1. Основы конституционного строя




Скачать 139.25 Kb.
Название1. Основы конституционного строя
Дата публикации16.07.2013
Размер139.25 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Право > Документы
КОНСТИТУЦИЯ РФ

1.Основы конституционного строя

2.Особенности федеративного устройства

3.Система органов государственной власти

4.Права и свободы человека.

5.Поправки и пересмотр Конституции

6. Местное самоуправление
Конституция – правовой акт высшей юридической силы, обычно писаный, в котором закрепляются принципы правового положения человека в обществе, его права и свободы, принципы разделения властей, формирования представительных органов власти и непосредственного волеизъявления народа, организации и функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, основы конституционного строя и национально-государственного (федеративного) устройства и принципы судебной власти.

В структуре конституции России «Основы конституционного строя» стоят на первом месте (1-я глава). Нормы, входящие в «Основы конституционного строя», составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. В последующих главах развиваются и конкретизируются исходные принципы «Основ конституционного строя», устанавливаются компетенции и полномочия органов государственной власти, порядок принятия ими властных нормативно-правовых и индивидуальных решений, права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляющие юридические и другие гарантии реализации основ конституционного строя.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) РФ есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении. В конституции указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. В 10 ст. Конституции предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия и многопартийности, что указывается в 13 статье конституции. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя или целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. В соответствии с 1 статьей конституции РФ является правовым государством. Одной из основ конституционного устройства РФ является федерализм. В 4 статье указано, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, суверенный характер власти признается исключительно за РФ, республики в составе РФ правом свободного выхода из ее состава не имеют, поэтому они даже теоретически не могут рассматриваться в качестве суверенных. В конституции установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. В 8 статье конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах – частной, муниципальной, государственной и др. Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. В 35 статье указано, что право частной собственности охраняется законом. Согласно статье 7 Конституции РФ является социальным государством. В 13 статье установлен принцип идеологического многообразия, как одна из основ конституционного строя страны. В 14 статье указывается, что РФ является светским государством.

^ 2.Особенности федеративного устройства

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Поскольку на уровне субъектов РФ по-разному трактовался объем государственного суверенитета и наблюдалась тенденция выхода за рамки федеративных отношений и закрепления элементов конфедеративных связей, то потребовалось принятие дополнительных мер по обеспечению единого правового пространства России, в частности, Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изм. и доп. от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г.).

Россия определена как государство, состоящее из равноправных субъектов. Невзирая на все своеобразие, субъекты должны быть равноправными перед федеральной Конституцией. Но способы принятия конституции республики в Составе РФ и уставов остальных субъектов Федерации по федеральной Конституции отличаются. Если согласно Конституции РФ республики наделены правом самостоятельно определять способ принятия их конституций (законодательным органом, специально создаваемым и т.д.), то другие субъекты Федерации ограничены правом устава только их законодательным органом. Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать государственные языки (ст. 68 Конституции РФ). Главный аргумент в этом – национальный принцип образования республики в этом случае не состоятелен, так как автономные образования тоже сформированы с учетом национально-этнического фактора, однако права устанавливать второй государственный язык им не предоставлено.

Неравенство субъектов Федерации прослеживается и при определении актов субъектов Федерации как объектов контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам. Если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов Федерации объектами контроля являются не только уставы и законы, но и иные нормативные правовые акты данных субъектов Федерации. Среди субъектов Федерации, не являющихся республиками, также нет равенства в статусе. Конституция РФ не разрешила проблему вхождения автономных округов в состав области, края. Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно сужает круг прав субъекта Федерации, входящего в состав другого субъекта РФ.

Таким образом, обеспечение реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации связано как с совершенствованием норм самой российской Конституции, устранением заложенных в ней противоречий, так и с выработкой правовой политики проведения в текущем правовом и договорном регулировании главного условия равноправия субъектов Федерации – создания режима их равных правовых возможностей.

^ 3.Система органов государственной власти

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему. Согласно Конституции в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Государственная власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения властей. Президент РФ является главой государства, выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно статье 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он осуществляет общее руководство деятельностью правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти – ФС РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, комитеты и ведомства при правительстве, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, высший Арбитражный суд РФ, другие федеральные суды РФ, а также суды субъектов РФ. Помимо органов государственной власти в систему государственных органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило. Различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно, состоят эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента РФ, СБ РФ.

В Конституции содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий достаточно коротким 4-летним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда и др. Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья, отрешения от должности. Во всех указанных случаях обязанности президента временно исполняет председатель правительства РФ. Однако он не имеет права распускать ГД, назначать референдум. А также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Для отрешения Президента от должности требуется инициатива не менее одной трети депутатов Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты ФС, КС и ВС. ГД выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено решением Верховного суда. КС дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение ГД о выдвижении обвинения и решение СФ об отрешении от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Федеральный закон «О гарантиях Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 (не распространяется на президента, отрешенного от должности) устанавливает правовые, социальные и иные гарантии: государственная охрана, медицинское обслуживание, страхование, неприкосновенность, пенсия 75 %, связь, помощники, дача.

^ 4.Права и свободы человека.

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека (результат теоретического анализа норм конституции, в которых не используется понятие «принцип»).

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции невиновности прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями — одни в правовом плане, другие — в моральном, в виде общественного долга. Так, в ч. 2 ст. 38 Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права, и др. Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации, причем, подчеркнем, в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ч. 2 ст. 6 устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

^ 5.Поправки и пересмотр Конституции

В России, как и во многих других странах, порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию предусматривается по общему правилу, самой Конституцией.

В соответствии с Конституцией предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группами численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Предложения о поправках и пересмотре конституционных положений вызывают в разных случаях далеко не одинаковые процедурные и иные неразрывно связанные с ними последствия. Это зависит от того, какие главы и статьи конституции Российской Федерации они затрагивают.

Например, если эти предложения касаются глав 1 ("Основы конституционного строя"), 2 ("Права и свободы человека и гражданина") и 9 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), то, согласно Конституции, здесь действуют следующие порядок и положения.

а) положений этих глав Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, как это предусмотрено в отношении всех остальных ее глав; б) если предложение о пересмотре положений 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание; в) Конституционное Собрание должно либо подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации либо сделать вывод о необходимости ее изменения и разработать проект новой Конституции; г) разработанный проект Конституции для того, чтобы стать основным законом страны, должен быть либо утвержден (принят) Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов, либо вынесен на всенародное голосование; д) в случае проведения всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (п. 1-3 ст. 136).

Поправок, относящиеся к остальным, 3-8-й главам Конституции России, то они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

Этот порядок закреплен в п. 2 ст. 108 Конституции и требует для принятия поправок: а) одобрения их большинством не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации; б) одобрения их не менее двумя третями голосов от общего их числа депутатов Государственной Думы и в) подписания и обнародования их в течение четырнадцати дней Президентом.

Кроме того, Конституцией России требуется для вступления поправок в силу "одобрение их органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации".

^ 6.Местное самоуправление

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Значит, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть. Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории. Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Вот почему в правовых актах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов местного самоуправления. Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям деятельности — экономической, социально-культурной и др.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы самоуправления, обжаловать в суде решения и действия или бездействие органов местного самоуправления.

Конституцией названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, осуществление охраны общественного порядка, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов. Федеральные и региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Местное самоуправление предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основы конституционного строя iconКалендарно-тематический план тема 5
Основы конституционного строя. Понятие и основные черты конституционного строя России

1. Основы конституционного строя iconПреступления против государственной власти
Основы конституционного строя РФ определены в гл. 1 Конституции рф, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической...

1. Основы конституционного строя iconОсновы конституционного строя статья 1
Республика Армения- суверенное, демократическое, социальное, правовое государство

1. Основы конституционного строя iconЗачет!!!! Политология темы
Институты государственной власти в республике беларусь (основы конституционного строя, личность общество государство, избирательная...

1. Основы конституционного строя iconСтатья 27 Конституции РФ
Конституция РФ основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей...

1. Основы конституционного строя iconЗакон государства Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя»
Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства...

1. Основы конституционного строя icon1. 2 Формы (источники) права понятие и виды форм права; нормативно-правовой...
Тема 1 Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ

1. Основы конституционного строя iconЗанятие 28. Право (часть 4). Основы конституционного строя РФ. Конституция РФ
Конституция РФ (от лат. – устройство, установление) – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой...

1. Основы конституционного строя iconЛитература Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России
Ссср как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д, 1974; Он же. Общественный строй развитого социализма. Конституционное...

1. Основы конституционного строя iconСтатья 31 Конституции рф: Граждане Российской Федерации имеют право...
Конституция РФ основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов