Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы




НазваниеСистема, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы
страница1/6
Дата публикации22.07.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Основные понятия информационных систем. Характерные особенности ИС.

Система-любой объект, который представляет собой множество связанных и взаимодействующих между собой составных элементов. Любая система определяется след. Параметры и характеристиками: 1.Структура-система взаимосвязей между ее отдельными элементами. 2. Входные и выходные потоки –материалы ,сообщения, данные и тд. 3. Закон поведения системы- функция, связывающая изменения выходных значений потоков от выходных значений. 4.Целевая ф-ия системы и ограничения- представляют собой хар-ку системы ,зависит от других параметров ,значение которой должно быть наибольшим или наименьшим.

^ Инфо. Системы -совокупность программ и технич. Средств ,матем. Методов и алгоритмов, пользоваиелей и специалистов ,предназначенная для хранения ,обработки и выдачи инфо. В интересах решения поставленной задачи. Характерные особенности: 1. Выходной продукцией яв-ся инфо. на основе которой принимаются решения. 2. ИС предназначена для сбора, хранения и обработки инфо. Поэтому в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. 3.Каждая ИС ориентируется на конечного пользователя. следовательно ИС должны обладать простым и удобным интерфейсом.
2.Понятия система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы

^ Система-любой объект, который представляет собой множество связанных и взаимодействующих между собой составных элементов. Св-ва: 1.Относительность- любая система принадлежит окружающему миру,но каждую систему при исследовании и изучении можно рассм-ть отдельно от окруж.мира. 2.Делимость- любую систему можно представлять состоящую из отдельных подсистем.каждую из которых можно рассм-ть как отдельную систему. 3.Целостность- согласованное функционирование отдельных подсистем целевой системы. 4.Структурированность- определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри ситемы и распределений элементов системы по уровням иерархии.

^ Объект-любой элемент системы.Св-ва: 1. Идентифицирующий- т.е. св-ва,по значению которых можно отличить каждый данный экземпляр объекта от любых других. Взаимодействие объектов- называют факт участия нескоьких объектов в каком-либо процессе. Св-ва взаимодействия- которое хар-ет совместное поведение объектов,но не относится к одному объекту в отдельности.
^ 3.Структура информационных систем. Основные подсистемы.

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Если общую структуру ИС рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, то в этом случае подсистемы называют обеспечивающими.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

^ Математическое и программное  - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения БД.

Правовое - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
^ 4. Функционирование информационных систем. Эффективность работы ИС

В процессе функционирования ИС происходят преобразования ИС.Основные операции преобразования: 1.Сбор и регистрация инфо. 2. Передача инфо. 3.Машинное кодирование. 4.Хранение и накопление инфо. 5.Поиск данных. 6. Обработка инфо. 7.Принятие решения.

Принципы:Соответствие. ИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью. Критерий оценки эффективности должен быть количественным.

Экономичность. Затраты на обработку инф-ции в ИС д. б. меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой инф-ции.

Регламентность. Большая часть инф-ции в ИС поступает и обрабатывается по расписанию со строгой периодичностью.

Самоконтроль. Подразумевает непрерывную работу ИС по обнаружению и исправлению ошибок в данных и процессах их обработки.

Интегральность. Однократный ввод инф-ции в ИС и ее многократное многоцелевое использование.

Адаптивность. Это способность ИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

При создании ИС возникает задача объективной оценки качества ее функционирования. Эффективность работы ИС выражается при помощи набора числовых характеристик, называемых критериями эффективности. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ИС и поставленными перед ней целями. Величина, выбранная в качестве критерия должна удовлетворять ряду требований: она должна прямо зависеть от процесса проектирования системы, давать наглядное представление об одном критерии систем функционирования и допускать приближенную оценку по экспериментальным данным. Оценка ИС, как правило, делается на основе комплекса критериев.

^ Оценке подлежат:

Система в целом;

Отдельные составляющие этапа проектирования системы (программное обеспечение, техническое обеспечение и т. п.);

Важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы (подготовка данных, обработка инф-ции, ведение массивов).
^ 5. Основные виды информационных технологий.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников. Задачи:1.сбор данных 2. обработка данных.3.хранение данных. 4. создание отчетов.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.Операции: .инфо от итод-обработка данных-создание управленч. Отчетов-выход инфо

^ Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.Операции: Данные из внеш. Среды-обработка данных посредствои Офис ПО- выходн инфо.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса в котором участвуют:система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере ряд ее отличительных характеристик:ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;направленность на непрофессионального пользователя компьютера;высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.Операции: Данные из внеш.среды-система принятия решения от нее база моделей и база данных – инфо для принятия окончательного решения.

^ Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются :интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
^ 6.Классификация информационных систем по типу решаемой задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

^ Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

Неструктурированная (не формализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение; 

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
^ 7.Классификация информационных систем по функциональному признаку.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность. 

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Mapкетинговая деятельность включает в себя: анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;организацию рекламной кампании по продвижению продукции; рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
^ 8.Классификация информационных систем по иерархическому признаку.

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию

^ Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

^ Информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем: сравнение текущих показателей с прошлыми; составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне; обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Стратегическая информационная система – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
^ 9.Классификация информационных систем по степени автоматизации.

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.
^ Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой.
^ Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" обязательно вкладывается понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.
Пример 1.1. Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. Информационная система обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере
^ 10 Экономическая информация. Классификация, особенности, виды экономической информации

Экономическая информация относится к области экономических знаний. Она характеризует процессы снабжения, производства, распределения и потребления, материальных благ.

Для экономической информации характерны следующие особенности: объемность, цикличность, преимущественное представление в виде цифр и букв, относительно простые алгоритмы расчетов.

^ Классификация экономической информации по функциям управления. Нормативно-справочная информация содержит различные справочные и нормативные данные связанные с производственными процессами и отношениями. Это нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы. В общем объеме всей информации составляет 50-60%. Плановая информация включает в себя значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (год, квартал, месяц, сутки).Учетная информация отражает фактические значения запланированных показателей за определенный период времени. Отчетно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности предприятия для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции. Например, годовой бухгалтерский отчет.

^ Классификация по месту возникновения. Входная информация — информация поступающая в структурное подразделение извне и используемая как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления. Выходная информация — информация поступающая из одной системы управления в другую, то есть за пределы данной системы. Промежуточная.

^ Классификация информации по степени стабильности. Постоянная информация остается без изменений или подвергается незначительным корректировкам в течении длительного периода времени. Это различные справочные сведения, расценки, нормативы .Условно-постоянная Переменная информация отражает результаты выполнения производственно-хозяйственных операций, соответствует их динамизму и как правило участвует в одном технологическом цикле обработки.
^ 11 .Структура экономической информации. Реквизиты и показатели. Виды показателей.

Говоря о структуре информации, различают два взаимосвязанных между собой аспекта:
состав элементов, образующих структуру экономической информации; взаимосвязь между элементами этой структуры. Рассматривая с этих позиций структуру экономической информации, выделяют простые и составные единицы информации. Составной единицей информации (СЕИ) называют единицу информации, состоящую из совокупности других единиц информации, ассоциативно связанных между собой, т.е. связанных по смыслу. Простой, элементарной составляющей единицей экономической информации является реквизит. Реквизиты – это элементарные неделимые единицы экономической информации, выражающие определенные свойства объекта. Реквизитам присущи два свойства, важных с точки зрения их обработки: отдельно взятый реквизит не может полностью характеризовать экономический процесс или объект; отдельный реквизит может входить в состав различных экономических показателей.

В зависимости от характера отображаемого ими свойства реквизиты делятся на реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

Реквизиты-признаки отражают качественные свойства экономического объекта, процесса или явления (время и место действия, фамилия, имя, отчество исполнителя, наименование работы и т.д.). Они могут быть выражены в алфавитном, цифровом или алфавитно-цифровом виде. Реквизиты-признаки служат для логической обработки составных единиц, т.е. для поиска, сортировки, группировки, выборки и т.д.

Показатель – это совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл. Показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого явления. Экономический показатель как составная единица информации включает один реквизит-основание и группу взаимосвязанных с ним и между собой по смыслу реквизитов-признаков. Экономический показатель – основная единица экономической информации. Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа. (т.е., на основе показателей строятся документы) В документах каждому показателю присваивается наименование. По количеству и составу показателей определяется уровень его информативности и рассчитывается объем информации в документе. Кроме этого, на основе показателя или его реквизита создаются базы данных, которые используются при решении экономических задач.


    1. ^ Сложные единицы информации. Экономический документ и его структура. Электронный документ. Информационный массив.

Сложные единицы информации (СЕИ) – единица, состоящая из совокупности других единиц информации, ассоциативно связанных между собой

^ Информационный массив - совокупность зафиксированной информации, предназначенная для хранения и использования и рассматриваемая как единое целое. Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных записей, микрокопий и т.д. Обычно на предприятиях и в учреждениях информационные массивы формируются по функциональному признаку.

^ Электро́нный докуме́нт — Информация, зафиксированная на материальном носителе в виде набора символов, звукозаписи или изображения и предназначенная для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественного использования.; Форма представления информации в целях ее подготовки, отправления, получения или хранения с помощью электронных технических средств, зафиксированная на магнитном диске, магнитной ленте, лазерном диске и ином электронном материальном носителе.

^ Экономический документ представляет собой определенным образом организованную совокупность взаимосвязанных по смыслу экономических показателей. Экономический документ является основной и наиболее удобной формой представления информации с точки зрения управления, так как наряду с наглядностью представления информации, необходимой для решения задачи или являющейся результатом решения задачи, он содержит атрибуты, придающие ему юридический статус.

Наиболее распространенной формой представления экономических документов является табличная форма, которая в самом общем виде включает общую (заголовочную), предметную (содержательную) и оформительскую часть.

Общая часть содержит название документа и перечень общих по составу и значению реквизитов для всех показателей, представленных в документе. Наличие общей части документа позволяет избежать дублирования информации при характеристике всех показателей, входящих в состав многостраничного документа.

Оформительская часть содержит атрибуты, как правило, непосредственно не участвующие в процессе обработки информации, однако они придают документу юридическую силу, так как включают подписи лиц, участвовавших в подготовке документа.

Помимо табличной формы представления документов в практике организационно-экономического управления могут использоваться также документы упрощенной табличной формы, в которых наименование реквизитов приводятся не в шапке документа, а в боковике, рядом с которым проставляются конкретные значения соответствующих реквизитов. Наконец, экономические документы могут содержать как шапку, так и боковик. Документы такой формы широко используются при подготовке различной отчетности (статистической, финансовой, бухгалтерской, налоговой и т.п.). В качестве носителя информации для отображения содержимого документов наиболее распространенными являются: бумажные, электронные (экранные) и магнитные носители.

    1. ^ Информационные технологии. Информационные технологии обработки данных, управления и автоматизации офиса.

Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

^ Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на оперативном уровне управления в деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:  обработка данных об операциях, производимых фирмой;  создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;  получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

^ Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов.

^ Информационная технология автоматизированного офиса – это организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.


    1. ^ Информационные технологии. Информационные технологии поддержки принятия решений и экспертных систем.

Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса ,в котором участвуют:  система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;  человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. Можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:  ориентация на решение плохо структурированных задач;  сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;  направленность на непрофессионального пользователя компьютера; высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного ин­теллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека.Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.


    1. ^ Автоматизированное рабочее место специалиста в области экономики. Определение, особенности, способы реализации

Автоматизированное рабочее место (АРМ) можно определить как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческой предметной области

АРМ-персональный компьютер, оснащенный совокупностью функциональных и обеспечивающих технологий и размещенный на рабочем месте. Функциональная технология-система решений конкретных управленческих задач (1С:бухгалтерия, 1С:кадры, Гарант). Базовые информационные технологии-базы данных, электронные таблицы. Обеспечивающие технологии-операционные системы типа Windows, интернет технологии IE, OE, Internet Explorer, Outlook Express, антивирусные программы. Назначение АРМ-информационная поддержка формирования и принятия решений для достижения поставленной перед лицом, принимаемые решения, цели. АРМ-некоторая часть ЭИС, обособленная в соотв-ии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей, оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.

3 фазы принятия решений: 1)интеллектуальная-исследование среды, в которой будут приниматься решения 2)дизайн-разработка и оценка возможных альтернатив действий 3)выбор-принятие одной из альтернатив
^ 16.Базы данных: определение, основные понятия. Виды баз данных.

База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностейпользователей[1].

База данных (БД) - это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

^ По организации и технологии обработки данных базы данных подразделяются на  Централизованную базу данных отличает традиционная архитектура баз данных.Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).

По способу доступа к данным: БД с локальным доступом (обраб-ся на 1 комп); БД с удаленным доступом т.е. обраб-ся по сети.
^ 17.Модели данных, используемые в базах данных.
Ядром БД явл. Модель данных. Модель данных- это совокупность структур данных и операций их обработки. С помощью моделей данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними.

Виды моделей данных БД. Иерархическую модель БД изображают в виде дерева. Элементы дерева вершины представляют совокупность данных, например логические записи. Данная модель используется для хранения данных, имеющих взаимное подчинение. Сетевые модели БД соответствуют более широкому классу объектов управления, хотя требуют для своей организации и дополнительных затрат. Реляционная модель БД представляет объекты и взаимосвязи между ними в виде таблиц, а все операции над данными сводятся к операциям над этими таблицами. На этой модели базируются практически все современные СУБД. Эта модель более понятна, "прозрачна" для конечного пользователя организации данных.


      1. ^ Реляционная модель данных. Структура и особенности. Понятие ключевого поля. Примеры.

Реляционная модель данных – логическая модель данных.

^ Структурная часть модели определяет, что единственной структурой данных является нормализованное n-арное отношение. Отношения удобно представлять в форме таблиц, где каждая строка есть кортеж, а каждый столбец – атрибут, определенный на некотором домене. Данный неформальный подход к понятию отношения дает более привычную для разработчиков и пользователей форму представления, где реляционная база данных представляет собой конечный набор таблиц.

Ключевое поле служит для однозначного определения данных в строке, для связи с другими таблицами и т.д. данные в ключевом поле не должны повторяться.

Кратко особенности реляционной базы данных можно описать следующим образом:

  • Данные хранятся в таблицах, состоящих из столбцов и строк;

  • На пересечении каждого столбца и строчки стоит в точности одно значение;

  • У каждого столбца есть своё имя, которое служит его названием, и все значения в одном столбце имеют один тип. Например, в столбце id_forum все значения имеют целочисленный тип, а в строке name - текстовый;

  • Столбцы располагаются в определённом порядке, который определяется при создании таблицы, в отличие от строк, которые располагаются в произвольном порядке. В таблице может не быть не одной строчки, но обязательно должен быть хотя бы один столбец;

В реляционных базах данных данные собраны в таблицы, которые в свою очередь состоят из столбцов и строк, на пересечении которых расположены ячейки. Запросы к таким базам данных возвращает таблицу, которая повторно может участвовать в следующем запросе. Данные в одних таблицах, как правило, связаны с данными других таблиц, откуда и произошло название "реляционные" .
^ 19.Понятие системы управления базами данных (СУБД). Состав и функции СУБД

Система управления базами данных (СУБД) – это система, обеспечивающая поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность данных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими программными средствами.

^ Системы управления базами данных – это программные средства, с помощью которых можно создавать базы данных, наполнять их и работать с ними.

СУБД позволяют выполнять следующие функции:

  • добавлять новые данные;

  • обновлять и изменять данные;

  • получать ответы на запросы;

  • осуществлять поиск нужных данных;

  • анализировать данные;

  • печатать отчеты, диаграммы;

выполнять экспорт и импорт данных

В состав любой СУБД входят следующие основные элементы:

1.Ядро СУБД отвечает за управление данными во внешней памяти и в оперативной памяти ЭВМ.

При использовании архитектуры "клиент-сервер" ядро, как правило, выполняется на сервере компьютерной сети.

2.В состав инструментальных средств разработки прикладных программ входят язык программирования, компилятор языка базы данных (обычно SQL), средства реализации меню и экранных форм ввода-вывода информации. Основной функцией компилятора языка СУБД является компиляция операторов языка базы данных в некоторую выполняемую программу.

3.В отдельные утилиты СУБД обычно выделяют такие процедуры, которые слишком накладно выполнять с использованием внутреннего языка СУБД, например, загрузка и выгрузка БД, сбор статистики, глобальная проверка целостности БД и т.д

^ 20.Требования,предъявляемые к СУБД. Примеры современных СУБД.

1.время выполнения запросов;2.скорость поиска требуемой информации;3.время выполнения операций4.импортирования базы данных из других форматов;5.скорость выполнения операций обновления, вставки, удаления данных;6.максимальное число параллельных обращений к данным в многопользовательском режиме;7.время генерации отчета.

В настоящее время одними их самых быстрых СУБД являются Microsoft FoxPro и Paradox.

Также одним из главных требований, предъявляемых к СУБД является возможность обеспечения целостности данных в базе данных.

Это свойство заключается в том, что в СУБД имеются средства, позволяющие проверить правильность и полноту информации в БД, независимо от того, каким образом она туда заносится (оператором вручную, с помощью специальной программы, посредством импорта информации из других БД).

Для обеспечения целостности данных устанавливаются специальные правила целостности, которые хранятся вместе с самой базой данных. По надежности сохранения целостности данных лидерами являются СУБД Microsoft Access и Paradox.

Помимо целостности данных желательно, чтобы СУБД обеспечивали безопасность данных.
Безопасность данных определяется наличием в СУБД следующих возможностей:

  • шифрование прикладных программ;

  • шифрование данных;

  • защита паролем;

  • разграничение доступа к отдельным частям БД (таблицам, запросам, отчетам и т.д.).

  • Хорошими характеристиками обеспечения безопасности данных обладает Microsoft Access.

21 .Технология работы в СУБД. Основные типы данных.

1.При создании структуры таблиц БД происходит определение перечня полей, из которых она должна состоять, их типов и размеров. При этом каждому полю таблицы присваивается уникальное имя.

Тип данных указывает программе СУБД, как обрабатывать эти данные.

Можно использовать следующие типы:

текстовый – для текстовой информации и чисел, при невыполнении матема­тических расчетов;

поле MEMO – для хранения произвольного текста, например, комментария или примечания;

числовой – используется при выполнении математических операций над данными;

денежный – используется для операций с денежными единицами;

дата/время – предназначен для хранения информации о дате и времени;

счетчик – специальное числовое поле, в котором многие СУБД проставляют уникальные порядковые номера записей;

объект OLE – это объект, созданный другим приложением (например, электронная таблица, рисунок, текст).

^ 2.Ввод и редактирование данных можно выполнять непосредственно или с помощью дополнительных программ и запросов. При непосредственном вводе могут использоваться создаваемые экранные формы или ввод осуществляется напрямую в таблице. Экранные формы имеют более дружественный интерфейс, и их рекомендуется использовать для пользователей с низкой квалификацией.

^ 3.Обработка данных осуществляется с помощью запросов или в процессе выполнения специально разработанной программы.

Запрос представляет собой вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкцию на отбор записей, подлежащих изменению.

Запросы бывают следующих видов:

  • Запрос-выборка предназначен для отбора данных, хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные. При выполнении запроса данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или нескольких таблиц и выводятся на экран в определенном порядке.

  • Запрос-изменение предназначен для изменения или перемещения данных. К этому виду относятся: запрос на добавление записей, запрос на удаление записей, запрос на создание таблицы, запрос на обновление.

  • Перекрестный запрос предназначен для группировки данных и представ­ления их в компактном виде.

  • Запрос с параметром, позволяющий определить одно или несколько условий отбора данных.

  • ^ Запросы SQL – запросы, которые могут быть созданы только с помощью инструкций SQL. Это запрос-объединение, запрос к серверу и управляющий запрос. Данный вид запросов позволяет использовать СУБД в локальных вычислительных сетях

^ 4.Просмотр данных в БД может осуществляться с помощью стандартных форм в виде таблицы или с помощью специальных отчетов. Особенно отчеты важны для вывода обработанной информации.

При построении отчета пользователь имеет возможность:

  • включить в отчет выборочную информацию из БД;

  • добавлять информацию, не содержащуюся в БД;

  • выводить итоговые данные;

  • располагать выводимую информацию в удобном виде;

  • включать в отчет информацию из нескольких связанных таблиц БД.

^ 22.Табличные процессоры в информационных системах. Назначение, функции, технология работы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconВопросы к курсу «функциональная лексикология» (специализация рки)
Лексика как система. Основные свойства лексической системы. Противоречивость лексической системы. Преимущества системного подхода...

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconТеория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа)....
Объект и пред­мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­тема....

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconПредмет и объект психологии. История развития психологического знания...
История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния....

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы icon-
Основные нормативные документы б) механизмы управления системой (основные органы управления, их компетенции и взаимодействие) в)...

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconN Применение моб для оценки структурных изменений в экономике, для...
Функциональный подход: рассматривается взаимодействие объектов системы при выполнении ими определенных функций

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconЛекция №16
Виды ионизирующих излучений. Взаимодействие с веществом протонов, электронов, фотонов и нейтронов. Механизмы взаимодействия. Рентгеновское...

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconПеречень экзаменационных вопросов по дисциплине «Таможенная логистика»...
Логистическая система: понятие, виды, классификация, свойства, границы логистической системы

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconЛогистическая система как объект изучения
Установившегося определения логистической системы нет ни в отечественной литературе, ни в зарубежной. Поэтому приведем несколько...

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconЗакон Гука при растяжении (сжатии)
Сила и её свойства. Система сил. Эквивалентные силы и системы сил (примеры). Равнодействующая сил. Равновесие

Система, объект, взаимодействие объектов, основные свойства системы iconЛабораторная работа 6 Word
Следует избегать многообразия вариантов форматирования многостраничных документов. Текстовый документ в этом случае следует рассматривать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов