Гипнотические приемы в общении




НазваниеГипнотические приемы в общении
страница1/7
Дата публикации21.08.2013
Размер1.18 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Серия «Зеркало души»

М.М. БУБЛИЧЕНКО

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОБЩЕНИИ

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2005

УДК 004.42 ББК 65.050.2 КТК 0905 Б90

Бубличенко М. М.

Б 90 Гипнотические приемы в общении. / М. М. Бубличенко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 112с. (Зеркало души)

В книге сделана попытка осмысления проблем гипноза, внушения и манипуляции сознанием, которые в эпоху информационных технологий приобрели особые грани и особую актуальность.

Книга, в которой содержится немало практических советов и реко-мендаций, будет интересна широкому кругу читателей.

УДК 004.42 ББК 65.050.2

ІЗВ^ 5-222-06801-3 © Бубличенко М.М., 2005

© Оформление: изд-во «Феникс», 2005

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Эта книга не учебное пособие, не руководство к практиче-скому применению.

В любом случае предпочтительны совети консультация ква-лифицированного специалиста.

Автор и издательство не несут ответственности за возможные негативные последствия от практического применения инфор-мации, представленной в книге.

ОТАВТОРА

Сегодня полки книжных магазинов уставлены огромным ко-личеством книг о гипнозе — от всеобъемлющих научных работ до карманных самоучителей для начинающих. И, тем не менее, снижения читательского интереса не наблюдается, такая лите-ратура пользуется постоянным спросом. Таким образом, попу-лярностьтемы не вызываетсомнения; однакостоитзадуматься: чем, собственно говоря, вызван такой интерес?

Ведь большая часть книг по этой теме либо дает массу спе-цифической информации, для восприятия которой у рядового читателя попросту не хватает знаний, либо (особенно это отно-ситея ко всякого рода самоучителям типа «Как овладеть гипно-зом за три дня») вообще не представляют ни познавательного, ни практического интереса.

Собственно говоря, это и понятно: когда речь идёт о силе человеческой мысли вообще, и уж тем паче о способах эту силу результативно использовать, никакой информации не будет до-статочно. Нужна работа, долгая, целеустремленная и тяжелая работа над собой, если вы и впрямь рассчитываете добиться видимых результатов.

Видимо, многие читатели рассуждают, примерно так: раз умные люди пишут о том, что психика способна творить чу-деса, и существуют способы, доступные практически каждому человеку, научиться каким-то конкретным приемам (в нашем случае — гипнозу), то почему бы и не попробовать? При этом читатели забывают о доказанном жизненном принципе: для того, чтобы любая техника или метод принесли результат, нужно хорошо понимать, каким именно образом они работают. Меха-ническое следование рекомендациям попросту ничего не даст.

Итак, вы держите в руках книгу, где представлена попытка осмыслить само явление гипноза и манипуляции психикой в целом. Это не самоучитель, не научная работа, не популярное изложение основ. Пожалуй, это скорее всего размышление —

От автора 5

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------:-----------------*

совокупность приведенных фактов должна дать пищу пытли-вому уму, дабы тот мог сформулировать свое собственное мне-ние. Но тут следует сразу же оговориться: все, сказанное выше, отнюдь не значит, что в книге напрочь отсутствует практиче-ски полезный, даже в какой-то мере прикладной материал. Без этого просто не обойтись, если речь идет о таком явлении, как гипноз и способы манипулирования человеческой психикой в повседневной жизни.

Для того, чтобы понять, как работает механизм, нужно знать, как он устроен. А устроен он очень сложно. Сознательное и бес-сознательное, логика и интуиция, природные инстинкты и на-вязанные воспитанием догМы — всё это неразрывно сплелось в каждом человеке, и нет здесь таких понятий, как «главное» и «второстепенное», «важное» или не очень. Слишком тесно все взаимосвязано.

При этом оченьзначительная частьтехфеноменов, которые прямо либо косвенно относятся к гипнозу, теперь довольно хо-рошо изучена — и на первом месте здесь по праву стоят меди-цина и психология, где гипноз давно и с успехом применяется на практике.

С другой стороны, всё то, что относится к подсознанию, за-частую выходит за рамки научных представлений, но прекрасно вписывается в самые различные области того знания, которое принято объединять под понятием «эзотерика». И здесь можно почерпнуть как бы вторую, недостающую половину — вся беда втом, что не складываются они в безупречно единое целое... И гипноз остается великой тайной, по-прежнему манящей к себе человека.

Поэтому и решил автор для начала обрисовать общие кон-туры того поистине огромного и очень сложно взаимосвязан-ного спектра проблем, которые принято обозначать термина-ми «гипноз», «внушение», «манипуляция сознанием». Если вы, читатель, не отложите книгу теперь, а перевернете страницу, то во вступительной части сможете ознакомиться с попыткой та-кого обобщения.

Автор,

^ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ПОПЫТКА ОХВАТИТЬ ПРОБЛЕМУ В ЦЕЛОМ

Век манипулирования или «правь, информация»!

Демократизация общества неизбежно связана со значитель-ным ростом информационной активности — это относится как к сфере потребления, так и производства информации.

И сегодня мы воочию наблюдаем, как передовые инфор-мационные технологии, помимо своего прямого назначения, становятся невиданным доселе по мощи средством управления общественным сознанием.

Сюда можно отнести очень многое: избирательные и ре-кламные технологии, нейролингвистическое программирова-ние (НЛП), психотехники и технологии внушения в социаль-ной сфере.

Суть в том, что манипуляции сознанием внезапно ворва-лись в нашу жизнь в таком объеме, что стали, по сути, «нормой жизни». В результате можно наблюдать слишком много отри-цательных явлений, сопутствующих нарастающему процессу информатизашш.

И рекламная, и политическая информация доставляется по-требителю бесплатно, ее изготовление оплачивает заказчик, а его цель — формирование общественного мнения в удобном для себя плане. Как минимум, это формирование спроса на то-вар, и не суть важно — «памперсы» это, «сникерсы», или «по-литические идеи».

Сегодня, согласно статистике, средний потребитель инфор-мации проводит перед телевизором либо слушает радио никак не менее четырех часов ежедневно.

^ Раздел пврвый. Попытка охватить проблему целиком 7

і-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------*

Этого времени более чем достаточно, чтобы с помощью зву-ка и видеоряда сформировать в сознании человека установки, даже прямо противоречащие фактам — современные психотех-ники это позволяют. Например, втак называемых информаци-онных войнах, когда общественное мнение пытаются склонить на ту или иную сторону, у разных социальных групп устойчи-во формируются прямо противоположные представления об одной и той же реальности.

Поскольку технологиям манипулирования подвержена боль-шая часть потребителей информации, то есть населения страны, в обществе, которое принято называть демократическим, моно-польное право на информацию прекрасно заменяет любые «не-демократические» формы правления.

Умелое манипулирование информационными потоками яв-ляется одним из главных условий развития общества в желае-мом направлении. Все, что связано с возможностью манипу-лировать обшественным сознанием, отныне относится к сфере наиболее современных, передовых систем государственного управления как такового.

Нынешнее общество без колебаний можно охарактеризовать как общество массового информационного потребления; соот-ветственно, и решение самого разного рода социальных про-блем (в том числе — конфликтов) естественным образом пере-носится в информационную сферу.

Здесь мы и подходим к одному из тех моментов, которые впрямую относятся к теме этой книге.

Дело в том, что эффективность информационного манипу-лирования сознанием прямо определяется процентом населе-ния, поддающегося внушению.

Социологические исследования позволяют этот процент вы-считывать в динамике, изучая, от каких факторов он зависит в наибольшей степени. Так, можно с определенностью выделить такие моменты, как интенсивность и продолжительность воз-действия, правильно выбранный эмоциональный фон для вну-шаемой информации. Понятно, что в основе лежат особенности самой аудитории: ее психологическое состояние, уровень общей

8 Гипнотические приемы в общении

>--------------------------------------------------------------------------------------------,

информированности, а также количество (и качество) альтер-нативных источников, которые используются.

Социологические опросы показывают, что нужные пред-ставления удается внушить довольно высокому проценту лю-цей — от 40 до 75 %.

Внушаемость — это самая важная характеристика, которая существует в кругу проблем, так или иначе связанных с гипно-зом.

^ Отдельные аспекты внушаемости

Как правило, если человек вдруг меняет свои взгляды или убеждения, происходит это под влиянием рациональных дово-цов и вполне объяснимых конкретных мотивов.

Когда говорят о внушаемости, под этим термином приня-го понимать степень готовности человека менять свои мысли или поведение за счет воздействия особых, специально скон-струированных методик либо техник психического манипули-рования.

Таким образом, все было бы просто замечательно, если бы не одно «но». Внушаемость, вернее, степень ее, можно ме-нять посредством определенных техник практически с тем же успехом, с каким гипнотизер или манипулятор меняет мысли человека. ^

Поэтому вопрос о методах определения индивидуальной степени внушаемости столь важен — а она сильно отличает-ся у разных людей. Кроме того, многое зависит и от характера воздействия: например, восприимчивость к внешнему внуше-нию может быть очень мала, зато к самовнушению — огромна. Опытный манипулятор, а тем более гипнотизер, всегда видит такую особенносіо, и ему не составит большого труда скон-струировать модель, при которой человек сам внушит себе все, что требуется, при минимальной и потому незаметной «помо-щи» извне.

^ Здесь нельзя неупомянуть то. что повышенная внуша-

емость наблюдается практически у всех в определенных

Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 9

условияк в частности во сне. Сновидениё есть особое состояние сознания; вот почему естественный. физиоло-гический сон создает предпосылки для внушаемости. прак-тически сравнимые с теми. как если бы сон был гипноти-ческим.

^ Немного философии

Буквально на глазах одного поколения произошли карди-нальные изменения формировавшейся в течение столетий си-стемы передачи и организации информации, основанной на письме и чтении.

Современные средства массовой информации основное внимание уделяют иллюстративности, благо возможности их здесь поистине безфаничны. Главным источником получения информации становится экран — и маленькие дети, и студен-ты ВУЗов сегодня гораздо более охотно черпают знания из компьютерных программ, Интернета и телепередач, нежели из книг.

Развитие и прогресс — вещи неизбежные, их нельзя остано-вить или взять под контроль.

Так что означает тенденция, при которой главенствует образ? Она означает резкую деградацию такой формы воздействия на человека, как убеждение с помощью рациональных аргументов, понятий и фактов.

Чтобы разобраться, какие негативные последствия мы впра-ве ждать, необходимо понять, как устроена новая система ком-муникации и чем она отличается от прежней.

Человек в рамках письменной культуры воспитывается как наделенное сознанием и разумом существо, за счет силы ин-теллекта. Переход к аудиовизуальной форме коммуникаций явно меняет это сложившеес» представление в том плане, что культивируются по большей части не интеллектуальные, а иные способности человека. На первое место выходит то, каким образом и насколько успешно человек способен ори-ентироваться в образах. Меняется одна из главных установок



^ Раздвл пврвый. Попытка охватить проблему целиком 11

і——■------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------'

(о чем шла речь чуть выше) — она не эффективна более в но-вых условиях.

В контексте же нашей темы, чтобы не слишком далеко заби-раться в «дебри» антропологической философии, можносделать одно важное заключение, а именно: если книга учит думать (по-нятия, факты, и т. д.), то экран предпочитает манипулировать (образы). Таким образом, манипуляция логично выдвигается в сознании (или подсознании) на первое место как способ взаи-модействия с окружающим миром.

Вполне возможно, что этот краткий экскурс в философию поможет читателю сделать собственные выводы о том, почему гипноз — столь популярная нынче тема. Что до манипуляции — так совсем не удивительно, что полки магазинов ломятся от бес-численных переизданий Дейла Карнеги.

^ Компьютер как средство внедрения в психику

Еще в конце прошлого века было установлено, что компью-терная графика при определенном подборе частоты и цвета спо-собна воздействовать на человеческую психику. Впервые такой эффект был отмечен у детей: после просмотра мультипликации, созданной при помощи компьютера, дети капризничали и вели себя не в меру возбужденно.

Далее стали появляться и специальные программы, соз-данные с целью вызвать тот или иной эффект — релаксацию, успокоение, вплоть до подобия гипнотического транса. Эф-фект, как правило, был основан на сочетаниях видео- и ауди-оэффектов, которые вызывали резонанс на альфа-частоте го-ловного мозга.

С виду это безобидные цветные полосы, складывающиеся в никогда не повторяющиеся узоры, и спокойная музыка с чет-ким ритмом. Однако специалисты быстро поняли, какие пер-спективы это открывает.

Нужная цветовая гамма и музыка способны действительно «гипнотизировать», вводя человека втранс. Эти программы по-лучили название псионических.



^ Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 13

Разумеется, никакой информации о целевом использова-нии таких программ в официальных источниках не имеется и по сей день.

Не исключено, что подобного рода профаммы могут распро-страняться по сети Интернет и попадать на компьютер вместе с вирусом (или в виде него). Не вызывает никаких сомнений, что эта технология в ближайшее время будет всячески развиваться и совершенствоваться.

В последнее время новые поколения вирусов имеюттенден-цию не разрушать программы на компьютере, а брать их гіод контроль. Например, с вашей машины снимают пароли, адреса, технические параметры и в результате получают полный доступ к вашему компьютеру.

Разумеется, ведутся разработки по созданию таких про-грамм, которые могли бы контролировать не только компью-тер, но и его хозяина или пользователя. Развитие техники дает такую возможность, однако насколько эта возможность реа-лизована к настоящему моменту, по понятным причинам вы-яснить трудно.

^ Гипноз и психотерапия

Можно смело говорить о том, что сейчас происходит на-стоящий «оккультный взрыв»; кажется, все в принципе воз-можные формы магии, экстрасенсорики и оккультизма взяты на вооружение для того, чтобы выкачивать деньги из доверчи-вого населения.

Этот вопрос достаточно освещен в прессе, но нас инте-ресует то, что и гипноз включен в число чуть ли не оккульт-ных наук довольно многими, прямо скажем, шарлатанами. Что наиболее прискорбно — так это тот факт, что гипноз по самой своей специфике (как изначально средство психотера-пии) стоит очень близко к медицине, и используется именно в этой сфере.

Тут могут быть различные варианты: одни рассматривают гипноз, как составную часть психотерапии, другие же считают

14 Гипнотические приемы в общении

такие формы психотерапии, как аутогенная тренировка, груп-повая психотерапия, психоанализ, иррациональная психотера-пия, и т. д. как составную часть гипноза. Но проблема здесь не в том, как классифицировать явление, а в том, как верно оце-нить его. И до действительно объективной оценки пока очень далеко.

Здесь, несомненно, есть доля вины официальной матери-алистической науки — не признавая в полной мере духовную природу человека, наука, тем не менее, достигла ошеломля-ющих успехов в разработке технологий, которые позволяют контролировать личность и управлять ею. Известность полу-чил даже такой термин, как «психотронное оружие», что го-ворит само за себя. Выходит, с человеком можно сделать все, что угодно.

Очень многие заведения, где больным предлагают лечение от алкоголизма, курения, неврозов и других недугов при помо-ши «кодирования», используют методики из арсенала реальной науки, но без всякого учета возможных негативных последствий для психики пациента. Тому есть причины: некомпетентность персонала, что совсем не редкость, но главное — отсутствие на сегодняшний день четких данных представлений о возможных последствиях со стороны официальной науки.

Великий Павлов определял гипноз довольно просто — как частичный сон, связанный с торможением коры головного моз-га. Но на сегодняшний день мы пришли к тому, что гипноз от-носится скорее к тем оккультным понятиям, которые вынуж-денно признает современная академическая наука, не находя им должного объяснения со своих позиций.

Сегодня всем ясно, что гипноз ни к одной из стадий глубо-кого сна отношения не имеет, а с торможением коры головного мозга и вовсе никак не связан. Скажем больше: не только на-учного, но даже просто четкого и понятного объяснения поня-тий «внушение» и «гипноз» просто нет. С другой стороны, для оккультизма гипноз испокон века являлся одним из самых эф-фективных орудий, которым пользовались шаманы, колдуны и ведьмы.

^ Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 15

Научное объяснение для феноменов гипноза и внушаемости вряд ли будет скоро найдено — а, между тем, это мощный спо-соб подавления воли человека.

Поэтому нужно с прискорбием констатироватъ тот факт, что наука в основном изучает гипноз отнюдь не в плане его пер-спектив для психотерапии. Естественно, эти проекты закрыты для обшественности, хотя и финансируются государственными структурами. Еще А. Солженицын писал о том, что в 20-е годы все хоть сколько-нибудь талантливые гипнотизеры были завер-бованы для работы в НКВД (этот факт приводится, в частности, в его книге «Архиаелаг ГУЛАГ»).

Но закрытые проекты — на то и закрытые, известно о них крайне мало. А вот психотерапия действительно оказывает сильное влияние на население, и какая часть этой «терапии» состоит из оккультных методик, говорить сложно.

Поэтому мнение о проблеме гипноза всегда должно оттал-киваться от общей оценки и правильной расстановки акцентов в соответствии с реальной ситуацией.

Как показано выше, такие привычные (и вместе с тем, нуж-но отметить, успокаивающие, «уютные») клише, как «Гипноз — одна из действенных методик клинической медицинской пси-хологии» — большеуже ие работают.

^ Кратко о методике «зомбирования»

Термин «зомбирование» с легкой руки журналистов стал до-вольно моден — и при этом непременно связывается в обще-ственном сознании именно с гипнозом.

В какой-то мере этотак, и краткая характеристика этого метода приводится здесь с целью правильно ориентировать читателя.

Итак, пот термином «зомбирование» понимают форсиро-ванную обработку подсознания человека специальными ме-тодами.

Даже из этой краткой формулировки ясно, что эффектив-ное, профессиональное зомбирование является чрезвычайно

^ 16 Гипнотические приемы в общении

ь і

сложным мероприятием, требует досконального изучения пси-хофизиологии объекта, использования специальной медицин-ской и компьютерной аппаратуры, привлечения гипнотизеров, виртуозно владеющих техникой многоступенчатого гипноза, поэтому такие способы ментальной обработки были и остают-ся достоянием, в основном, различных спецслужб.

Чтобы дать примерное представление о том, какими мето-дами они для этого пользуются, можно привести некоторые из наиболее отработанных.

Человека изымают из привычной среды, полностью преры-вая все сложившиеся контакты.

Осуществляется постоянное жесткое давление в плане пол-ной дискредитации личностных ценностей.

Режим дня при этом специально строится таким образом, чтобы зеркально противоречить устоявшимся привычкам и предпочтениям.

Используются сильнодействующие медикаментозные сред-ства из ряда нейролептиков (наиболее широко известен ами-назин), которые отупляют сознание при постоянном недосы-пании.

Кроме того, для ускорения процесса подбирается специаль-ная диета — рацион перенасыщен углеводами, но практически отсутствуют белки.

Через некоторое время человек погружается в состояние ту-пого безразличия.

«Промывка мозгов» приводит к частичной утрате памяти, ломке пространсТвенно-временных ориентиров, потере инте-реса к прошлому и будущему.

После этого проводится кодирование психики с использо-ванием активного внушения и гипноза.

Словесное кодирование чаще проводится с использованием аппаратуры: в течение двух недель через наушники или с боль-шой фомкостью прокручиваются записи необходимого внуше-ния, при этом периодически проводится электрошок.

Известны и некоторые внешние отличительные признаки «зомбированного», или, более научно выражаясь, психически запрограммированного человека:

^ Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 17

Такие люди, как правило, отличаются следующими особен-ностями поведения и внешности:

• общая заторможенность, вялость,

• стереотипность поведения,

• отрешенность на лице,

• несоответствие мимики выражаемым в разговоре эмо-циям,

• провалы в памяти;

• неспособность сосредоточиться,

• не вполне правильная речь,

• необычный цвет белков глаз (чаще желтизна); Человек, обработанный подобным образом,

а) теряет контакт со своим прошлым и практически с соб-ственным «я» в той форме, как это было до проведения обработки;

б) программируется на безоговорочное, притом неосозна-ваемое подчинение приказам своего «хозяина».

^ Гипноз в криминалистике

Но нужно быть объективным. Ведь можно отметить как минимум две стороны или формы использования гипнотиче-ского воздействия в своих интересах властными структурами. Бесспорно, в криминалистике, когда гипноз применяется для раскрытия преступлений, это момент положительный.

Еще великий Бехтерев, используя гипноз, по просьбе поли-ции нередко предоставлял данные, которые способствовали по-имке наиболее изощренных и опасных убийц и насильников.

При советской власти некоторые из выдающихся ученых— такие, как его ученик А. В. Барченко — продолжили дело учи-теля, обогатив арсенал научных знаний о гипнозе своими ис-следованиями неошаманских гипнотехнологий некоторых народностей Сибири и Алтая.

Другие же, такие, как шеф Спецотдела ОГПУ Ілеб Бокий — занялись разработками методов психологического, с примене-нием гипноза, воздействия на арестованных «врагов народа».

18 Гипнотические приемы в общении

Ь----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1

В результате стали возможны сталинские процессы, на ко-торых все арестованные «английские шпионы» неизменно и публично каялись в чем угодно, признаваясь в чем угодно по первому требованию. И это, несомненно, отрицательный мо-мент.

Есть сведения, что отдельные методики продолжали ис-пользоваться в КГБ и после окончания сталинского террора — вплоть до начала перестройки.

^ Гипноз — дело житейское

Очень трудно, не будучи специалистом, загипнотизировать другого человека вопреки его воле — за исключением опреде-ленного рода ситуаций, которые следует признать неординар-ными.

Рассказы о том, как обычного человека ввели (без его ведо-ма) в состояние гипноза и тут же заставили в этом состоянии совершить нечто ужасное — скажем, убийство, — это все отно-сится к категории фантастики.

И, тем не менее, никто не отрицает ни того, что гипноти-ческие явления существуют в реальности, ни того, что гипноз можно с успехом применять в личном и деловом общении — в последнем случае такая практика приносит еще и материаль-ную выгоду.

Очень многое зависит от того, насколько высок исходный уровень внушаемости человека, к которому применяется воз-действие. Сам по себе гипноз — термин в достаточной мере условный; но вот гипнотический транс — явление в нашей жиз-ни весьма широко распространенное.

Адля повышения внушаемости достаточно даже состояния легкого транса — в качестве примеров можно привести те мо-менты, когда мы какбы слегка«отключаемся». Скажем, едетче-ловек в транспорте и смотрит в окно, или смотрит завороженно на мигающую елочную гирлянду, вспоминая детство...

В этих и подобных ситуациях (а примеров можно привести великое множество) контроль со стороны активного сознания

^ Раздел пврвый. Попытка охватить проблему целиком 19

і—---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------*

резко снижается, хотя человек и пребывает в состоянии абсо-лютного бодрствования.

В случае использования гипноза с целью психотерапии си-туация такова: пациент сам желает того, чтобы психолог его за-гипнотизировал и в этом состоянии провел необходимое оздо-ровительное воздействие.

Но в повседневной (или деловой) жизни все иначе: здесь важно вызвать желаемую реакцию именно скрытым воздей-ствием.

^ 0 заговорах и «порче»

Исторически сложилось, что особые состояния сознания и гипнотический транс нельзя рассматривать вне такой катего-рии явлений, как заговоры и молитвы. В них закреплены ре-зультаты многовековой практики по выработке универсальных механизмов измененияі сознания, они и поныне позволяют устанавливать глубокий контакт с личностью на уровне под-сознания.

Заговоры, по сути, есть то, что сохранилось от древнейших языческих знаний. В нихобращаются к силам света — или тьмы; те, кто произносит их, умываются росой и становятся лицом к восходящему солнцу — или к луне, и т. д.

Если силой заговоров знахари и до сегодняшнего дня ле-чат — или уничтожают, полярно меняют чувства (злобу на лю-бовь, и наоборот), смиряют несчастную любовь и ревность — то нельзя и сбрасывать со счетов такой способ воздействия на че-ловеческую психику.

Ато, что мы совершенно не понимаем самихмеханизмовта-кого воздействия, это не столь уж важно.

Описано множество магических обрядов, построенных на словесных формулах; существует даже термин «вербальная ма-гия». Приказ, внушение, психологическое воздействие — сила человеческого слова огромна.

20 Гипнотические приемы в общении

Остатки оченьдревнего знания уцелели в заговорах и закля-тиях, некоторых народных обрядах, и нельзя силу этого знания недооценивать.

В народном сознании глубоко укоренилось такое иррацио-нальное понятие, как «порча». Это, как выяснили ученые, фор-мула из точно подобранных и определенным образом располо-женных слов с запрограммированным результатом.

«Профессиональный» знахарь, колдун быстро находит путь к подсознанию клиента, ибо знает, какой звук, слово, в каких условиях и на что подействует. Да и каждый из нас в состоянии аффекта может «приговорить» другого к несчастьям.

Сейчас уже очень многие ученые уверены: проклятие — это своего рода вирус, способный поразить иммунитет. По народ-ному поверью, произнесенная анафема может сохранять свою силу в течение семи лет, прежде чем обрушится на того, кому адресована. ЗЛое слово способно даже изменить структуру воды: ее молекулы приобретают свойства, аналогичные известным ядам.

^ 0 целителях и знахарях

Вера в лучшее действительно способна привести к тому, что это «лучшее» станет реальностью.

Опытные знахари очень умело используют эту психологиче-скую закономерность. Искусно составленные народные загово-ры от различных болезней имеют много общего с внушением, которое является признанным методом современной психоте-рапии.

Начинаются они, как правило, с психологической настрой-ки больного, далее следует основная часть—собственно внуше-ние, когда приказывают «выгнать» болезнь вон из своего тела. При этом очень активно используются самые различные образ-ные представления («выгоняю болезнь в гнилое болото, в сыпу-чие пески, в море-окиян...»), что всегда значительно укрепляет действие самого внушения.

^ Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 21

і--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------—— *

В заключение чаще всего произносятся фразы, имеющие целью продлитьдействие внушения, чтобы организм больного успел развернуть оздоровительные и защитные механизмы для борьбы с недугом.

^ 0 «цыганском гипнозе»

Есть разные мнения на этот счет. Кто-то склонен выделять «цыганский гипноз» в совершенно особую, чуть ли не мисти-ческую категорию — об этом даже книги пишут, и довольно се-рьезные.

Другие полагают, что вся особенность цыганского гипно-за — в чрезвычайной наглости, а по сути это есть не что иное, как грубое, интуитивно-эмпирически найденное в процес-се бесконечных скитаний без родины подобие той стройной системы, которую впоследствии разработал великий Милтон Эриксон.

Тем не менее, тот факт, что цыгане не только ловкие фокус-ники, но и довольно тонкие психологи, отрицать трудно. Они имеют свой подход к людям и умеют-таки заморочить им го-лову.

Профессиональной попрошайке или гадалке достаточно бы-вает одного взгляда на человека и выражение его лица, чтобы очень четко определить, и даже как бы «прочувствовать» его на-строение. Дальше — уже дело техники. А техника не столь уж и сложна; ведь давно известно, что если кто-то посторонний подтверждает ваши мысли, укрепляет подозрения или, наобо-рот, уверенность в себе, вы начинаете поневоле доверять тако-му человеку. Поэтому грустному надо нагадать несчастье, а ве-селому — успех.

Кроме определенного знания психологии и самоуверенно-сти, цыганки владеют примитивными, но очень действенными приемами словесного внушения — это высокомерный и цепкий взгляд, а также особенности речи: все они говорят скороговор-кой, дезориентируетслушателя потоком информации, которую человек не успевает воспринять. Цыганки загружают сразу все



^ Раздел первый. Попытка охватить проблему целиком 23

каналы восприятия, то есть создают такую обстановку вокруг клиента, что блокируют своим присутствием и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Для усиления внушения гадалка накло-няется очень близко, беретза руку, гладит по плечу. Мошенни-цы работают фуппами, «обрабатывают» клиента, как правило, двое или трое, а остальные создают нужный фон. Одна зафужа-ет правое ухо, другая левое, причем одновременно.

Между тем, психологам уже давно известно, насколько это мощный прием, в том случае, если действия правильно согла-сованы.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гипнотические приемы в общении iconМанипуляция в деловом общении. Стратегии манипуляторов. Приемы защиты...
Запутывание — введение партнера в заблуждение путем дозирования, искажения или утаивания деловой информации

Гипнотические приемы в общении iconОбщественная организация
Урок №4. Основные приемы и инструменты работы в программе Photoshop для фотографа. Основные приемы постобработки в программе Photoshop...

Гипнотические приемы в общении iconПрактичность теории Пресс-конференция Вопрос к тексту
Художник учится смешивать краски и наносит мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной...

Гипнотические приемы в общении iconЭнергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены...

Гипнотические приемы в общении iconПеред вами удивительная книга. Она учит понимать человека, в том...
Именно поэтому владение этим языком позво­ляет уверенно ориентироваться при устном или письменном общении с любым человеком, «читать»...

Гипнотические приемы в общении iconДжон Дж. Бартон, д-р педагогических наук, автор книг «Hypnotic Language»,...
«Гипнотические рекламные тексты: как искушать и убеждать клиентов одними словами». А это значит, что вы сможете увидеть, понять и...

Гипнотические приемы в общении iconПрезентация в коммуникациях
Принци­пы, которые следует использовать в деловом общении руководителю с подчиненными

Гипнотические приемы в общении iconВ живой литературе мы замечаем постоянную группировку приемов, причем...
Приемы построения группируются вокруг каких-то ощутимых приемов. Таким образом, образуются особые классы или жанры произведений,...

Гипнотические приемы в общении iconДонни Бэйлза "Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро"
Уроки Гэри Семикса и Донни Бэйлза "Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро"

Гипнотические приемы в общении iconВопросы к госэкзамену
Специфика делового общения. Современные взгляды на место этики в деловом общении

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов