Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007




НазваниеМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007
страница1/50
Дата публикации15.07.2013
Размер7.79 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


Серия «Среднее профессиональное образование»

История

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений

Издание 7-е

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2007

УДК 94(075.32) ББК 63.3(0)я723 КТК 030 С 17

Ответственный редактор: П.С. Самыгин

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

доктор философских наук В.Н. Шевелев;

доктор исторических наук, профессор Н.С. Присяжный

^ Авторский коллектив

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е.,

Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И.,

Самыгин СИ.

Самыгин П.С С 17 История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

ISBN 5-222-10270-х

В соответствии с государственными образовательным стандартом в учебном пособии излагается курс истории.

Для студентов средних профессиональных учебных за­ведений.

ISBN 5-222-10270-х УДК 94(075.32)

ББК 63.3(0)я723

Самыгин П.С, Беликов К.С, Бережной С.Е., Вдовченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин СИ., 2007 Оформление: изд-во «Феникс», 2007

Раздел 1

^ ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ

В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителя­ми для обозначения общества, в котором царствуют свобо­да, справедливость и правовой строй. Становление цивили­зации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры и т. д. Цивилизация с позиций этого подхода — это социо­культурный феномен, ограниченный определенными про­странственно-временными рамками и имеющий четко вы­раженные параметры духовного, экономического и полити­ческого развития. На основе всех этих подходов можно дать такую обобщенную характеристику цивилизации.

Цивилизации — это крупные целостные социокультур­ные системы со своими закономерностями, которые вклю­чают в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образо­вания и воспитания и т. д.). Каждый элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Неповторимость цивили­зации придает духовный фактор — своеобразный склад пси­хической жизни, воплощающийся в особенностях культу­ры, ценностей, норм, обычаев, традиций и т. д. Взаимодей­ствуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо эле­ментов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

^ Типология цивилизаций. Тип цивилизации — методоло­гическое понятие, используемое для наиболее крупного чле­нения культурно-исторического развития человечества, по­зволяющего обозначить специфические особенности, харак-

3

терные для многих обществ. В основу типологизации по­ложены четыре основных критерия: 1) общие фундамен­тальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимоза­висимость историко-политической судьбы и экономичес­кого развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) нали­чие общих интересов и общих задач с точки зрения перс­пектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 1) природные сооб­щества; 2) восточный тип цивилизации; 3) западный тип цивилизации; 4) современный тип цивилизации.

^ Природные сообщества. Эта тип непрогрессивной фор­мы существования, к которому относятся исторические со­общества, живущие в рамках природного годового цикла, в гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, адаптировались к окружающей среде до та­кой степени, которая необходима для поддержания и вос­производства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между челове­ком и природой, в сохранений сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих их единства с при­родой. Вся жизнь сообщества подчинена природному цик­лу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни.

Духовная культура, верования, связаны с обожествлени­ем сил природы. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляет­ся через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддержи­вается системой запретов — табу. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Влас­тные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).

^ Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к Ш тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней

4

Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте. Характер­ными чертами восточной цивилизации являются: 1. Тради­ционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая под­вижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане пред­ставление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на со­зерцательность, безмятежность, мистическое единение с при­родой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Общественная жизнь построена на принципах коллекти­визма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осу­ществляется абсолютное преобладание государства над об­ществом. 7. Экономической основой жизни в восточных ци­вилизациях являются корпоративная и государственная формы собственности, а основным методом управления вы­ступает принуждение.

^ Западный тип цивилизации (западная цивилиза­ция) — систематическая характеристика особого типа ци-вилизационного развития, включающая в себя определен­ные этапы историко-культурного развития Европы и Се­верной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоин­ства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуа­лизм, установка на автономию личности; 4) рациональ­ность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) ува­жение к частной собственности; 7) предпочтение демокра­тии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

^ Техногенная цивилизация — исторический этап в раз­витии западной цивилизации, особый тип цивилизационно-го развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа циви­лизации занимает научная рациональность, подчеркивает­ся особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

5

Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в про­изводстве научных знаний; 2) как результат слияния на­уки и производства происходит научно-техническая ре­волюция, существенным образом изменившая взаимоот­ношения человека и природы; 3) ускоряющееся обновле­ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иног­да на протяжении одного-двух поколений происходит из­менение образа жизни и формирование нового типа лич­ности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриаль­ное общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех ти­пов цивилизаций на два основных типа: первичные цивили­зации и вторичные цивилизации. Первичными цивилиза­циями называют древние цивилизации, выросшие непосред­ственно из первобытности и не опиравшиеся на предшеству­ющую цивилизационную традицию. Вторичные возникли позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного разви­тия привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилиза­ционного развития, характеризующийся возрастающей це­лостностью мирового сообщества, становлением единой об­щепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современ­ную эпоху все человечество входит в единую систему соци­ально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобаль­ных взаимосвязей способствует распространению по всей пла­нете тех форм социальной, экономической и культурной жиз­ни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как опти­мальные и наиболее эффективные для удовлетворения лич­ных и общественных потребностей. Иными словами, проис­ходит все возрастающая унификация социокультурной жиз-

6

ни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной сис­темы общественного разделения труда, политических ин­ститутов, информации, связи, транспорта и т. д.

Инструментом социокультурного взаимодействия являет­ся межцивилизационный диалог. В культурологии зафикси­рованы некоторые наиболее общие принципы межцивилиза-ционного диалога: 1) усвоение прогрессивного опыта при со­хранении особенностей каждого сообщества, культуры и мен­талитета народа; 2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей; 3) эле­менты иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество; 4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне много­образный, плюралистический характер. В этой цивилиза­ции усиливающаяся однородность социальных, экономичес­ких и политических форм сочетается с культурным много­образием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, сле­довательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятиле­тия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного раз­вития восточных и традиционных обществ.

^ Предмет истории определяется неоднозначно. Предме­том истории может быть социальная, политическая, эко­номическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоз­зрением историка. Историки, стоящие на материалисти­ческих позициях, считают, что история как наука изуча­ет закономерности развития общества, которые, в конеч­ном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причиннос­ти. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является че-

^ 7

ловек. (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали ис­торики, все они используют в своих исследованиях науч­ные категории: историческое движение (историческое вре­мя, историческое пространство), исторический факт, тео­рию изучения (методологическую интерпретацию).

^ Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духов­ных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени истории не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. По­чти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII ста­ли выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили исто­рию общества на формации: первобытнообщинную, рабов­ладельческую, феодальную, капиталистическую, коммуни­стическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на оп­ределенной территории. Под воздействием природно-гео­графических факторов формируются быт народов, заня­тия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду общность исторической судьбы, обще­ственной жизни этих народов.

Исторический факт — это реальное событие прошло­го. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения историчес­кой картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

^ Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предме­том истории. Теория — логическая схема, поясняющая

8

исторические факты. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодиза­цию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты историчес­кого процесса — и предлагают свое видение прошлого, де­лают свои прогнозы на будущее.

По предметам изучения выделяются три теории изуче­ния: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Научная категория теория исторического процесса (или теория изучения) определяется предметом изучения и пред­ставляет собой логическую цепочку причинно-следствен­ных связей, в которую вплетены конкретные факты исто­рии. Теории являются стержнем всех исторических тру­дов независимо от времени их написания.

^ История России. История России — научная дисцип­лина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных го­сударственных и общественных институтов.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым отно­сятся географическое положение, влияние природно-кли­матических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональ-ность), веротерпимость, многонациональный состав насе­ления, вобравшего в себя различные традиции как Восто­ка, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания рос­сиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации — отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности — соборность. Вместе с тем, это не означает от­сутствие корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С дру­гой стороны, огромные пространства Российской держа­вы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племе­нами, плохо связанные друг с другом, могли управляться

9

только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Многочисленные исследователи в настоящее время про­должают осмысливать и переосмысливать историю Рос­сии. В рамках данного учебного пособия курс истории Рос­сии представлен в контексте всемирной истории, что по­зволяет проследить исторический путь страны в его свое­образии и одновременно с точки зрения принадлежности к мировому развитию, в условиях взаимодействия россий­ского общества с различными цивилизациями.

Вопросы к разделу 1

  1. Определите предмет истории. Раскройте понятия «ис­торическое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».

  2. В чем отличия западного и восточного типов цивилиза­ции?

  3. Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.

  4. Каково на ваш взгляд место России во всемирном исто­рическом процессе? Какие факторы определяют исто­рическое развитие российского общества?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconА. И. Кравченко Рекомендовано Министерством образования Российской...
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconСфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconСфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconУчебное пособие Допущено Министерством образования и науки Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов II этапа обучения автомобилестроительных факультетов средних профессиональных учебных...

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconА. И. Кравченко социология. Общий курс
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconВ. М. Найдыш Концепции современного естествознания
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconПрограмма культивирования разума
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconР. А. Гильман художественная роспись тканей
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений Издание 7-е Ростов-на-Дону «Феникс» 2007 iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов