Скачать 108.17 Kb.
|
Содержание: 1. Понятие формы государства 2 2. Формы государственного правления 4 3. Заключение 9 4. Список используемой литературы 10 1. Понятие формы государстваГосударство, обладающее исторически неизменными сущностными признаками, которые были рассмотрены в предыдущей главе, имеет исторически изменчивые формы, особенности которых зависят от многих факторов — геополитических, религиозных, ментальных, экономических и др. Историческая изменчивость форм государства была отмечена еще античными мыслителями, которыми было выработано понятие формы правления, характеризовавшее особенности устройства высших органов государственной власти, преследуемых ими целей и используемых ими методов. Так, древнегреческие мыслители Платон и Аристотель подразделяли все формы правления на правильные и неправильные в зависимости от того, чьим интересам служит власть — общественным, публичным, или частным, партикулярным. В зависимости же от количества правящих правильные государственные формы делились ими на монархию, аристократию и демократию, неправильные — на тиранию, олигархию и охлократию (власть толпы). Таким образом, в эпоху античности понятие формы правления трактовалось шире, чем в современной науке, — как форма государства, и включало в себя то, что ныне обозначается понятиями «форма правления» и «политический (государственный) режим». В современном государствоведении сложное понятие «форма государства», т. е. устройство государственной власти (государства), рассматривается как единство трех его аспектов: формы правления, формы территориального государственного устройства и формы политического режима. Форма государственного правления представляет собой форму государства, характеризующую порядок формирования высших органов государства, их компетенцию и взаимодействие. Территориальная форма государственного устройства характеризует деление государства на составные части, взаимоотношения между ними, а также взаимоотношения каждой из них с центральными органами власти. Совокупность методов реализации публичной власти, характер взаимоотношений власти и населения составляют форму государственного (политического) режима. Особое значение для характеристики формы государственного (политического) режима имеют коммуникативные связи. По мнению современного государствоведа В. Е. Чиркина, именно характер коммуникативных связей между аппаратом государства и населением характеризует одну из сторон формы государства. Однако ученый полагает, что коммуникативные связи не входят в понятие государственного режима, поскольку к нему могут относиться только связи-команды, не предполагающие наличия обратной связи. С этим вряд ли можно согласиться. Никакой режим (да и общество в целом) не может существовать без наличия обратных связей, что и создает эффект социальной коммуникации, упорядоченности отношений. Без этого управление невозможно в принципе. Другое дело, что характер обратных связей, как и вообще политической коммуникации, при разных режимах разный. Это признает и В. Е. Чиркин, который соглашается, что в условиях тоталитарного политического режима учет обратных связей не имеет решающего значения, но и проигнорировать их власть не может. Следовательно, коммуникативные связи являются важной составляющей именно государственного (политического) режима, но они могут носить как диалогический, так и монологический характер. ^ По форме правления государства принято делить на монархии и республики. В основу классификации форм правления положен количественный критерий, в соответствии с которым выделяются монархии (греч. «моноархия» - единовластие) и республики (греч. «полиархия» — многовластие). Под монархией понимается такая форма правления, в которой высшая власть принадлежит, как правило, одному лицу по праву наследства (династически). Вместе с тем история знает много примеров, когда единая монархическая власть осуществлялась двумя или более монархами-соправителями (Спарта, Римская империя, Византия), что не меняет, однако, сущности монархической власти. Для монархии важен сам принцип наследственной передачи власти, в чем усматривается проявление божественной воли. Монархия генетически, по своему историческому происхождению, связана с религией, от нее получая свою легитимацию и государственный смысл — монарх правит «милостью Божией». Монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс и др.) — лицо юридически безответственное: он отвечает за свое правление только перед Богом и на всем протяжении своего царствования не может быть правомерно привлечен к правовой ответственности либо отсгранен от царствования. Ответственность монарха перед народом или каким-либо государственным органом, а также выборность или назначение монарха, что, в частности, имело место в ранней Римской империи, Речи Посполитой и др., следует рассматривать как отступление от основных принципов монархии и характеризовать такую форму правления как смешанную. Исторические и современные виды монархий разнообразны, однако их возможно объединить в две основные группы: ограниченные и неограниченные, различающиеся правовым статусом монарха. В неограниченной монархии глава государства обладает всей полнотой государственной власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежат право отмены приговора и право помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал. К историческим видам неограниченных монархий относятся, прежде всего, государства Древнего Востока (древние Египет, Китай, Персия и др.), называемые деспотиями. Деспот (греч. повелитель), как правило, признавался верховным собственником земли и занимал высшее место в религиозной иерархии в качестве главного жреца или даже земного бога (сына бога). На Западе неограниченная монархия сформировалась в форме абсолютизма (лат. неограниченный, независимый) в конце ХУ-ХУП вв. при переходе от традиционного к индустриальному обществу, что сопровождалось упадком значения дворянства и сословно-представительных органов. В отличие от деспотии в абсолютной монархии отсутствует обожествление личности монарха. Для абсолютной монархии характерен утилитарный подход к религии как идеологической основе государства, при этом церковь подчинена светской власти, как правило, являясь частью государственного механизма. Характерные особенности абсолютизма— централизация и бюрократизация государственного аппарата. В Российской империи формой неограниченной монархии явилось самодержавие, однако в историко-правовой науке отсутствует единая и общепризнанная интерпретация его особенностей по сравнению с восточными и западноевропейскими формами неограниченной власти монарха. К числу современных неограниченных монархий с рядом оговорок можно отнести государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман. В ограниченной монархии полномочия монарха как законодателя, главы администрации и судьи существенно ограничиваются и осуществляются совместно с другими государственными органами либо поставлены под их контроль. Исторически первым видом ограниченных монархий была аристократическая монархия, существовавшая в некоторых государствах Древнего мира (Спарте, Древнем Риме), в которой власть монарха ограничивалась аристократическим собранием старейшин и (или) народным собранием, состоявшим из представителей привилегированных сословий. Вторым в истории западноевропейской государственности видом ограниченной монархии стала возникшая в эпоху раннего Средневековья сеньориальная, или сюзерениальная, монархия, характерная для периода феодальной раздробленности, сопровождавшегося ослаблением центральной монархической власти. Такую монархию образно называют «многоэтажной» монархией, поскольку полунезависимые вассалы, стоявшие во главе принадлежавших им самодостаточных «государств-поместий», играли роль своего рода «микромонархов» по отношению к своим вассалам и подданным. Процесс преодоления феодальной раздробленности в Европе, нашедший свое выражение в усилении королевской власти и политической консолидации сословий, привел к образованию в ХШ—XIV вв. еще одного вида ограниченной монархии— сословно-представительной монархии. Органы сословного представительства дворян, духовенства и горожан (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании и др.) в такой монархии принимают законы, подлежащие утверждению монарха. Современные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские (парламентарные). Как отмечается в литературе, дуалистическая (лат. двойственный) монархия, как правило, исторически предшествует возникновению парламентской монархии. Дуализм данной формы ограниченной монархии выражается в том, что законодательная власть осуществляется совместно двумя органами: монархом и парламентом. Ни один законопроект не станет законом без предварительного одобрения парламентом точно так же, как он не станет законом без его последующего утверждения монархом, который обладает правом вето. Вместе с тем монарх является главой исполнительной власти, обладая исключительным правом назначения и смещения министров. Кроме того, парламент в дуалистической монархии не вправе вынести правительству вотум недоверия, зато монарх может досрочно распустить парламент и объявить внеочередные выборы. В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бруней, Бутан, Иордания, Марокко, Тонга. В парламентской монархии большинство властных, полномочий сосредоточено в руках парламента. В законодательной деятельности парламент независим от монарха, который не обладает правовыми возможностями предотвратить принятие неугодного ему закона. Правительство назначается парламентом и несет перед ним ответственность. Полномочия монарха как носителя исполнительной власти также поставлены под контроль парламента посредством института контрассигатуры. Это означает, что повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) соответствующего министра, который и берет на себя правовую ответственность за издание данного распоряжения. Соответственно министр не подписывает те указы и распоряжения монарха, которые неугодны парламенту и могут привести к отставке или осуждению министра в порядке импичмента, т. е. когда в качестве суда выступает парламент. Таким образом, в парламентской монархии монарх выполняет лишь церемониальные и представительские функции, среди которых — обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов. Примерами парламентарной монархии могут служить почти все монархии современной Европы (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.), правовой статус монарха в которых выражается известной формулой: «царствует, но не правит». 3. ЗаключениеНесмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией в современном мире продолжается. В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существую во Франции, Италии, Греции и ряде других стран. ^
|
![]() | Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства. Теории происхождения государства | ![]() | Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права.... |
![]() | Понятие, роль, формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований | ![]() | Оста образовательных программ по правоведению. Здесь рассматриваются как общие положения о государстве и праве (понятие и признаки... |
![]() | Понятие государства, его признаки и функции. Формы правления, форма государственного устройства, политический режим | ![]() | Понятие и назначение государства, его признаки и функции. Причины возникновение государства. Суверенитет государства |
![]() | Юридическая обязанность: понятие, формы реализации. Основные конституционные обязанности граждан | ![]() | Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления: понятие, принципы, формы и методы |
![]() | Понятие, признаки и функции государства. Основные теории происхождения государства. Форма государства. Государственный механизм.... | ![]() | Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых... |