Скачать 2.82 Mb.
|
1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика - составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью в которой в концентрированном виде определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и свобод. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства.У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера. Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным обществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике. Стратегия в сфере У.п. на более-менее долгосрочный период определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. На формирование стратегии У.п. оказывает влияние динамика и структура преступности. Рост преступности, особенно тяжких преступлений насильственного и корыстно-насильственного характера стимулирует принятие более жестких политических и правовых решений по борьбе с нею. Уголовная политика в сфере правотворчества определяет место, роль уголовного закона в борьбе с общественно-опасными проявлениями. Она должна отражать социальную политику государства в указанной сфере, определять наиболее эффективные уголовно-правовые меры воздействия на преступность, своевременно отражать изменения в ее динамике и структуре, строго дифференцировать ответственность, оперативно вырабатывать наиболее целесообразные уголовно-правовые меры воздействия, в том числе и наказания за совершенные преступления. Отсюда, стержнем этой политики является проблема криминализации и декриминализации деяний. ^ в реализации уголовной политики велика. Уголовный закон учитывает те коренные качественные изменения, которые произошли за последнее время в стране, а особенно в уголовной политике. Нормы уголовного права отражают иерархию ценностей, принятую уголовной политикой нашего государства: сначала интересы личности, а потом – интересы общества и государства. Основная роль уголовного права заключается в нормотворческом выражении уголовной политики. Именно нормы уголовного права определяют, какие деяния признаются общественно опасными (преступлениями), устанавливают меры наказания за их совершение и условия их назначения, а так же порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовная противоправность преступного деяния напрямую связана с процессами криминализации и декриминализации. Первая есть законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, т.е. установление за их совершение уголовной ответственности. Вторая – это исключение их из числа уголовно наказуемых, т.е. отмена за их совершение уголовной ответственности. Общим основанием криминализации соответствующих деяний является переоценка степени их общественной опасности. Анализ изменений, внесенных в этом направлении в уголовное законодательство РФ в перестроечные и следующие за ними годы реформирования общества, позволяет выделить некоторые причины криминализации отдельных деяний. Во-первых, криминализация может быть связана с отрицательными последствиями научно-технического прогресса, способными влиять на экологические прогрессы, в конечном счете причиняющими огромный вред среде обитания человека. Во-вторых, можно выделить и причины криминализации общественно опасных деяний, являющиеся специфическими лишь для определенного периода развития того или иного государства. Причины переоценки необходимости запрещения тех или иных деяний в уголовном законе и их наказуемости, приводящие к декриминализации, более разнообразны. Ппричины декриминализации: убеждение в неэффективности борьбы с теми или иными деяниями уголовно-правовыми средствами; принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; изменение представления о степени общественной опасности деяния; изменение общепринятой нравственности оценки соответствующего деяния; выполнение государством международно-правовых обязательств об охране прав человека. Криминализация той или иной разновидности поведения человека и существование определенного уголовно-правового запрета должны соответствовать нравственным представлениям общества. Соотношение же правовых и нравственных запретов не является постоянным. Право может и опережать мораль, выступая нравственным ориентиром. Но чаще всего в жизни бывает наоборот. Проблема декриминализации не связана лишь с проблемой Особенной части уголовного права и формулированием конкретных уголовно-правовых запретов. Декриминализация может быть достигнута и в результате внесения соответствующих изменений в нормы Общей части уголовного закона. ^ Уголовная политика - составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью в которой, в которой в концентрированном виде определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и свобод. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также а также меры социально-экономического и идеологического характера. Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным обществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике. Стратегия в сфере У.п. на более-менее долгосрочный период определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. Хотя она также в общем отличается постоянством, но может меняться в связи с коренными преобразованиями, происходящими в обществе, в его экономике, социальной политике, идеологии. На формирование и развитие стратегии уголовной и уголовно-исполнительной политики прямо или опосредованно влияет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести: социально-политическое состояние общества, провозглашаемые им и фактически реализуемые социально-нравственные ценности и правовые представления; состояние и динамика преступности в стране; социально-экономическое состояние общества; общественное правосознание, включая правовую идеологию и правовую психологию. Кроме того, на развитие У.п. оказывают влияние социальные факторы международного характера, отраженные в международных правовых актах и соглашениях о правах и свободах человека, об обращении с осужденными, о борьбе с международной преступностью и отдельными видами преступлений а также деятельность международных организаций, политических партий; состояние фундаментальных общественных наук. Противоречивость развития У.п. России в последние годы во многом объясняется как социально-политической напряженностью в обществе, так и отсутствием четких действий государственной и исполнительной властей в реализации социальных целей, определенных Конституцией РФ. Как непосредственное, так и опосредованное влияние на У.п. оказывает социально-экономическая политика государства и экономическое состояние общества. Противоречивость и непоследовательность политики проведения экономической реформы обусловило непоследовательные правовые решения в сфере У.п.. На формирование стратегии У.п. оказывает влияние динамика и структура преступности. Рост преступности, особенно тяжких преступлений насильственного и корыстно-насильственного характера стимулирует принятие более жестких политических и правовых решений по борьбе с нею. Влияние на формирование стратегии У.п. Российской Федерации международно-правовых актов, принимаемых ООН, его конгрессами, международных соглашений России с другими странами необходимо подчеркнуть особо. Эти акты приобрели особую значимость в связи с закреплением в п. 4 ст. 15 Конституции РФ положения, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В частности, руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней отражены в таких документах, как "Меры по борьбе с международным терроризмом", "Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей (VIII Конгресс ООН). Они непосредственно влияют на формирование У.п. и обуславливают внесение изменений и дополнений в новый УК РФ. Серьезным фактором, влияющим на формирование и развитие стратегии уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики являются достижения наук, разрабатывающих проблемы борьбы с преступностью (криминологии, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права). На развитие уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики оказывают влияние также субъективные факторы. В настоящее время это в первую очередь связано с особенностями механизма формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики. Множественность субъектов создания этих видов политики, партийные пристрастия, влияние лобби прямо или косвенно влияют на характер решений в сфере борьбы с преступностью. Оценивая состояние У.п. государства в период перехода к рыночной экономике следует признать, что социально-политический и экономический кризис, падение нравственности и общественной дисциплины, низкое правосознание населения оказывают крайне негативное влияние на реализацию ее целей, принципов, стратегии, основных средств и методов. Образовался существенный разрыв между целями политики, принципами и социальной практикой. Общая стратегия У.п. деформируется под воздействием политической и экономической конъюнктуры. В У.п. можно выделить два основных направления ее реализации: воздействие на преступность средствами уголовно-правового характера (уголовно-правовую политику) и правоохранительную политику (судебно-следственную). С точки зрения содержания в У.п. в последние годы, начиная с 1991 г. происходят изменения, которые в определенной мере отражают перестройку самого общества, его политической, экономической системы, государственного устройства, отражает также изменения в динамике и структуре преступности. Стремительное разрушение старой и возникновение новой структуры государственной власти, неуправляемый переход к рыночной экономике, отказ от коммунистической идеологии с образованием одновременно идеологического вакуума неизбежно породили серьезные негативные социальные последствия, в числе которых падение общественной дисциплины, рост преступности, нравственная деформация общества, его резкое социальное расслоение, безработица и т.д. Негативные социальные процессы значительно обостряются и усугубляются на фоне экономического кризиса. Таким образом, можно признать, что в стратегии У.п. в настоящее время в неполной мере отражаются структурные изменения, произошедшие в социальной, экономической и идеологической сферах, допускается дисбаланс в защите интересов личности, общества и государства, криминологически она не всегда обоснована. Кроме того У.п. не оперативно влияет на разработку и принятие соответствующих уголовно-правовых актов, обеспечивающих контроль за преступностью. ^ В 2006 году количество зарегистрированных преступлений превысило трехмиллионный рубеж и по сравнению с 2005 годом увеличилось на 16,3 процента. В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления (их доля составляет 61,6 процента). Возросло число убийств, в том числе заказных, похищений граждан, захватов заложников и других опасных преступлений против личности. Повысились организованность, профессионализм и вооруженность преступников, усилились их жестокость и агрессивность. В общем количестве преступлений увеличилась доля хищений оружия и боеприпасов. На этом фоне растет прямое противодействие преступников правоохранительным органам. За год от преступных посягательств погибло около 400 работников правоохранительных органов и свыше 700 работников получили телесные повреждения. Среди совершивших преступления увеличилось почти на 20 процентов количество лиц, не имеющих постоянного источника дохода, и более чем на 12 процентов - количество ранее судимых лиц. Тревогу вызывает изменение числа преступлений, совершенных группой лиц или лицами в составе организованных преступных групп. Эти показатели увеличились соответственно на 20,5 процента и 14,5 процента. Определяющее воздействие на углубление кризиса оказывает организованная преступность, укрепляющая свои позиции в органах государственной власти. Ничто так не подрывает авторитет власти и доверие к ней граждан, не отравляет моральный климат в обществе и не разрушает государственность, как откровенное и беззастенчивое использование чиновниками и руководителями различных рангов своего служебного положения в корыстных интересах. Так, в 2006 году выявлено на 12,7 процента больше подобных преступлений по сравнению с 2005 годом. При этом количество пресеченных фактов взяточничества возросло на 18,3 процента. Сегодня эти явления превращаются в угрозу для национальной безопасности страны и существования самого российского государства. Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономической деятельности. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на рынке ценных бумаг. Растет количество противоправных сделок по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Ежегодное число выявленных преступлений экономической направленности возрастает на 17-20 процентов. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до 50 процентов частных предприятий и до 60 процентов государственных предприятий. Продолжается отток отечественных капиталов за рубеж, он составляет ежемесячно от 1 до 1,5 млрд. долларов США. Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики (прежде всего в вопросах собственности) по-прежнему проводится без разработки адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств. Серьезную тревогу вызывает все больший рост числа преступлений, связанных, с доставкой, распространением и хранением наркотиков. Эти показатели возросли по сравнению с 2005 годом на 13,8 процента. Продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних. Отмечается значительное "омоложение" преступности - средний возраст правонарушителей составляет 14-15 лет. В последние годы все чаще подростковая преступность носит групповой характер с признаками организованности и особой жестокости. Ежегодно до 100 тысяч подростков и более совершают общественно опасные деяния, не достигнув возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Обострение криминогенной обстановки связано как с отсутствием на деле единого правового пространства, так и с многочисленными нарушениями законности, в том числе допускаемыми в ходе расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел. (информация с официального сайта МВД России) ^ Содержание и направленность задач уголовного права основаны прежде всего на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и указала, что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Уголовный закон учел те коренные качественные изменения, которые произошли за последнее время в нашей стране, и отразил иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала - интересы личности, и лишь потом - общество и государство. Помимо охраны личности к задачам Уголовного кодекса относится также охрана всех форм собственности. В отличие от предыдущего уголовного законодательства новый кодекс обеспечивает равную охрану всех форм собственности, не выделяя в особый раздел преступления против государственного имущества. В число важнейших объектов, защищаемых уголовно-правовыми средствами, включены также общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй РФ. Под защитой уголовного закона находятся также окружающая среда и безопасность человечества. Итак, мы можем сказать, что основная задача уголовного права является охранительной. Не менее важной задачей уголовного права является также предупреждение совершения преступлений. Для этого Уголовный кодекс определяет, какие опасные для личности и общества деяния признаются преступлениями, а также устанавливает меры уголовно-правового характера за их совершение. Задача предупреждения совершения преступлений тесно связана с воспитательной задачей (функцией) уголовного права, поскольку уже сам факт существования уголовного законодательства, информирование о нем, а тем более применение его к виновным формирует у граждан установку на необходимость соблюдения сложившихся в государстве общественных отношений, удерживает потенциально склонных к преступлению лиц от совершения общественно опасного деяния, воспитывает у членов общества уверенность в защищенности своих прав и свобод. Достаточно специфической является поощрительная задача уголовного права. Она играет двоякую роль, поскольку, с одной стороны, позволяет гражданам пресекать совершение преступных действий (институты необходимой обороны, задержания преступника), а с другой - не нести уголовной ответственности даже при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам (обоснованный риск, освобождение заложника и др.). Уголовное право имеет свой собственный предмет правового регулирования, то есть тот круг общественных отношений, который только оно охраняет и регулирует. Уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Нормы уголовного права определяют, какие деяния признаются общественно опасными (преступлениями), устанавливают меры наказания за их совершение и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. |
![]() | Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания... | ![]() | Привлечение к уголовной ответственности за такое деяние начинает расцениваться как проявление несправедливости, что, в конце концов,... |
![]() | П – совокупность юридических норм, установленных высшим органом законодательной власти рф, определяющих задачи, принципы, основания... | ![]() | Уголовная политика – это закрепленные в законе, соответствующие сущности социально-экономической формации и отношениям классов и... |
![]() | Уп- система юр норм и институтов, установленных высшими огв, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний,... | ![]() | Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства... |
![]() | Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования... | ![]() | Состав преступления, его роль и значение в реализации целей и задач уголовного права |
![]() | Начну с афоризма: «Если современный человек не занимается политикой, то политика всё равно занимается им» | ![]() | Высокий ур-нь занятости насел-ия Стабильн ур-нь цен Достиж-ие эффективности пр-ва Справедливое распределение доходов Поддержание... |