Закономерностей




Скачать 398.18 Kb.
НазваниеЗакономерностей
страница1/4
Дата публикации08.08.2013
Размер398.18 Kb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > История > Закон
  1   2   3   4

Общество


это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


Под обществом в узком смысле слова понимается определённая группа людей, связанных определёнными интересами, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество – динамичная система, включающая в себя четыре сферы жизнедеятельности. Черты общества как системы: целостность, наличие и взаимосвязь элементов, отличие от других систем.

^ Социальный институт


это устойчивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых организуется общественная жизнь и общественная стабильность общества.


Основными институтами общества являются институт семьи и брака, государство, институт производства и распределения, институт образования, институт религии. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют более мелкие. Например, внутри государства можно выделить институт армии, внутри институтов экономики – институт собственности, деньги и т.д.

^ Типология обществ


классификации обществ по их ведущему признаку.

Выделяют общества: дописьменные и письменные; простые и сложные;

первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое; развитые, развивающиеся, отсталые; доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное

^ Общественно-экономическая формация (ОЭФ)


это исторический тип общества, с присущим ему способом производства и возвышающейся над ним надстройкой, выступающий как ступень прогрессивного развития человечества.

Учение об ОЭФ создал К. Маркс. Он выделял такие ОЭФ как: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный подход - такой принцип изучения общества, при котором главное внимание уделяется изучению объективных закономерностей развития, решающая роль отводится производству, история разных стран и народов рассматривается как единый процесс.

Цивилизация

большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые границы, специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой путь исторического развития, характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей.

^ Цивилизационный подход - такой принцип изучения общества, при котором в центре изучения – человек, ценности, национальные особенности.


Природа


в широком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений, в узком смысле слова совокупность естественных условий существования общества.

Природа включает в себя атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу.

Экологический кризис – негативный результат воздействия общества на природу в современном мире.

Культура


совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом; определённая сфера деятельности людей по производству и распространению знаний, духовных ценностей – религия, наука, искусство, образование; высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания).

К материальной культуре относятся артефакты, к духовной – наука, религия, искусство, к социальной – социальные институты, политическую культуру.

^ Формы культуры: элитарная (создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами), народная (создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки), массовая (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, стандартизация культуры).

^ Разновидности культуры: субкультура (часть общей культуры,

система ценностей, присущих определённой группе /половозрастные:

женская, детская, молодёжная; профессиональные: научное сообщество,

современный бизнес и др.; досуговые; религиозные; этнические; криминальная/) контркультура (оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей культуре /битники, хиппи и панки, левые радикалы, андеграунд и др.).

Развитие


последовательный и необратимый процесс однонаправленных изменений.

Формы развития общества: эволюция, революция.


Эволюция


постепенные и плавные изменения общественной жизни, происходящие естественным образом

Реформа – комплекс мероприятий, направленных на постепенные преобразования, изменение тех или иных сторон общественной жизни.

Революция


быстрые и глубокие преобразования, коренной переворот в жизни общества.

НТР – качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом изменяющий производительные силы общества.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперёд, успех)

это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному.

^ Критерии прогресса: развитие человеческого разума, уровень образования, совершенствование нравственности, развитие производительных сил, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы в обществе.

Особенности прогресса - относительность и противоречивость.

Регресс

переход от высшего к низшему, процессы деградации.




Человек


высшая ступень развития живых организмов на Земле, принадлежащих к Homo sapiens: существо биосоциальное, биологическая природа – это его естественная предпосылка условие существования, а социальность – сущность человека

Биологические характеристики человека: рост, вес, строение тела, врождённые инстинкты. Социальные свойства человека: речь, мышление, мораль, стремление к общению с другими людьми. Всё социальное в человеке надстраивается над биологическим. Вне общества формирование социального в человеке невозможно.

Индивид


единичный представитель человеческого рода, «конкретный человек».


Индивид – носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов и т.д. Признаками индивида являются пол, возраст, раса, статус, роль.

Личность


это человек с социально значимыми качествами, человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.


Вне общества индивид не может стать личностью.

Личность – человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность.

Индивидуальность


своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.

Индивидуальность проявляется в манере поведения и внешнем облике. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура – в этом заключается индивидуальность человека.

Бытие


философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю, существование чего-либо вообще, реальность.



Четыре формы бытия:

  • бытие процессов природы и вещей, созданных человеком, т.е. естественная и «вторая природа»;

  • бытие человека;

  • духовное бытие (внутренний мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности);

  • социальное бытие (бытие человека в природе, истории, обществе).

Потребность

это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования

Виды потребностей: биологические, социальные, духовные. Потребность в признании со стороны других людей есть сущность престижных потребностей. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны.

Интерес


осознанные потребности, имеющие для людей важное значение.

Следует отличать интерес от склонности: интерес – направленность на предмет, склонность – направленность на определённую деятельность. Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер его деятельности.

Способности


склонность к определённым занятиям, профессии

Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (музыкальный слух). Уровни развития способностей: задатки, способности, одарённость, талант, гениальность.

Деятельность

процесс взаимодействия человека с окружающей средой, совокупность взаимосвязанных действий, побуждаемых потребностями и направленных на достижение цели.

Различают внешнюю и внутреннюю формы деятельности. В структуре деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства, результат. Выделяют трудовую, игровую, образовательную, досуговую деятельность, творчество.

Творчество

деятельность, порождающая нечто качественно новое

Интуиция – важнейший компонент творчества. Фантазия – источник творчества

Мировоззрение


представление об окружающем мире, отношение к этому миру (взгляды на мир, философское знание, содержащее оценку познаваемого)

Мировоззрение человека определяется его культурной средой, личным опытом, образованием, воспитанием, характером, убеждениями, нравственностью. Выбор мировоззрения – дело сугубо личное. Выделяют такие типы мировоззрения, как: оптимистическое и пессимистическое, религиозное и атеистическое, научное, обыденное и др. Мировоззрение человека меняется в связи с изменениями в мире и в самом человеке.

Познание

процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания.

Знание

результат познания, отражение действительности в сознании человека.

Виды знаний: обыденное, социальное, научное, мифологическое, художественное

Истина


соответствие знаний реальности

Свойства истины: конкретность, объективность.

Критерии истины: чувственный опыт, разум (соответствие законам логики), теория (соответствие ранее открытым законам той или иной науки), практика.

Виды истины: объективная, абсолютная, относительная

Практика

деятельность людей по преобразованию окружающего мира

Формы практики: материальное производство (труд); преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т.д.); научный эксперимент. Практика – источник познания, критерий истины.

Мышление

активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

Рациональное познание осуществляется посредством мышления. Биологическая основа мышления – головной мозг человека. Средство мышления – язык. База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов. Формы – понятийные, образные, речевые, деятельностно-орудийные.

Свобода

способность выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, оценками, основанными на осознании объективных закономерностей окружающего мира

Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу.

В свободной деятельности человек добивается поставленных целей и реализует себя. Свобода человека во всех её проявлениях – основа современных демократических режимов.


Необходимость

объективно данные индивиду условия существования

Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна.

Ответственность

социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Регулятором ответственного поведения является совесть. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя.

Глобализация


процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.


Основные причины глобализации:

- переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям;

- переход от централизации экономики к её децентрализации;

- переход от национальной экономики к мировой; - переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора;- использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового TV. Основные направления глобализации:

- формирование мирового рынка;

- развитие средств коммуникации;

- развитие техники;

- острота глобальных проблем.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерностей iconЯ. А. Пономарев психология творчества
В ней содержится обширный экспериментальный материал, на основании которого сформулирован ряд психологических закономерностей творческой...

Закономерностей iconЛ. В. Крушинский некоторые этапы интеграции в формировании поведения животных
Основной акцент в исследованиях Павлова сделан, однако, не на изучении закономерностей поведения, а на изучении закономерностей механизма...

Закономерностей iconФилософии, занимающийся анализом и объяснением закономерностей развития...
Философия биологии раздел философии, занимающийся анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений комплекса...

Закономерностей icon№ Память, учет ее закономерностей в судопроизводстве
Приемы, улучшающие запоминание и активизирующие работу мыслительной деятельности юриста

Закономерностей iconБилеты и ответы по психологии
Задачи: а) Теоретическая(открытие новых фактов, закономерностей, объяснение психич. Процессов)

Закономерностей iconТема: Введение в биологию
Задачи биологии исходят из предмета изучения – изучение закономерностей всех проявлений жизни

Закономерностей icon4. Исследование проблем терминологии и формирование системы экономических...
За определение закономерностей становления и эволюции экономической мысли отвечает

Закономерностей iconДайте определение терминам информация и информатика. Чем различаются эти понятия?
Изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение)

Закономерностей iconУниверсальность и историческая специфика эконом закономерностей,...

Закономерностей icon1 Цели и задачи дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития исследуемых предметов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов