Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства




НазваниеТема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства
страница1/11
Дата публикации12.07.2013
Размер1.72 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Курс лекций «Налоги и налогообложение» (2010 год) для студентов заочного обучения

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов


Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами – с другой стороны, по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. Понятие «налог» необходимо рассматривать с двух позиций:

  1. Налог, как объективная экономическая категория, представляет собой экономический метод управления общественным воспроизводством.

  2. Налог, как конкретная форма правовых взаимоотношений государства с налогоплательщиком, представляет обязательный индивидуально безвозмездный платёж, осуществляемый организациями и физическими лицами в государственный бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Из этого следует, что налоги в структуре общественных отношений выполняют две важнейшие функции: фискальную и регулирующую. ^ Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объёмом производства и платёжеспособным спросом. Регулирующая функция на практике реализуется через изменение налоговых ставок, повышение или понижение общего уровня налогообложения, предоставление налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Регулирующая функция налогов может носить как стимулирующий, так и сдерживающий характер.

Налоговые функции взаимосвязаны, взаимообусловлены, но каждая из них имеет границы самостоятельности. Так, акцизы на табачные изделия и алкогольную продукцию преследуют в основном фискальные цели, а земельный налог имеет в большей мере стимулирующую цель.

Производным от понятия налог является налогообложение. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение размера налогов и их ставок, круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, а также порядка уплаты налогов. Оптимальное налогообложение должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. налогообложение выражает смену форм собственности;

  2. налогообложению подлежит только вновь создаваемая стоимость (налоговые отношения не должны распространяться на капитал, инвестируемый для расширения производства товаров, работ, услуг);

  3. обобществлённые через налогообложение финансовые ресурсы должны использоваться на общегосударственные нужды под строгим конституционным надзором.

Таким образом, для государства важно установить такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой – не оказывал отрицательного влияния на экономику и население
^ Тема 2: Налоговая система и основные налоговые термины

2.1 Понятие и сущность налоговой системы. Особенности формирования налоговой системы Республики Беларусь

Налоговую систему необходимо рассматривать как экономическое явление, изменяющееся и развивающееся вместе с развитием общества. В конкретном государстве и для определенного времени налоговая система – это совокупность налогов, сборов (пошлин), принципов, форм и методов их установления, взимания, изменения, отмены, а также налоговых органов, форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по составу и структуре налогов, способам их взимания, структуре и полномочиям налоговых органов и др. существенным условиям налогообложения. Основными факторами, влияющими на структуру налоговой системы, являются уровень экономического развития страны, общественно – экономическое устройство (сочетание рынка и государства), господствующая в обществе экономическая доктрина, которая определяет роль налоговой системы (нейтральность или активное вмешательство в экономику страны), государственное устройство (федеративное или унитарное государство). С учетом этих факторов формировалась и налоговая система Республики Беларусь в 1991 – 1992 гг.

Налоговая система суверенной Беларуси сформировалась в условиях экономического кризиса 90х годов, разрыва экономических связей между республиками бывшего СССР, сокращения производства на крупных предприятиях, обеспечивавших основную сумму доходов государственного бюджета. В таких условиях налоговая система была ориентирована главным образом на финансирование растущих государственных расходов путем усиления налогового давления (преимущественно через косвенные налоги и сборы). Это привело к сокращению налоговой базы, уклонениям от налогов в сфере бизнеса. Поэтому налоговое законодательство постоянно корректировалось, что вызывало некоторое снижение уровня налогообложения, но не улучшало налоговую систему в целом. Снижение налоговой нагрузки на экономику за период с 1993г. по 2006г. (номинального уровня – с 65% в 1993г. до 46,0 % в 2006г. и реального уровня – с 49,65% до 45,7%) произошло за счет уменьшения ставок налогов (по НДС с 28%(1992г.) до 18% (2004г.), по чрезвычайному налогу с 18%(1992г.) до 3% (2005г.)), сокращения количества отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды и объединения нескольких платежей со схожей налоговой базой в единый платеж, снижения их ставок. Были отменены отчисления на здравоохранение, пожарную охрану, содержание детских дошкольных учреждений, содержание и ремонт жилищного фонда и др. Следует заметить, что по показателю доли налоговых платежей в ВВП нельзя однозначно оценить тяжесть налоговой нагрузки. В таких государствах, как Швеция, Дания этот показатель выше (57% и 55% соответственно), чем в Беларуси, а в США составляет около 30%. Это объясняется зависимостью данного показателя от количества и объема выполняемых государством функций и других факторов.

Положительным моментом в развитии белоруской налоговой системы явилось введение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства (с 1998г.) и единого налога с индивидуальных предпринимателей (с 2001г.). Однако, не смотря на проводимые мероприятия по совершенствованию налоговой системы, сохраняется достаточно высокий (с точки зрения уровня доходов организаций и населения) уровень централизации финансовых ресурсов государства. Уровень централизации определяется отношением всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к ВВП. За 2003-2006гг. наблюдается даже рост данного показателя с 46,4% до 48,3%. В некоторой степени это обусловлено отменой пониженной ставки налога на прибыль (15%) для малых организаций, ростом ставок земельного налога в связи с инфляцией, введением дополнительных экологических платежей, повышением ставок акциза на алкогольную продукцию и автомобильное топливо, применением повышенных ставок отчислений от прибыли для унитарных предприятий, а также отчислений в инновационные фонды.

В 2007-2009гг. продолжена работа по совершенствованию налоговой системы РБ. За этот период сократилось число налоговых платежей и применяемых нормативных правовых актов по вопросам налогообложения. С 2007г. прекращено взимание чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости, что способствовало снижению налоговой нагрузки в части платежей, исчисляемых от фонда заработной платы. Усовершенствованы условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, актами Президента Республика Беларусь предоставлены налоговые льготы для организаций, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) в сельской местности и малых населенных пунктах. В 2009г. отменен налог с пользователей автомобильных дорог, снижены ставки налога при упрощенной системе. С 2010г. введена в действие Особенная часть Налогового кодекса, отменены налог с продаж в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный сбор за парковку. В то же время с целью компенсации потерь консолидированного бюджета в связи с отменой указанных налогов и сборов повышена ставка НДС с 18% до 20 %. В целях упрощения налогового администрирования введено электронное декларирование, плательщикам предоставлено право уплачивать ряд налогов не ежемесячно, а ежеквартально.

Постоянная корректировка налоговой системы обусловлена, с одной стороны, невозможностью сразу учесть в налоговом законодательстве появление разных форм организации бизнеса, новых видов деятельности, тенденции во внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, налоговая система отражает динамику развития экономики, зависит от принятой концепции государственных доходов и расходов и поэтому не может быть статичной.

Современная налоговая система Республики Беларусь характеризуется следующими положительными чертами:

  1. создана правовая база; для всех субъектов хозяйствования независимо от формы организации бизнеса и формы собственности действуют единые правила налогообложения, налогового контроля;

  2. применяется общепризнанный набор налоговых платежей, используемых как в СНГ, так и Евросоюзе;

  3. учитывается опыт зарубежных стран, что дает возможность участия в международных интеграционных процессах.

Налоговая система Республики Беларусь – это двухуровневая система, т.е. налоги и сборы поступают в республиканский и местные бюджеты. При ее построении учитывались как общенациональные принципы налогообложения (справедливости, определенности, удобства, экономии), так и внутринациональные принципы (единства налоговой политики, запрет обратной силы налоговых законов и др.). В РБ применяется в основном пропорциональное налогообложение (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, подоходный налог). При взимании налогов и сборов используются общепринятые в мировой практике методы:

  1. кадастровый (для земельного налога) – предполагает использование кадастра (описи, реестра), содержащего типичные сведения об оценке и средней доходности объекта обложения (земли), используемые при установлении ставки налога и исчислении налоговой суммы;

  2. декларационный – предусматривает подачу налогоплательщиками налоговой декларации (заявления) с указанием сведений для исчисления налога в налоговые органы;

  3. административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения (налог удерживается бухгалтерией нанимателя до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога).

Наряду с общим порядком налогообложения применяются специальные режимы налогообложения для резидентов СЭЗ, индивидуальных предпринимателей, малых организаций и т.д., что способствует улучшению налогового климата в стране.

Вместе с тем, налоговой системе РБ присущи следующие недостатки:

  1. значительная фискальная направленность, проявляющаяся в преобладании косвенных налогов и сборов (удельный вес косвенных налогов, сборов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РБ за 2008г. составил 57%);

  2. использование неэффективных форм налогообложения (отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды);

  3. высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования;

  4. нестабильность, несвоевременность выхода актов налогового законодательства, что обуславливает отсутствие правовых гарантий для участников налоговых отношений и порождает уклонение от налогов в сфере бизнеса;

  5. не высокая роль местных налогов и сборов, формирующих местные бюджеты (в основном они наполняются за счет поступлений от общегосударственных налогов и сборов).

Программа социально – экономического развития РБ на 2006 – 2010 года предусматривает следующие направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь:

  1. улучшение налоговой структуры за счет постепенного повышения роли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы;

  2. снижение налоговой нагрузки (в основном в части косвенного налогообложения);

  3. выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков;

  4. совершенствование системы налогового администрирования;

  5. повышение роли имущественных и экологических налогов, формирующих местные бюджеты;

  6. ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики и устойчивый рост.


^ 2.2Элементы налога и налоговая терминология

Налоговым кодексом Республики Беларусь определены следующие основные элементы налога, характеризующие его социально-экономическую сущность.

^ 1. Субъект налога (плательщик) – это организации и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин). На практике может иметь место перенесение обязанности платить налог с плательщика на другое лицо, называемое налоговым агентом. Налоговый агент – лицо, на которое в силу действующих актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога или сбора (например, при уплате подоходного налога с физических лиц).

^ 2. Объект налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых согласно действующему законодательству связано возникновение обязательства по уплате налогов, сборов. Например, доход, земельный участок, осуществление отдельных видов деятельности, обороты по реализации и т.д. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

^ 3. Налоговая база – это физическая, стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения, принимаемая за основу для исчисления конкретной налоговой суммы.

^ 4. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердые (установленные в абсолютной сумме, например, в евро, в белорусских рублях, в базовых величинах заработной платы) и процентные (адвалорные). По содержанию различают ставки маргинальные (непосредственно указанные в нормативном акте о налоге), фактические (определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе), экономические (определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

^ 5. Налоговый период – период времени (например, календарный месяц, квартал, год), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора (пошлины).

^ 6. Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) или уплачивать их в меньшем размере.

^ 7. Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате (кроме случаев, когда обязанность по исчислению налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный органы либо налогового агента).

^ 8. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Если срок уплаты платежей, в том числе авансовыми платежами, приходится на государственный праздник или праздничный день, установленный и объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим днем, либо на выходной день, этот срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

^ 9. Порядок уплаты налогов, сборов (пошлин). Уплата налогов, сборов производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях (если иное не установлено законодательством). Порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В качестве основных можно выделить следующие налоговые термины, относящиеся к процессу налогообложения.

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

^ Сбор (пошлина) - обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение размера налогов и их ставок, круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, а также порядка уплаты налогов.

^ Налоговое обязательство – обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определённый налог, сбор (пошлину).

^ Налоговая декларация (расчёт) – письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществлённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

^ Налоговый учёт – это осуществляемый плательщиками учёт объектов налогообложения и определение налоговой базы по налогам, сборам (пошлины) путём расчётных корректировок к данным бухгалтерского учёта.

^ Двойное налогообложение – это неоднократное обложение одного и того же объекта налогообложения налогами одного вида за один и тот же период.

Международное двойное (многократное) налогообложение – это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени.

^ Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – обобщенная характеристика действия налогов, отражающая долю налоговых изъятий в совокупном доходе государства (в процентах к ВВП), в доходе (валовой выручке, прибыли) субъекта хозяйствования, индивидуальном доходе физического лица.

^ Налоговая юрисдикция – территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

Преференции – преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, организациям для поддержки отдельных видов деятельности. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке.

^ Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счёт все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортёрами и импортёрами по поводу уплаты налогов.
^ 2.3 Налоговое законодательство Республики Беларусь

Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ следующих нормативных правовых актов:

  1. налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы о налогах и сборах;

  2. декреты, указы и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

  3. постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения;

  4. нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления (постановления, разъяснения, письма), органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения.

Иерархию системы нормативных правовых актов по вопросам налогообложения можно представить следующим образом:

I уровень – законодательные акты, обладающие высшей юридической силой:

-конституция РБ;

-налоговый кодекс РБ;

-законы РБ;

-декреты Президента РБ (имеют силу закона)

-указы Президента РБ (имеют равную юридическую силу с законами)

II уровень – подзаконные акты. Они имеют подчиненный характер по отношению к законодательным актам и являются средством реализации законодательных норм. Подзаконные акты выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издававшего подзаконный акт:

  • постановления Правительства Республики Беларусь;

  • постановления республиканских органов государственного управления (Министерства по налогам и сборам (МНС) РБ, Государственного таможенного комитета РБ и др.);

  • решения органов местного управления и самоуправления.

Нормативные правовые акты республиканских органов имеют обязательную силу на всей территории РБ, а решения местных органов управления и самоуправления – на территории соответствующих административных единиц. Законодательные и подзаконные акты по налогообложению вступают в силу не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным законным способом.

Налоговый кодекс РБ – это основной документ, в котором комплексно регламентированы все направления налоговых отношений в государстве. Налоговый кодекс состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть налогового кодекса РБ, вступившая в силу с января 2003 года, определяет общую правовую основу налогообложения, его понятийный и процедурный аппарат. В Особенной части налогового кодекса, введенной с 01.01.2010г., выстраивается конкретный механизм исчисления и уплаты каждого из предусмотренных налогов, сборов (пошлин).

Общая часть Налогового кодекса РБ состоит из четырех разделов, каждый из которых регламентирует отдельную сферу налоговых отношений.

В разделе I «Общие положения» определены основные принципы налогообложения, виды налогов, сборов (пошлин) и порядок их установления введения и прекращения действия, дано юридическое определение всех возможных плательщиков налогов, сборов (пошлин), их прав и обязанностей, а также возможных объектов налогообложения.

В разделе II «Налоговое обязательство», дано определение понятиям: «налоговое обязательство», «база», «налоговая ставка», «налоговый период», «налоговые льготы», «сроки и порядок уплаты налога», рассмотрены различные варианты исполнения налогового обязательства и способы обеспечения его исполнения (залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счету, арест имущества), раскрывается механизм принудительного исполнения налогового обязательства и зачета, возврата налогов, сборов (пошлин), пеней.

В разделе III «Налоговый учет и налоговый контроль» дано определение понятиям «налоговый учет», «налоговая декларация», «налоговый контроль», «налоговая тайна», рассмотрены вопросы учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) и проведения налоговых проверок (камеральных и выездных).

В разделе IV «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь. Обжалование решений налоговых органов» отражены структура, права, обязанности налоговых и таможенных органов, способы их ответственности за незаконные решения, неправомерные действия (бездействие). В разделе также рассмотрена процедура обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Совершенствование налогового законодательства и упрощение налоговой системы РБ предусматривается Программой социально – экономического развития РБ на 2006 – 2010 годы. Особенностью 2007года явилась отмена инструкций МНС о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов с целью придания налоговым законам характера прямого действия. Большая часть норм действующих инструкций введена в соответствующие законы. В настоящее время Инструкции МНС содержат формы налоговых деклараций, порядок их заполнения, комментарии к отдельным положениям налогового законодательства. С вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса утратили силу отдельные законы и акты Президента Республики Беларусь по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин). Все эти меры направлены на упрощение работы налогоплательщиков с нормативными правовыми актами.
^ 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами

Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ) и его территориальные областные, районные, районные в городах инспекции.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.

Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров;

- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве;

- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов; другие функции.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право:

- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика;

- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка;

- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП); о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности; и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика; об экономической несостоятельности плательщика;

- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц;

- при проведении налоговой проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество; производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц;

- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов;

- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке;

- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении налоговой проверки; создавать налоговые посты на территории плательщика;

- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств;

- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика; изымать документы плательщика при проведении выездной проверки;

- вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ физических лиц до погашения ими задолженности по налогам, сборам;

- изымать вещи и ТМЦ плательщика, являющиеся объектами нарушения налогового законодательства.

^ Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны:

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;

- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах;

- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий);

- проводить налоговые проверки;

- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней;

- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним;

- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.

Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно – розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).

Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.

Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.

^ 2.5 Классификация налогов

Все виды налоговых платежей, предусмотренных налоговым законодательством Республики Беларусь, можно разделить на четыре группы:

    1. налоги - систематический обязательный платеж, не имеющий встречного удовлетворения и целевого назначения,

    2. сборы - обязательная плата государству за право пользования или право деятельности, например, сбор с заготовителей,

    3. пошлины - обязательная плата за совершение действий государственными органами (таможенная, патентная, государственная пошлина),

    4. иные платежи (отчисления) – обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, имеющие целевое назначение (например, отчисления в инновационные фонды).

Для целей управления налогообложением в условиях многочисленности и разнообразия налогов (сборов, пошлин) применяют их классификацию по определенным признакам. Классификация позволяет учесть сходства и различия налоговых платежей, особенности их установления и взимания, учета и контроля. Представим один из возможных вариантов классификации налогов.

1. По способу взимания:

  • прямые налоги (налоги на доходы и имущество);

  • косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость).

Косвенные налоги путем включения их в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя. Они в большей мере выполняют фискальную функцию и считаются несправедливыми по отношению к потребителю, так как не учитывают его платежеспособность.

2. По субъекту уплаты:

а) налоги с юридических лиц; б) налоги с физических лиц.

3. По объекту обложения: а) налоги на имущество; б) налоги на землю; в) налоги на результат (прибыль, доход); г) налоги с капитала; д) налоги на осуществление действий.

4.По принадлежности к уровню власти: а) республиканские налоги, б) местные налоги.

5. По источнику уплаты: а) налоги, сборы, уплачиваемые из выручки, б) налоги, сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода), в) налоги, сборы, относимые на себестоимость, г) налоги на заработную плату.

При рассмотрении системы налогообложения Республики Беларусь будут использованы приведенные классификационные признаки.
^ 2.6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, т.е. частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. Целью налогового стимулирования является увеличение средств, направляемых на развитие производства и социальной сферы, благотворительные цели. Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде:

  1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

  2. дополнительных налоговых вычетов, скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога, сбора (пошлины);

  3. понижения налоговых ставок;

  4. перенесения срока исполнения налоговых обязательств путём отсрочки и рассрочки, предоставления налогового кредита;

  5. в ином виде.

Налоговые льготы устанавливаются Президентом РБ и Налоговым кодексом. По налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, налоговые льготы могут предоставляться местными Советами депутатов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три группы: изъятия, скидки и налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из–под налогообложения отдельных объектов налогообложения (например, доходы физических лиц по вкладам в банках подоходным налогом не облагаются). Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, как всем плательщикам налога (на основе законодательных актов), так и отдельной категории плательщиков (индивидуальные льготы).

Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они могут быть лимитированными (например, по налогу на прибыль – прибыль, использованная на благотворительные цели, уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах 5% валовой прибыли) и не лимитированными (т.е. на всю сумму расходов плательщика уменьшается налоговая база). Скидки могут быть общими и специальными (для отдельных категорий субъектов).

^ Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (суммы налога), предоставляемые бесплатно или с уплатой процентов. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат и (или) зачет ранее уплаченного налога (части налога), целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

^ Отсрочка уплаты налога означает перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок (с уплатой процентов или бесплатно). Рассрочка уплаты налога предусматривает деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей (может быть с уплатой процентов или безвозмездно). Возврат ранее уплаченного налога называется налоговой амнистией.

Налоговые кредиты могут быть обычные, инвестиционные или инновационные. Налоговый кредит предоставляется налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой – либо поощряемой области или в зависимости от его социального и имущественного положения. Так, налоговый кредит (в виде изменения срока уплаты налогов) предоставляется индивидуальным предпринимателям и организациям Республики Беларусь на срок от 1 месяца до 3 лет при наличии следующих оснований: 1)угрозы экономической несостоятельности (банкротства) – (от 1 года до 3 лет); 2)если производство (реализация) товаров, работ, услуг носит сезонный характер (на срок от 1 месяца до 1 года). За пользование налоговым кредитом уплачиваются проценты в размере ½ ставки рефинансирования Национального банка РБ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, оговоренных в законодательстве, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (чаще всего налогу на прибыль и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Договором определяются суммы налогового кредита, т.е. суммы уменьшения платежей по налогу, а также обязательства сторон, заключивших договор об инвестиционном налоговом кредите. Инвестиционный налоговый кредит является важной формой стимулирования организаций, которые проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, техническое перевооружение производства, создают новые рабочие места для инвалидов, разрабатывают новые или совершенствуют применяемые технологии, новые виды сырья, материалов (т.е. осуществляют инновационную деятельность), выполняют важный заказ по социально – экономическому развитию региона или предоставляют особо важные услуги населению.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения применяют для стимулирования таких приоритетных направлений как развитие агропромышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры, жилищного строительства, экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей; трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств, ориентированных на использование интеллектуального потенциала; малого и среднего предпринимательства и др. Льготный режим временно распространяется на свободные экономические зоны (СЭЗ), на отрасли, функционирующие в отсталых районах РБ, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Льготное налогообложение как экономическая форма воздействия государства на развитие отдельных отраслей производства существует во всех развитых странах, при этом главная задача – система налоговых льгот должна быть понятной и эффективной.
^ Тема 3:Налоги на товары и услуги (включаемые в отпускную цену товаров, работ, услуг), уплачиваемые из выручки от их реализации

Платежи данной группы (налог на добавленную стоимость, акцизы, местный налог на услуги) относятся к косвенным налогам и занимают доминирующее положение в налоговой системе Республики Беларусь. Указанные налоги включаются в виде надбавок в цену товаров, работ, услуг и оплачиваются покупателем. Поэтому налоги данной группы в большей степени влияют на конкурентоспособность товаров по ценовому фактору, чем прямые налоги.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon1. Возникновение налогов. Эволюция научных взглядов на экономическую природу налогов
Знать причины возникновения и развития налогов; экономическую природу налогов; правовое определение налогов и сборов; специфические...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon1. Налоги: сущность и функции. Классификации налогов. Налоги
Перераспределительная функция – налоги, поступившие с более высокого уровня (фед или рег.) перераспределяются в пользу бюджетов более...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon5. Экономическая природа налога и основы построения системы налогообложения
Налоги в системе финансовых отношений. Налоги это часть финансов, это сложная категория. Ее сущность тесно связана с сущностью гос-ва....

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon5. Экономическая природа налога и основы построения системы налогообложения
Налоги в системе финансовых отношений. Налоги это часть финансов, это сложная категория. Ее сущность тесно связана с сущностью гос-ва....

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon4. Основные и факультативные элементы налога
Понятие фед налогов, их роль. Федеральные налоги – налоги, установленные нк и обязательные к уплате на всей территории РФ. Доля в...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства iconПонятие налоговой системы РФ. Функции налогов и их классификация
Российское законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В нк РФ закреплены...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства iconТема Налоговое право и налоговое законодательство за рубежом. Понятие налога
Налоговое право в системе зарубежного права. История налогов. Функции налогов. Особенности предмета финансового права в зарубежных...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства iconФедеральное агентство по образованию
Введение в налогообложение. Теории налогообложения. Понятие налога и сбора. Принципы налогообложения. Способы налогообложения. Механизм...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства iconСегодня сбор налогов является одной из сложнейших проблем нашего...
Можем ли мы назвать систему современного налогообложения справедливой и безукоризненной? Какой она была раньше? Может быть она всегда...

Тема 1: Экономическое содержание и сущность налогов и налогообложения. Функции налогов Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства icon2. Принципы налогообложения и принципы организации налоговой системы РФ
Налоги возникли с момента возникновения государства. Становление налогов и налоговой системы в Древней Руси – оброк, барщина,пошлина,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов