Согласовано




Скачать 110.85 Kb.
НазваниеСогласовано
Дата публикации19.06.2013
Размер110.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.zadocs.ru > Информатика > Программа дисциплины
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный технический университет «МАМИ»




СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель конкурсной Ректор МГТУ «МАМИ» Комиссии МГТУ «МАМИ»_______А.В. Николаенко
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА»

Кафедра «Автомобильные и тракторные двигатели»
Данная программа предназначена для подготовки бакалавров и специалистов. Она должна не только обеспечить приобретение знаний и умений в соответствии с государственными образовательными стандартами, но и содействовать фундаментализации образования, формированию мировоззрения и развитию системного мышления студентов.

Москва, 2009 г.
^ Цели курса «Информатика» для студентов I курса:

  • дать целостное представление об информатике, её роли в развитии общества; объектах, методах и средствах исследования,

  • раскрыть суть и возможности технических и программных средств информатики;

  • ознакомить студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития,

  • сформировать понимание — с какой целью, и каким образом можно использовать информационные системы и технологии в профессиональной деятельности;

  • показать современные проблемы в области информатики, перспективы развития и влияния информатики на мировоззрение общества и человека.

Кроме того, курс «Информатика» является базовым для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику.

Задачей курса является освоение основных понятий и представлений о теориях, методах и средствах, используемых в информатике.
^

Студент, успешно освоивший курс информатики, должен:


  • иметь представления об информационных ресурсах общества как экономической категории; знать основы современных информационных технологий переработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности;

  • знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

  • уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

  • уметь работать с программными средствами (ПС) общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка ПС;

  • иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;

  • владеть основами автоматизации решения прикладных задач;

  • владеть приемами антивирусной защиты.

Лабораторный практикум

Большую роль в курсе имеет комплекс лабораторных работ, главной задачей которого является обучение студентов в процессе их самостоятельной работы на компьютерах, получение навыков применения современных информационных систем для решения различных профессиональных задач. В рамках лабораторного практикума студенты получают навыки формулировки предметных задач, их формализации и решения с использованием современных информационных технологий интегрированного анализа данных.

В процессе такого обучения студенты получают навыки использования различных источников информации, а также наглядно убеждаются в эффективности компьютерных методов решения сформулированных задач. При этом большое внимание уделяется освоению студентами современных компьютерных технологий на материале проблемной среды из области их будущей профессиональной деятельности.
^

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ


  1. Работа в операционной системе. Основные операции с объектами: создание, копирование, перемещение, переименование, удаление.

  2. Обслуживание дисков: форматирование дискет, проверка физической поверхности и файловой структуры диска, оптимизация расположения информации на диске.

  3. Создание архивов и извлечение информации из архивов.

  4. .Основные операции в текстовом процессоре: ввод, редактирование, форматирование и печать документов.

  5. Основные операции в информационных системах: ввод, редактирование, форматирование данных, вычисление, оформление таблиц, построение диаграмм и печать.

  6. Основные операции с графическими изображениями: создание, редактирование, преобразование, оформление объектов.

  7. Разработка и создание презентации.

  8. Проверка информации на наличие вирусов



3.4.График выполнения самостоятельных работ студентами




^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки для студентов всех специальностей.
  1. ^

    Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Основы информатики и компьютерной техники

Тема 1. Информация и информационные процессы

Вопросы для самоконтроля

1) В чём состоит отличие между данными и информацией (понятие данных, понятие информации)?

2) Какие основные операции можно осуществлять с данными?

3) Какие достоинства и недостатки присущи основным структурам данных?

4) Как осуществляется кодирование двоичным кодом?

6) Как называются единицы представления, измерения и хранения данных? Какова их размерность?

7) Какие понятия составляют предмет информатики?

8) Какие направления можно выделить в составе основной задачи информатики?

Тема 2. Аппаратная конфигурация компьютера. Классификация программных средств компьютера.

Вопросы для самоконтроля

1) Какова связь между аппаратным и программным обеспечением?

2) Назовите четыре основных уровня программного обеспечения. Каков порядок их взаимодействия?

3) В чём преимущества и недостатки выполнения работ на компьютере аппаратными и программными средствами?

4) Какие категории программного обеспечения необходимы для автономного использования компьютера и для работы в компьютерной сети?

5) Какие основные категории программного обеспечения относятся к классу графических редакторов? В чём состоит принципиальная разница между этими категориями?

6) Что общего и в чём различие между понятиями программное обеспечение и информационное обеспечение средств вычислительной техники?

^ Тема № 3. Операционные системы персональных компьютеров

Понятие и назначение операционных систем. Функции и режимы работы операционных систем. Виды операционных систем. Организация файловой системы. Обслуживание файловой структуры. Основы работы с операционной системой MS Windows современной действующей версии (основные объекты и приемы управления, файлы и папки, операции с файловой структурой, использование главного меню).

Вопросы для самоконтроля

1) Что такое операционная система? Каково её предназначение?

2) Какие основные функции выполняет операционная система?

3) Какие режимы работы с компьютером способны обеспечивать операционные системы и в чём их сущность?

4) Какие операционные системы различают в зависимости от реализации интерфейса пользователя?

5) Как организуется хранение файлов во внешней памяти компьютера?

6) Какие функции выполняет операционная система по обслуживанию файловой структуры?

7) Как формируются собственное и полное (составное) имя файла?

Раздел 3. Информационные технологии

Тема 3.1 Понятие информационной технологии.
Тема 3.2. Технология создания документации

Текстовый редактор Microsoft Word

Понятие и основные функции текстового процессора Word. Основные элементы окна и меню Word. Принципы работы с Word. Структура и основные элементы документа Word. Форматирование. Хранение и печать документов. Шаблоны документов.

Мастер формул (Microsoft Equation 3.0).

Для того, чтобы подготовить документ к печати, вы должны освоить следующий алгоритм:

  1. Ввод текста.

  2. Редактирование текста.

  3. Форматирование символов.

  4. Форматирование абзацев.

  5. Вставка иллюстраций.

  6. Форматирование страниц (стиль).

  7. Оформление титульного листа

  8. Предварительная проверка перед выдачей на печать.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как создать новый документ MS Word?

  2. Как задать требуемые параметры страницы в MS Word?

  3. Какие соотношения между размерами полей необходимо соблюдать и почему?

  4. Что понимается под термином «редактирование текста»?

  5. Какие основные способы редактирования текста предлагает Word?

  6. Как удалить фрагмент текста? Как пкреместить фрагмент текста?

  7. Какими средствами можно выполнить форматирование документа?

  8. Что такое формат шрифта?

  9. Что такое абзац? Какие параметры абзаца вы можете назвать?

  10. Что такое стиль? Как создать стиль?В чём смысл стилевого форматирования?

  11. Что такое титульный лист и что на нём размешается?

  12. Какие специальные объекты могут быть использованы в оформлении титульного листа?

  13. Какие функции выполняет объект WordArt?

  14. Какими способами можно поместить рисунок в документ?

  15. Как избежать увеличения размера документа при вставке рисунка из файла?

  16. Как изменить размеры рисунка с помощью мыши?

  17. Как можно создать таблицу в составе документа?

  18. Для чего служит режим предварительного просмотра?

  19. Какие установки можно выполнить в диалоговом окне Печать?

  20. Какими способами можно распечатать несколько копий документа?


Тема № 4. Электронные таблицы Microsoft Excel
Понятие и основные функции электронных таблиц. Основные элементы окна и меню Excel. Панели и кнопки инструментов. Строка формул. Рабочий лист (лист таблицы, лист диаграммы), рабочая книга Excel. Ячейка. Способы адресации ячеек (относительные, абсолютные и смешанные ссылки).

Типы данных. Ввод и редактирование данных. Функции рабочего листа. Конструирование формул. Управление вычислениями. Создание и редактирование диаграмм. Форматирование и защита рабочего листа.

Вопросы для самоконтроля

1) Какие задачи можно решать с помощь электронных таблиц MS Excel?

2) Как создать свою рабочую книгу MS Excel с требуемым количеством рабочих листов?

3) Сколько можно создать и открыть рабочих книг MS Excel?

4) Сколько рабочих книг, рабочих листов и ячеек могут быть активными одновременно?

5) Как можно записать абсолютный и смешанный адрес ячейки рабочего листа MS Excel?

6) Как можно осуществить выбор и форматирование данных требуемого типа в ячейке или интервале ячеек?

7) С помощью чего и как можно создать и отредактировать требуемую диаграмму?

8) Как можно записать и отредактировать формулу?

9) Какими средствами можно отформатировать и защитить рабочий лист MS Excel?

10) Как можно включить мастер формул, и каковы его возможности?

Тема 5. Технология создания презентаций

Основные элементы, назначение и возможности программы создания презентаций. Этапы создания презентаций. Режимы работы. Операции со слайдами: создание, добавление, перемещение. Графические объекты в презентациях. Модификация и демонстрация презентаций.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Какие задачи и возможности программы создания презентаций.

  2. Что такое титульный лист?

  3. С какими объектами работает Power Point?

  4. Какими свойствами обладают объекты Power Point?

  5. Какие панели инструментов будут использованы предоставляемой средой Power Point?

  6. Как вставить текст в слайд презентации?

  7. Как вставить фон? Как изменить фон?

  8. Как вставить картинку в презентацию?

  9. Как настроить анимацию текста и картинки?

  10. Как озвучить эффект анимации?

  11. Как вставить звук в презентацию, если он не является стандартным?

  12. Как вставить клип в презентацию?

  13. Чем отличается настройка звука или видеоклипа от настройки анимации изображения?

  14. Какая дополнительная настройка возможна для видеоклипа?

  15. Как настроить переход слайдов?

  16. Какие операции можно осуществить при помощи сортировщика слайдов?

  17. Для чего нужно создавать управляющие кнопки?

  18. Как запустить презентацию на выполнение?

Тема № 6. Информационная безопасность. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну.

Информационная безопасность и её составляющие. Угрозы безопасности информации и их классификация. Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правовые отношения в сфере информационной безопасности и защиты государственной тайны. Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы. Организационные меры, инженерно-технические и иные методы защиты информации. Антивирусная защита.

Вопросы для самоконтроля

1) Как можно защитить от несанкционированного вмешательства рабочий лист и рабочую книгу MS Excel?

2) Как можно защитить от несанкционированного вмешательства документ MS Word?

3) Какие антивирусные программы применяются в настоящее время?

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Информатика: Учебник под ред. проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2009

  2. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2008 Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.- 143 с.

Дополнительная:

1. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Справочная книга. — М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Поспелов Д.А. Информатика (энциклопедический словарь для начинающих). — М.: Педагогика-пресс, 1994.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: 1994.

4. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. — М.: Академически Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для проведения лабораторных работ необходим специализированный компьютерный класс.

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра.

Программу составила: преподаватель дисциплины «Информатика» Воробьёва Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Согласовано icon«согласовано» «согласовано» «согласовано» Председатель комиссии Председатель...
Проект-победитель Всероссийского молодежного образовательного Форума «Селигер-2009»

Согласовано iconСогласовано согласовано
«Джигинская централизованная клубная система» муниципального образования город-курорт Анапа (далее – Учреждение) является правопреемником...

Согласовано iconСогласовано

Согласовано iconМетодическое пособие согласовано
Требования к оформлению пояснительной записки к курсовой работе

Согласовано iconСогласовано
«О проведении молодежного спортивно-развлекательного интернет-шоу «железная трансформация»

Согласовано iconСогласовано
Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – оо «брсм»)

Согласовано iconСогласовано
Дальнейшее развитие и популяризация картинга, организация здорового досуга детей и молодежи

Согласовано iconСогласовано
Председатель оргкомитета, начальник управления по социальной политике Правительства Курганской области

Согласовано iconРассмотрено согласовано
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной

Согласовано iconУтверждаю” “согласовано”
Место проведения: лекционная аудитория №2 в учебном корпусе пр. Карла Маркса, 165б

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов