МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Кафедра вычислительной техники и информационных технологий
-
Утверждаю
Первый проректор
по учебной работе (подпись, расшифровка подписи)
«____» ______________2012 г.
| ^
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные системы и технологии издательского дела»
Направление подготовки
(230100) Информатика и вычислительная техника ^
Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения: очная, заочная Брянск 2012 ^ /сост. Л.В. Сидорова – Брянск: ФГБОУ БГУ, 2012. - 20 с. Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», для изучения во 2 семестре.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки "Информатика и вычислительная техника". Составитель:
Сидорова Л.В., доцент кафедры вычислительной техники и информационных технологий БГУ им. И.Г. Петровского. Рецензенты:
Елисеева Е.В. – профессор кафедры автоматизированных систем и технологий БГУ им. И.Г. Петровского, кандидат педагогических наук.
Саланкова С.Е. - доцент кафедры вычислительной техники и информационных технологий БГУ им. И.Г. Петровского. Программа одобрена и печатается по решению кафедры вычислительной техники и информационных технологий Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (29.08.2012г.)
© Сидорова Л.В., 2012
© РИО БГУ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи освоения дисциплины. 4
2. Место в структуре ООП ВПО 5
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6
4. Организационно-методические данные дисциплины 8
4.1. Структура преподавания и трудоемкость дисциплины 8
Для бакалавров заочной формы обучения: 9
5. Содержание и структура дисциплины. 9
5.1. Содержание разделов дисциплины. 9
5.2. Структура и содержание учебной дисциплины 17
5.3. Матрица соотнесения тем /разделов дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций 18
5.4. Курсовой проект (курсовая работа, расчетно-графическое задание, реферат, контрольная работа) не предусмотрены. 18
5.5. Самостоятельная работа студентов: 18
6. Организация текущего контроля 19
6.1. Формы текущей аттестации 21
6.2. Организация самостоятельной работы студентов 21
7. Образовательные технологии 21
7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях. 22
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 22
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса 25
9.2. Программное обеспечение для освоения дисциплины 27
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 27
1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Цель дисциплины: сформировать у студентов знания в области информационных автоматизированных систем и технологий издательского дела, цифровой полиграфии, сформировать умения использовать компьютерные издательские системы (их аппаратное и программное обеспечение) для разработки электронных макетов полиграфической продукции и электронных изданий, а также умений осуществлять тех. поддержку цифровой оперативной полиграфии (подбор, программную калибровку и использование её вычислительной техники).
^
сформировать знания об издательском деле как виде деятельности в условиях развития информационного общества, о расширении направлений издательского дела с появлением цифровых информационных систем и Интернета (информационные технологии издательств электронных СМИ, технологии выпуска электронных изданий и программного обеспечения на дисковых носителях);
сформировать знания о стадиях автоматизированного полиграфического производства и используемых технологиях цифровой, офсетно-цифровой печати; о технической организации цифровой полиграфии (типах и назначении цифровой техники и автоматизированных систем полиграфии, характеристиках промышленных цифровых печатных машин), о преимуществах услуг и характеристиках техники оперативной полиграфии (о ризографах, плоттерах, высокопроизводительных сканерах, принтерах, копирах), о технической комплектации отделов оперативной полиграфии;
сформировать знания о технологиях настройки (калибровки) вычислительной техники для допечатной подготовки и оперативной полиграфии (техники для сканирования, отображения и печати) с помощью программных средств и аппаратуры типа колориметров, а также умения калибровать компьютерную видеоподсистему программными средствами (на примере утилит Adobe Gamma и т.п.);
сформировать знания о системах автоматизированного планирования, управления и учета полиграфического производства (на примере систем автоматизации полиграфических предприятий 1С: Полиграфия, 1С: Оперативная печать, 1С: Широкоформатная печать и др.);
формировать знания о технологиях компьютерной графики, используемых для подготовки графики для полиграфии, а также умения использовать компьютерные графические системы для подготовки иллюстративных материалов полиграфических изданий (на примере пакета Adobe Photoshop);
сформировать знания и умения проектировать и разрабатывать электронные иллюстративные модели полиграфических изданий – оригинал-макеты – как компоненты компьютерных издательских систем, использовать для их разработки соответствующие инструментальные программные средства, а для этапа верстки и макетирования – настольные издательские системы (на примере Adobe InDesign);
сформировать представления о стандартах менеджмента качества в полиграфии (стандарты ГОСТ Р 9000, ISO 9000, ОСТ) и технологических инструкциях организации автоматизированного полиграфического производства, а также знания и умения осуществлять контроль соответствия разрабатываемого проекта полиграфического издания стандартам, тех. условиям и др. нормативным документам;
сформировать знания и умения использовать прикладное программное обеспечение для разработки электронных PDF-публикаций (в диалоговом режиме, позволяющем задать различные параметры публикации), электронных форм с защищенными от редактирования полями (на примере пакета программ Adobe Acrobat);
сформировать навыки владения информационными технологиями, программным обеспечением для калибровки вычислительной техники, создания и редактирования электронных изданий, допечатной подготовки электронных моделей (макетов) полиграфических изданий (как компонентов компьютерных издательских систем),
а также навыки определения научного аппарата изданий (ISBN, УДК, ББК и пр.), поиска и изучения научно-технической литературы и электронных ресурсов для целей профессиональной подготовки и саморазвития в сфере информационных систем и технологий издательского дела.
^
2.1. Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3, к дисциплинам по выбору. Изучается во 2 семестре.
2.2. Данная дисциплина готовит бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: вычислительные машины; автоматизированные системы обработки информации; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы); информационное, техническое, программное, эргономическое и организационное обеспечение перечисленных систем.
2.3. Данная дисциплина готовит бакалавров к следующим видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторская, проектно-технологическая, научно-исследовательская, монтажно-наладочная деятельность.
2.4. Дисциплина готовит к решению следующих профессиональных задач (в соответствии с видами профессиональной деятельности):
^ – сбор и анализ исходных данных для проектирования электронных макетов полиграфической продукции (ЭМПП) как компонентов компьютерных издательских систем; проектирование ЭМПП в соответствии с техническим заданием с использованием инструментальных средств (редакторов компьютерной графики, настольно-издательских систем верстки); контроль соответствия разрабатываемых проектов ЭМПП стандартам, техническим условиям и др. нормативным документам.
^ применение настольных издательских систем (для макетирования и верстки ЭМПП); участие в работах по автоматизации технологических процессов полиграфии.
^ изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по автоматизации процессов и технологий полиграфии, подготовка докладов и презентаций для семинаров и их обсуждение, составление отчетов по выполненным заданиям.
Монтажно-наладочная деятельности - наладка, настройка, регулировка ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств.
2.5. Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина или осваивается параллельно в ходе одного семестра (межпредметные связи):
Информатика
ЭВМ и периферийные устройства
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
Компьютерная графика
Эргономика информационных систем
Программное обеспечение современных информационных технологий
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
Проектирование программных продуктов
Проектный практикум.
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);
разрабатывать модели компонентов информационных систем (ПК-4);
готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов (ПК-7);
участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
об издательском деле как виде деятельности и отрасли экономики в условиях развития информационного общества; о расширении направлений издательского дела с появлением цифровых информационных систем и Интернета (о развитии издательств электронных СМИ и разных типов электронных изданий) (ОК-11, ПК-7);
особенности организации издательств on-line и на дисковых носителях, характеристику основных информационных технологий и техники издательств, выпускающих на дисковых носителях программное обеспечение и различные электронные, мультимедиа-издания (ОК-11, ПК-7);
о стандартах менеджмента качества в полиграфии (стандарты ГОСТ Р 9000, ISO 9000, ОСТ) и технологических инструкциях организации автоматизированного полиграфического производства (ОК-11, ПК-9);
знать:
характеристику стадий автоматизированного полиграфического производства и используемых технологий цифровой, офсетно-цифровой печати; виды технологий цифровой печати по физико-химическим процессам (ксерография, лазерная печать, струйная, термальная и пр.) (ОК-11, ПК-7, ПК-9);
характеристику, интерфейс систем автоматизированного планирования, управления и учета полиграфического производства (на примере систем автоматизации полиграфических предприятий 1С: Полиграфия, 1С: Оперативная печать, 1С: Широкоформатная печать и др.) (ОК-11, ПК-2);
техническую организацию цифровой полиграфии (типы и назначение цифровой техники и автоматизированных систем полиграфии, характеристику промышленных цифровых печатных машин), преимущества услуг и характеристику техники оперативной полиграфии (ризографа, плоттера, высокопроизводительного сканера, принтера, копира и пр.) (ОК-11, ПК-7, ПК-9);
технологию калибровки цифровой техники (для сканирования, отображения и печати) из технологической цепочки подготовки цветной полиграфической продукции с помощью программных средств и аппаратуры типа колориметров (ПК-9);
теорию и технологии компьютерной графики, используемые для обработки иллюстраций изданий; стандарты, нормативные требования к такой компьютерной обработке (стандарты настройки разрешения, цветовых режимов и цветового разрешения, цветовых профилей изображений и устройств их ввода-вывода, нормы выбора и настройки форматов файлов для полиграфии и пр.) (ОК-11, ОК-12, ПК-2);
технологию проектирования и разработки (с использованием инструментальных программных средств) электронных моделей полиграфических изданий – оригинал-макетов – как компонентов компьютерных издательских систем (ОК-12, ПК-2, ПК-4)
нормативные, эргономические требования, стандарты верстки и макетирования оригинал-макетов в настольной издательской системе (стандартные форматы и настройки, научный аппарат издания, типографические нормы и принципы макетирования и верстки электронного макета и пр.) (ОК-11, ПК-2, ПК-4);
уметь:
производить калибровку цифровой техники из технологической цепочки подготовки цветных изданий, настройку цветовых профилей компьютерной видео подсистемы и периферийных устройств ввода-вывода согласно полиграфическим стандартам и нормам (ПК-9);
осуществлять подбор цифровой техники и помещения для организации отдела оперативной полиграфии: проводить анализ прайс-листов цифровой техники, составлять заказ на оборудование; подбирать помещения с учетом требований к площади, к электросети, к эргономике; участвовать в работах по калибровке оборудования, предпечатной настройке для тиражирования продукции (спуск полос, настройка цветового профиля и пр.) (ОК-12, ПК-9);
в соответствии с техническим заданием проектировать и разрабатывать электронные модели (макеты) изданий как компоненты компьютерных издательских систем, при этом использовать инструментальные программные средства и настольные издательские системы (на примере Adobe InDesign разрабатывать модульную сетку и на её основе проводить макетирование и верстку); осуществлять контроль этих работ по стандартам и тех. нормам издательского дела (ОК-11, ОК-12, ПК-2, ПК-4);
использовать многофункциональные графические системы (на примере Adobe Photoshop) для подготовки иллюстраций изданий (целесообразно использовать инструментарий редактора, фильтры, цветовые режимы, каналы, проводить цветокоррекцию, ретушь, реставрацию, создавать коллажи, фотомонтажи) (ОК-11, ОК-12, ПК-2);
использовать прикладное программное обеспечение для разработки электронных PDF-публикаций, только для чтения и защищенных от редактирования (на примере пакета программ Adobe Acrobat) (ОК-11, ОК-12, ПК-2);
владеть:
навыками проектирования и разработки электронных макетов изданий как компонентов компьютерных издательских систем (ОК-11, ОК-12, ПК-4);
навыками использования инструментальных программных средств (графических редакторов и др.) и настольных издательских систем для проектирования электронных макетов печатных изданий и электронных PDF-изданий (ОК-11, ОК-12, ПК-2, ПК-4)
навыками подбора, калибровки цифровой техники оперативной полиграфии (программно-аппаратных комплексов), входящей в технологическую цепочку производства изданий (ОК-9);
навыками оформления научного аппарата изданий, статей (ISBN, УДК, ББК, пр.), поиска и изучения научно-технической литературы, электронных ресурсов и формирования по результатам теоретических исследований презентаций, докладов (для семинаров) для целей профессиональной подготовки и саморазвития в сфере информационных систем и технологий издательского дела (ПК-7).
^
4.1. Структура преподавания и трудоемкость дисциплины
Для бакалавров очной формы обучения: Общая трудоемкость модуля составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Дисциплина читается во 2 семестре. Вид учебной нагрузки
| Всего
кред. ед.
| Всего
часов
| Семестр 2
4 з.е.
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4
| 144
| 144
| Аудиторные занятия
|
| 72
| 72
| Лекции
|
| 18
| 18
| Семинары
|
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 36
| 36
| Самостоятельная работа
|
| 72
| 72
| Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
|
| Вид итогового контроля (экзамен)
|
|
| экзамен
| Для бакалавров заочной формы обучения:
Общая трудоемкость модуля составляет 4 зачётные единицы, 144 часа. Дисциплина читается в 1 и 2 семестрах. Вид учебной нагрузки
| Всего
кред. ед.
| Всего
часов
| Семестр 1
2 з.е.
| Семестр 2
2 з.е.
| Общая трудоемкость дисциплины
| 4
| 144
| 28
| 28
| Аудиторные занятия
|
| 28
| 14
| 14
| Лекции
|
| 10
| 10
|
| Семинары
|
| 8
| -
| 8
| Практические занятия (ПЗ)
|
| 10
| 4
| 6
| Самостоятельная работа
|
| 116
| 58
| 58
| Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
|
|
| Вид итогового контроля (экзамен)
|
|
|
| экзамен
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины.
№
| Разделы
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учеб. работы, трудоемкость (в часах)
| Объекты контроля.
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лек
| Семин
| Лаб
| СР
| 1
| Введение в курс. Информац. технологии полиграфического производства
| 2
| 1-7
| 6
| 6
| 16
| 28
| Оценка разработанных электронных изданий и форм с защищенными полями.
Заслушивание (на семинарах) докладов студентов с презентационной поддержкой.
Компьютерное тестирование
| 2.
| Цифровая техника полиграфии
| 2
| 7-10
| 6
| 6
| 2
| 14
| Заслушивание докладов студентов с презентационной поддержкой (на семинарах).
Проверка отчета (в виде иллюстративного портфолио) о выполнении практич. заданий и его защита.
Проверка работ по калибровки техники (встроенных ICC-профилей устройств ввода-вывода).
Компьютерное тестирование. Контрольный опрос
| 3.
| Разработка электронной модели издания. Программное обеспечение издательских систем
| 2
| 11-18
| 6
| 6
| 18
| 30
| Подготовка докладов с презентацией и выступление на семинаре.
Проверка практ.работ по верстке в InDesign
Индивидуальное собеседование.
Защита творч. проекта по разработке электронного оригинал-макета издания, готового к типографскому тиражированию.
Компьютерное тестирование. Контрольный опрос
|
| Итого
|
|
| 18
| 18
| 36
| 72
|
|
|