Скачать 390.24 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММАКОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507 «Менеджмент организации» МОСКВА 2010
Программа подготовлена в Институте экономики, управления и права РГГУ Составители: Архипова Н.И., д.э.н., профессор Артёмов О.Ю., к.и.н., доцент Кульба В.В., д.т.н., профессор Максимов Н.В., д.т.н., профессор Меркулов В.Н., к.т.н., профессор Овчинникова Н.В., д.э.н., профессор Портнягин А.И., к.и.н., доцент Седова О.Л., к.т.н., профессор Шишкова Г.А., к.т.н., профессор Этингоф М.Е., к.т.н., доцент Ответственный редактор: д.э.н., профессор Н.И.Архипова © Российский государственный гуманитарный университет, 2010 ^ Итоговая государственная аттестация выпускников РГГУ по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации», предполагает 1) сдачу комплексного государственного экзамена по специальности и 2) защиту выпускной квалификационной работы. Программа государственного экзамена носит межпредметный характер и включает тематические разделы, соответствующие основным учебным дисциплинам образовательной программы 080507 – «Менеджмент организации». Целью комплексного государственного экзамена по специальности является выявление совокупности знаний, полученных студентами в процессе обучения, и их умения практически применять теоретические знания в различных областях управления при решении конкретных задач, возникающих в деятельности менеджера. Программой предусматриваются следующие требования к профессиональной подготовке выпускника, претендующего на получение диплома менеджера:
Комплексный характер программы обусловил специфику составления экзаменационных билетов. Каждый экзаменационный билет содержит два теоретических и один практический вопрос. Вопросы билетов отражают общие теоретические аспекты науки управления, а также призваны выявить профессиональные знания, умения и навыки выпускников Факультета управления по организационному поведению, управлению персоналом, стратегическому менеджменту, инновационному менеджменту, исследованию систем управления, информационным технологиям управления, маркетингу. Формулировки вопросов полностью соответствуют содержанию дидактических единиц федеральных компонентов общепрофессионального и специального циклов дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 – «Менеджмент организации». Программа комплексного государственного экзамена по специальности содержит перечень вопросов по всем её тематическим разделам, список источников, учебников и учебных пособий, а также обязательной и дополнительной литературы. Комплексный государственный экзамен принимается Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), состав которой формируется из профессорско-преподавательского состава Института экономики, управления и права РГГУ, а также специалистов, приглашаемых из сторонних организаций – ведущих преподавателей и сотрудников других высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, а также хозяйственных руководителей и специалистов-практиков в области современного управления и менеджмента. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем председателя государственной аттестационной комиссии. Он организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором РГГУ. Обязанности по техническому обеспечению проведения комплексного государственного экзамена возлагаются на секретаря ГЭК, который назначается из числа сотрудников деканата или кафедр Факультета управления. Основной функцией Государственной экзаменационной комиссии является определения соответствия подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 – «Менеджмент организации», а также уровня его знаний, умений и навыков. Порядок проведения комплексного государственного экзамена разрабатывается Факультетом управления и доводится до сведения студентов всех форм обучения не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программой комплексного государственного экзамена, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации. В ходе его проведения члены ГЭК должны убедиться в том, насколько хорошо выпускники владеют профессиональной терминологией, разбираются в проблемных вопросах современного управления, решают его прикладные задачи, используют рабочий инструментарий менеджера, умеют вести научную дискуссию и аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Результаты сдачи комплексного государственного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в соответствующем порядке протоколов заседания Государственной экзаменационной комиссии. Решения Государственной экзаменационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов её членов, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя и участии не менее двух третей состава ГЭК. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Студенты, получившие на комплексном государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», могут повторно проходить данное аттестационное испытание не ранее, чем через 3 месяца и не позднее, чем за 5 лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. ^ 1. Цикл общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент) 1.1. Основы менеджмента Понятие об общей теории управления. Закономерность управления в различных системах. Связь теорий управления и менеджмента с другими науками и научными дисциплинами. Методологические основы менеджмента. Значение исторического опыта организации систем управления в развитии теории управления. Эволюция управленческой мысли. Вклад научных школ в методологию управления. Эволюция менеджмента как научной дисциплины. Организационные отношения в системе менеджмента. Виды полномочий, делегирование полномочий, норма управляемости. Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации. Взаимосвязь внутренних и внешних переменных. Формы организации системы менеджмента. Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе. Дивизиональные, международные и адаптивные структуры управления. Организационные структуры управления во внутрифирменном управлении: по продукту, по региону, смешанные. Принцип выбора и тенденции развития организационных структур. Интеграционные процессы в менеджменте. Влияние интеграции на достижение целей организации. Интеграция как повышение потенциальной эффективности организации. Методы достижения эффективной интеграции. Природа и состав функций менеджмента. Основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Содержание основных функций менеджмента. Связующие, интегрирующие и специальные функции менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Бизнес- планирование. Стратегическое планирование и реализация стратегического плана. Планирование и успех организации. Координация в менеджменте как функция обеспечения согласованности работы подразделений организации. Оперативная координация работы и её этапы. Смысл и эволюция понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления. Применимость теории ожиданий в практике менеджмента. Мотивация и компенсация. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Сущность и значение функции контроля. Контроль как предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Процесс регулирования. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Эволюция стратегии руководства в современных условиях. Качества преуспевающего менеджера. Понятие и характеристика стилей руководства в менеджменте. Управление неформальной организацией. Методы повышения эффективности групп. Неформальные лидеры. Задачи менеджеров в управлении группой. Концепция организационной культуры. Культура в деятельности организаций. Элементы «корпоративной культуры» - ролевая модель менеджера, видимый менеджмент, лозунги, легенды ритуалы, символический менеджмент. Развитие организационной культуры. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Функции имиджа. Создание личного имиджа и технологии самопрезентации. Привлекательный имидж. Имидж организации и менеджера. Социофакторы и этика менеджмента. Понятие юридической и социальной ответственности организации. Аргументы в пользу социальной ответственности бизнеса и против нее. Социальная ответственность на практике. Смысл «железного закона» социальной ответственности. Этика в современном управлении. Обучение этичному поведению. Роль и место принятия решений в процессе управления. Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений. Модели принятия решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Показатели риска и методы его оценки. Система управления риском и финансовыми отношениями - риск-менеджмент. Влияние индивидуальных особенностей и поведение руководителей в ситуациях риска. Особенности оценки эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента. Критерии и показатели эффективности менеджмента. Основные критерии эффективности менеджмента: механизмы внутренней координации; процедуры стимулирования; системы информации; механизм принятия управленческих решений; взаимоотношения с рыночной системой хозяйствования. Социальная эффективность менеджмента, система показателей. Особенности определения эффективности деятельности организации в различных сферах бизнеса (хозяйствования). |
![]() | Цели и задачи программы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» заключаются... | ![]() | Блага и их свойства. Потребности, их классификация и характеристика. Закон возвышения потребностей |
![]() | М50 Менеджмент организации : программа комплексного государственного экзамена / сост.: О. М. Васильева, В. И. Янковская. – Нижнекамск... | ![]() | Для подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» |
![]() | Перечень дисциплин для Государственного экзамена по специальности 080115 «Таможенное дело» | ![]() | Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения | ![]() | Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения |
![]() | Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации | ![]() | Учебным планом подготовки студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий»... |