Курс лекций «Язык современной журналистики»
(6 занятий по 2 астрономических часа)
Целевая аудитория: 12 часовой курс лекций рассчитан на тех, кто прошел начальный курс «Школы журналистики центра «ГЕНИЙ» или любой другой курс, связанный с освоением базовых знаний по теории жанров СМИ и журналистской этике. В продолжение посещения занятий эти знания будут считаться априорными и постоянно актуализироваться, времени на повторение в течение лекции отводиться не будет.
Цель: ознакомить слушателей «Школы журналистики» с особенностями языка современных средств массовой информации и обучить их основным приемам создания журналистского текста на личном опыте и опыте именитых коллег.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить особенности взаимоотношений редакции (редактора) и журналиста, как пишущей единицы
доказать необходимость владения собственным стилем и продемонстрировать неудачные примеры и стилевые огрехи
погрузиться в теорию литературного редактирования и раскрыть основные понятия, связанные с этим направлением редакторской деятельности
обозначить наиболее часто встречающиеся в современной журналистике репортерские и редакторские «ляпы»
ознакомиться с основными приемами манипуляции на языковом уровне в текстах СМИ
обозначить разницу между журналистикой, рекламой, пропагандой и PR
попытаться выявить духовные предпосылки для возникновения журналистских стереотипов
раскрыть особенности создания образа врага и образа героя в СМИ, обозначить параноидальный характер современного освещения событий
познакомиться с понятием гражданской журналистики, попытаться дать прогноз о ее будущем развитии
раскрыть понятие интолерантности в журналистике, обозначить основные группы «других», которые подвергаются бичеванию в текстах СМИ, доказать необходимость равного отношения ко всем социальным группам, вне зависимости от этнической принадлежности, материального состояния и политических взглядов
обратить особое внимание на политическую интолерантность как способ лоббирования интересов определенных партий и политических персон
познакомиться с наиболее популярными лицами современной журналистики, их взглядами и особенностями стиля
ознакомиться с особенностями манипулирования на оформительском уровне
По окончании курса слушатели должны знать:
основные способы манипулирования на языковом уровне в тексте СМИ
наиболее известные журналистские имена
главные приемы создания интолерантности в текстах СМИ и способы сглаживания экспрессивности текста
стилевые отличия текстов, написанных для разных групп СМИ: гендерных, деловых, таблоидных и т.д.
По окончании курса слушатели должны уметь
создавать тексты в различных журналистских жанрах
самостоятельно редактировать чужие тексты
отличать журналистские тексты от рекламы, пропаганды, PR и лоббистских текстов
выявлять главную мысль текста и его аргументацию
маскировать в своих текстах неприятие к тем или иным представителям «других», делать их толерантными
уметь читать журналистские тексты с точки зрения стереотипности мышления их авторов, читать «между строк»
выявлять наиболее «симптоматичные» факты повестки дня
^
Номер занятия
| Тема
| Содержание лекции
| Домашнее задание
| 1.
| ^
| Теория: преподаватель знакомит слушателей с уровнями бытования текста (архетекст—текст-промысел—текст-замысел и т.д.) и уровнями редактирования (фонетический, морфологический, грамматический, речевой, литературный). Раскрывает особенности публицистического стиля речи.
Практика: в конце занятия ученики читают журналистские тексты и пытаются найти в них ошибки и стилевые огрехи
|
Систематические чтение журналистских текстов и подготовка статьи на заранее согласованную тему
| 2.
| ^
| Теория: раскрытие понятий «стереотип» и «общественное мнение». Гендерные, политические, межэтнические стереотипы в текстах СМИ. Круговорот стереотипов в природе. Использование стереотипов для внедрения психологических установок в сознание населения, употребление стереотипов в пропаганде
Практика: рассмотрение примеров стереотипного текста, чтение сквозь «объективные очки»
| 3.
| (Ин)толерантность в СМИ
| Теория: раскрытие понятий «толерантность» и «интолерантность», «ирония». Создание образа врага в СМИ и тактика солидаризации. Политическая интолерантность.
Практика: знакомство с основными авторами сетевого «Ежедневного журнала» как примера политически интолерантного СМИ
| 4.
| ^
| Теория: разъяснение каждого из понятий с точки зрения их различий. Соотношение заказных и чисто журналистских текстов в современных СМИ. Понятие «джинсы». Объекты и субъекты пропаганды.
Практика: попытка среди предложенных текстов выявить пропагандистские
| 5.
| ^
| Теория: бытовое понятие агрессии и его отличия от языковой агрессии. Агрессия как концептуальный и структурирующий элемент криминальных средств массовой информации. Способ передачи агрессии при помощи оформления текста СМИ или обложки издания. Секс как наиболее употребительная «приманка» в рекламе.
Практика: изучение примеров агрессии на материале газеты «Мир криминала», знакомство с агрессивными авторами
| 6.
| ^
| Теория: понятие гражданской журналистики и блогосферы. Выявление языковых особенностей блоговых текстов. Понятие конвергентной журналистики. Обоснование необходимости развития блогосферы в качестве самоактуализирующейся информационной системы
Практика: знакомство с наиболее популярными блогерами РФ и Свердловской области.
| Примечание: План занятий включает в себя краткие описания лекций. Его лаконичность не отменяет возможности послушать новые шутки-прибаутки и просто приятно провести время. |