Скачать 1.23 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛ I. ВВОДНЫЙ. Лекция №1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА…………. …………………………2 Лекция №2. ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…..10 Раздел II. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Лекция №3. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………15 Лекция № 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ……………………23 Лекция № 5. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………..29 Лекция № 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………….35 Раздел III ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ. Лекция № 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ …………………………………………………...……………………………..…..42 Лекция № 8 СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ……………………..53 Лекция № 9 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…65 Лекция №1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
1. Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки необходимо уточнить эти понятия. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть реальности окружающего нас мира. Эта реальность существует независимо от нашего сознания и знания о ней. Окружающую нас реальность можно подразделить на физическую (материальную) – ту что можно зафиксировать в наших ощущениях – увидеть, потрогать, замерить приборами и т.п. Другая реальность – социальная, которую изучает социология, её нельзя потрогать, замерить приборами, она требует специального инструментария (об этом речь пойдет в следующей лекции). Социальная реальность состоит из отношений людей к чему бы то ни было, их связях и взаимодействиях. Следовательно, объектом социологии является социальная реальность и в первую очередь - общество, рассматриваемое как совокупность индивидов и взаимосвязей между ними. А что же такое предмет исследования? Предмет исследования, наоборот существует только в голове исследователя и зависит от накопленного знания и является его составной частью. Другими словами – это информация об объекте, которую мы собираем, изучая его. В быту мы постоянно собираем информацию об окружающих нас людях. Например, молодые люди в определённый период своего существования начинают активно искать себе партнёра, с которым можно пройти по жизни рядом – создать семью. Из всего окружения выделяется определённый объект изучения, с начало по внешним данным, затем исследуются внутренние качества и характерологические особенности данного индивида. Как видите, данный социальный объект содержит несколько сторон изучения или предметов. Охватить все стороны объекта в одном исследовании не представляется возможным в связи с огромным количеством знаний, которые он несет в себе. Так, в нашем примере физиологические и анатомические особенности организма избранника, если нет очевидных патологий, познаются только при необходимости. Итак, выделив объект и предмет, мы можем заключить что, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах. Сюда относятся: Во-первых, личность как элемент любой социологической системы. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Во-вторых, социальные общности - реально существующие, совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Сюда относятся большие (нации, классы, и т.д.) и малые – «контактные» социальные группы (семья, школьный класс, студенческая группа и т.д.) В-третьих, социальные институты исторически сложившиеся устойчивые формы организации людей для совместной деятельности. К ним относятся: образование, государство, организации, армия, бизнес, семья, наука, политика, и т.д. В-четвертых, социальные процессы, представляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Они могут быть: стабильности и мобильности, интеграционные и дезинтеграционные стихийные и сознательные. 2. Социология как наука принадлежит к системе гуманитарных наук. Среди этих наук наиболее близкими по объекту исследования являются социальная психология и антропология. Иногда даже специалисты не могут разделить предметы, изучаемые этими дисциплинами. Следует подчеркнуть особенности социологии: Во-первых, в отличие от других гуманитарных дисциплин социология изучает общество в целом. Во-вторых, ее конкретные разделы (социология труда, социология образования, социология семьи и др.) позволяют изучать глубже процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы. В-третьих, исследуя конкретную сферу жизни общества, социологи акцентируют свое внимание на том, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы и т.д. В–четвертых, данный анализ социолог проводит с точки зрения потребностей, интересов, предпочтений, ожиданий и настроений людей. 3. Социологическое знание существует в нескольких видах и уровнях: |
![]() | Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная... | ![]() | Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение».... |
![]() | Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник... | ![]() | Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник... |
![]() | Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и... | ![]() | |
![]() | Социология образования – это наука о становлении, развитии и функционировании образования как социального института и взаимодействии... | ![]() | Основы ее заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество и греческого... |
![]() | ... | ![]() | Основы социологии заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество... |