1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности




Название1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности
страница1/9
Дата публикации08.03.2014
Размер1.65 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности.

Античная литература, первая и древнейшая европейская литература, была создана греками и римлянами в условиях античного рабовладельческого общества, выделенного впервые Марксом и Энгельсом среди других древних обществ в особую ступень в истории развития человечества.

Греко-римское рабовладельческое общество с его специфической структурой и только ему присущими законами развития возникло в особых условиях из первобытнообщинного строя. Сущность его определена открытой и детально проанализированной Марксом «античной формы собственности».

Права собственности на основные средства производства и прежде всего на землю распространялись в античном обществе лишь на полноправных членов гражданской общины, которой непосредственно предшествовали первоначальные родовые и племенные объединения. Основой общины был город – главное сосредоточие свободных и сначала равных земельных собственников, владельцев средств производства. Их сплачивало предполагаемое происхождение от «общего предка», утверждала в реальной силе и власти совместная частная собственность, а гарантии свободы и безопасности предоставляло и охраняло государство, организованное в форме города-государства, полиса. Как устройство, так и идеология полиса во многом определялась институтами родового строя с его половозрастными содружествами, культом «общего очага» и «предков - героев». Свободным гражданам каждого полиса социально противостояли неграждане по происхождению, то есть уроженцы других полисов, и рабы – почти основные производители во всех отраслях производства. Но в процессе развития производства противоречия между рабовладельцами и рабами осложнялись противоречиями между гражданами и негражданами и между различными социальными группами граждан. Отсюда все своеобразие экономического и культурного бытия античного мира, всех его взлетов и падений, а в конечном счете, упадка и гибели.

Античная форма собственности и рабовладельческий способ производства были исторически ограничены в своем развитии. Однако в условиях античного общества возникла рабовладельческая демократия, сумевшая предоставить всем полноправным гражданам возможность участия в управлении полисом и в его политической жизни. В зависимости от степени демократизации полиса складывалась его организация и форма правления (демократия, олигархия, аристократия). Хотя в античном мире существовали все указанные формы государства, наибольшие перспективы для развития личности раскрывались в демократических полисах периода их расцвета, когда личность проявляла себя в нерасторжимой связи с коллективом и, еще не ощущая противоречия с ним, пользовалась своей свободой и самостоятельностью на благо этого же общества. В этой взаимосвязи личности и общества заложен основной фактор создания в античности тех вечных ценностей, которые, по словам Маркса, «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

Именно эти непреходящие ценности смогли оказаться духовной опорой всей европейской культуры, которая неизменно обращалась к античности на всех важнейших и значительнейших этапах своего развтия.
2. Периодизация древнегреческой литературы.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н.э. , римской лит-ры - 3 веку до.н.э.Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н.э.К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры.Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы ант. лит-ра занимает огромный период времени - около 1200 лет.

Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим , охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э.Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н.э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера. 3 этапа: догомеровский – фольклор, мифология – 2 тыс. – 8 в.; гомеровский – эпические традиции, героический эпос и дидактический.; период становления рабовладельческого общества – 7-8 – лирическая поэзия: элегия, ямб, мелос, хоровая лирика.

Второй период античной литературы - это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н.э. Этот период обычно называется классическим(аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. + историческое повествование.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовледения, а именно крупного рабовладения. вместо небольших городов - государств классического периода, так назыв. полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической лит-ры , хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К этому третьему периоду относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически - римским периодом. Возникшая в 3 в.до н.э.(устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

Македонского владычества (3 в до н.э. – 1 до) Новая, александрийская школа поэзии. Новые жанры: эпиллий, драма – новоаттическия комедия.

  1. 2. Римского владычества.

  2. 1-5. Продолжает оставаться культурным центром. Лит. Биография (Плутарх), сатирическая диатриба (диалог), любовно-авантюрный роман.

Периодизация:

1 период – архаический (от греч. Arhc – древний,старый), продолжался с конца 2го тысячелетия и завершился в 6м веке до н.э.

1) Долитературный (догомеровский период) – конец 2го тысячелетия по 9й век до н.э.

- складывается фольклор

-возникает мифология

2) Гомеровский период – 8й век до н.э.

3) Дидактический эпос (создатель - Гесиод)

4) Период становления классового рабовладельческого общества и государства. 6-7 века до н.э. – возникновение классов.

Вощникают жанры лирич. поэзии:

- Элегия: Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид

Возникают ямбы и эпическая поэзия:

- Архилох

Мелическая поэзия (melos) – любовная лирика: Алкей, Сапфо, Анакреон

Хоровая лирика:

- Пиндар
2 период – Аттический или Классический период: 5-4 века до н.э.
В 5 веке возникают драма и театр, развивается драматургия.

Драма:

А) Трагедия: Софокл, Эврипид, Эсхил

Б)Комедия: Аристофан
Появляются прозаические жанры в греческой литературе:

А) философская проза (строится в форме диалогов)

Б) Возникают разновидности красноречия:

- политическое

- судебное

- эпидиктическое

В) Историческое повествования: Геродот, Фукидид, Ксенофонт.
3 период: Эллинистический – с 3го века до н.э. по 5й век н.э.
1) 3й – 1й век до н.э. – период Македонского владычества

- появляется александрийская школа поэзии

- возникают жанры эпиллий (малый эпос): Каллимах

- появляется идиллия: Феокрит

- создается эллинистический эпос: Аполлоний Родосский

- создается новоаттическая комедия (бытовая драма) – Менандр

2) 1й век до н.э. – 5й век до н.э. Эпоха римского владычества:

- в Греции складывается жанр литературной биографии Плутарха

- возникает сатирическая диатриба (диалог) – Лукиан

- возникает любовно-авантюрный роман: Гелиодар, Лонг

3. Синкретизм греческой мифологии

Со 2 тыс. до н.э. существуют 2 культуры: минойская и греческая. По 8 в. До н.э. – закладываются основы греческой цивилизации. Важные этапы. Не вычленяет себя из природного круга, мифологически связан. Гр. Мифолония синкретична, т.е. в ней объединены различные представления: тотемизм, анемизм, фетишизм. + антропоморфизм, который лежит в основе любых мифов.

Анимизм – наделение душой разл. Предметов.

- Тотемизм: идеология раннеродового общества с его присваивающей экономикой (охота,собирательство).

Тотем (австрал.) прародитель, предок. Тотемом может быть какой-то род животных, растений, реже – какой-то предмет.

По Фрейду, тотемизм способствует экзогамии (брать жен из других племен). Тотемизм длился 900 000 лет. Во время тотемизма господствовал матриархат.

- Фетишизм: вторая форма архаического сознания; поклонение различным предметам и наделение их магическими функциями.

- Хтоническая религия (шаманизм; хтонос - земля) – демоническая. Боязнь мертвых и страшных демонов. Хтонизм может состоять и из добрых, и из злых божеств. Хтонический – принадлежащий к земле.

- Анемизм: (anima,animus – греч. душа) – представление о том, что в любом теле существует душа. Наделение всего мира человеческими качествами.

- Магический способ воздействия (первобытная магия) – с помощью человеческой крови, волос и проч (тантагеозная магия),шаманские обряды, гадания

- Элифтинские мистерии (таинства) – греческий праздник, поклонение Деметре.

- Дионисии: праздник бога Диониса

- Антропоморфная религия (антропоморфизм) – гуманизируется вся среда, в которой живет человек, боги так же «очеловечиваются». Антропоморфность – человекоподобие. Вторая форма антропоморфизма – боги, уже ставшие почти такими же, как люди (в отношении облика)
4. Тотемизм в греческой мифологии.

Тотемизм – форма религии, в которой человек подмечает связь между человеком и видом животных и считает, что между ними есть кровное родство. Главный объект поклонения – питательная база, жертвы охоты. «священное пожрание» животного – основа для тотемических представлений. Это самые ранние этапы цивилизации, которые, впрочем, сохранились в греческой мифологии.

Во времена тотемизма жители Крита поклонялись быку; потом же он стал Зевсом. Отец-прародитель должен был подвергнуться убийству и пожранию. Мифология неоднородна, она складывалась на протяжении тысячелетий, поэтому в ней есть множество тотемических элементов.

Артемида – олень или медведь; убийство священной лани Артемиды. На древность почитания Артемиды Указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе – надрезание кожи на нее. Геракл, убивший Керинейскую лань, вынужден был отчитываться перед богиней. Покровительница охоты.

Пережиток тотемизма – и то, что многие боги ассоциируются с животными, в которых по мере необходимости превращаются. Афина – змея, сова; Зевс – бык, орел.
^ 5. Этапы становление антропоморфизма в греческой мифологии

- Тотемизм: идеология раннеродового общества с его присваивающей экономикой (охота,собирательство).

Тотем (австрал.) прародитель, предок. Тотемом может быть какой-то род животных, растений, реже – какой-то предмет.

По Фрейду, тотемизм способствует экзогамии (брать жен из других племен). Тотемизм длился 900 000 лет. Во время тотемизма господствовал матриархат.

- Фетишизм: вторая форма архаического сознания; поклонение различным предметам и наделение их магическими функциями.

- Хтоническая религия (шаманизм; хтонос - земля) – демоническая. Боязнь мертвых и страшных демонов. Хтонизм может состоять и из добрых, и из злых божеств. Хтонический – принадлежащий к земле.

- Анемизм: (anima,animus – греч. душа) – представление о том, что в любом теле существует душа. Наделение всего мира человеческими качествами.

- Магический способ воздействия (первобытная магия) – с помощью человеческой крови, волос и проч (тантагеозная магия),шаманские обряды, гадания

- Элифтинские мистерии (таинства) – греческий праздник, поклонение Деметре.

- Дионисии: праздник бога Диониса

- Антропоморфная религия (антропоморфизм) – гуманизируется вся среда, в которой живет человек, боги так же «очеловечиваются». Антропоморфность – человекоподобие. Вторая форма антропоморфизма – боги, уже ставшие почти такими же, как люди (в отношении облика)


^ 6. Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях).

Космогония:

Уран и Гея, Кронос и Рея, Титаны. Зевс – третье поколение богов

Теогония – старшее поколение богов во главе с Зевсом, дети Кроноса

Зевс – Юпитер – верховный бог, гром и молния

Посейдон – Нептун – покровитель коней, бог моря

Аид – Плутон – подземное царство

Гера – Юнона – небо, семья, брак

Деметра – Церера – плодородие

Гестия –Веста – домашний очаг, волшебство, таинства
Младшее поколение –Афина Паллада, Аполлон, Гермес, Вулкан, Арес, Эрос, Артемида и т.д.

^ 7. Хтонизм и фетишизм греческой мифологии

Мифологическая архаика – древнейший период мифологии, который относится еще ко временам матриархатьного рода – начальная ступень. Процесс жизни воспринимается в беспорядочно нагроможденном виде, поэтому все окружающее – одушевленное, но движется какими-то непонятными силами. Принцип беспорядочности, несоразмерности, доходящий до хаоса и ужаса. Мир и природа – некое живое и одушевленное тело. А т.к. чел видит только Землю и Небо, которое, как он считает, породила земля, то она есть основа мифологии эпохи матриархата. Это хтоническая мифология. Земля – источниек и лоно всего живого, богов, демонов, людей.

Фетишизм – природа, с одной стороны, вся одушевлена, с другой, вся состоит только из физических предметов и сил, за которыми человек ничего не видит. Такой предмет – фетиш, а мифология – фетишизм. Др чел воспринимает фетиш как средоточие магической силы. Демоническое существо никак не отделяется от предмета, в котором оно обитает.

Примеры: боги и герои в виде необработанных, грубых деревянных и каменных предметов. Богиня Латона на Делосе – полено, Геракл в гиетте – камень, Диоскуры в Спарте – 2 бревна с поперечными брусьями. Виноградная лоза и плющ – фетиш Диониса, копье Ахиллеса, исцелившее героя Телефа. Афина – змея. Зевс – бык.

Органы человека как сама душа в виде материального предмета. Диафрагма у Гомера. Вместе с кровью душа покидает тело.

Когда же сознание чела развивается и он не убегает в ужасе от непонятных ему сил, а начинает всматриваться в них, познавать, по возможности пользоваться – это уже стадия фетишизма как такового, потому что фетиш фиксируется как таковой, а не просто смутно воспринимается.
8. Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса

Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее" : "можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди."

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства : боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. Затем, боги наделены многочисленными отрицательными чертами : они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности icon1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для...
Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconВопросы по иогп для 1 курса юридического факультета (1 семестр)
Формирование органов государственной власти в Древней Руси. Понятие военной демократии

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconСовременное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии
В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу....

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconИсследование на тему «Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения»
Современная проблематика обеспечения конкурентоспособности сферы образования. Модели функционирования рынка образовательных услуг....

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconОсновные положения системы
Действие – основа игры и искусства. Основа жизни. На сцене нужно действовать жизненно просто. Изгонять театр из Театра

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconКоммунальная служба, управляемая Советом Жителей вып. 5
Основное острие этой перестройки, как сейчас, стало очевидно всем. Было направлено, главным образом, на слом политической системы...

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconРеферат по учебной дисциплине: «Социологии» на тему: «Биография Платона...
Платон (ок. 427–347 до н э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н э и умер там же в возрасте 80 или...

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности icon1. Информационные системы в экономике Экономическая информация как...
Свойства экономической информации, классификация ее видов, характеристика источников и потребителей экономической информации

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов