Скачать 303.66 Kb.
|
Тема 2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения Тема 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПЛАН 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 2. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового регулирования 3. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения 4. Права и обязанности сельскохозяйственных землепользователей ![]() 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства и которые на сегодняшний день являются основной категорией земель, обеспечивающих проведение земельной реформы. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, основным целевым назначением которых является их использование в сельском хозяйстве. В ст. 22 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. Исходя из этого понятия, можно определить два основных правовых признака земель сельскохозяйственного назначения — 1) предоставление для нужд сельского хозяйства и 2) предназначение для использования в сфере сельскохозяйственного производства. Земля в сельскохозяйственном производстве является незаменимым фактором в силу ряда особенностей, среди которых чаще всего выделяют: ограниченность (неизменность количества), неперемещаемость, невоссоздаваемость, неуничтожаемость, практически неисчерпаемость производительной силы. Понятия «земля» и «земельный участок» не тождественны. В собственности и в пользовании сельскохозяйственных предприятий и граждан могут находиться только индивидуально определенные, выделенные в натуре (на местности) земельные участки, имеющие строгие границы. Правовое понятие земель сельскохозяйственного назначения включает характеристику их юридической структуры или состава. Традиционно принято считать, что в сельском хозяйстве земля функционирует в двух качествах: как территориальное условие и как основное средство производства. В этой связи земли сельскохозяйственного назначения по юридически закрепленным способам использования подразделяются на два главных вида. Во-первых— это сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосные угодья, пастбища и залежи), которые в соответствии с природными свойствами, расположением и хозяйственными потребностями используются для посевов сельскохозяйственных культур и служат средством производства в растениеводстве. Во-вторых — это несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли временной консервации и т. д.), которые являются только территориальным базисом и необходимы для организации сельскохозяйственного производства и связанных с ним видов деятельности. В данном случае речь идет о земельных площадях нерастениеводческого назначения, следовательно, они являются землями несельскохозяйственного использования. ^ Земля является не результатом человеческого труда, а продуктом самой природы. Непосредственным объектом правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения выступает определенная территория, являющаяся пространственной сферой деятельности субъекта, на которой он может заниматься производством сельскохозяйственной продукции и возведением зданий, сооружений и иных производственных объектов, необходимых для обслуживания основной деятельности. Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения характерно использование их не только как средства производства (выращивание сельскохозяйственной продукции), что является отличительной чертой этой категории земель, но и как пространственно-операционного базиса, что присуще всем категориям. Земельный кодекс употребляет как термин «земля», так и термин «земельный участок», хотя определение дается только второму. Это объясняется тем, что объектом правоотношения по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок, который представляет собой часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с обозначенными в отношении него правами (ст. 79 Земельного кодекса). Необходимо указать на специфические признаки земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые характеризуют их как объект земельных отношений: ограниченность площади земель, локализованность земель по месторасположению, то, что они являются недвижимым объектом, выступают основным способом производства в сельском хозяйстве. Земельные участки и права на них, а также прочно связанные с земельными участками объекты (почва, замкнутые водоемы, лес, многолетние плодовые насаждения, здания, строения, сооружения и т. п.), перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, находятся в обороте нераздельно, если иное не предусмотрено законом. Земли сельскохозяйственного назначения регулируются земельным законодательством в качестве единого объекта, что означает: не всякие земли подлежат сельскохозяйственному использованию, а лишь пригодные для этих целей; не всякие пригодные для сельскохозяйственных нужд земли могут использоваться в качестве земель сельскохозяйственного назначения. Так, в заповедных зонах не может осуществляться товарная сельскохозяйственная деятельность. Цель использования земельного участка определяется органами местного государственного управления и органами местного самоуправления при предоставлении конкретных земельных участков. Об этом указывается в документах, удостоверяющих права на землю, а также в документах государственного земельного кадастра и государственной регистрации. При этом самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не должно допускаться. Требования по разрешенному использованию земельного участка являются частью иных отраслей законодательства, в составе которых они более подробно регламентируются. Важной характеристикой земельного участка как объекта правового регулирования является его площадь. При установлении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность и в пользование, органами власти учитываются природно-экономические, экологические и социальные условия на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений о природно-сельскохозяйственном районировании земель и их нормировании. В Земельном кодексе предпринята попытка ограничения площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, предельными размерами. В соответствии со ст. 121 Земельного кодекса устанавливаются нормы предоставления земельных участков, по которым граждане Украины имеют право на бесплатное получение земельных участков в собственность: для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более двух гектаров; для ведения садоводства — не более 0,12 гектара; для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. При отсутствии сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району. ^ могут складываться из: земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу; земельных участков, принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности; земельного участка, который используется фермерским хозяйством на праве аренды. Граждане — члены фермерского хозяйства имеют право на получение в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). Гражданам — членам фермерских хозяйств передаются бесплатно в частную собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Это право не распространяется на граждан, которые раньше приобрели право на земельную долю (пай) (ст. 32 Земельного кодекса). Размер земельных участков, передаваемых бесплатно гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства, может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) (ч. 2 ст. 121 Земельного кодекса). Граждане имеют право дополнительно приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения, но не более 100 гектаров до 1 января 2010 г.). При этом указанная площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону (п. 13 Переходных положений Земельного кодекса). ^ Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости детального анализа взаимосвязи правового режима такой важнейшей категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения, и правомочий гражданина-собственника в отношении данных земель и, как следствие, к необходимости уточнения сфер применения гражданского и земельного права для регулирования отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Под понятием «режим» (франц. regime, от лат. regimen — управление) понимается совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели. Под правовым режимом понимаются установленные законодательством порядок использования объекта, допустимые пределы и способы распоряжения им. Правовой режим обеспечивается соответствующими мерами воздействия (поощрения и ответственности) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения распространяется на земли данной категории и определяется совокупностью правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга, установленных действующим законодательством. Непосредственным объектом правового режима является конкретное земельное угодье — земельный участок, независимо от его площади, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению. Это первый элемент правового режима. Правовой режим различных участков земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Такая неоднородность обусловлена: видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами; юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель; иными объективными обстоятельствами. Поэтому в литературе принято выделять общий, особый и специальный правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения. Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Основное целевое назначение данных земель — быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Для строительства промышленных предприятий, объектов жилищно-коммунального хозяйства, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных трубопроводов, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, согласно ст. 23 Земельного кодекса предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше средне-районного уровня. К. сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги (ст. 22 Земельного кодекса). Правовой режим данных земель заключается в приоритетном использовании их для сельскохозяйственных целей. Специальный правовой режим устанавливается для особо ценных сельскохозяйственных угодий. К таким землям в соответствии со ст. 150 Земельного кодекса относятся земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, земли природно-заповедного фонда, земли историко-культурного назначения и др. Изъятие (выкуп) особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд допускается только в следующих исключительных случаях: строительство объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией. Причем такое изъятие (выкуп) осуществляется по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, которые, в свою очередь, должны предварительно согласовать его с Верховной Радой Украины. В литературе отмечается, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения направлен на решение двух главных задач: обеспечение почвенного плодородия земель, т. е. охраны качества сельскохозяйственных угодий (качественный аспект) и обеспечение сохранности количества этих земель, предотвращение уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий (количественный аспект). ^ решается путем проведения мероприятий: по сохранению и повышению плодородия почв; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения и других процессов, ведущих к деградации земель (мелиорация); по защите от заражения сельскохозяйственных угодий бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель; по рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению в хозяйственный оборот (ст. 166 Земельного кодекса); по сохранению и использованию плодородного слоя почвы и консервации земель (статьи 171, 172 Земельного кодекса). ^ обеспечивается путем регулирования предоставления и изъятия земель, установления жестких ограничений для их перевода в несельскохозяйственные. Обеспечению выполнения данной задачи служит ряд основополагающих принципов, закрепленных в Земельном кодексе: приоритет использования земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23), планирование использования земель (гл. 30) и возмещение потерь сельскохозяйственного производства (главы 23, 24). Безусловно, выполнение указанных задач в основном обеспечивается государством, которое устанавливает стандарты, нормы, нормативы, правила, регламенты в области обеспечения плодородия земель. В значительной степени проблема сохранения и повышения плодородия земель решается на уровне управления использованием и охраной земель. Данное управление осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами (Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Министерством аграрной политики Украины, Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам и др.), основными функциями которых являются: учет; планирование; распределение и перераспределение земель; регулирование порядка эксплуатации земель; контроль и правовое обеспечение режима использования земель; охрана земель. Наличие системы специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции управления в области охраны и использования земель, является вторым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Однако все это не уменьшает значимости таких обязанностей граждан—собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, как использование их по целевому назначению, повышение плодородия почв и сохранение других полезных свойств земли (ст. 91 Земельного кодекса). Граждане Украины входят в круг субъектов правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на сельскохозяйственных угодьях, являются третьим элементом правового режима данной категории земель. Следует отметить, что права и обязанности субъектов правоотношений по использованию земель зависят как от их правового статуса, так и от особенностей конкретного земельного участка. Таким образом, четвертым элементом правового режима земель сельскохозяйственного назначения является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений. В качестве пятого элемента правового режима земель ученые выделяют наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К такому механизму относятся: • наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также норм, не допускающих изъятия ценных сельскохозяйственных земель; • наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель, например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда при возникновении спора; наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т. д.; • наличие правовых норм, исполнение которых позволяет восстанавливать нарушение режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Таким образом, под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения понимается специальный порядок использования земель, установленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда Украины. Все земли, пригодные для сельскохозяйственного производства, имеют приоритетный режим использования. Это означает: во-первых, что они должны предоставляться, прежде всего, для сельскохозяйственного использования (ст. 23 Земельного кодекса). Определение пригодности земли для нужд сельского хозяйства производится на основании данных государственного земельного кадастра; во-вторых, земельным законодательством установлены определенные ограничения на сделки с земельными участками, предназначенными для сельскохозяйственных целей. Они заключаются, прежде всего, в установлении земельным законодательством перечня видов земель сельскохозяйственного назначения, полностью исключенных из гражданского оборота, т. е. тех, которые не могут быть объектами права частной собственности. К ним относятся, например, техногенно загрязненные земли сельскохозяйственного назначения, на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), а также деградированные и малопродуктивные земли, которые изымаются из гражданского оборота (статьи 170, 172 Земельного кодекса). Кроме того, применительно к землям, находящимся в частной собственности, земельное законодательство может устанавливать особые правила совершения сделок. Например, покупателями земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства могут быть граждане Украины, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве либо занимающиеся ведением товарного сельскохозяйственного производства, а также юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение сельскохозяйственного производства, а преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения имеют граждане Украины, постоянно проживающие на территории соответствующего местного совета, где осуществляется продажа земельного участка (ст. 130 Земельного кодекса). Кроме того, в п. 15 Переходных положений Земельного кодекса установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности земельные участки для ведения фермерского хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также граждане Украины — собственники земельных долей (паев) не вправе до 1 января 2008 г. продавать или иным способом отчуждать принадлежащие им земельные участки и земельные доли (паи), кроме мены, передачи их в наследство и при изъятии земель для общественных нужд. Таким образом, право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения подлежит определенным ограничениям, которые устанавливаются государством в целях минимизации негативных последствий, связанных с функционированием рынка земли; в-третьих, хозяйственное использование земель сельскохозяйственного назначения должно не ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности, а способствовать восстановлению и улучшению плодородия почв, их полезных свойств. В этой связи собственники земельных участков и землепользователи должны выполнять мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вторичного засорения, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов. Они также должны проводить рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полезных свойств земли. Все организации, которые осуществляют деятельность, связанную с нарушением верхнего слоя почвы, должны осуществлять снятие, складирование, хранение поверхностного слоя почвы и нанесение его на участок, с которого он был снят, или на другой земельный участок для повышения его продуктивности и других качеств; в-четвертых, при изъятии (выкупе) земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при временном занятии сельскохозяйственных угодий для других видов использования, при ограничении использования или ухудшении качества сельскохозяйственных угодий и т. д. собственникам земли и землепользователям возмещаются убытки и потери сельскохозяйственного производства. ^ Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются как гражданам, так и юридическим лицам. Гражданам земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются для удовлетворения их личных потребностей в производстве продуктов питания в основном для нужд своей семьи, отдыха, досуга, удовлетворения иных социальных, культурных, оздоровительных потребностей (для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства). Для перечисленных целей граждане могут объединяться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения, которые могут быть созданы в форме общества, потребительского кооператива. С целью товарного сельскохозяйственного производства земельные участки предоставляются сельскохозяйственным предприятиям (юридическим лицам): фермерским хозяйствам, частным (частно-арендным) предприятиям, сельскохозяйственным производственным кооперативам, хозяйственным обществам, государственным сельскохозяйственным предприятиям. То есть указанные субъекты ведут товарное производство с целью реализации продукции и получения прибыли. Для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам. Сельскохозяйственное производство ведут не только сельскохозяйственные предприятия, но и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации, для чего им предоставляются соответствующие земли. В первую очередь это те промышленные предприятия, которые имеют подсобные сельские хозяйства, выращивающие продукцию в основном для работников данных предприятий. Такие подсобные хозяйства могут быть составной частью предприятия, организации, не имея прав юридического лица, или самостоятельным субъектом (юридическим лицом). Во втором случае земельные участки предоставляются непосредственно этим хозяйствам с учетом их организационно-правовых форм. Некоторое количество земель сельскохозяйственного назначения занимают религиозные организации и объединения, которым также предоставляются земельные участки для ведения подсобного сельского хозяйства. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства могут предоставляться юридическим лицам, для которых ведение сельского хозяйства не является основным. Основные площади земель сельскохозяйственного назначения занимают предприятия и организации, которые непосредственно ведут сельскохозяйственное производство — сельскохозяйственные товаропроизводители. В сельском хозяйстве наибольшее распространение получили: сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, частные (частно-арендные) предприятия, государственные сельскохозяйственные предприятия. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационно-правовых форм субъектов сельскохозяйственного производства определяется законодательством Украины. Предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Исходя из особенностей тех функций, которые выполняют субъекты сельскохозяйственного производства, последние могут быть классифицированы на следующие группы:
Большинство субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения, были созданы за счет паевания земель и реструктуризации коллективных сельскохозяйственных предприятий. Этот процесс осуществлялся путем предоставления каждому члену коллективного сельскохозяйственного предприятия сертификата на право частной собственности на земельную долю (пай) с определением в нем размера доли (пая) в условных (кадастровых) гектарах, а также в стоимостном выражении. При этом земельные участки на местности не выделялись и существовали в документальном выражении до тех пор, пока в установленных законом случаях и порядке не было осуществлено выделение в натуре земельного участка согласно земельному сертификату с выдачей государственного акта на право частной собственности на землю. Содержание правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, определяют в зависимости от характера сельскохозяйственного производства. Так, в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса гражданам земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность, в частности для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства и товарного сельскохозяйственного производства. Правовой режим земельных участков личных крестьянских хозяйств регулируется ст. 33 Земельного кодекса. В соответствии с данной статьей граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. Согласно статьям 16—19 Закона Украины от 17 февраля 2011 г. «О регулировании градостроительной деятельности предоставление земельного участка гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства производится с учетом требований генерального плана населенного пункта, детального плана территории и плана застройки территории. Эти акты являются основными правовыми и архитектурно-техническими документами, в которых вопросы организации территории приусадебных участков решаются во взаимодействии с проблемами социального переустройства села: специализации и территориальной организации сельскохозяйственного производства, формирования инженерно-технической инфраструктуры, охраны окружающей среды. В соответствии с этим земельное законодательство формирует общее правило о предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства в двух местах: около жилого дома и за пределами населенного пункта. Причем земельный участок около дома может быть меньшего размера. Правовой режим земель для ведения садоводства направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан в земельных участках для указанных целей. Земельные участки, предназначенные для садоводства, могут использоваться для закладки многолетних плодовых насаждений, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для возведения необходимых построек, хозяйственных сооружений и т. п. Гражданин — член садоводческого товарищества может приватизировать земельный участок без согласия на то других членов этого товарищества. Размер земельного участка для ведения садоводства, который может приватизироваться бесплатно, составляет не более 0,12 гектара (ст. 121 Земельного кодекса). Граждане — собственники садовых участков могут свободно распоряжаться ими, если они не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Граждане имеют право получать (приобретать) сельскохозяйственные земли в собственность не только для удовлетворения собственных нужд, но и для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Заниматься производством товарной сельскохозяйственной продукции можно путем ведения личного крестьянского или фермерского хозяйства. Крестьянское хозяйство не имеет статуса юридического лица, а товарное производство сельскохозяйственной продукции рассматривается как предпринимательская деятельность и облагается подоходным налогом. Поэтому гражданин — собственник земельного участка, который намерен заниматься товарным сельскохозяйственным производством, должен зарегистрироваться как предприниматель. В отличие от личного крестьянского фермерское хозяйство обладает признаками юридического лица. Сегодня в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса в состав земель фермерского хозяйства входят земельные участки, принадлежащие на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу, а также гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности. В литературе отмечается, что в собственности гражданина-фермера могут быть только сельскохозяйственные угодья, на которых нет производственных строений или сооружений, так как такие строения и сооружения вместе с участком, на котором они находятся, составляют единый объект недвижимости и должны находиться на балансе фермерского хозяйства как юридического лица. Еще одной особенностью правового режима земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства является то, что обращение взыскания на них допускается только в случаях, когда у собственников таких участков отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2 ст. 139 Земельного кодекса). Получая право собственности на земельный участок, гражданин одновременно приобретает комплекс земельных прав и обязанностей, что образует содержание его права собственности. ^ . Они включают права: продавать или иным способом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство; самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную сельскохозяйственную продукцию; использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли; на возмещение ущерба в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения. Как видно из содержания указанных правомочий, большинство из них имеют непосредственное отношение к собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения. Как известно, право собственности на имущество, в том числе и на землю, предусматривает наличие у его субъекта трех групп правомочий, а именно: правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом или землей. Анализ правомочий собственников земельных участков согласно ст. 90 Земельного кодекса дает основания утверждать, что практически все они относятся к правомочиям владения и пользования и по содержанию совпадают с кругом правомочий, предоставленных землепользователям (ст. 95 Земельного кодекса). И только одно правомочие, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 90, относится к правомочию собственников по распоряжению земельными участками: продавать или иным способом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство. Однако на сегодняшний день не каждым из предоставленных законом правомочий собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения может воспользоваться в связи с наличием определенных ограничений, установленных Переходными положениями Земельного кодекса. Правомочия собственников земельных участков не подлежат расширенному толкованию, в то время как такое ограничение не относится к их обязанностям, которые зафиксированы в ст. 91 Земельного кодекса, которая устанавливает для собственников земельных участков такие обязанности: обеспечивать использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением; соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли; своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом; соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением земельных сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем. Законом могут быть установлены и иные обязанности собственников земельных участков. Специфика использования сельскохозяйственных угодий заключается во вмешательстве их пользователя в механизм экосвязей земель с другими природными объектами, в преобразовании экосистем путем изменения режима их функционирования. Это обусловлено тем, что сельскохозяйственные угодья делятся на биоценозы (естественные угодья) — не подвергнутые окультуриванию пастбища, сенокосы, луга и т. п., и агроценозы (окультуренные человеческим трудом) — пашня, многолетние насаждения, окультуренные (мелиорированные) пастбища, сенокосы и другие сельхозугодья. Распашка естественных угодий превращает их в сельскохозяйственное угодье, которое осуществляет свою природную функцию под влиянием человеческого труда. С учетом специфики земель сельскохозяйственного назначения закон устанавливает следующие основные обязанности граждан-собственников и других лиц по использованию сельскохозяйственных угодий: а) обеспечение оптимального водного режима почв. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны осуществлять защиту земель от подтопления, заболачивания, иссушения; вправе в установленном порядке проводить оросительные и осушительные мероприятия, не допуская бесхозяйственного излива воды, засоления и заболачивания земель, создавая наиболее благоприятный режим почвенной влаги. Например, использование земель затопления в сельскохозяйственном производстве осуществляется в соответствии с проектами землеустройства, разработанными в установленном законодательством порядке с учетом возможной причины затопления (наводнение, паводок), типа речки (или отдельных ее участков) по наклону дна и частоте возможного затопления1; б) обеспечение надлежащего солевого режима почв, для чего установлена обязанность осуществлять защиту земель от вторичного засоления. Каждое лицо, использующее сельскохозяйственные угодья, обязано осуществлять борьбу с повышенной кислотностью почв, проводя их известкование и другие земледельческие мероприятия; в) обеспечение такого питательного режима почв, при котором плодородие не только не снижалось бы, несмотря на вынос питательных веществ с урожаем, но и повышалось. Повышение плодородия почв является одной из главных обязанностей каждого собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора, стимулируемой государством; г) обеспечение надлежащего культурно-технического состояния почв, ведение борьбы с зарастанием земель кустарником, мелколесьем, сорной растительностью, для чего каждый пользователь наделен правами проводить в установленном порядке культурно-технические работы на своем участке; д) обеспечение надлежащей экологической обстановки на земельном участке, не допуская ее ухудшения. Таким образом, правовой режим земель неразрывно связан с полномочиями собственников данных земель, обуславливает их и зависит от характера сельскохозяйственного производства, осуществляемого собственником. Полномочия собственников земли и землепользователей должны быть направлены не только на обеспечение собственных интересов и потребностей, но и на поддержание и соблюдение правового режима земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их ведении. 1 Постановление Кабинета Министров Украины от 31 января 2001 г. № 87 «О порядке использования земель в зонах их возможного затопления вследствие наводнений и паводков» // Офіційний вісник України. — 2001. - № 5. - С. 63 |
![]() | Агентство Республики Коми по управлению имуществом предлагает в аренду земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения... | ![]() | Российская Федерация располагает самыми обширными земельными ресурсами, но зачастую это национальное богатство страны используется... |
![]() | В зависимости от целевого назначения единый|единый| земельный фонд делится на различные категории земель. Классификация земель в... | ![]() | При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения Новосибирской области использовались... |
![]() | Тема государственное управление как объект административно-правового регулирования | ![]() | Тема Состав и целевое назначение земель Украины. Порядок изменения целевого назначения земельного участка |
![]() | В состав земель Украины входят все земли в границах ее территории, в том числе под водными объектами и островами. Земли Украины разнообразны... | ![]() | Вновь созданная энергия, сконцентрированная в урожае, частично переносится в виде кормов в животных. Особенности сельскохозяйственного... |
![]() | Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования,... | ![]() | Рынок информации и интеллектуальной собственности. Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации |