Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма




Скачать 129.68 Kb.
НазваниеЭтические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма
Дата публикации07.07.2013
Размер129.68 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > История > Документы
1.Этика специалиста социально-культурной сферы и туризма.
Происхождение терминов этика, мораль, нравственность. Основные категории этики как науки. Содержание понятия «мораль», «нравственность». Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека. Факторы, определяющие суть морали в государстве. Понятие профессиональной этики.

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма.
Происхождение терминов этика, мораль, нравственность.

Общество во все времена различало понятия добра и зла. В процессе исторического развития представления о высшем благе, о добре и зле меняются. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.

Термин “этика” древнегреческого происхождения, впервые его употребил Аристотель, для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать добродетельные, правильные поступки.

В латинском языке прямым аналогом греческого термина «этика» является термин «moralitas» (мораль).

Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке – это слово «нравственность».

В первоначальном значении термины «этика», «мораль», «нравственность» имеют одно значение. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры за разными словами закрепляться разный смысл.

Под термином «этика» подразумевается область знаний, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ей предмет.

И так, современное определение:

Этика - это наука о морали (нравственности), ее развитии и роли в обществе.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Наряду с правом этика является важнейшим регу­лятором жизни государства и общества.
Основные категории этики как науки

  • добро

  • зло

  • справедливость

  • ответственность

  • долг

  • совесть


Содержание понятия «мораль», «нравственность».

Мораль (нравственность) - это система ценностей, которая определяет рамки поступков и отношений людей в обществе.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.

Нормы морали отражаются в представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести.

С древних времен существуют различные учения, которые дают свои ответы на главный этический вопрос: «Как надо жить, чтобы жить нравственно?»

Будда (VI век до н.э. Индия)

Обуздывай свой гнев, так как он может привести к нане­сению увечий и убийству. Жизнь священна, поэтому не убивай.

Воздерживайся от опьяняющих веществ, так как они разрушают систему твоего внутрен­него контроля.

Конфуций (VI век до н.э. Китай)

Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных.

Сократ (V век до н.э. Греция)

Как много было доводов, а все опрокинуты, и только один стоит твердо— чинить несправедливость опаснее, чем терпеть, и что должно не казаться человеку, но быть хорошим и в частных делах, и в общественных, и это главная в жизни забота.

Моисей (XIII век до н.э. Ближний Восток)

Основные заповеди:

Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не желай дома ближнего твоего; ни его жены; ни его раба; ни вола его; ничего, что у ближнего твоего.

Иисус Христос (I век. Израиль)

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так вы да любите друг друга. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Иммануил Кант (XIII век Германия)

...поступай так, чтобы ты всегда откосился к человече­ству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Мораль предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. В различные исторические эпохи и у разных народов этот идеал меняется.

В реальной жизни фактическое поведение людей не всегда совпадает с моральными нормами. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, а с другой, - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между нравственным долгом и практическим расчетом особенно ярко проявляется в этике деловых отношений.

Факторы, под влиянием которых складывается комплекс этических норм и представлений каждого человека.
Воспитание в семье, в общественных институтах; национальные традиции
Факторы, определяющие суть морали в государстве

  1. политический строй общества;

  2. экономический строй общества;

  3. религиозная концепция;

В государстве суть морали содержится в политической, экономической, религиозной концепциях.

В демократических странах с открытой («рыночной») экономикой преобладают либеральные ценности, ставящие во главу угла приоритет личности, индивидуальной свободы, личной ответственности.

В странах с тоталитарной идеологией, основной ценностью является некая сверх идея, а человек рассматривается как средство для ее воплощения.

Понятие профессиональной этики.

Различают этику общечеловеческую этику и профессиональную.

^ Общечеловеческая этика включает «вечные» ценности, которые, безусловно, полезны для развития человеческого общества в целом.

Профессиональная этика – это нормы поведения и отношения, которые представляются наиболее лучшими с точки зрения эффективного выполнения работником своих профессиональных обязанностей.

Существуют различные профессиональные этические кодексы, отражающие специфику профессии.

^ Самым древним профессиональным этическим кодексом является "Клятва Гиппократа". В основе врачебной этики лежат представления о гуманном назначении труда медика.

Кодекс правовой деятельности: этика юриста требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Профессиональная этика работников социально-культурной сферы связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека.

Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания; она «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сфе­рам жизнедеятельности человека.
Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений.

Деловое общение более широкое понятие, чем профессиональное. В нем могут участвовать предста­вители различных профессиональных групп.

^ Этика деловых отношений - это этика, регулирующая систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

В основе этических принципов делового общения лежат общечеловеческие ценности. Соблюдение этических норм в современном деловом общении важно с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом, а также является необходимым для эффективности производства.

* Основной постулат этики каждой уважающей себя компании может быть выражен девизом: “прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”.

Некоторые из наиболее важных принципов и норм делового общения:

1. (абсолютно все мировые теоретики и практики бизнеса сходятся во мнении, что данный принцип должен открывать перечень принципов)

В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.д. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

2. Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

^ 3. Терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

4. Постоянство воздействия. Этические нормы не могут быть внедрены в жизнь организации одним приказом, необходима постоянная работа менеджеров по усвоению этих норм в коллективе.

5. Аванс доверия. Целесообразно давать аванс доверия сотрудникам, обращаясь к их чувству ответственности, компетенции, чувству долга и т.п.

6. Конструктивное разрешение конфликтов.

7. Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и коллектив другого отдела, коллега.

8. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

9. «Максимум прогресса». Служебное поведение сотрудника признается этичным, если оно способствует развитию организации с моральной точки зрения.

10. «Минимум прогресса». Действия сотрудника или организации этично, если они хотя бы не нарушают этических норм.
.

Принципы этики деловых отношений

(Хосмер)

Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании
Никогда не делай того, о чем нельзя бы было сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну
Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства общности и работы на одну общую цель
Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества
Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь
Нельзя делать то, что не смог бы порекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации
Нельзя ущемлять установленные права других людей
Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства
Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе
Никогда не делай того, что препятствовало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию
Принципы этики деловых отношений дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействия.
^ Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за счет объединения усилий партнеров, возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить поодиночке. Для достижения взаимовыгодных результатов необходимо выполнять определенные этические принципы:

  1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам.

  2. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и свободный обмен информацией.

  3. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо быть готовым на компромисс и изменить свое решение в пользу другого, если это приведет к общему успеху.

  4. Сильные стороны партнера важнее для совместного дела, чем их слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые – нейтрализовать.

  5. Необходимы правила игры, которых все должны придерживаться.

  6. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно было сразу же передать всем, кого она непосредственно касается.

  7. Мешает партнерству тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счет другого партнера.

  8. В случае той или иной удачи следует поощрять всех , имеющих отношение к данной работе.

  9. Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной работы (бюджет, предписания, сроки и т.п.).

  10. Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем понятны и обоснованы.


Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма.

Профессиональная этика специалиста социально-культурной сферы связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Клиент – главный человек в профессиональной деятельности.

О профессионализме специалиста социально-культурной сферы можно говорить при условии, если он обладает такими личностными качествами:

  1. Коммуникабельность;

  2. Эмоциональная компетентность (умение управлять эмоциями, рефлексивность);

  3. Неконфликтность;

  4. Стрессоустойчивость;

5. Психологическая культура. Содержание психологической культуры можно свести к трем основным положениям:

  • разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

  • адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние;

  • выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который бы наилучшим способом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

6. Высокие нравственные качества (честность, правдивость, скромность, толерантность, высокая требовательность к себе и другим)

^ 2. Сущность и специфика делового этикета.

Понятие этикета. Различия в понятиях «этика» и «этикет». История мирового этикета. Виды этикета. Деловой этикет как неотъемлемая составляющая цивилизованного делового общения. Задачи делового этикета. Основные принципы делового этикета. Правовой и нравственный аспект деловых отношений. Основные составляющие этикета делового человека: культура одежды, культура речи, правила представления и знакомства, поведение в обществе.
^ Понятие этикета. Различия в понятиях «этика» и «этикет». История мирового этикета. Виды этикета.

Этикет – французское слово означает манеры, способ вести себя в обществе.

Понятия этики и этикета очень близкие и взаимопроникающие, но есть некоторое отличие. Этические нормы (общечеловеческие ценности), как правило, одинаковые у разных народов, а традиции, т.е. то, как эти ценности проявляются в поведении (правила этикета) - различные.

Этикет – это правила поведения, через которые реализуются этические нормы.

Можно сказать, что этикет – это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.

Этикет основан на традициях народа, и как социальное явление - есть важнейшая часть общечеловеческой культуры, это результат многовекового опыта всего человеческого общества, которое всегда искало пути для гармоничного сосуществования каждого человека и общества в целом.

Требования этикета не носят абсолютный характер. Они меняются с течением времени.

Родиной этикета считается Италия. В процессе исторического развития появились различные виды этикета.

1. Этикет возник во дворцах, поэтому самый первый этикет и был назван дворцовым или государственным.

2. Естественно развиваясь, появился дипломатический этикет, т.к. дипломаты представляли государство.

3. Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий строгость правил поведения в армии.

4. Появился светский этикет или общегражданский

5. И самый молодой – деловой этикет.
Деловой этикет как неотъемлемая составляющая цивилизованного делового общения.

Деловой этикет – важная составляющая деловых отношений, а знание этикета оказывается необходимым профессиональным качеством.

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения делового человека. Порядочность – визитная карточка предпринимателя, а знание этикета – пропуск в деловой мир.

^ Задачи делового этикета.

Можно выделить две основные задачи делового этикета:

  • создать условия для взаимопонимания между людьми;

  • оградить деловые отношения от аморальных поступков.

Правила делового этикета, установленные для отдельных ситуаций, диктуют последовательность действий вплоть до ритуальных мелочей и выработаны для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного существования.

Практическое значение делового этикета, состоит в том, что открывает возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
^ Основные принципы делового этикета

Два главных принципа, лежащих в основе правил делового этикета:

  • к любому человеку, с которым имеешь дело в деловом общении, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;

  • правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и женщин.

Знание правил этикета и умение применять их на практике – является важнейшим профессиональным требованием, предъявляемым к специалисту социально-культурного сервиса и туризма.
^ Правовой и нравственный аспект деловых отношений.

Сколько существует человеческое общество, столько оно и старается регулировать, оказывать воздействие, влиять на поступки и поведение отдельной личности.

Формы регулирования поведения различны. К ним относятся:

  • Правовые нормы;

  • Традиции, обычаи;

  • Привычки;

  • Нормы морали, нравственности, этические нормы.

Правовые нормы находят свое выражение:

  • В законах, различных правовых актах (например, указ президента страны – на уровне государства или его субъекта);

  • В международных законах и подзаконных актах - в том случае, если государство входит в тот или иной альянс;

  • Регламентирующих документах более узкой направленности (правила пожарной безопасности, правила дорожного движения);

  • Ведомственные инструкции, должностные обязанности.

Нарушение норм на уровне государства (законов) влечет за собой наказание нарушителей (юридическое лицо, физическое лицо), например неуплата налогов.

Нарушение норм, указанных в инструкциях, может привести к выговору, штрафу, увольнению.
Этические нормы отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах. Нарушение моральных стандартов наказывается общественным порицанием (критические замечания, осуждение, порицания, отказ в общении, отказ вести дела)

^ Основные составляющие этикета делового человека: культура одежды, культура речи, правила представления и знакомства, поведение в обществе.
Этикет делового человека включает как минимум:

  1. правила представления и знакомства;

  2. соблюдение общепринятых требований к внешнему облику, речи, манерам, умению одеваться, умение говорить по телефону;

  3. порядок проведения деловых переговоров;

  4. порядок оформления служебных документов.


Литература:

  1. Р.Н.Ботавина, Этика деловых отношений, М., «Финансы и статистика», 2004.

  2. Под редакцией В.Н.Лавриненко, Психология и этика делового общения, М., ЮНИТИ, 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма icon«Роль этики в современном обществе»
Этические принципы и нормы поведения служащего в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconНормативное регулирование и содержание документационного обеспечения...
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconОфициальный документ как материальный носитель информации
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма icon«Документационное обеспечение деятельности исполнительных органов...
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины туристические достопримечательности
Факультет социального управления кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconОрганизация документооборота в организации (учреждении, на предприятии)
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма icon64 ежегодной студенческой научной конференции Тюменского государственного...
Новикова Ольга Сергеевна – Оценка туристско-рекреационного потенциала Омутинского района Тюменской области (704 гр.)

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconИнструкция по мерам безопасности на предприятиях гостиничного бизнеса:...
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconОсновные направления и содержание организационной работы по созданию...
Учебная дисциплина: Документационное обеспечение управления организациями (учреждениями, предприятиями ) социально культурного сервиса...

Этические нормы и принципы и нормы деловых отношений. Этические нормы партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Культура общения, как основа профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма iconРабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий...
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, вла­деющего нормами литературного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов