1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика




Название1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика
страница1/22
Дата публикации26.06.2013
Размер2.82 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия.

Уголовная политика - составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью в которой в концентрированном виде определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и свобод. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства.У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера.

Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным обществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике. Стратегия в сфере У.п. на более-менее долгосрочный период определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. На формирование стратегии У.п. оказывает влияние динамика и структура преступности. Рост преступности, особенно тяжких преступлений насильственного и корыстно-насильственного характера стимулирует принятие более жестких политических и правовых решений по борьбе с нею.

Уголовная политика в сфере правотворчества определяет место, роль уголовного закона в борьбе с общественно-опасными проявлениями. Она должна отражать социальную политику государства в указанной сфере, определять наиболее эффективные уголовно-правовые меры воздействия на преступность, своевременно отражать изменения в ее динамике и структуре, строго дифференцировать ответственность, оперативно вырабатывать наиболее целесообразные уголовно-правовые меры воздействия, в том числе и наказания за совершенные преступления. Отсюда, стержнем этой политики является проблема криминализации и декриминализации деяний.

^ Роль уголовного права в реализации уголовной политики велика. Уголовный закон учитывает те коренные качественные изменения, которые произошли за последнее время в стране, а особенно в уголовной политике. Нормы уголовного права отражают иерархию ценностей, принятую уголовной политикой нашего государства: сначала интересы личности, а потом – интересы общества и государства. Основная роль уголовного права заключается в нормотворческом выражении уголовной политики. Именно нормы уголовного права определяют, какие деяния признаются общественно опасными (преступлениями), устанавливают меры наказания за их совершение и условия их назначения, а так же порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовная противоправность преступного деяния напрямую связана с процессами криминализации и декриминализации.  Первая есть законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, т.е. установление за их совершение уголовной ответственности.  Вторая – это исключение их из числа уголовно наказуемых, т.е. отмена за их совершение уголовной ответственности.

Общим основанием криминализации соответствующих деяний является переоценка степени их общественной опасности.  Анализ изменений, внесенных в этом направлении в уголовное законодательство РФ в перестроечные и следующие за ними годы реформирования общества, позволяет выделить некоторые причины криминализации отдельных деяний.  Во-первых, криминализация может быть связана с отрицательными последствиями научно-технического прогресса, способными влиять на экологические прогрессы, в конечном счете причиняющими огромный вред среде обитания человека. Во-вторых, можно выделить и причины криминализации общественно опасных деяний, являющиеся специфическими лишь для определенного периода развития того или иного государства. 

Причины переоценки необходимости запрещения тех или иных деяний в уголовном законе и их наказуемости, приводящие к декриминализации, более разнообразны.  Ппричины декриминализации: убеждение в неэффективности борьбы с теми или иными деяниями уголовно-правовыми средствами; принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; изменение представления о степени общественной опасности деяния; изменение общепринятой нравственности оценки соответствующего деяния; выполнение государством международно-правовых обязательств об охране прав человека.

Криминализация той или иной разновидности поведения человека и существование определенного уголовно-правового запрета должны соответствовать нравственным представлениям общества.  Соотношение же правовых и нравственных запретов не является постоянным.  Право может и опережать мораль, выступая нравственным ориентиром. Но чаще всего в жизни бывает наоборот. 

Проблема декриминализации не связана лишь с проблемой Особенной части уголовного права и формулированием конкретных уголовно-правовых запретов. Декриминализация может быть достигнута и в результате внесения соответствующих изменений в нормы Общей части уголовного закона.
^ 2. Особенности современной уголовной политики

Уголовная политика - составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью в которой, в которой в концентрированном виде определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и обеспечивать защиту их прав и свобод. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также а также меры социально-экономического и идеологического характера.

Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным обществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике. Стратегия в сфере У.п. на более-менее долгосрочный период определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. Хотя она также в общем отличается постоянством, но может меняться в связи с коренными преобразованиями, происходящими в обществе, в его экономике, социальной политике, идеологии.

На формирование и развитие стратегии уголовной и уголовно-исполнительной политики прямо или опосредованно влияет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести: социально-политическое состояние общества, провозглашаемые им и фактически реализуемые социально-нравственные ценности и правовые представления; состояние и динамика преступности в стране; социально-экономическое состояние общества; общественное правосознание, включая правовую идеологию и правовую психологию. Кроме того, на развитие У.п. оказывают влияние социальные факторы международного характера, отраженные в международных правовых актах и соглашениях о правах и свободах человека, об обращении с осужденными, о борьбе с международной преступностью и отдельными видами преступлений а также деятельность международных организаций, политических партий; состояние фундаментальных общественных наук.

Противоречивость развития У.п. России в последние годы во многом объясняется как социально-политической напряженностью в обществе, так и отсутствием четких действий государственной и исполнительной властей в реализации социальных целей, определенных Конституцией РФ. Как непосредственное, так и опосредованное влияние на У.п. оказывает социально-экономическая политика государства и экономическое состояние общества. Противоречивость и непоследовательность политики проведения экономической реформы обусловило непоследовательные правовые решения в сфере У.п..

На формирование стратегии У.п. оказывает влияние динамика и структура преступности. Рост преступности, особенно тяжких преступлений насильственного и корыстно-насильственного характера стимулирует принятие более жестких политических и правовых решений по борьбе с нею. Влияние на формирование стратегии У.п. Российской Федерации международно-правовых актов, принимаемых ООН, его конгрессами, международных соглашений России с другими странами необходимо подчеркнуть особо. Эти акты приобрели особую значимость в связи с закреплением в п. 4 ст. 15 Конституции РФ положения, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В частности, руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней отражены в таких документах, как "Меры по борьбе с международным терроризмом", "Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей (VIII Конгресс ООН). Они непосредственно влияют на формирование У.п. и обуславливают внесение изменений и дополнений в новый УК РФ.

Серьезным фактором, влияющим на формирование и развитие стратегии уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики являются достижения наук, разрабатывающих проблемы борьбы с преступностью (криминологии, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права). На развитие уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики оказывают влияние также субъективные факторы. В настоящее время это в первую очередь связано с особенностями механизма формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики. Множественность субъектов создания этих видов политики, партийные пристрастия, влияние лобби прямо или косвенно влияют на характер решений в сфере борьбы с преступностью.

Оценивая состояние У.п. государства в период перехода к рыночной экономике следует признать, что социально-политический и экономический кризис, падение нравственности и общественной дисциплины, низкое правосознание населения оказывают крайне негативное влияние на реализацию ее целей, принципов, стратегии, основных средств и методов. Образовался существенный разрыв между целями политики, принципами и социальной практикой. Общая стратегия У.п. деформируется под воздействием политической и экономической конъюнктуры.

В У.п. можно выделить два основных направления ее реализации: воздействие на преступность средствами уголовно-правового характера (уголовно-правовую политику) и правоохранительную политику (судебно-следственную). С точки зрения содержания в У.п. в последние годы, начиная с 1991 г. происходят изменения, которые в определенной мере отражают перестройку самого общества, его политической, экономической системы, государственного устройства, отражает также изменения в динамике и структуре преступности. Стремительное разрушение старой и возникновение новой структуры государственной власти, неуправляемый переход к рыночной экономике, отказ от коммунистической идеологии с образованием одновременно идеологического вакуума неизбежно породили серьезные негативные социальные последствия, в числе которых падение общественной дисциплины, рост преступности, нравственная деформация общества, его резкое социальное расслоение, безработица и т.д. Негативные социальные процессы значительно обостряются и усугубляются на фоне экономического кризиса.

Таким образом, можно признать, что в стратегии У.п. в настоящее время в неполной мере отражаются структурные изменения, произошедшие в социальной, экономической и идеологической сферах, допускается дисбаланс в защите интересов личности, общества и государства, криминологически она не всегда обоснована. Кроме того У.п. не оперативно влияет на разработку и принятие соответствующих уголовно-правовых актов, обеспечивающих контроль за преступностью.
^ 3. Преступность в Российской Федерации: основные криминологические характеристики

В 2006 году количество зарегистрированных преступлений превысило трехмиллионный рубеж и по сравнению с 2005 годом увеличилось на 16,3 процента.

В структуре преступности продолжают доминировать тяжкие и особо тяжкие преступления (их доля составляет 61,6 процента). Возросло число убийств, в том числе заказных, похищений граждан, захватов заложников и других опасных преступлений против личности. Повысились организованность, профессионализм и вооруженность преступников, усилились их жестокость и агрессивность. В общем количестве преступлений увеличилась доля хищений оружия и боеприпасов. На этом фоне растет прямое противодействие преступников правоохранительным органам. За год от преступных посягательств погибло около 400 работников правоохранительных органов и свыше 700 работников получили телесные повреждения.

Среди совершивших преступления увеличилось почти на 20 процентов количество лиц, не имеющих постоянного источника дохода, и более чем на 12 процентов - количество ранее судимых лиц. Тревогу вызывает изменение числа преступлений, совершенных группой лиц или лицами в составе организованных преступных групп. Эти показатели увеличились соответственно на 20,5 процента и 14,5 процента.

Определяющее воздействие на углубление кризиса оказывает организованная преступность, укрепляющая свои позиции в органах государственной власти. Ничто так не подрывает авторитет власти и доверие к ней граждан, не отравляет моральный климат в обществе и не разрушает государственность, как откровенное и беззастенчивое использование чиновниками и руководителями различных рангов своего служебного положения в корыстных интересах. Так, в 2006 году выявлено на 12,7 процента больше подобных преступлений по сравнению с 2005 годом. При этом количество пресеченных фактов взяточничества возросло на 18,3 процента. Сегодня эти явления превращаются в угрозу для национальной безопасности страны и существования самого российского государства.

Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономической деятельности. Расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на рынке ценных бумаг. Растет количество противоправных сделок по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Ежегодное число выявленных преступлений экономической направленности возрастает на 17-20 процентов. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до 50 процентов частных предприятий и до 60 процентов государственных предприятий. Продолжается отток отечественных капиталов за рубеж, он составляет ежемесячно от 1 до 1,5 млрд. долларов США. Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики (прежде всего в вопросах собственности) по-прежнему проводится без разработки адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств.

Серьезную тревогу вызывает все больший рост числа преступлений, связанных, с доставкой, распространением и хранением наркотиков. Эти показатели возросли по сравнению с 2005 годом на 13,8 процента.

Продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних. Отмечается значительное "омоложение" преступности - средний возраст правонарушителей составляет 14-15 лет. В последние годы все чаще подростковая преступность носит групповой характер с признаками организованности и особой жестокости. Ежегодно до 100 тысяч подростков и более совершают общественно опасные деяния, не достигнув возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Обострение криминогенной обстановки связано как с отсутствием на деле единого правового пространства, так и с многочисленными нарушениями законности, в том числе допускаемыми в ходе расследования преступлений и судебного рассмотрения уголовных дел.

(информация с официального сайта МВД России)
^ 4. Задачи, предмет и метод российского уголовного права. Принципы уголовного права

Содержание и направленность задач уголовного права основаны прежде всего на положениях ст. 2 Конституции РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и указала, что признание, соблю­дение и зашита прав и свобод человека и гражданина являются обязанно­стью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Уголовный закон учел те коренные качественные изменения, которые произошли за последнее время в нашей стране, и отразил иерархию цен­ностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала - ин­тересы личности, и лишь потом - общество и государство.

Помимо охраны личности к задачам Уголовного кодекса относится также охрана всех форм собственности. В отличие от предыдущего уголовного за­конодательства новый кодекс обеспечивает равную охрану всех форм соб­ственности, не выделяя в особый раздел преступления против государ­ственного имущества. В число важнейших объектов, защищаемых уголовно-правовыми сред­ствами, включены также общественный порядок и общественная безопас­ность, конституционный строй РФ. Под защитой уголовного закона находятся также окружающая среда и безопасность человечества. Итак, мы можем сказать, что основная задача уголовного права являет­ся охранительной.

Не менее важной задачей уголовного права является также предупрежде­ние совершения преступлений. Для этого Уголовный кодекс определяет, какие опасные для личности и общества деяния признаются преступлениями, а также устанавливает меры уголовно-правового характера за их совершение. Задача предупреждения совершения преступлений тесно связана с вос­питательной задачей (функцией) уголовного права, поскольку уже сам факт существования уголовного законодательства, информирование о нем, а тем более применение его к виновным формирует у граждан установку на необходимость соблюдения сложившихся в государстве общественных от­ношений, удерживает потенциально склонных к преступлению лиц от со­вершения общественно опасного деяния, воспитывает у членов общества уверенность в защищенности своих прав и свобод.

Достаточно специфической является поощрительная задача уголовного права. Она играет двоякую роль, поскольку, с одной стороны, позволяет гражданам пресекать совершение преступных действий (институты необхо­димой обороны, задержания преступника), а с другой - не нести уголов­ной ответственности даже при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам (обоснованный риск, освобождение заложника и др.).

Уголовное право имеет свой собственный предмет правового регулирова­ния, то есть тот круг общественных отношений, который только оно охра­няет и регулирует. Уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти, предметом которой являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления. Нормы уголовного права определяют, какие деяния признаются обще­ственно опасными (преступлениями), устанавливают меры наказания за их совершение и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconВопросы по уголовному праву к государственному экзамену
Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика icon1. Уг-ая политика и роль уг-го пр в ее реализации. Криминализация...
Привлечение к уголовной ответственности за такое деяние начинает расцениваться как проявление несправедливости, что, в конце концов,...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconЗадачи уголовного права. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний
П – совокупность юридических норм, установленных высшим органом законодательной власти рф, определяющих задачи, принципы, основания...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconУголовная политика
Уголовная политика – это закрепленные в законе, соответствующие сущности социально-экономической формации и отношениям классов и...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconОтветы на билеты по курсу «Уголовное право»
Уп- система юр норм и институтов, установленных высшими огв, определяющих преступность и наказуемость общественно опасных деяний,...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconУголовная политика как одно из направлений социальной политики это...
Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической сфере, определении форм, задач, содержания деятельности государства...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconРабочая программа дисциплины «Уголовная политика»
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования...

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconТематика курсовых работ по курсу Уголовного права Общая часть
Состав преступления, его роль и значение в реализации целей и задач уголовного права

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика iconПлан. «Политика концентрированное выражение экономики». Политика...
Начну с афоризма: «Если современный человек не занимается политикой, то политика всё равно занимается им»

1. Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия. Уголовная политика icon1. Предмет макроэкономики. Основные проблемы и цели макроэкономического регулирования
Высокий ур-нь занятости насел-ия Стабильн ур-нь цен Достиж-ие эффективности пр-ва Справедливое распределение доходов Поддержание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов