Курс лекций «Язык современной журналистики»




Скачать 51.73 Kb.
НазваниеКурс лекций «Язык современной журналистики»
Дата публикации28.02.2014
Размер51.73 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Журналистика > Документы
Курс лекций «Язык современной журналистики»

(6 занятий по 2 астрономических часа)

Целевая аудитория: 12 часовой курс лекций рассчитан на тех, кто прошел начальный курс «Школы журналистики центра «ГЕНИЙ» или любой другой курс, связанный с освоением базовых знаний по теории жанров СМИ и журналистской этике. В продолжение посещения занятий эти знания будут считаться априорными и постоянно актуализироваться, времени на повторение в течение лекции отводиться не будет.

Цель: ознакомить слушателей «Школы журналистики» с особенностями языка современных средств массовой информации и обучить их основным приемам создания журналистского текста на личном опыте и опыте именитых коллег.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обозначить особенности взаимоотношений редакции (редактора) и журналиста, как пишущей единицы

  2. доказать необходимость владения собственным стилем и продемонстрировать неудачные примеры и стилевые огрехи

  3. погрузиться в теорию литературного редактирования и раскрыть основные понятия, связанные с этим направлением редакторской деятельности

  4. обозначить наиболее часто встречающиеся в современной журналистике репортерские и редакторские «ляпы»

  5. ознакомиться с основными приемами манипуляции на языковом уровне в текстах СМИ

  6. обозначить разницу между журналистикой, рекламой, пропагандой и PR

  7. попытаться выявить духовные предпосылки для возникновения журналистских стереотипов

  8. раскрыть особенности создания образа врага и образа героя в СМИ, обозначить параноидальный характер современного освещения событий

  9. познакомиться с понятием гражданской журналистики, попытаться дать прогноз о ее будущем развитии

  10. раскрыть понятие интолерантности в журналистике, обозначить основные группы «других», которые подвергаются бичеванию в текстах СМИ, доказать необходимость равного отношения ко всем социальным группам, вне зависимости от этнической принадлежности, материального состояния и политических взглядов

  11. обратить особое внимание на политическую интолерантность как способ лоббирования интересов определенных партий и политических персон

  12. познакомиться с наиболее популярными лицами современной журналистики, их взглядами и особенностями стиля

  13. ознакомиться с особенностями манипулирования на оформительском уровне

По окончании курса слушатели должны знать:

  1. основные способы манипулирования на языковом уровне в тексте СМИ

  2. наиболее известные журналистские имена

  3. главные приемы создания интолерантности в текстах СМИ и способы сглаживания экспрессивности текста

  4. стилевые отличия текстов, написанных для разных групп СМИ: гендерных, деловых, таблоидных и т.д.

По окончании курса слушатели должны уметь

  1. создавать тексты в различных журналистских жанрах

  2. самостоятельно редактировать чужие тексты

  3. отличать журналистские тексты от рекламы, пропаганды, PR и лоббистских текстов

  4. выявлять главную мысль текста и его аргументацию

  5. маскировать в своих текстах неприятие к тем или иным представителям «других», делать их толерантными

  6. уметь читать журналистские тексты с точки зрения стереотипности мышления их авторов, читать «между строк»

  7. выявлять наиболее «симптоматичные» факты повестки дня

^ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (6 лекций по 2 астрономических часа)

Номер занятия

Тема

Содержание лекции

Домашнее задание

1.

^ Вводное занятие. Уровни редактирования журналистского текста

Теория: преподаватель знакомит слушателей с уровнями бытования текста (архетекст—текст-промысел—текст-замысел и т.д.) и уровнями редактирования (фонетический, морфологический, грамматический, речевой, литературный). Раскрывает особенности публицистического стиля речи.

Практика: в конце занятия ученики читают журналистские тексты и пытаются найти в них ошибки и стилевые огрехи


Систематические чтение журналистских текстов и подготовка статьи на заранее согласованную тему

2.

^ Стереотипы в текстах современных СМИ

Теория: раскрытие понятий «стереотип» и «общественное мнение». Гендерные, политические, межэтнические стереотипы в текстах СМИ. Круговорот стереотипов в природе. Использование стереотипов для внедрения психологических установок в сознание населения, употребление стереотипов в пропаганде

Практика: рассмотрение примеров стереотипного текста, чтение сквозь «объективные очки»

3.

(Ин)толерантность в СМИ

Теория: раскрытие понятий «толерантность» и «интолерантность», «ирония». Создание образа врага в СМИ и тактика солидаризации. Политическая интолерантность.

Практика: знакомство с основными авторами сетевого «Ежедневного журнала» как примера политически интолерантного СМИ

4.

^ Журналистика, реклама, PR, пропаганда и лоббирование

Теория: разъяснение каждого из понятий с точки зрения их различий. Соотношение заказных и чисто журналистских текстов в современных СМИ. Понятие «джинсы». Объекты и субъекты пропаганды.

Практика: попытка среди предложенных текстов выявить пропагандистские

5.

^ Агрессия и секс в журналистике и рекламе

Теория: бытовое понятие агрессии и его отличия от языковой агрессии. Агрессия как концептуальный и структурирующий элемент криминальных средств массовой информации. Способ передачи агрессии при помощи оформления текста СМИ или обложки издания. Секс как наиболее употребительная «приманка» в рекламе.

Практика: изучение примеров агрессии на материале газеты «Мир криминала», знакомство с агрессивными авторами

6.

^ Гражданская журналистика как один из способов создания объективного множества мнений

Теория: понятие гражданской журналистики и блогосферы. Выявление языковых особенностей блоговых текстов. Понятие конвергентной журналистики. Обоснование необходимости развития блогосферы в качестве самоактуализирующейся информационной системы

Практика: знакомство с наиболее популярными блогерами РФ и Свердловской области.

Примечание: План занятий включает в себя краткие описания лекций. Его лаконичность не отменяет возможности послушать новые шутки-прибаутки и просто приятно провести время.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconЛогическое ударение Cнова глагол Cтруктура новости Бэк
Наш маленький курс лекций называется “Новостная интернет-журналистика”. Таким образом, он состоит из двух частей собственно интернета...

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций
Курс лекций по социологии представляют собой краткое изложение её основ. Причём интеллектологический аспект рассматриваемых социальных...

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций по предмету «Развитие речи в норме» 2004-2005 г г
Долгое время понятия «язык» и «речь» считали синонимами. Как только зародилась новая наука «психолингвистика», он была поставлена...

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций по ядерной физике
С63 Курс лекций по ядерной физике: учеб пособие/ А. Б. Сазонов – М.: Рхту им. Д. И. Менделеева, 2012. – 264 с

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций по дисциплине «История педагогики» Кафедра педагогики
Тема 13. Наследие А. С. Макаренко: «неприемлемое прошлое» или «перспективное будущее современной педагогики»? 129

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКурс лекций по общему языкознанию с
Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006. 312 с

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconФинансы организации курс лекций
Финансы организации. Курс лекций. – Пермь: Экономический колледж при пгу 2009. – 92 с

Курс лекций «Язык современной журналистики» iconКраткий курс лекций Часть 1 2012 Рекомендовано к изданию в качестве...
Компьютерные информационные технологии. Краткий курс лекций: Ж. М. Анисимова, Л. И. Крошинская, Л. C. Черепица. – Минск: «бип – Институт...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов