Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433




НазваниеДонецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433
страница1/8
Дата публикации16.08.2013
Размер1.2 Mb.
ТипИсторический очерк
www.zadocs.ru > История > Исторический очерк
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГРАЖДАНСКО­МУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕО­РИИ, ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В

г. КИЕВЕ


ДОНЕЦК


АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

КИЕВ «БУДІВЕЛЬНИК» 1982

ББК 85.113(2) Д67

УДК 711.433

Донецк. Архитектурно-исторический очерк / Килессо С. К., Кишкань В. П., Петренко В. Ф. и др.— Киев : Будівельник, 1982.— 152 с. и 32 с.

цв. ил.

В книге освещены вопросы архитектуры го­рода Донецка — крупнейшего индустриального, культурного и научного центра Украинской ССР — на основных этапах его развития, от до­революционной Юзовки до ядра крупнейшей До-нецко-Макеевской агломерации, каким он стал в настоящее время.

Особое внимание уделяется современному Донецку. Дана архитектурно-историческая харак­теристика архитектурных комплексов города, ос­новных типов промышленных, жилых и обществен­ных зданий и сооружений; описаны реализован­ные мероприятия по его развитию и благоустрой­ству.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Ил. 89. Библиогр.: с. 149-150.

Авторы: С. К. Килессо, В. П. Кишкань, В. Ф. Петренко, С. И. Северин, А. В. Съедин.

Редакционная коллегия: В. И. Ежов (глав­ный редактор), С. К. Килессо (заместитель главного редактора), Н. С. Кояомиец, В.П.Мо-исеенко, Ю. А. Нельгоеский.

Рецензент О. Н. Трикаш

.редакцией 30202-065

Редакция литературы по архитектуре

Зав. редакцией С. Н Баяацкий

2010000 Ц НТБ
Издательство «Будівельник», 1982


ПРЕДИСЛОВИЕ

Город Донецк — крупнейший центр угольной промышленности, металлургии, коксохимии и машиностроения, город развитой науки, культуры и спорта — широко известен в нашей стране и за ее рубежами также и как город, отличаю­щийся светлым обликом и красотой сво­их обширных архитектурных ансамблей, жилых районов, улиц и площадей, оби­лием зеленых насаждений, изумрудных газонов и прекрасных роз, зеркальными просторами живительных водоемов.

Современный индустриальный До­нецк — это социалистический город-сад, о котором Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Л. И. Брежнев сказал:

«Вспомните старую Юзовку — это на­громождение халуп, грязь, тесноту и не­устроенность. И сравните ее с Юзовкой сегодняшней — крупным современным городом Донецком, его широкими про­спектами и зелеными парками, благоуст­роенными жилыми домами, прекрасными стадионами и дворцами культуры. Вспо­мните жизнь донецкого шахтера до ре­волюции, ужасающие условия его труда и быта. Сравните эту жизнь с сегодняш­ней жизнью донецкого шахтера...»1

В преобразовании бывшей Юзовки в социалистический город — формирова­нии в первые годы Советской власти и в период довоенных пятилеток, восстанов­лении разрушенного фашистскими за­хватчиками в период Великой Отече­ственной войны, а также в последующем интенсивном развитии — во всем этом нашли яркое отражение созидательная сила социалистического общества, соци­альная сущность советской архитектуры и градостроительства.

Город Донецк и примыкающая к не­му Макеевка составляет ядро одной из самых крупных в СССР агломераций населенных мест площадью около 3000 кв. км. Между этими двумя города­ми существует общая граница, их за­страиваемые территории на значитель­ном протяжении слились; дальнейшее планировочное развитие Донецка и Ма­кеевки решается в тесной взаимосвязи. Для двух городов разработан общий про­ект генерального плана, формируются единые взаимосвязанные системы разви­тия транспортных магистралей, расселе­ния, размещения промышленности, обще­ственно-административного центра и

мест массового отдыха. Развивавшаяся ранее агломерация преобразуется в круп­нейшую групповую систему населенных мест, население которой вскоре достиг­нет 2 млн. человек.

На всех этапах формирования Донец­ка особое внимание уделялось вопросам его озеленения: в нем создана целостная система насаждений, состоящая из при­городных лесов и лесопарков, парков, садов, скверов и бульваров, насаждений на жилых территориях, на участках об­щественных зданий, санитарно-защитных зон и др.

Все это коренным образом улучшило микроклимат, привело к существенному оздоровлению среды, во многом способ­ствовало повышению художественной выразительности застройки, а также оп­ределило основные особенности город­ского ландшафта, придающие Донецку своеобразие и привлекательность. Суще­ственно также и то, что в городе созда­ны обширные обводненные и озеленен­ные рекреационные зоны.

Градостроительное развитие Донецка особенно усилилось со второй половины 50-х годов, в период мощного развития производительных сил страны в усло­виях научно-технической революции. Именно в этот период, в связи с пере­ходом к массовому строительству на ос­нове индустриальных заводских методов с широким применением типовых проек­тов, начинается переход к застройке крупных жилых образований, к комплексной реконструкции старых сложив­шихся районов центральной части горо­да, к формированию системы городских и пригородных насаждений. Этот новый этап архитектурного развития города во многом определил сегодняшнее состоя­ние Донецка и особенно его ближайше­го будущего.

Изучение и анализ практики градо­строительного развития Донецка пред­ставляет большой интерес как для спе­циалистов, так и для широкого круга чи­тателей, и имеет большое практическое значение для дальнейшего развития со­ветской архитектуры.

Освещению основных этапов и важ­нейших особенностей развития города в целом и его компонентов — промыш­ленных и жилых районов, общественного центра, улиц и магистралей, системы зеленых насаждений и обводнения, мест массового отдыха — и посвящена на­стоящая работа.

Рассмотрению архитектуры Донецка предшествует краткое описание истории возникновения и развития города. В ос­нову последующего освещения процесса градостроительного формирования шах­терской столицы положен историко-то-пографический принцип: планировка и застройка города, а также развитие архи­тектуры промышленных, жилых и обще­ственных зданий рассматриваются, в ис­торическом аспекте, а отдельные объек­ты — здания и сооружения, улицы, маги­страли и площади, скверы, бульвары, парки, набережные и пр.— по территори­альному размещению и исторически складывающимся ансамблям города.

Книга подготовлена в КиевНИИТИ, авторами ее отдельных разделов являют­ся: кандидат архитектуры С. И. Севе­рин («Возникший в степи», «Планиров­ка и застройка», «Ландшафтная архитек­тура города»), главный архитектор горо­да Донецка В. П. Кишкань и С. И. Севе­рин («Формирование общественного центра»), архитектор В. Ф. Петренко («Промышленные здания и сооруже­ния»), архитектор А. В. Съедин («Архи­тектура жилых зданий»), кандидат архи­тектуры С. К. Килессо («Архитектура общественных зданий»). Фотоиллюстра­ции выполнены А. И. Ранчуковым.

При подготовке книги использова­ны материалы научных фондов КиевНИИТИ, проектных работ, выпол­ненных специалистами Гипрограда, ма­териалы Главного архитектурно-плани­ровочного управления Донецка, проект­ных институтов Донецкпроект и Донбассгражданпроект. Дирекция института и авторский коллектив благодарят сотрудников этих организаций, а также ре­цензента за участие в работе над созда­нием книги.

^ Возникший в степи
Безбрежная волнистая степь... Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями типчаково-ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные вы­ходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже — небольшими байрачными лесами,— таков был в недалеком прошлом пей­заж Донецкого края.

Коренным образом изменилась Южная украинская степь после победного Октября; особенно велики изме­нения в Донецком крае, ландшафт которого определяет­ся просторами возделанных полей, плодовыми садами и виноградниками, пригородными лесами, многочисленны­ми прудами. На этом природном фоне, созданном рука­ми людей, размещены индустриальные города и посел­ки, множество шахт, заводов, мест массового отдыха, спортивных баз и пр.

Среди городов страны, численность населения кото­рых превышает 1 млн. человек, Донецк — наиболее мо­лодой. Относительно молод по промышленному освое­нию также и Донбасс — важнейший угольный бассейн в Европейской части СССР, один из главных индустри­альных районов страны.

Заселение земель в районе Донецка было начато за­порожскими казаками, которые, осваивая в XVII в. вод­ный путь по Кальмиусу к Азовскому морю, создавали вдоль него укрепленные хутора-зимовники. Из зимовни­ка, расположенного на правом берегу Кальмиуса, в последующем образовалась слобода Александровская, а несколько ниже — зимовник Мандрыкино. Население увеличивалось за счет беглых крестьян — украинцев и русских, которые бежали в донецкие степи, спасаясь от помещичьего гнета. Основным занятием было земледе­лие и скотоводство.

После русско-турецкой войны 1768—1774 гг. царское правительство принимает меры к скорейшему заселе­нию юга Украины, в том числе и донецких степей. Со­гласно указу Екатерины II население было закрепощено за войсковыми чиновниками. Бывший зимовник Ман­дрыкино в 1803 г. был превращен в помещичье имение — Авдотьино, затем возникли села Александровка и Григорьевка, принадлежащие помещикам.

В первой половине XVIII в. недра Донбасса привлек­ли внимание Петра I. Русский рудознавец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 г. открыл камен­ный уголь близ притока Северного Донца — реки Курдючьей. В декабре 1722 г. Петр именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды.

В 1820 г. в Александровке обнаружен уголь; вскоре здесь появились первые мелкие шахты — «дудки», в ко­торых добывали уголь верхних пластов. В 1841 г. ново­российский генерал-губернатор М. С. Воронцов постро­ил три шахты Александровского рудника с целью добы­чи угля для Одессы и Черноморского флота.

Возрастали потребности страны и в металле, который был необходим для военных нужд, железнодорожного строительства, хозяйственных потребностей. Однако чу­гун надо было возить с Урала. Крымская война 1853 — 1856 гг. и оборона Севастополя убедительно показали слабость русской экономики и необходимость развития угольной и металлургической промышленности на юге России. Однако вплоть до 70-х годов прошлого столетия развитие каменноугольной и металлургической промыш­ленности Донбасса шло медленно.

«После падения крепостного права в России довольно быстро стал развиваться капитализм, прежде всего в про­мышленности... Быстро росли большие города — центры экономической, политической и культурной жизни. Воз­никли новые промышленные районы: Донецкий уголь­ный бассейн, Бакинский нефтяной район. Все эти пере­мены произошли за четверть века, на глазах одного поколения»2. С открытием в 1869 г. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Донбасс в короткое время становится важнейшей угольно-металлургической базой страны.

Развитие промышленности привело к быстрому росту численности рабочего класса Донбасса, к возникновению значительного количества новых поселков у шахт заводов и железнодорожных станций. С 1895 по 1900 гг. количество рабочих, занятых только в каменноугольной промышленности, увеличилось с 32 543 до 82 420 — бо­лее чем в 2,5 раза.

В пореформенное время происходило закабаление До­нецкого бассейна иностранным капиталом: в погоне за прибылями, при содействии царского правительства, в Донбасс устремляются зарубежные дельцы и предпри­ниматели. Западные монополии захватили каменно­угольную промышленность Донбасса, рудную промыш­ленность Приднепровья, металлургические заводы юга, экспортную торговлю Украины и т. д. В. И. Ленин го­ворил, что иностранные капиталисты «...жадно набра­сываются на молодую страну, в которой правительство так благосклонно и угодливо к капиталу, как нигде... в которой жизненный уровень рабочих, а потому и их заработная плата гораздо ниже, так что иностранные ка­питалисты могут получать громадные, неслыханные у себя на родине барыши»3.

18 апреля 1869 г. царское правительство утвердило «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», обладающего, в соответствии с его уставом, «ограниченной ответственностью». Акционера­ми-основателями общества были англичане, а дирек­тором-распорядителем Джон Джеймс Юз — до этого управляющий небольшим Мильвольским заводом в Лон­доне.

Место для строительства металлургического завода Юз выбрал на правом берегу р. Кальмиуса, южнее се­ла Александровки: каменный уголь здесь был на месте, в селах Стыла — разведанные железные руды, в Еленовке — необходимый камень-известняк; источником водо­снабжения служила река Кальмиус, рабочей силой обес­печивали близлежащие села. Строительство завода и шахт началось в 1869 г.; 24 января 1872 г. был получен первый чугун.

Удачное размещение завода, наличие дешевой рабочей силы, льготы, предоставленные концессии, а также бур­ное железнодорожное строительство, начавшееся в Рос­сии,— все это способствовало быстрому развитию про­изводства. В 1899 г. у Юза было выплавлено 17,7 млн. пудов чугуна, число заводских рабочих в 1900 г. до­стигло 7 147 человек, а горняков — 5 839 человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 90-х го­дов, завод Новороссийского общества был крупнейшим. Несмотря на большие объемы производства, завод был оборудован отсталой техникой, широко применялся руч­ной труд. Выдающийся советский металлург академик М. А. Павлов, посещавший Юзовку еще в 1884 г., пи­сал о заводе: «В Англии, на родине коксового доменно­го производства, в то время было много устаревших заводов, отстававших лет на 50 от металлургической техники,— вот такой-то завод англичане устроили у нас».

С началом строительства завода и шахт в 1869 г. воз­ник рабочий поселок, который был назван Юзовкой; эту дату принято считать временем основания города Донецка.

Рост завода и добычи угля вызывает усиленный приток рабочих, быстро увеличивается численность населения поселка. Так, в 1870 г. в Юзовке про­живало 164 человека, в 1884 г.— 5 494; к 1910 г. населе­ние возросло до 48 тыс. человек, а в 1914 г. достигло 70 тыс.

Интенсивно развивалась угледобыча: в 1899 г. в Юзо­вке имелось 9 рудников, было добыто 99,2 млн. пудов угля, более 75 % которого давали рудники, принадлежав­шие англичанам (Новороссийское общество) и францу­зам (Рутченковское горнопромышленное общество). Для ремонта и изготовления шахтного и заводского обору­дования в 1889 г. построены чугунолитейный и маши­ностроительный заводы, также принадлежавшие ино­странцам Боссе и Геннефельду. Кроме того, в Юзовке существовали небольшой завод Путилова, рудоремонт­ный завод, Прохоровские коксовые печи, 10 угольных шахт и несколько десятков мелких мастерских. Появи­лись мелкие предприятия легкой и пищевой промышлен­ности, с каждым годом увеличивалось количество торго­вых предприятий и питейных заведений.

***Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводы, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская коло­ния — в благоустроенных, утопающих в зелени и цве­тах коттеджах жили управляющие и инженеры, масте­ра и служащие Новороссийского общества; улицы здесь имели тротуары и замощение, имелись электричество и водопровод.

Северная часть Юзовки именовалась Новым Светом — по названию базара и находящегося на нем первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торгов­цы, ремесленники, чиновники и пр.; центральная улица и прилегающие к ней застраивались 1 —2-этажными жи­лыми домами, зданиями магазинов, ресторанов, гости­ниц, различных контор, банков и пр. На территории базара находились множество трактиров и кабаков, зда­ние полицейского управления, содержавшееся за счет средств Новороссийского общества, а также громоздкая церковь, господствующая над окружением. Разрастаясь, Юзовка поглощала окружающие села, какого-либо пла­нового начала в ее развитии не было, не осуществлялись даже элементарные меры по благоустройству. В этом, в частности, сказалась «ограниченная ответственность», предусмотренная уставом Новороссийского общества и дававшая право акционерам на неподконтрольность го­сударственным органам.

Зарубежные дельцы, думая лишь о прибылях, не за­ботились об условиях жизни рабочих. Особенно острой была проблема жилья: бывшие крестьяне, тысячами при­бывавшие в Юзовку в поисках заработка, оказывались без жилища. Этим пользовались администрация и домо­владельцы: они строили для рабочих примитивные соо­ружения — казармы и балаганы, которые служили весьма выгодным источником прибылей. В казармах и балаганах рабочие размещались артелями; спали на сплошных нарах, здесь же, на нарах, принимали пищу. Невероятная скученность и грязь, отсутствие каких-либо






Уплотненная застройка, отсутствие зеленых насаждений и благо­устройства — характерные черты дореволюционной Юзовки.

Одна из улиц Юзовки.

Торговая площадь — базар «Новый свет», 1908 г.

Балаганы — жилища рабочих.

бытовых удобств и антисанитарное состояние — ха­рактерные черты этих жилищ. Казарм и балаганов не хватало; большинство рабочих сами строили для своих семей жилье — небольшие землянки («каюты») и саман­ные «мазанки», которые хаотически размещались вблизи заводов и шахт, в том числе по берегах Кальмиуса и Бахмутки.

Территории, где располагались жилища рабочих, не имели никакого благоустройства. Не хватало питьевой воды: воду доставляли водовозы за плату, так как даже в 1910 г. в Юзовке было только 27 колодцев с ручными насосами и один — с водокачкой.

Чрезмерное перенаселение, антисанитарное состояние примитивных жилищ и территории поселка способство­вали распространению частых эпидемий, увеличению смертности населения. В 1892 и 1893 гг. в этих краях вспыхнула эпидемия холеры — в Юзовке было зареги­стрировано 708 больных (из 908 по всему Бахмутовско-му уезду), 313 умерли; в 1896 г. брюшным тифом и ди­зентерией болело свыше 400 человек и т. д. В 1913 г. в Юзовке на 100 родившихся умерло в возрасте до од­ного года 25 детей. Заводскую больницу, имевшую все­го 12 коек, построили в 1871 году; земскую больницу открыли лишь в 1911 г. В 1916 г. в заводской и земской больницах на рудниках Ветка и Смолянка было 275 ко­ек, включая несколько десятков мест в холерном бараке. Только в 1877 г. в Юзовке открылась одноклассная шко­ла на 54 ученика с одной учительницей. Обучение было платное. К 1904 г. в поселке с населением 40 тыс. чело­век действовали всего четыре начальных школы на 800 мест.

Юзовка — типичное детище развивающегося на юге России капитализма — привлекала внимание передовых просвещенных людей страны. В работе «Развитие ка­питализма в России», изданной в 1899 г., В. И. Ленин приводит многочисленные факты об экономике и поло­жении рабочих Донбасса, в том числе Юзовки. Интере­суясь условиями труда и жизни рабочих, в Юзовке не­однократно бывали писатели В. Вересаев, А. Куприн, А. Серафимович, художник Н. Касаткин и другие. Дли­тельное время здесь жили донецкий писатель И. Гони-мов, известный социолог-экономист В. Берви-Флеров-ский. На металлургическом заводе Юза работали упо­минавшийся выше ученый-металлург М. А. Павлов, а также академик И. П. Бардин, знаменитый русский до­менщик М. К. Курако. В своих воспоминаниях, очерках, рассказах, повестях и картинах эти люди показали не­вероятно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Так, А. Серафимович после посещения Юзовки в 1896 г. в рассказе «На заводе» писал: «Юзовка — это целый го­род... с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, а жители его умирают без ме­дицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и школы».

Невыносимо тяжелым был труд рабочих. В горячих цехах металлургического завода, у коксовых печей, а также в сырых и непроветриваемых забоях шахт, где от­сутствовали самые элементарные условия гигиены и без­опасности труда, изнурительный рабочий день длился 12 часов. Загрузка доменных и коксовых печей осуще­ствлялась вручную; на каждом шагу рабочему угрожало увечье или смерть ввиду отсутствия элементарных мер безопасности. А. Куприн, посетивший в 1896 г. завод и шахты, в очерке «Юзовский завод» пишет: «На площад­ке над доменной печью работает пять человек. Они бы­стро вытаскивают вагонетки из ящика, влекут их к устью домны и, переворачивая их, высыпают руду поверх кол­пака. Когда на колпаке наберется достаточно руды, его опускают на цепях вниз, и руда падает в печь. За слоем руды идет слой каменного угля, потом опять слой руды и так далее. Засыпка не прекращается ни днем, ни но­чью...»

Добыча каменного угля на шахтах Юза, как и на всех рудниках Донбасса, осуществлялась также при помощи простейших ручных орудий — обушка и кайла; доставка угля из забоя производилась вручную рабочим-саночни­ком в 10—12 пудовых санках-волокушах. Освещались шахты открытыми лампочками, которые выделяли боль­шое количество копоти, отравляли воздух и нередко служили причиной взрывов, уносивших жизни шахте­ров.

Эксплуатировали рабочих не только в цеху или же на шахте: вся система найма и оплаты, штрафов, хозяй­ских лавок и порядок обеспечения рабочих жильем были направлены на усиление эксплуатации, на оконча­тельное закабаление трудящихся. Наем рабочих на шах­тах и заводах производился в основном через подрядчи­ка и артельно. Поступая на рудник или завод, рабочие сразу же попадали в тяжелую зависимость от подрядчика и владельца. Заработная плата зачастую выплачивалась от одного до трех раз в год, при этом жалованье выда­валось не деньгами, а ордерами на лавки. Лавки пред­приятий были средством ограбления и закрепощения рабочих.

Интересами наживы объясняется также и то, что ак­ционеры, боясь ущемления своих хозяйских прав, не до­пускали преобразования Юзовки в город. Так, в 1913 г.. когда в Юзовке насчитывалось свыше 40 тыс. жителей, они дали Министерству внутренних дел царской России следующий ответ: «Поселок Юзовка не имеет никакого самостоятельного значения, он не жизнеспособен и яв­ляется чисто фабричным поселком. Поселок неминуемо обречен на запустение. Преобразование поселка в го­род не вызывается необходимостью, и поэтому «Ново­российское общество» просит вопрос о преобразовании поселка в город признать подлежащим разрешению в от­рицательном смысле».

Юзовка приобрела статус города лишь летом 1917 г.

Тяжелые условия жизни усугублялись огромной без­работицей, охватывавшей миллион городских и сельских рабочих России. «И вот,— пишет В. И. Ленин,— чтобы не дать довести себя до такого крайнего положения, рабочие начинают отчаянную борьбу. Видя, что по оди­ночке каждый из них совершенно бессилен и что ему грозит гибель под гнетом капитала, рабочие начинают подымать сообща восстания против своих хозяев. Начи­наются рабочие стачки»4. В Донбассе, как и по всей России, ширилось и крепло рабочее движение; его пролетариат являлся одним из передовых революционных отрядов страны.

В 1874 г. в Юзовке прошла первая стачка, в следую­щем году — повторная крупная забастовка и демонстра­ция рабочих, подавленные солдатами и полицией. В 1892 г. состоялись крупные забастовки в Юзовке и Макеевке; полиция и казачья сотня, расквартированные в Юзовке, оказались бессильны — пришлось вызвать регулярные войска. В январе 1898 г. рабочие добились сокращения рабочего дня до 10,5 часов.

В 1898 г. в Юзовке возник первый социал-демократи­ческий кружок.

Мощная волна революционного движения охватила весь Донбасс в 1905—1907 гг. Рабочие Юзовки 18 янва­ря 1905 г. начали забастовку, она была подавлена вой­сками; в феврале — снова двухнедельная всеобщая заба­стовка; в декабре в Юзовке был создан Совет рабочих депутатов, а при нем — боевые дружины. 27 декабря 1905 г. каратели разгромили рабочих. После подавления революции 1905 г. в стране господствовал кровавый тер­рор царизма и реакции. Новый подъем рабочего движе­ния начался в 1912—1914 гг.; в Юзовке существовала сильная большевистская организация, которая провела несколько забастовок.

Пролетариат всего Донбасса активно поддержал рево­люцию 1917 г. В мае 1917 г. был создан Юзовский ко­митет РСДРП (б). Уже 5 марта в Юзовке был организо­ван Совет рабочих депутатов, который в декабре 1917 г. призвал трудящихся на борьбу против контрреволюци­онной центральной рады. Рабочие Юзовки принимали активное участие в борьбе против немецкой интервен­ции, сражаясь в отрядах К. Е. Ворошилова. В январе 1918 г. в Юзовке установлена Советская власть.

Социалистической реконструкции Донбасса предше­ствовали годы напряженной работы по восстановлению разрушенного за период мировой войны, иностранной

интервенции и гражданской войны. В Юзовке, напри­мер, все 49 шахт не работали, железнодорожный транс­порт был почти полностью разрушен, заводы и электро­станции бездействовали.

Большое внимание восстановлению угольной и метал­лургической промышленности Донбасса уделял В. И. Ле­нин. Несмотря на голод и разруху, в Юзовку начало поступать оборудование для шахт и заводов, улучшилось снабжение рабочих. На шахты Рутченково в 1921 г. бы­ло доставлено 10 первых электровозов, приобретенных за границей по указанию В. И. Ленина. При его содей­ствии для восстановления Юзовского, Макеевского и Енакиевского металлургических заводов Советское пра­вительство в 1921 г. ассигновало 10 млн. руб. золотом. В итоге уже б июля 1921 г. на Юзовском заводе дала чу­гун первая доменная печь, а 14 мая 1922 г.— вторая; в марте 1923 г. начал работать рельсопрокатный стан. В 1925 г. выплавка чугуна достигла довоенного уровня. С первых же дней Советской власти в Юзовке нача­лись работы по улучшению санитарного состояния го­рода. Непригодные для жизни землянки были снесены, приводились в порядок жилые территории, очищались от грязи и отбросов улицы и площади, в том числе быв­ший базар «Новый Свет», улучшались источники водо­снабжения и т. д. Начала работать поликлиника, была создана первая школа фабрично-заводского обучения, открывались детские дома. Уже в 1921 г. работал гор-номеханический техникум, приравнивавшийся к высше­му учебному заведению; в 1926 г. он преобразован в горный институт. В городе открылись большая библио­тека, 85 народных читален, 2 клуба, 2 театра и 2 кино­театра.

С восстановлением промышленности быстро увеличи­валось население: в 1924 г. в Юзовке уже насчитывалось 63 708 жителей. В связи с этим, а также учитывая, что за годы гражданской войны почти четверть имевшихся жилищ были разрушены, в 1923 г. Госплан СССР выде­лил на строительство и ремонт жилых домов, на благо­устройство городов Донбасса, в том числе Юзовки, 6,4 млн. руб. С этого момента в городе начинается но­вое жилищное строительство.

В 1924 г. Юзовка переименовывается в город Ста­лино.

Для развития города в двадцатые годы и особенно в период первых пятилеток характерна комплектность строительства, чего не знала дореволюционная практи­ка: наряду с проектированием и строительством про­мышленных предприятий одновременно проектирова­лись и строились связанные с ними жилые образования. Так, для шахтеров Рутченковских и Вознесенских шахт строятся тридцать 2- и 3-этажных домов; в 1924 и 1925 гг. возведен новый жилой массив Стандарт. Нача­лось замощение основных дорог, соединяющих город с шахтными поселками.

XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в 1925 г., принял курс на социалистическую индустриализацию страны. Уже в середине 20-х годов в городе велось строитель­ство 10 крупных механизированных шахт мощностью более 500 тыс. тонн угля каждая, в том числе шахты № 5-6ис «Трудовская», № 6 «Красная Звезда», № 11 «Смолянка», № 17—17-бис, № 29 и другие; реконструи­ровались и механизировались старые шахты. В 1928 г. закончено строительство Рутченковского коксохимиче­ского завода. В годы предвоенных пятилеток коренным образом реконструирован и расширен металлургический завод: построены новые доменные печи, бессемеровский цех, установлено новое оборудование. После рекон­струкции завод выпускал ежегодно 300 тыс. тонн чугу­на, свыше 500 тыс. тонн стали и около 400 тыс. тонн проката; было освоено производство специальных ста­лей. Небольшое предприятие Боссе превратилось в крупный современный машиностроительный завод

Просторные озелененные улицы и проспекты, обилие садов и пар­ков, благоустроенные набережные, современные архитектурные ан­самбли — типичные черты Донецка. Набережная правого берега Кальмиуса.

им. 15-летия ЛКСМУ, созданы новые заводы — обработ­ки вторичных цветных металлов, механический «Дон-энерго», авторемонтный. Строились многочисленные предприятия легкой и пищевой промышленности.

Быстрыми темпами увеличивалось население: в 1926 г. в городе было 106 тыс. жителей, в 1937 — 246 тыс., в 1940 — свыше 500 тыс. По численности населения го­род занял пятое место в Украинской ССР и двенадца­тое — в СССР.

Нарастали объемы жилищного и культурно-бытового строительства, работ по благоустройству, озеленению и обводнению. Так, в 1930—1939 гг. на жилищное, комму­нально-бытовое и культурное строительство было израсходовано


Многоэтажные благоустроенные дома — основной тип жилища тру­дящихся современного Донецка. Фрагмент жилого комплекса на улице Артема.
свыше 300 млн. руб. К 1940 г. жилой фонд по сравнению с 1926 г. возрос более чем вдвое и состав­лял 2 млн. м2. Возникли новые благоустроенные посел­ки — Октябрьский, Красный Пахарь, 15-летия комсомо­ла Донбасса, Красный Фронт, 20-й годовщины Октября, имени академика Павлова и другие. Осуществлялись ра­боты по благоустройству центра города: на Первой ли­нии (современная улица Артема) в 1925 г. были начаты работы по устройству тротуаров, а в 1927 г. — по ас­фальтированию ее проезжей части на участке от метал­лургического завода до Советской больницы (террито­рия современной площади им. В. И. Ленина). В адми­нистративных районах города создаются районные центры, связанные с общегородским центром благо­устроенными дорогами.

В 1929 г. город становится областным центром; в 1931 г. было принято решение о его коренной рекон­струкции и благоустройстве. Уже в 1932 г. был раз­работан первый проект генерального плана города; дальнейшее его развитие осуществлялось по единому плану.

Юзовка не имела питьевого водопровода; в 1931 г. было проложено 55,3 км городского водопровода, к 1941 г. сеть его достигла 125 км. Одновременно ве­лись работы по устройству канализации: в 1933 г. по­строены первые 12 км канализационной сети, в 1940 г. она составляла уже 53 км. В 1934 г. в городе вступил в строй первый в Донбассе городской газопровод быто­вого назначения. Коксовый газ,который до этого выбра­сывался в атмосферу и отравлял окружающую среду, начали использовать как эффективное и дешевое топли­во; к 1937 г. газифицировано более 500 квартир, а в 1940 — 3000 квартир. Уделялось внимание устройству центрального отопления жилых и общественных зданий. Создавалось разветвленное городское энергохозяйство, включенное в систему новых мощных электростанций — «Донэнерго», город получил электроэнергию для про­мышленности, освещения и бытовых нужд населения.

В связи с наличием большого количества промышлен­ных поселков, рассредоточенных на обширной террито­рии, и быстрым ростом населения весьма актуальной стала проблема внутригородского транспорта. В 1927 г. были построены первые 8 км трамвайного пути: трам­вай соединил центр с вокзалом, а в 1932 г.— с заводом имени 15-летия ЛКСМУ, с поселками в Рутченково и на Смолянке; в 1940 г. длина трамвайных линий соста­вила 86,4 км. В 1939 г. сдана в эксплуатацию первая трасса троллейбуса; в значительной степени расшири­лись автобусный и таксомоторный парки города. Было замощено и заасфальтировано 85 км дорог и тротуа­ров.

На склонах правого берега пруда в балке Бахмутке, где рабочие в дореволюционное время проводили свои маевки, в 1932 г. на площади 120 га заложили Цент­ральный парк культуры и отдыха; скверы и бульвары создавались в Буденновском, Петровском, Кировском и Куйбышевском районах города. Озеленялись и бла­гоустраивались жилые территории и улицы, террито­рии предприятий.

Наряду с развитием жилищного и коммунального строительства, возводятся школы, вузы, кинотеатры, клубы, Дворцы культуры, театры и пр. Все это способ­ствовало расцвету культурной жизни горняков и ме­таллургов.

К концу 1940 г. в городе насчитывалось 113 школ на 70 тыс. детей, индустриальный (в настоящее время — Донецкий политехнический), медицинский, педагогиче­ский и учительский институты. Кроме того, к 1940 г. в городе имелись: институт усовершенствования вра­чей, научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, филиал Промакадемии, 9 технику­мов; функционировали 7 Дворцов культуры, 62 клуба,

3 кинотеатра, Дворец пионеров. В 1928 г. создан пер­вый в Донбассе стационарный украинский театр «Дон-держдрама». Незадолго до войны сооружено крупней­шее в республике здание театра оперы и балета. К 1941 г. город стал крупнейшим промышленным и культурным центром Украинской ССР.

Созидательный труд нашего народа был прерван Ве­ликой Отечественной войной. В октябре 1941 г. город был оккупирован фашистскими захватчиками; оккупа­ция длилась 22 месяца. Отступая под ударами совет­ских войск, фашисты производили массовые разруше­ния. Все промышленные предприятия были выведены из строя — шахты разрушены и затоплены, здания за­водов и фабрик взорваны и сожжены. Сильно постра­дал жилой фонд: разрушено более 3700 жилых домов общей площадью 1 207 470 м2. Большинство больниц, школ, клубов и Дворцов культуры, кинотеатров и институтов было разграблено, а затем сожжено и разру­шено. Взорваны предприятия коммунального хозяй­ства, сооружения и подвижной состав городского тран­спорта, водопровод, мосты и пр. Освобожденный Со­ветской Армией в сентябре 1943 г. город представлял собой страшную картину опустошения и разрухи. Об­щая сумма ущерба составила почти 4 млрд. руб. За время оккупации фашисты уничтожили 167 тыс. чело­век, из более полумиллиона довоенных жителей оста­лось всего 175 тыс.

Продолжая напряженную войну с еще сильным про­тивником, советский народ, руководимый Коммунисти­ческой партией и Советским правительством, и в том числе жители шахтерской столицы приступили к вос­становительному строительству. В городе вскоре на­чали работать многие заводы, шахты, фабрики, тран­спорт, водопровод, энергоснабжение, начались массо­вые работы по восстановлению жилых и общественных зданий — город превратился в огромную строительную площадку. К 1949 г. был достигнут довоенный уровень добычи угля, а через год восстановлены все предприя­тия, которые в 1950 г. на 70% превысили довоенный уровень выпуска продукции. В 1950 г. в городе работа­ли 3 вуза, 10 техникумов, 139 школ, в которых обуча­лось свыше 11 тыс. студентов и более 75 тыс. школь­ников.

Пятидесятые годы стали для города временем даль­нейшего бурного развития промышленности, городско­го хозяйства, здравоохранения, расширения и улучше­ния бытового обслуживания, роста культуры. За 1950— 1959 гг. население возросло с 500 до 730 тыс. человек. В течение первого послевоенного десятилетия полно­стью восстановлен и более чем в 2,5 раза увеличился капитальный жилой фонд.

В ноябре 1961 г. город Сталино переименован в До­нецк.

В середине 60-х годов в Донецке ежегодно вводится в эксплуатацию до 300 тыс. м2 жилой площади, а в 70-е годы — до 400 тыс. м2. На свободных от застройки территориях появляются новые крупные жилые рай­оны, в больших объемах осуществляются работы по ре­конструкции малоценной исторически сложившейся за­стройки. Наряду с жилищным строительством возводя­тся культурно-бытовые и другие общественные здания, ведутся работы по благоустройству и озеленению, строительству дорог, тротуаров, мостов и путепрово­дов, по расширению систем общественного транспорта, городского водоснабжения, канализации и энергоснаб­жения. Улучшается санитарно-гигиеническое состояние городской среды, город обогащается новыми архитек­турными ансамблями, повышаются их функциональные и эстетические качества, улучшаются условия жизни, труда и быта населения.

Решением ЮНЕСКО в 1970 году Донецк признан лучшим молодым промышленным городом мира, а в

1978 г. группе архитекторов и инженеров (П. И. Виг-дергаузу, В. П. Кишканю, И. Н. Седаку, Д. М. Цими-данову, Б. Ф. Девятловской, Д. П. Родионову, В. П. Миронову, В. Ф. Пеклуну) за ландшафтную ар­хитектуру центра Донецка присуждена высокая на­града — Государственная премия СССР. За успехи, до­стигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, в 1979 году Донецк награж­ден орденом Ленина.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconИсторический очерк о донском казачестве", П. Н. Краснов Нижеприведенный...
Нижеприведенный исторический очерк о донском казачестве был составлен П. Н красновым по книге "Картины былого Тихого Дона", напечатанной...

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconПеретц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк)
...

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconБбк 75. 717. 5 7 1 П18
Синхронное плавание. Парфенов В. А., Коно-ненко Ю. Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с.,с ил

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
Охватывает все стороны нашего бытия, харак

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconФостер У. З. История трёх интернационалов. М.: Госполитиздат, 1959....
Революционный подъем в Европе, 1918-1923 гг. Рабочее и социалистическое движение в межвоенный период. Коминтерн

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 icon-
Данный концептуальный исторический очерк вступает в серьёзный спор с официальной исторической наукой в вопросах подходов к изучению...

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconДата рождения: 05. 09. 1982 года, паспорт серии ме №324237, выданный...
Миловидова Наталья Викторовна, Автор картин, дата рождения: 05. 09. 1982 года, паспорт серии ме №324237, выданный Святошинским ру...

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconКонспект лекций Донецк 2003 министерство образования и науки украины
Аветисова А. А. Основы предпринимательства. Опорный конспект. Донецк, Дон гуэт, 2003. – 195 с

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconН. А. Миненко удк 39: 34 ббк 63. 5 Б193
Бакиева, Г. Т. Обычай и закон. Очерки правовой культуры сибирских татар в xviii-начале XX века / Г. Т. Бакиева; отв ред

Донецк архитектурно-исторический очерк киев «будівельник» 1982 ббк 85. 113(2) Д67 удк 711. 433 iconИстория путешествий и туризма пособие минск 2008 удк ббк
Штефан Л. В., доцент кафедры туризма и гостеприимства, кандидат геолого-минералогических наук, доцент

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов