Скачать 6.72 Mb.
|
![]() ![]() УДК 18 ББК 87.8 Б 82 Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 - 5-е изд., допол,- Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.: ил. Эта книга дает наиболее систематическое и современное изложение полного курса эстетики как научной дисциплины. Автор пытается подвести теоретические итоги художественной культуры XX века, рассматривает вопросы природы, сущности, происхождения и истории развития искусства. Большой раздел посвящен категориям эстетики, где по-новому освещаются прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и другие категории. В книге излагаются такие новые проблемы, как герменевтика - теория понимания искусства, рецептивная эстетика, риторика и поэтика художественного произведения. Рассмотрена методология анализа художественного произведения и методология анализа художественного процесса. Автор привлек богатый материал из истории мирового искусства, а анализ многих классических и лучших современных произведений убедительно иллюстрирует теоретические положения, выдвигаемые в книге. Предлагаемая книга является современным учебным пособием для искусствоведов, художников, студентов, изучающих эстетику. Доступность изложения делает книгу интересной для широкого круга читателей и всех, кто любит искусство и хочет понимать его лучше. Книга богато иллюстрирована черно-белыми и цветными репродукциями. Б 1800000000 ББК 87.8 ISBN 5-88590-663-7 (т. 1) ISBN 5-88590-662-9 © Ю. Б. Борев, 1996 © «Русич», 1997 © А. А. Барейшин, А. А. Шашкевич, оформление, 1997 ![]() ОТ АВТОРА 11
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 19 Что изучает эстетика (взаимоотношения эстетики и мира) 19 Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике) 22 Дает ли эстетика нормы искусству (взаимоотношения эстетики и художественного творчества) 25 Эстетика и власть (взаимоотношения эстетики и государства) 27 СИСТЕМНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 30 Наука - это система 30 Единство (монизм) системы 33 Научный метод 38
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наука об общечеловеческих аспектах освоения мира 41 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 43 Многообразие форм эстетичпской деятельности... 43 Соотношение эстетической и художественной деятельности 45 Дизайн 49 Терминологический аппарат эстетической деятельности 54 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ 57 Эстетика действительности 57 Эстетика искусства 58 ![]() 4 Практическая эстетика 59 Техническая (индустриальная) эстетика 61 Теоретико-информативная эстетика 64 Рецептивная эстетика 65 3. ЭСТЕТИКА - АКСИОЛОГИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. Наука об эстетическом богатстве действительности и искусства 67 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК РОДА 69 Теоретические модели эстетического 69 Эстетическое и полезное 72 Эстетическое как ценность 76 Системообразующее значение эстетического 79 ПРЕКРАСНОЕ - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И СФЕРА СВОБОДЫ 82 Маленькое введение 82 Прекрасное в истории эстетики 83 Прекрасное и мера 109 Прекрасное в природе и в обществе 111 Прекрасное в искусстве 113 ВОЗВЫШЕННОЕ - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И СФЕРА НЕСВОБОДЫ 116 Возвышенное в истории эстетической мысли 116 Природа возвышенного 122 Возвышенное в искусстве 124 ТРАГИЧЕСКОЕ - ГИБЕЛЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ИМЯ РАСШИРЕНИЯ СФЕРЫ СВОБОДЫ 129 Трагическое в истории эстетики 129 Трагедия - невосполнимая утрата и утверждение бессмертия 134 Общефилософские аспекты трагического 138 Трагическое в искусстве 141 Трагическое и философия революционного насилия 153 5 Сущность трагического 159 КОМИЧЕСКОЕ - ОТВЕРЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, РАСШИРЯЮЩЕЕ СФЕРУ СВОБОДЫ 162 Предваряющие соображения 162 Концепции комического в истории эстетики 165 Комическое - социокультурная реальность 171 Комизм как критика 173 Комическое как противоречие и неожиданность 177 Чувство юмора и остроумие 181 Разрушающее и созидающее в смехе 182 Типы и оттенки комизма. Мера смеха 185 Комическое как утверждение радости бытия 192 Историзм комедийного анализа жизни 199 МНОГООБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 204 Безобразное - отрицательная общечеловеческая ценность в сфере свободы 204 Низменное - отрицательная общечеловеческая ценность в сфере несвободы 206 Ужасное - гибель общечеловеческих ценностей, сужающая сферу свободы 208 Целостность и разорванность 210 Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями 212 Полифоничность и взаимодействие эстетических свойств в жизни и в искусстве 215
ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 223 Концепции искусства в истории эстетики 223 Искусство - форма общественного сознания 229 Искусство и ноосфера 233 Искусство — модель деятельности личности и художественное освоение мира 236 Искусство - концентрированное выражение общественной практики, обобщение «опыта отношений» 240 6 Личное, национальное, межнациональное и общечеловеческое в искусстве 244 Народность искусства 251 ПОЛИФУНКЦИОИАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА 256 Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность) 256 Компенсаторная функция (искусство как утешение) 258 Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) 259 Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира) 261 Функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание) 264 Коммуникативная функция (искусство как общение) 267 Информационная функция (искусство как сообщение) 269 Воспитательная функция (искусство как катарсис) 270 Внушающая функция (искусство как суггестия) 272 Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций) 275 Гедонистическая функция (искусство как наслаждение) 277 Единство предмета и цели искусства 279 Объект и предмет искусства 281
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 285 Гносеологическая и онтологическая концепции искусства 285 Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность 286 Самодвижение 289 Многозначность и недосказанность 290 Индивидуализированное обобщение. Типизация 293 Прочувствованная мысль, обмысленное чувство 295 7 Реалии мира и личность художника - строительный материал образа 297 Оригинальность 300 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - СИСТЕМА ОБРАЗОВ 302 Художественная реальность и художественная концепция 302 Ценность, целостность и изоморфность художественной реальности 306 Художественная правда и правдоподобие 308 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД - СПОСОБ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 313 Наука, искусство и факт 313 Природа художественного метода 314
ОБЩЕНИЯ. Наука о творческом взаимодействии реципиента и произведения 319 ИСКУССТВО КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ 321 Звенья и формы художественного общения 321 Художественное общение в свете теоретико-информативной эстетики 326 ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ 331 Природа интонации и ее роль в процессе художественного общения 331 Виды интонирования 333
о творческом процессе 335 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 337 Творческий процесс 337 Автор. Иерархия творческих предрасположенностей 339 Генезис текста. Творчество как воплощение замысла 343 8 Художественное творчество - создание непредсказуемой художественной реальности 347 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА . 353 Память, воображение, ассоциации, вдохновение 353 Сознание и подсознание 357
художественного общения 361 СЕМИОТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 363 Знаки и их роль в художественном общении 363 Типология знаков в семиотике искусства 368 ИСКУССТВО КАК ЯЗЫК 372 Многоязычье художественной деятельности 372 Произведение - метазпак художественной культуры 384
об искусстве как феномене культуры и о культурном смысле художественной деятельности 387 ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 389 Искусство и оппозиция «цивилизация/культура» 389 Механизмы функционирования художественной культуры 393 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА 395 Коммуникативно-культурный потенциал искусства 395 Художественная культура и язык 396
о социальном бытии художественной культуры 399 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА БЫТИЯ ИСКУССТВА 401 Художественный текст - центральное звено художественного общения и первая ступень бытия искусства 401 9 Художественное произведение как вторая ступень бытия искусства, его социальное бытие 406 Актуальное и вечное в произведении 410 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 413 Стиль как категория онтологии искусства 413 Поле функционирования стиля 415 Структура стиля 417 Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения 423
и построения художественного мира 431 РИТОРИКА - ПОЭТИКА - ЭСТЕТИКА 433 Риторика и поэтика, их предмет 433 Эстетический потенциал риторики и поэтики 436 РИТОРИКА - ЛОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ, СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 440 Риторические операции и риторические фигуры 440 Типы риторических фигур 445 ПОЭТИКА - СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 468 Поэтика межфразовой связи 468 Поэтика пространства, времени и действия 469 Поэтика точки зрения 471 Поэтические матрицы 474
|
![]() | Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил | ![]() | Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу... |
![]() | Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает специфическое, ценностное отношение человека к миру с позиции красоты. Эстетика... | ![]() | ... |
![]() | Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании... | ![]() | М-89 Муза Д. Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е,... |
![]() | Эстетика — философия Красоты. Для отца Павла Флоренского Красота — онтологична, исполнена бытия. Она — одно из проявлений присутствия... | ![]() | П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост... |
![]() | Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и... | ![]() | Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с |