1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц




Название1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц
страница1/10
Дата публикации04.08.2013
Размер1.23 Mb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. ОТП – общетеоретическая политико – правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц назначение в обществе и вырабатывающяя общие юридические категории и понятия.

Предметом ОТП выступают наиболее общие закономерности возник.развит.ифункцион.гос-ва и права, а также система основных понятий юриспруденции, а также основные государственно-правовые институты (формы государственного правления, юридически» ответственность и др.).

2. Методы:

1.Всеобщий т.е. философский, мировоззренческие, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

2.Общенаучные: применяются на отдельных этапах :анализ (разделение гос. правового явления на отдельные части);синтез(условное объединение частей при изучении явления);системный под-ход(ориентирует на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей в нём);функциональный подход (выяснение функ-ций одних социальн. явлений по отношению к другим).

3.Частнонаучные: изучение с учётом научных достижений технич, естеств, гумман. наук: конкретно-социологический (анкетирова-ние, интервью с целью получить данные о поведении субъектов в гос-правовой сфере); статистический(позволяет получить количественные показатели того или иного явления); кибернетический (позволяет с помощью техн.средств познать гос.правовые явления). Среди частнонаучных 2 метода частноправовых: формально-юрид. (позволяет определить юр. понятия. их признаки, классификацию, толко-вать содержание); сравнительно-правовой (со-поставляет различные правовые системы -з-ны,юр. практику, чтобы выявить их общие и особенные свойства).

3. ОТП является общеметодологической базой для всех других правовых наук (также, как, например, философия для всех общественных наук). Соответственно она тесно с ними связана на взаимовлияющих началах: теория государства и права обобщает развитие конкретных правовых отраслей и формулирует общие закономерности, которые, в свою очередь, используются отраслевыми науками.

Группы:

1.Общетеоритические и исторические науки – ИГиП и ТГиП, исследующие условия и причины возникновения гос-ва и права, этапы их развития, формы.

- ИППУ - изучает формирование и развитие научных представлений о государстве.

2.Отраслевые юридические науки (конст.УП, ГП и т.д.)

3.Специальны (прикладные) юр. науки – кримин-ка, суд. мед., ОРД.

ОТП – философское начало всех юр. наук.

4.Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм-инструментов государственного управления. Власть исходила от рода,фатрии,племени,которые непосредственно формировали органы самоуправления.Властные функции осуществляли взрослые члены рода-мужчины и женщины, имевшие равные права. Можно сказать так: субъект и объект власти при первобытной демократии совпадали. В родовой общине общее собрание сородичей стало самой высокой властной инстанцией. Кроме родовых собраний,органами общественной власти при первобытной строе были старейшины,военачальники и жрецы,которые избирались из наиболее авторитетных членов рода. Должностные лица за провинность могли быть смещены собранием,которе явилось инструментом контроля за осуществлением возложеных на них полномочий. Инстита выбора в современном понимании не было. Избрание лучшего в любом коллективе всё же имело место. И этот выбор был более влиятельным,авторитетным и значительным,чем выборы в результате разового,формального голосования. Власть в первобытном обществе не имела территориального характера ,распространялась только на членов рода ,выражала их волю и базировалась на кровных связях. Общими делами племени руководил совет,который состоял из старейшин соответствующих родов,а во время войны-военачальников родов. Эта должность также была сменяемой и не давала привелегий. В первобытном обществе на всех этапах развития отсутствовует специальная группа людей,которая выделялась бы из его состава с целью управления и осуществления власти. По современной этнографической терминологии это была потестарная,а не политическая власть. Она распространялась на элигаторноесообщество,члены которого были равны. Власть,такимобразом,являясь неизбежной функцией любого общества,в условиях его первобытного состояния совпадала с населением.Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи-исторически сложившиеся правила поведения,вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения. Синкретичность (слитность) норм первобытной морали,религиозныхнорм,обычаев,традиций позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами».Они имели характер единого,нерасчленённого правила поведения,подходящего под все случаи жизни.В нормах первобытного общества можно обнаружить положения,запрещающие,дозволяющие и обязывающие совершать какие-либо поступки. Запреты совершать определённые действия выступали в виде табу. Дозволения также определяли поведение отдельного человека или объединений людей в первобытном обществе.Позитивноеобязывание имело своей целью упорядочить необходимое поведение человека в повседневной жизни.

5.Диалектико-материалистической(экономической)теория исходит из того,что государство возникает прежде всего в силу экономических причин:общественного разделения труда, появления прибавочного продукта,частнойсобственности,а затем- раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. В результате этих процессов возникает государство,котороеспециальными,в том числе правовыми,средствами управления и насилия сдерживает борьбу противоположных социальных групп,защищая главным образом,интересы экономически господствующего класса. Такой подход к объяснению возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке. В настоящее время многие исследователи полагают,что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства и права решающее значение могут приобретать как классовый антагонизм,так и необходимость решения общих дел,совершенствования управления обществом. Наряду с диалектико-материалистической концепцией происхождения государства и права существуют и иные теории-бежественная,патриархальная,общественногодоговора,насилия,психологическая и ряд других.

6. Теологическая теория настаивает на божественномпронсхожд г-ва и пр., утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Смысл патриархальной теории в том, что г-во возникает из разрастающейся из поколения в покол семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Теория общ-го дог.(естеств.пр.) была сформ-вана в работах бурж-х мыслителей 17-18в.в. Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка и др. В договорной теории г-во возникает в рез-те заключения общ-го договора м/ж людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое - в народ.

Представители теории насилия объясн.пронсхожд. Г-ва и пр не социалыю-экон-ми прич-ми, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. Представители психологической теории объясняют появл. г-ва и пр. проявлением особых св-в челов. сихики, в частности психической потребностью людей подчиняться, сознанием зависимости членов первобытн. общ-ва от вождей, жрецов и т.д.

7. Понятие и признаки государства.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая для осуществления управленческо - обеспечительной и охранительной функций специальным аппаратом и способная придавать своим велениям характер обязательности для всего своего населения.

Признаками гос-ва считаются:

1.наличие публичной власти – соответственно аппарата управления, зафиксированного в НПА, т. е. правовые начала.

2.суверенитет – внешний (независимость от внешних факторов) и внутренний (независимость гос. вл. от др. негосударственных организаций, действующих внутри гос-ва )

3.территория – наличие границ, гражданство.(устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории гос-ва, с данным гос-вом, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.)

4.Аппарат принуждения.

5.Финансовая система. Налоги и сборы.

Социальное значение: теории по-разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства. В современной отечественной ОТП вопрос о сущности государства решается по-разному. Но в большинстве стран такая функция государства как социальная, стоит на первом месте. Многие исследователи исходят из того, что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. Согласно другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Подход к характеристике сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую деятельность государства. Согласно этому подходу сущность государства выражается в том, что государство есть организация, осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов другими.

8. Тип государства представляет собой систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых теми или же другими историческими условиями. Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государства общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации. В настоящее время в теории государства и права вопросы типологии государств рассматриваются преимущественно в двух аспектах: формационном и цивилизационном. На формационном подходе базируется марксистско-ленинская типология государства и права. Марксистская типология государства выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Рабовладельческое государство - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытно-общинного строя и представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Феодальное государство – экономической основой этого государства является частная собственность феодалов на землю какглавное средство производства и личная зависимость от них крестьян. Буржуазный тип государства - буржуазный способ производства требовал работника свободного продающего свой труд.

Также марксистская теория выделяет: капиталистическое государство – диктатура буржуазии, что бы держать в подчинении раб. класс., социалистический тип - общественная собственность на орудия и средства производства, и является орудием политической власти трудящихся.

Современные исследователи, исходя из цивилизационного подхода, дают следующую типологию государств: древние государства(древнегреческое, древневосточное, древнеримское): средневековые государства (западно-европейские,восточно-европейские, азиатские): современные государства (развитые социальные, правовые, развивающиеся).

9. Под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом.форма государства является достаточно сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке.

Согласно третьей точке зрения, форма государства состоит из 3-х элементов, а именно: 1. Формы правления – это сумма способов организации государственной власти (структура, порядок образования высших органов государства, способы осуществления власти)

2. Формы государственного устройства – это сумма способов устройства государственной власти, характеризующих связь между центральной и региональной властью.

3. Политического режима – это сумма способов осуществления государственной власти, закрепляющих объём предоставляемых гражданам свобод для их участия в политической, экономической социальной, культурной деятельности государства.

Форма государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.

10.Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру, хану) и передаётся по наследству.

^ Признаки монархии:существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти; монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;Видымонархий:Феодальная монархия - разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существует две основных социальных группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением . Основной предпосылкой для построения четкой структуры феодальной иерархии является аграрный характер средневековой экономики. Церемония передачи феода (земельного владения) в пользование от сеньора – новому вассалу именовалась инвеститурой и сопровождалась символическим вручением вассалу некого предмета (посоха, кольца, флага). А вассал, получая инвеституру, в свою очередь также дарит сеньору подарок, установленный обычаем (боевой конь, оружие, денежная сума).Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Юридически за монархом остается громадная власть: окончательное утверждение законов, их исполнение, назначение и смещение всех чиновников, объявление войны и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако он представляет свое государство, является его символом.Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти.Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Иначе - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства. Резонной основой теократии является вера в то, что Бог устраивает мир ко благу, и поэтому действия соответствующие промыслу Бога являются наиболее благоприятными и благоразумными, и наоборот: противоречащие им - погибельными. Поэтому полагается, что благоразумнее поступать не по своему уму, а согласовывать свои поступки с волей Бога.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц icon2. Методология теории государства и права Теория государства и права...
Понятие и характеристика теории государства и права. Закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц iconСтруктура тгп : 1 Теория государства вопросы касающиеся такого явления...
Г и п с другими соц-ми явлениями: с экономикой, политикой, моралью, культурой, религией. Т. о. Предметом науки тгп являются наиболее...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц icon1. Предмет и метод теории государства и права Понятие теории государства...
Возникновение и развитие теории государства и права. Теория государства и права как единая наука. Функции теории государства и права....

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц icon1. Предметом отп явл общие закономерности возник, развития и функционирования...
Д. Данные методы не являются исчерпывающими при иссле¬довании государства и права

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц iconБилет №1. Предмет, функции и структура теории государства и права
Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц iconТеория государства и права как наука и учебная
Объект науки те явления, которые она изучает. Предмет то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект тгп государство...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц iconТгп существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы,...
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц icon1. предмет и метод теории государства
...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц iconОсновные термины по тгп на завтра
Теория государства и права – это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой...

1. отп общетеоретическая политико правовая наука, изучающяя закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность и соц icon1. Основы теории государства и права
Теория государства и права представляет собой общественную науку о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов