Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение




НазваниеТема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение
страница1/40
Дата публикации27.08.2013
Размер6.06 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА.

Тема 1.1. Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение.
Русская грамматика.

Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис.

Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.
РАЗДЕЛ II. СИНТАКСИС СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА.

Тема 2.1. Границы слова в синтаксисе. Понятие активной синтаксической сочетаемости. Синтаксический и словарный аспекты сочетаемости слова. Факторы, обусловливающие сочетаемость слова. Понятие валентности. Синтаксические (дистрибутивные) классы слов.
Русская грамматика. М.: Наука, 1980. С. 422 – 426, 459 - 460
Тема 2.2. Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении и в предложении. Понятие пассивной синтаксической сочетаемости. Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция Г.А.Золотовой (понятие и характеристики синтаксемы, типология синтаксем); концепция «Русской грамматики» 1980 г. Словоформы монофункциональные и полифункциональные.
Золотова Г. А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М., 1988. С. 3 – 21
Тема 1.3. Синтаксические связи. Синтаксическое отношение.

Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980. С. 4–92.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1974. С. 119 – 133.

Русская грамматика. М., 1980
^ РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Тема 3.1. Место словосочетания в языковой системе. Словосочетание как “межуровневая” языковая единица. Словосочетания и сочетания слов. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке (концепции Ф.Ф.Фортунатова, М.Н.Петерсона, А.М.Пешковского, А.А.Шахматова, В.В.Виноградова, Н.Н.Прокоповича, Н.Ю.Шведовой, В.А.Белошапковой). Широкое и узкое понимания словосочетания в современном синтаксисе.

Русская грамматика. М., 1980. Т. 2. С. 79 – 82, 137 – 143

Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 90 – 111.

Прокопович Н. Н. Словосочетание в современном русском языке. М., 1966.

Фоменко Ю. В. Является ли словосочетание единицей языка. «Филологические науки», 1970, № 5. С. 60–65.
^ IV. СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4.1. Формальная организация простого предложения

4.1.1. Учение о членах предложения и его структурных типах

Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988. С. 101–128.

Виноградов В. В. Проблема сказуемости как основы предложении и углубление противоречий в понимании других членов предложения // Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса.

Глухих В. М. Инфинитив как член предложения (Материал для синтаксического разбора в педвузе) // Русский язык в школе. 2002. № 4.

Дьячкова Н. А. Информативно нечленимые словосочетания в позиции подлежащего // Русский язык в школе. 2003. № 1.

Дьячкова Н. А. Предложения с нечленимыми словосочетаниями в функции подлежащего // Русский язык в школе. 2005. № 2.

Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

Лекант П. А. Функции связки в русском языке // Русский язык в школе. 1995. № 3.

Лекант П.А. Что же такое подлежащее // Коммуникативно-смысловые параметры гр-ки и текста: Сб.ст., посвящ. юбилею Г. А. Золотовой. М., 2001.
4.1.2. Односоставные и двусоставные предложения

Вежбицкая А. Русский язык // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1977.

Калинин А.Ф. Инфинитивные предложения в системе типов простого предложения // Русский язык в школе. 2001. № 4.

Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

Тарланов З. К. Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения? // Филологические науки. 1972. № 3.
4.1.3. Конструкции, сходные с номинативными предложениями. Нечленимые предложения. Неполные предложения и их типы. Эллиптические предложения.

Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

Попов А. С. Именительный темы и другие сегментированные конструкции // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964.

Чувакин А. А. О структурной классификации неполных предложений // Филологические науки. 1974. № 5.
4.1.4. Структурная схема простого предложения.

Попова З. Д. Минимальные и расширенные структурные схемы простого предложения как однопорядковые знаки пропозитивных концептов // Традиционное и новое в русской грамматике: Сб. статей памяти Веры Арсеньевны Белошапковой. М., 2001.
4.1.5. Парадигма предложения

Всеволодова М. В., Дементьева О. Ю. Проблемы синтаксической парадигматики: коммуникативная парадигма предложения. М., 1997.
4.2. Смысловая организация простого предложения.

4.2.1. Способы описания объективного содержания предложения (диктума).

Арутюнова Н. Д. Синтаксис // Общее языкознание: Внутренняя структура языка. М., 1972.

Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

Арутюнова Н. Д., Ширяев Е. Н. Русское предложение: Бытийный тип. М., 1983.

Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Гак В. Г. Языковые преобразования. М, 1998. Глава 5.

Ломтев Т. П. Структура предложения в современном русском языке. М., 1979.
4.2.2. Структура субъективного содержания предложения (модуса).

Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.
4.3. Коммуникативная организация простого предложения.

4.3.1. Актуальное членение простого предложения.

Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М., 1967.

Матезиус В. Язык и стиль // Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. М., 1967.

Распопов И. П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.

Распопов И. П., Ломов А. М. Основы русской грамматики: Морфология и синтаксис. Воронеж, 1984.

Сиротинина О. Б. Синтаксис высказывания // Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003.
4.3.2. Порядок слов и актуальное членение в простом предложении.

Сиротинина О. Б. Порядок слов // Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003.

^ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИНТАКСИСА.
Тема 1.1. Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение.
Русская грамматика. М.: Наука, 1980.
§ 1706.Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни.

Сосредоточенность в синтаксисе таких специальных языковых средств, без которых это общение не может быть осуществлено, определяет отношение синтаксиса к другим сферам грамматического строя языка, прежде всего к морфологии. <…> морфологические формы, их значения в определенный, данный момент существования языка взаимодействуют с синтаксическими конструкциями, с правилами их построения не как сфера подчиненная со сферой подчиняющей, а как сфера, располагающая арсеналом собственных средств, со сферой, без этого арсенала практически не существующей.

§ 1707.Термин «синтаксис» имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов <…>, простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей (так называемые «сложные синтаксические целые»). 2) Синтаксисом называется вся та область грамматической науки, которая изучает названные в п.1 конструкции, правила их образования и функционирования. 3) Синтаксисом (чего-­л.: словосочетания, предложения) называется вся система грамматических свойств соответствующих единиц (для слова и формы слова - система их конструктивных свойств).

§ 1708. Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. <…> Кроме названных единиц, принадлежащих только синтаксису, в его сферу входят также единицы, принадлежащие другим областям языка и участвующие в образовании синтаксических единиц; это - слово и форма слова.

Знаменательное слово - это единица, которая, благодаря своим грамматическим и лексико­семантическим свойствам (см. § 1723), способна подчинять себе другое слово в той или иной его форме (формах) или в той или иной своей форме (формах) само подчиняться другому слову. Вступая с другими словами в синтаксические связи, слово принимает участие в образовании синтаксических конструкций, которые являются компонентами оформленной единицы сообщения. Так, например, слово читать своими лексико­семантическими и грамматическими свойствами (принадлежность к глаголу как части речи, переходность, лексическое значение) предопределяет возможность своей связи с формой вин. п. имени в объектном значении, подчиняет себе эту форму и на основе этой связи образует сочетание (читать книгу, письмо, стихи...), которое входит в единицу сообщения как ее компонент: Он читает книгу; Читать книгу интересно; Сел читать книгу; Читая книгу, уснул; Человек, читающий книгу, поднял голову.

Конструкция, образующаяся на основе реализации подчинительных связей, предопределенных лексико­грамматическими свойствами слова, называется словосочетанием. Словосочетание - это то синтаксическое объединение, которое образуется сочетанием знаменательного слова и формы другого знаменательного слова на основе подчинительной связи. Словосочетание состоит из знаменательного слова и формы другого знаменательного слова (или форм других знаменательных слов).

Форма слова (и словоформа, т. е. форма отдельного конкретного слова) участвует в образовании словосочетаний, простых и сложных предложений, всех видов сообщающих единиц. <…> Правила ее функционирования в тех или других синтаксических позициях тесно связаны с лексической семантикой <…> Форма слова имеет свои синтаксические функции, которые или целиком опираются на ее морфологическое значение (такова, например, функция объекта у формы вин. п. при переходном глаголе или функция подлежащего у называющей формы имени - им. п.), или - во многих случаях - выходят за рамки этого значения. В синтаксических конструкциях вступают в сложное взаимодействие морфологическое значение самой формы слова и ее значение как члена такой конструкции. Так, в предложениях Больного бьет дрожь; Ребенка охватил озноб; Юношу обуяло сомнение при формировании значения члена предложения - имени в форме вин. п. взаимодействуют следующие языковые факторы: 1) морфологическое значение самой формы - объектное; 2) лексическая семантика существительного (одушевленность, личность); 3) значение сказуемого (непроизвольное состояние); 4) открывающая (начальная) позиция формы вин. п., в предложениях с подобным лексическим составом предназначенная для формы с субъектным значением (ср.: Больной дрожит; Ребенок в ознобе; Юноша в сомнении, сомневается); 5) регулярная соотносительность такого вин. п. с формой им. п. (см. примеры в п. 4). В результате взаимодействия всех этих факторов такой вин. п. в предложении приобретает значение субъекта непроизвольного состояния.

§ 1709. Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план (см. § 1894). Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного предложения, а также любого развернутого текста. Простое предложение, далее, является тем построением, в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простые предложения (часто - в неполных своих реализациях) в речи организуются в определенные последовательности, т. е. в текст (см. § 1890). Элементарной единицей, представляющей такую последовательность, является сложное предложение. Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями. Эта связь оформляется союзами, союзными словами или союзными частицами - в сочетании с интонацией, часто также при поддержке лексики.

§ 1710. В соответствии с особым статусом слова, формы слова, словосочетания, простого предложения и сложного предложения в синтаксисе выделяются следующие подсистемы: 1) синтаксис слова, объединяющий всю область предопределяемых знаменательным словом подчинительных связей; 2) синтаксис словосочетания; 3) синтаксис простого предложения; 4) синтаксис сложного предложения и элементарных бессоюзных фрагментов текста; 5) синтаксис формы слова, реализующийся во всех названных четырех сферах. Эти отдельные подсистемы синтаксиса имеют каждая свои единицы, характеризующиеся своими грамматическими качествами и функциями и своим отношением к другим синтаксическим единицам. Все эти области синтаксиса находятся в тесном взаимодействии друг с другом, их единицы взаимосвязаны. Это взаимодействие выражается прежде всего в том, что единицы одной подсистемы участвуют в образовании единиц другой подсистемы. Формы слова в этом смысле - единицы наиболее универсальные и всепроникающие: они участвуют в формировании словосочетаний, простых и сложных предложений, любых высказываний. Словосочетание участвует в формировании простого и сложного предложения, а также любого высказывания. Простое предложение является единицей, формирующей сложное предложение и более развернутые фрагменты текста; в формировании этих последних участвует также и сложное предложение<…>

§ 1712. Синтаксические единицы имеют парадигматические свойства, входят в определенные парадигматические отношения. Парадигматические отношения в синтаксисе могут пониматься или широко, как принадлежащие языковой системе отношения конструкций с близкими грамматическими значениями, или более узко, как формальные изменения самой конструкции<…>

§ 1713. Единицы, участвующие в построении синтаксических конструкций, подчиняются определенным правилам сочетаемости друг с другом. Эти правила составляют сферу синтаксической синтагматики. В языке действуют закономерности и правила соединения простых предложений в составе сложного; в составе простого предложения его члены по определенным правилам сочетаются со своими распространителями, а все предложение в целом - с распространителем всего своего состава (детерминантом; см. § 2022). В словосочетаниях соединения их членов и соединения самих словосочетаний друг с другом регулируются грамматическими правилами и лексико­семантическими возможностями сочетаемости слов<…>

§ 1714. Каждая единица в синтаксисе - как сама конструкция, так и единица, участвующая в ее построении, - имеет свое языковое значение (значения). Для синтаксиса существенно как лексическое, так и грамматическое значение слова. Этими значениями регулируется сочетаемость слов, правила образования словосочетаний, участие слова (в той или другой его форме либо формах) в построении предложения. В синтаксисе сложно взаимодействуют морфологическое значение формы слова и ее синтаксические функции <…>

§ 1715. В термин синтаксическая категория разные исследователи вкладывают разное содержание. В узком смысле слова синтаксической категорией можно считать систему противопоставленных друг другу рядов синтаксических единиц с грамматическими (синтаксическими) значениями, объединяющимися в единое, общее значение. При таком понимании синтаксическими категориями являются, во­-первых, ряды грамматических форм предложения, противопоставленных по значениям временной определенности (реальности) и неопределенности (ирреальности), все вместе объединяющиеся в категорию предикативности (см. § 1894); во­-вторых, это единицы семантической структуры предложения - категория субъекта и предикативного признака, который может быть направлен или не направлен на объект. Соответственно в "Русской грамматике" употребляются термины "категория предикативности", "категория субъекта", "категория объекта", "категория предикативного признака". Внутри этих категорий с достаточной степенью четкости выделяются свои противопоставления. Синтаксическими категориями предложения как коммуникативной единицы можно также считать единицы актуального членения предложения - тему и рему (см. § 2129).

§ 1881. Словосочетание - это синтаксическая конструкция, образующаяся на основе подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. В словосочетание полностью переносятся все те отношения, те общие и частные, более конкретные значения, которые возникают при присловной подчинительной связи: эти отношения представляют собой значения словосочетаний.

  В составе словосочетания выделяются компонент стержневой (или главенствующий) и компонент зависимый (компоненты зависимые): стержневым компонентом является грамматически главенствующее слово, своими лексико-грамматическими свойствами предопределяющее связь; зависимым компонентом - форма слова (формы слов), грамматически подчиненная (подчиненные).

 § 1890. <…> Организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое, называется текстом. Текст в целом или какие-то его части в том или ином смысле всегда существенны для понимания и определения входящих в него единиц сообщения. Текст как языковое окружение, языковая обстановка, небезразличная для языковых характеристик объединившихся в нем единиц сообщения (и, шире, вообще значимых языковых единиц), обозначается термином контекст.

§ 1892. <…> Простое предложение как особая синтаксическая единица <…> имеет еще и только ему принадлежащие весьма существенные языковые характеристики. Это: 1) наличие в грамматической основе предложения некоего отвлеченного формального образца (предикативной основы или, что то же самое, структурной схемы предложения), специально предназначенного языком для построения относительно законченной единицы сообщения, причем по этому образцу может быть построено неограниченное количество конкретных предложений одинаковой формальной структуры; 2) наличие иерархически связанных друг с другом языковых значений, вносимых как самим этим образцом, так и его взаимодействием с лексической семантикой тех слов, которые при образовании конкретного предложения заполняют синтаксические места в этом образце; 3) способность к таким формальным изменениям, которые не свойственны другим видам высказываний или обнаруживаются у них нерегулярно; 4) свои правила распространения; 5) возможности такого размещения частей, которое позволяет показать соотношение информативно более важного и менее важного, т. е. актуализировать информативный центр высказывания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconОт Шестовой В. М. Вопросы по теории Синтаксиса
Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, текст), их функции и структурная характеристика

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconВопросы к экзамену по синтаксису для студентов 2 курса факультета журналистики Номер вопроса
Синтаксис. Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц. Современные синтаксические теории

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение icon2 Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении...
Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция...

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconЯзыковые явления, которые относятся к осложненному предложению, представляют...
Настоящее пособие предназначено для студентов филологических факультетов университетов и посвящено одному из разделов программы курса...

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconТема первая. Имя существительное (nomen substantivum) Тема вторая....
Тема третья. Особенности латинского синтаксиса (простое предложение, место прилагательного и сказуемого, пассивные конструкции, падежи,...

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconКакие синтаксические единицы выделяются и как соотносятся?
В рамках традиционной русской синтаксической науки выделяют 2 основные единицы: словосочетание и простое предложение

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconПримерный план анализа стихотворения
Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии)

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconВопросы к экзамену по курсу
А. С. Пушкин и его значение в истории русского литературного языка. Своеобразие пушкинской позиции в сфере синтаксиса

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconВиноградов В. В. Проблема сказуемости как основы предложении и углубление...

Тема Предмет синтаксиса. Объекты синтаксиса и собственно синтаксические единицы, их соотношение iconПлан Определение понятия текст и его общая характеристика. 2
Текст (лат textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов