл общей суммы следует учесть все изменения, кот увелич или уменьш н/б в данном налоговом периоде, т.е восстановить сумму НДС

Сумма НДС = н/б * ставку

Если осуществляются операции, которые облагаются по разным ставкам НДС, то учет таких операций осуществляется раздельно.

Сумма НДС = (н/б*ст1) + (н/б*ст2) + (н/б*ст3)

Налоговые вычеты – это сумма «входного» НДС, на кот налогопл-к вправе уменьшить общую сумму НДС.

Вычетам подлежат суммы НДС уплаченные:

- в отношении товаров, работ, услуг, приобретаемых для осуществления операций признаваемых объектами налогообложения;

- в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи;

- в отношении товаров продавцом в случае возврата ему этих товаров или отказа от них, а также в случае отказа от работ, услуг;

- по расходам на командировки и представительские расходы (расчетная ставка);

- с авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров.

Главным документом, на основании которого НДС принимается к вычету или к возмещению (зачет и возврат сумм) является счет-фактура, которая выставляется в 5-ти дневный срок со дня отгрузки товаров. Суммы НДС выделяются отдельной строкой.

Порядок и сроки уплаты.

Уплата налога по операциям, признаваемых объектом н/я производится по итогам каждого налогового периода исходя из факт реализ товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20 числа каждого из 3-х мес, след за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация предоставляется по месту своего учета не позднее 20 числа мес., след за истекшим налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление необходимой суммы в счет уплаты этого налога.

Льготы.

0% ставка, налоговые вычеты, освобождение от уплаты

От НДС освобождены медицинские услуги (кроме косметических и ветеринарных).

Общие условия предоставления льгот по НДС:

1) если осуществляется льготируемый вид деятельности, кот подлежит лицензированию, то обяз условием для получения льготы является наличие лицензии;

2) льготы распростр только на лиц, кот непосредственно производят тов., работы., услуги, т.е действуют в собственных интересах.

3) если одновременно осуществ операции подлежащие и неподлежащие налогообл-ю, то следует вести разд учет таких операций.

При НДС не требуется специальная постановка на учет. Могут возникать налоговые агенты (при покупке товаров у ин. организаций, если организ-я выступает арендатором, при реализации конфискованного имущества, ст.161 )

Освобождение от НДС: за 3 последних мес выручка от реал. продукции не должна превышать 2 млн руб. Освобождение подразумевает не платить «внутренний» НДС в теч 12 мес и право не предоставлять декларацию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconСтатья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах,...

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconСтатья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах,...
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,...

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconЗаконодательство о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых...
Для итоговой государственной аттестации по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям) специализация

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-фз в часть первую настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении...

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconЗаконодательством о налогах и сборах срок налоговой
Справочная информация: "Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах"

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из icon5. Законодательство РФ о налогах и сборах
Ндс: налоговая база и порядок ее определения при реализации товаров (работ, услуг)

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconПонятие налоговой системы РФ. Функции налогов и их классификация
Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В нк РФ закреплены...

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из icon1 Категории налогоплательщиков как участников налоговых отношений....
Ст. 9 Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из iconИюль пн 2 9 16 23 30 вт 3 10 17 24 31 ср 4 11 18 25 чт 5 12 19 26 пт 6 13 20 27 сб 7 14 21 28
Налогового кодекса РФ от 31. 07. 1998 n 146-фз (ред. 30. 03. 2012, с изм. 25. 06. 2012) обязанность по уплате налога должна быть...

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из icon5. субъекты отношений, регулируемых законодательством о налогах и...
Нк РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы). Обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов