Скачать 2.78 Mb.
|
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ по специальности «Менеджмент организации»
Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) - «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении. На сегодняшний день в научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент». Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления (см. рис. 1.1). Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п. С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления. Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Менеджмент – это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.
Менеджер – это наемный работник, занимающийся определенную руководящую должность в данной организации. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на три группы. 1. знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении.
2. способность менеджеров работать с людьми.
Методы изучения эффективности использования рабочего времени:
Главные поглотители рабочего времени:
Основные правила экономии рабочего времени. Существенное значение для упорядочения работы руководителей всех рангов имеет выполнение изложенных ниже правил, способствующих рациональному использованию рабочего времени. ^ Его рекомендуется проводить не реже двух раз в год методом самофотографии или фотографии рабочего времени.
7. Выполнение сходных по характеру работ без перерыва, т.е. в заранее установленный период. Это позволяет сократить затраты времени за счет сокращения «периода врабатываемости». ^ мени, если возникли какие-либо непредвиденные ситуации. Корректировка должна сопровождаться извещением других должностных лиц, связанных с руководителем совместными работами. Сведение к минимуму затрат времени на систематически повторяющиеся функции управления (проведение оперативных совещаний, выдача заданий и т.п.). 10. Тщательная подготовка собраний и совещаний с обязательным установлением сроков их начала и конца, контролем соблюдения этих сроков. 11. Тщательная подготовка вопросов, с которыми необходимо выходить на вышестоящие уровни управления. Здесь должно предусматриваться и представление вышестоящему руководителю возможных вариантов решений по существу рассматриваемой проблемы. 12. Отказ от практики откладывания без объективной необходимости принятия решений по назревшим проблемам. Эта «лазейка» нередко используется руководителями и ведет не только к необоснованной затяжке в рассмотрении вопросов, что, безусловно, не способствует повышению эффективности производства, но и вызывает чувство неудовлетворенности у самого руководителя и требует, в конечном итоге, больших затрат времени.
Практика использования вышеуказанных правил многими руководителями на ряде предприятий показала, что они помогают поднять уровень плановости в распределении рабочего времени, четче определить круг своих функций и функций подчиненных, значительно сократить затраты времени на целый ряд работ, уменьшить напряженность труда руководителя и, что, пожалуй, наиболее важно, - существенным образом изменить структуру рабочего времени. ^ Принцип управления требует обязательной последовательности работы следующих звеньев четырехзвенной управленческой цепи: «знают» - «могут» - «хотят» - «успевают» ^ предполагает, с одной стороны, правильную постановку самой проблемы и цели, которая должна быть достигнута в процессе решения проблемы, а с другой стороны, требует наличия хотя бы одной из трех компонент, которые должны служить основополагающей базой при решении данной проблемы. Этими компонентами могут быть либо теория, либо концепция, либо прецеденты, которые имели место при решении аналогичных или близких к рассматриваемой проблеме задач и которые на практике показали свою эффективность. И если на одной из вышеуказанных компонент нет, то решение поставленной проблемы в реальных условиях весьма проблематично. Поэтому обоснованно можно сделать вывод, что если первое звено не работает, то говорить об эффективной работе всех последующих звеньев бессмысленно. ^ предполагает формирование управляющей единицы (управленческого органа), которая соответствует уровню решаемой проблемы своим интеллектом и квалификацией. Иначе говоря, в управляющем органе должны находиться высококлассные профессионалы, понимающие суть проблемы и знающие, как эту проблему решать. Однако это ещё не дает гарантии того, что высококачественное решение будет найдено. Дело в том, что эти профессионалы должны сработаться друг с другом, т.е. представлять собой сплоченную команду единомышленников, а не разнонаправленный коллектив «звезд», каждая из которых непременно хочет быть «звездой первой величины». ^ характеризует уровень срабатываемости всех звеньев управленческой единицы, желание сотрудничать друг с другом. Главной задачей этого эвена является формирование из управленческой команды, созданной эвеном «могут», максимально возможной монолитной структуры, однозначно ориентированной на «командную игру», т.е. на желание слушать и понимать друг друга и находить правильные решения, реализация которых позволит наилучшим образом решить проблему, поставленную в звене «знают». ^ характеризует уровень практического использования управленческой командой своих потенциальных возможностей, заложенных в звене «могут», т.е. здесь проявляется уровень оперативной мобильности управляющей единицы, её способность быстро и адекватно реагировать на ситуации, требующие принятия правильных корректирующих решений, необходимость в которых практически всегда возникает в процессе реализации любой цели. Если цепь не работает или работает не в той последовательности, то об эффективности управления речь не идет. ^ ![]() Обязательное исполнения всех нижеследующих общих функций управления:
На предприятии также существуют специфические функции управления. К ним относятся те функции, для использования которых на предприятии созданы функциональные службы. Для качественного исполнения любой специальной функции использование всех общих функций обязательно. Если функции не исполняются (либо исполняются не в указанной последовательности), то эффективным процесс управления назвать нельзя. ^ включает правильную постановку проблемы, определение вариантов решения проблем, подготовку информации для вышестоящих лиц, принимающих решения. Прогноз не предполагает принятие решения, он отвечает на вопросы, что будет и при каких условиях. ^ предполагает принятие конкретного варианта решения и разработку плана реализации. Задача организации заключается в разработке организационной структуры управления для данного варианта, наполнение ее кадрами с соответствующими функциями и ответственностью. ^ заключается в проверке результатов на данном этапе (не в конце, а в течение процесса в заранее установленные сроки). Задача оперативного регулирования заключается в сведении к минимизации различий между плановым и фактическим состоянием объекта. Она не осуществляется, если на стадии контроля не выявлено отклонений. Задача мотивации заключается в стимулировании действий работников к деятельности по достижению целей предприятия. ^ Управление - это циклический процесс, такой же, как и любая работа. Когда говорят, что организация функционирует, имеют в виду, что выполняются какие-то определенные действия, необходимые и достаточные для поддержания ее жизнедеятельности. Рассматривая управление как процесс, надо отметить, что это не что иное как обмен информацией между управляемой и управляющей системами, т.е. представляется как чисто информационный процесс. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() внешней среды управления внешнюю среду ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() состоянии управления (информация в ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (управляемая система) ![]() Рис. 1. Схема управленческого цикла. Схема дает представление о цикле управления и дает понятие управления как процесса. Циклом управления называют кругооборот информации между объектом управления и управляющей системой или между управляющей системой и внешней средой. Управленческий цикл совершается либо только по внутреннему контуру, либо по внутреннему и внешнему контурам. В первом случае, он вызван информацией, пришедшей из объекта управления, и при этом процесс управления идет только по внутреннему контуру, во втором - он порождается информацией из внешней среды, а управленческий процесс идет (должен идти) не только по внутреннему, но и по внешнему контурам. Причем эти контуры должны быть замкнутыми. Это является необходимым условием эффективного функционирования управленческого процесса. А при разомкнутом внутреннем контуре управление практически отсутствует полностью, поскольку нет информационного обмена. В реальности внутренний контур всегда замыкается, поскольку руководитель несет непосредственную ответственность за результаты деятельности подчиненного объекта. Однако внешний контур нередко остается разомкнутым (руководитель не всегда передает информацию во внешнюю вреду, хотя и замыкает внутренний контур в связи с полученной из внешней среды информацией), поскольку не отвечает за состояние дел во внешней среде и поэтому считает информационный обмен не обязательным. Этим самым внешняя среда ставится в состояние неопределенности.
^ Определяющим моментом организационного процесса является выбор стиля руководства. ^ – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, направленная на воздействие и побуждение подчиненных к достижению поставленной цели. В теории и практике управления выделяют, как правило, три стиля управления: 1. Автократический (авторитарный).
Дадим характеристику каждого стиля, условия его применения, преимущества и недостатки. Автократический стиль — это жесткий стиль управления армейского типа. Действительно, его можно охарактеризовать почти цитатой из устава армии: приказ начальника — закон для подчиненных, приказ не обсуждается, и он должен быть выполнен беспрекословно, точно в срок. Руководитель-автократ принимает единоличные решения без советов с подчиненными и спускает их по нисходящей вертикали. ^
^
^
Демократический стиль характерен предоставлением подчиненным больших прав в области разработки и принятии решений. Причем по целому ряду решений, не определяющих стратегический курс предприятия, подчиненным предоставляется полное право действовать самостоятельно. Руководитель здесь исходит из принципа наиболее глубокого разделения труда в управлении как по функциональному, так и квалификационному признакам. Но при этом важно подчеркнуть, что, если руководитель считает позицию подчиненных ошибочной и уверен, что его оценка верна, то он должен принять единоличное решение по автократическому образцу. Это исходит из принципа единоличной ответственности руководителя за результаты деятельности объекта управления. ^ 1.Меньшая вероятность принятия ошибочных решений, так как они вырабатываются коллегиально.
^
^ — большие затраты времени на выработку и принятие решения. Либеральный стиль управления отличается предоставлением подчиненным очень широких прав в выработке, принятии и исполнении решений, причем иногда не только оперативно-технического, но и перспективно-стратегического характера. ^
Недостатки либерального стиля
^
В современных взглядах на управление приоритет принадлежит ситуационному фактору. Это значит, что руководитель должен в своей практической деятельности применять тот стиль управления, который даст наибольший эффект (быстрее приведет к цели) в конкретно сложившихся условиях. Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Отсюда ясно, что руководитель любого иерархического уровня должен уметь пользоваться всеми стилями управления. Он должен знать их сильные и слабые стороны, условия и границы правильного применения каждого стиля. ^ С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия. Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Их назначение велико. Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования. Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок. Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет. Целевое управление применяется при практической реализации в производстве какой-либо крупной научно-исследовательской разработки. ^ – оперативно решать возникающие технико-технологогические, организационные, финансовые и другие проблемы, которые всегда возникают в производстве на стадии освоения новой техники и прогрессивных технологий. Организационная сущность: – формальные процедуры (как правильно приказом) по предприятию назначается руководитель целевой группы, которому даются широкие полномочия в части решения всех проблем, возникающих в процессе освоения новшеств на всех уровнях ОСУ предприятия. – в целевую группу назначаются квалифицированные специалисты всех функциональных структур предприятия, имеющие отношение к реализации целевой программы. Этим специалистам даются широкие полномочия в пределах их компетенции части решения проблем, имеющих отношение к той функциональной службе, от которой назначен специалист в целевую группу. – в целевую группу назначаются «по согласованию» представители разрабатывающей реализуемой новшество организацией, если она не является функциональной структурой предприятия, осваивающего данное новшество. Если в процессе реализации новшества выясняется, что инновационная продукция благоприятно воспринята рынком и требует быстрого наращивания объемов ее производства на предприятии, то на исключено создание в рамках предприятия самостоятельного производства, руководителем которого может стать руководитель ранее созданной целевой группы. Т. е. главная задача – как можно быстрее реализовать НИОКР-ую разработку. ^ ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ (или система ПАТТЕРН) обоснование планирования и прогнозирования посредством научно-технической оценки количественных данных необходимых для достижения цели. Главная цель этого метода состоит в том, чтобы увязать действия, которые необходимо предпринять сегодня, с целями, поставленными в перспективе. Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Они подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок. Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет. Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи (см. рис.). ![]() Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи Построение дерева целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо. ^ позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. ^ Теории мотивации |
![]() | Консультационный курс для подготовки к итоговому государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации» // Авторы-составители:... | ![]() | Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров |
![]() | Становление и развитие теории и практики менеджмента. Эволюция научных школ управления | ![]() | Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики |
![]() | Вопросы к итоговому государственному квалификационному экзамену по специальности 080504. 65 "Государственное и муниципальное управление"... | ![]() | Программа подготовки студентов к итоговому междисциплинарному государственному экзамену |
![]() | ![]() | Вопросы к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 030602 «связи с общественностью» | |
![]() | Цели и задачи программы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» заключаются... | ![]() | Специальности: Менеджмент организации, Мировая экономика, Экономика и управление на предприятии, Документоведение и доу |