1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности




Название1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности
страница1/15
Дата публикации19.02.2014
Размер2.04 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны

Греческое равенство:

  • у каждого мужчины в роде есть своя земля

  • каждый мужчина приносит экономическую выгоду полису

  • каждый мужчина – воин (отсутствует армия и полиция)

  • каждый мужчина, достигший 40 лет участвует в политическом собрании

  • каждый (наверное мужчина, у меня не написано) участвует в идейном процессе и избирается на роль управляющего государством

Люди других стран, живущие в др. Греции, не обладали вышеуказанными правами

Мужчины и женщины не обладали равными правами(!)

2.^ Периодизация древнегреческой литературы

1) период Архаический(2в. до н. э.-5 в. н.э.):

а) период становления классического рабовладенческого общества и государства 5-7 в. до н.э. (Лирика Архилоха)

б) Гомеровский период 8 в. до н.э. (эпическая поэзия) 1. Гомеровский эпос (Гомер) 2. Дидактический эпос (Гесиод)

в)до литературный, до гомеровский период. (со 2 тыс до н. э. – 8 в . до н.э.)
2)Аттический или классический период (5 в. до н.э.)

Центр Афины. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах. 1)Трагедии (Эсхил, Софокл) 2) Комедии (Аристофан). В это же время происходит развития театра и драматургии
3)Эллинистический период (3 в. до н.э.)

Период Греко-Македонских войн. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»)

Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит)

Менандр –создатель эпической поэмы
4) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.)

Это период, когда Греция стала провинцией Римской империи. Но, тем не менее, туда всё равно приезжали учиться.

Жанр литературной биографии (Плутарх)

Классическая сатира (Лукиан)

Роман (2-ая форма софистсва, хотя греки и считали роман низкой формой литературы).

(Лот и Гелиодор. Они пытались вывести роман на более высокий уровень).
3.^ Синкретизм греческой мифологи

На ранних стадиях развития общества, когда люди жили еще не классовым, а родовым строем, произведения, подобные тем, которые мы привыкли называть художественными, еще не были таковыми. В них специфически художественное содержание находилось в нерасчлененном единстве с другими сторонами первобытного общественного сознания – с магией, мифологией, моралью, полуфантастическими преданиями из истории отдельных родов и племен, первоначальными полуфантастическими географическими представлениями. Такое нерасчлененное единство этих сторон, существовавшее на ранней ступени исторической жизни народов, получило в науке название «синкретизма» первобытного общественного сознания. (по товарищу Поспелову)
Под мифологической архаикой мы понимаем тот древнейший период мифологии – дофессалийский, или доолимпийский, который относится ко времени еще материнского рода, т.е. к периоду собирательско-охотничего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Прочес жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек не только делает все материальным и физическим, живим, а иной раз даже одушевленным и разумным, но все окружающее он мыслит слепым, т.е. движимым какими-то непонятными силами. В результате этого принципом оформления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящих до прямого уродства и ужаса. Мир и природа представляют для первобытного человека некое живое и одушевленное физическое тело. А так как первобытный человек видит перед собою только Землю с составляющими ее предметами и Небо, то Земля (гр. chthon), живая, одушевленная, все из себя производящая и все собой питающая, включая и Небо, которое она тоже из себя здесь рождает, есть основа мифологии эпохи матриархата. (по Лосеву) (см также вопрос №7)
4^ . Тотемизм в греческой мифологи.

Тотемизм – форма религии, в которой человек подмечает связь между человеком и видом животных и считает, что между ними есть кровное родство. Главный объект поклонения – питательная база, жертвы охоты. «священное пожрание» животного – основа для тотемических представлений. Это самые ранние этапы цивилизации, которые, впрочем, сохранились в греческой мифологии.

Во времена тотемизма жители Крита поклонялись быку; потом же он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию. Мифология неоднородна, она складывалась на протяжении тысячелетий, поэтому в ней есть множество тотемических элементов.

Артемида – олень или медведь; убийство священной лани Артемиды. На древность почитания Артемиды Указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе – надрезание кожи на нее. Геракл, убивший Керинейскую лань, вынужден был отчитываться перед богиней. Покровительница охоты.

Пережиток тотемизма – и то, что многие боги ассоциируются с животными, в которых по мере необходимости превращаются. Афина – змея, сова; Зевс – бык, орел.

^ 5. Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н. э.
Падение греческой литературы совпало с падением Западной римской империи в V в. н. э.
Античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
 Изначально в древней Греции господствовала общинно-родовая формация, идеологией которой стала и явилась античная мифология. Родовой общественный строй способствовал развитию и появлению мифологии, т.к. мифология и есть перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.
Человеку в первообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, поэтому самым убедительным объяснением природы было объяснение её с помощью родственных отношений. => Небо, воздух, земля, море, подземный мир- одна большая родовая община, представители, которой живые существа человеческого типа, находящиеся в тех или иных родственных отношениях.
Мифология определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а 279306088 мышление невозможно без обобщения. Мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение.
(внимание!!!)
Первобытное мышление мифологично, а мифология является определённой разновидностью первобытного мышления. Но, несмотря на то, что мифология и мышление в первобытные времена так пронизывали друг друга - миф всё одушевляет, стремится найти магию, мышление же стремится во всём найти научные закономерности, всё осознать.

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. anthropos 'человек' и morphe 'вид, форма'), наделение человеческими качествами, уподобление человеку.
Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея.
Прежде чем греческая мифология достигла состояния антропоморфизма, она прошла этапы: хтонический, фетишизм, анимизм.
Фетишизм (от французского "fetiche" - идол, талисман). Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
Фетишизм -природа одновременно полностью одушевленна и в то же время полностью материальна. Иначе говоря, фетешизм - это идолопоклонничество, или сотворение кумира из какого-либо предмета: камня, растения, а иногда и сам человек или все ЧАСТи его Телаааааааа! Бууууууууууууу!
Примеры: виноградная лоза фетиш Диониса. Органы человека понимались как носители души. Вместе с кровью душа покидает тело.
Анимизм (от лат. anima, animus   душа и дух соответственно)   вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т.е. о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras - чудо и чудо и чудовище), символизирующих силы земли.
В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т. е. очеловеченному, их пониманию. И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Например: Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса и т. д.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более "доступными" влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.
Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах , олицетворяющих различные силы и стихии природы.
Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи
^ 6. Единая система классической греческой мифологии (космогония,теогония, мифы о героях).
Начало мира и богов греки представляют себе по Гесиоду. Греки не считали, что мир сотворен богами из ничего. Мир возникает, и вместе с миром возникают боги. Хаос, Гея, Тартар, Эрос одновременно стихии и боги; качества личностей, обязательные для развитого понятия о божестве, представлены у этих первоначальных богов-стихий в минимальной степени.

Дальнейший процесс одновременного формирования космоса-мира и пантеона предстает как процесс рождения одних богов другими, по аналогими с людьми и иными живыми существами.

О слабой степени антропоморфизации первых божеств свидетельствует, например, характер их брачных отношений. Гея-Земля родила Урана-Неба, а затем сочеталась с ним в браке. Мифе об Эдипе такое бракосочетание уже рассматривается как злодеяние. Здесь же такой брак древних божеств воспринимается как нечто естественное, но олимпийцам, новому поколению богов, такие браки греки не приписывали (хотя многие из них были женаты на своих сестрах).

С этими особенностями образов древних богов связано и то обстоятельство, что большинство из них не имели своего культа - храмов, изображений, жертвоприношений - и были элементом только мифологии, а не религии.

Потомство Урана и Геи - это уже не стихии, а существа. У них, в отличие от Неба, Земли, Хаоса, Мрака и т.д., уже есть личные имена (это было важным шагом на пусти формирования образов религии). То, что пишет Гесиод, характеризует следующее за Ураном и Геей поколение как существа чудовищные, наделенные колоссальной силой (это широко распространенное у разных народов представление).

Поколение детей Урана и Геи захватывает господство во вселенной насильственным путем. Каждого нового ребенка Уран прятал в недрах Земли и не выпускал на свет. Земля (она же Гея) и призвала своих детей к восстанию против отца. Крон, самый смелый из всех, кастрирует своего папочку и воцаряется. Уран проклинает своих деточек-Титанов.

Кронос становится во главе Титанов. Греки сопоставляют имя "Кронос" со временем (по греч. - "хронос"). Кронос сочетается в браке с сестрой Реей и у них рождаются Гестия, Деметра, Гера, Аид, Зевс. Каждого новорожденного младенца Крон пожирал, т.к. боялся, что как бы кто-нибудь из его детей не сверг его (как он когда-то своего отца). Вместо Зевса Рея завернула в пеленку камень, который Крон сожрал по привычке, ничего не заметив. А ребенка она перенесла на остров Крит, где тот и вырос. А когда вырос, то, конечно же, свергнул отца, заставил вернуть всех своих братьев-сестер. Порешили, что он, Зевс, будет главным, ему отдали гром и молнию, а остальным Зевс отдал различные стихии. Так произошла вторая и последняя смена царствования среди богов. Воцарился Зевс со своими братьями и сестрами (они уже никем не свергались). Кронос же предстает как злодей, бесчинства которого пресечены победившим его героем.

С рассказом о свержении Кроноса связан миф о Титаномахии - войне новых богов, возглавляемых Зевсом, с богами Титанами. Боги, возглавляемые Зевсом, обращаются за помощью к детям Урана и Геи, свирепым исполинам Котту, Бриарею и Гиесу, заключенным Ураном в недра Земли. В награду за освобождение они вступают в сражение на стороне Зевса и побеждают Титанов.
^ Теогония (teos - бог, goneia - рождение) - учение о происхождении богов (имеются ввиду боги-олимпийцы)
Зевс - повелитель богов и людей, тучегонитель, изображался с молнией в руке, иногда в виде быка.Зевс - божество, которое греки почитали еще до прихода в Грецию.Места, пораженные молнией, считались посвященными Зевсу, огораживались и делались местами его культа.Считалось, что сам Зевс спускается с молнией на такие места. Гроза пугала и вызывала благоговение. Но ее ждали с надежой: в Греции сухой климат, неблагоприятный для землевладения.

Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, бросив жребий. Зевсу досталось небо, Посейдону - море (изначально он покровительствует стадам), Аиду - царство мертвых. Их сестра Гера становится супругой Зевса. Она богиня неба и, в то же время, покровительствует браку (Гомер изображает ее волоокой богиней, превращающейся в корову). Деметра становится богиней растительности, плодородия. Она мать Персефоны, украденной Аидом. Полгода Персефона проводит в подземном царстве с мужем-Аидом - и тогда не земле зима и холод, другие полгода - вместе с матерью - тогда на земле лето и тепло. Этим мифом греки объясняли смену времен года. Гестия - богиня домашнего очага, покровительница огня, семьи.

Младшее поколение богов: дети Зевса (всех не пересчитать) и "мелких" богинь или смертных женщин. Зевс - отец всех богов, творец.

Еще одной супругой Зевса стала океанида Метида (греч. "метис" - мысль), та самая, которая в свое время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченным Кроносом детей. Гея предсказывает Зевсу, что Метида родит ему дочь, а затем сына, который свергнет его. Поэтому Зевс съедает Метиду -) Однако его дочь от Метиды Афина все равно появилась на свет. И не откуда-нибудь, а из головы своего папочки-Зевса.

Дети Зевса и Геры: Арес - бог войны, Гефест - бог кузнечного дела, Геба - богиня вечно юности. От богини Лето у Зевса рождаются Аполлон - бог света, покровитель искусств, и Артемида - богиня охоты. Афродита рождается по одной версии от Зевса и богини Дионы, по другой - из пены морской на острове Кипр. От Майи у Зевса рождается Гермес- вестник богов, он же бог торговли. От смертной женщины Семелы у Зевса рождается Дионис - бог виноградной лозы, он же бог обмана.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности icon1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности
Античная литература, первая и древнейшая европейская литература, была создана греками и римлянами в условиях античного рабовладельческого...

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconВведение Понятие «история античности»
Характеристика античной цивилизации. Сравнение античного и древневосточного путей развития. История Древней Греции как часть истории...

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconВопросы по иогп для 1 курса юридического факультета (1 семестр)
Формирование органов государственной власти в Древней Руси. Понятие военной демократии

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconИскусство Древней Греции Периодизация: Крито-Микенский период 3-2...
В древней Греции создана первая история искусства – «Поэтика» Аристотеля и теория скульптуры – «Канон» Поликлета

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconМифы Древней Греции
Библии. Однако для древней европейской истории, религиоведения и социологии значение мифов трудно переоценить

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconПервые, досократические философские школы Древней Греции возникли...
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII •V вв до н э в ранних древнегреческих полисах, находившихся-...

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconВопросы к экзамену по Истории Древней Греции
Географическое положение и природные условия Балканской Греции и Эгейского бассейна. Население

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconТермин "античность" происходит от латинского слова antiquus древний....
Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних...

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности icon14. Древнегреческие архитектурные ордеры
Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент)...

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности iconУчебное задание Составить таблицу по Олимпийским играм в Древней...
Учебное задание Составить таблицу по Олимпийским играм в Древней Греции по сл форме

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов