Скачать 315.25 Kb.
|
Урсу Иван Серафимович Посещаемость Конспект 2 контр. Раб. Итоговое тестирование Конспект пособия Активность Макс. 100 балов 0-50-2, 51-70-3, 71-90-4, 91-100-5 Клюев А.В. Лукьянов В.Г. Урсу И.С. Социология СПБ, СЗАГС 2007 Конспект 4 раздела. ( за искл. 2 гл. раздела программы социологического исследования) Социология Лекция 1 Социология как наука. Социально экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Общие теоретические и методологические основы социологии как науки. История становления и развития социологической мысли: западная социология, российская социология. 1839г.- О.Конт вводит термин социология, до того как его ввели был термин социальная физика. Лат. – societas (общество, социум) Социология Греч. – Logos (наука, понятие, учение) Социология – это наука об обществе. Рост городов, процессы урбанизации, миграция сельских жителей в города, процесс обучения населения работающего на промышленных предприятиях, рост самосознания людей. Главное достижение революции – была сформирована новая структура общества. Предприниматели – наемные работники. Результат переход к республиканскому строю и механизир. Труду. 1789-первая республика. Формирования представления общества как социальной системы(упорядоченное целостное образование которое слагается из множества компонентов между которыми устанавливаются горизонтальные и вертикальные связи и отношения). Общество носит – иерархический характер, оно должно быть управляемой системой, должна система развиваться и функционировать. Это представление было сформировано в древней Греции Аристотелем и Платоном. Платон - Общество то есть государство – это исскуственная система. Аристотель утверждал - что общество это естественная система и нельзя в нее вмешиваться. Системный подход пришел в Социологию из кибернетики и биологии. Вторая научная предпосылка – это учение о методе. Основателями этого учения выступали Р. Декарт(дедуктивный метод движения познания от общих посылок к частным выводам) и Ф. Бэкон. (индуктивный метод движения познания от частного в общему). Третья научная предпосылка – это учение о прогрессе, о развитии (Вольтер, Руссо и т.д) развитие общества идет по восходящей линии, от простого к сложному, от не развитого к развитому. 2 вопрос. Проблема взаимоотношения личности и общества. Из того факта как решается данная проблема в социологии сформировались два основных теоретических направления: Социологический Позитивизм (реализм) – основатель О.Конт Социологический Номинализм – М.Вебер Интегрализм Объект и предмет социологии. Объект – общество, предмет – свойства и качества объекта которые значимы для социологии, закономерности и тенденции развития общества. 3. Структура социологического знания. ![]() II теории среднего уровня 1тсо 2тси (инст.) 3 тсп (проц.конфликт.) III Конкретные социологические исследования Методы исследования. Метод – это способ создания. Выделяют три группы методов: Философские методы – всеобщие методы, то есть методы которые применяются во всех сферах общественной жизни. ( индукция, дедукция, анализ, синтез) Общенаучные – применяются во всех науках. (эксперимент, наблюдение, исторический метод) Конкретно-предметные методы – в одной максимум в трех дисциплинах близких по духу. (метод фокус групп, социометрия, диагностические способы изучения социальных установок) Задачи и функции социологии. Основной задачей социологии является определение социального закона развития. Социальный закон это устойчивая связь между причинами и следствиями. Социальный закон имеет две формы проявления: 1) закономерность уточняется в тенденциях развития 2) тенденции. Закон разделения труда, закон перемены труда, он фиксирует нам уровень интеллектуального развития общества. Закон возвышения потребностей ( Ленин, Абрахам Маслоу). Закон ускорения исторического времени. По мере продвижения человеческого общества по цивилизационной лестнице сокращается время существования общества. Закон ускорения, закон неравномерного развития. Тенденции: специализации, технизации и информатизации, индивидуализации и рационализации, тенденция роста населения, усложнение общества, тенденция социальной деференциации, тенденция бюрократизации (олигархизации), тенденция урбанизации. Функции социологии: познавательная(субъектом познания является индивид, группа, общность, объектом является индивиды, природа), преобразовательная, управление и организация как вид деятельности, воспитательная, манипулятивная, идеологическая. Социология – это наука которая изучает закономерности становления развития и функционирования общества, социальных общностей и личностей, как социального типа личности. Истрия становления и развития социологической мысли. Экономический детерминизм к. маркса Общество и личность социологии. (интегрированная лекция) Концепции общества Общество как социальная система Социальные общности и критерии их классификации Социальная структура, социальная стратификация, мобильность Социальные институты их структура, основные типы и функции Социальные процессы, социальные изменения и социальное развитие Понятие личности в социологии Концепции общества: Сетевая концепция (атомистическая концепция (атом)). С точки зрения этой концепции общество представляет собой легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый человек или индивид может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины связанным прямо (непосредственно) с немногими индивидами и косвенно со всем остальным миром. Теория социальных групп. Общество это совокупность различных пересекающихся групп людей которые являются разновидностями одной доминирующей группы. (христиане – католики, православные, протестанты) Теория социальных институтов. Общество это система социальных институтов и организаций в пределах которых люди осуществляют совместную социальную жизнь. Они гарантируют постоянство и устойчивостью отношений между людьми и устанавливают всевозможные формы коллективной жизни. В конечном итоге институты это организованные группы или общности людей. Неравенство – атрибут любого общество. Выделяются 4 вида отношений: экономические, политические, духовные и социальные. Каждый из перечисленных видов отношений формирует соответствующую сферу отношений. В пределах экономической сферы выделяют: отношения собственности, обмен, распределение, управленческие. Политическая сфера: господство и подчинение. Социальная сфера: образование, медицина, спорт. Духовная сфера: религиозные отношения, нравственные, добро и зло. Демографическая, техническая, военная и т.д. Основные подходы к периодизации человеческой истории общества. Американский антрополог Г.Л. Морган дикость – варварство – цивилизация. К. Маркс за основу взял не письменность, не культуру, а взял за основу собственность. Примитивно-общинный строй – рабовладельческий строй – феодальный строй – капиталистический строй – коммунистический. Современная западная футурология(учение о будущем) примитивное общество – аграрное – индустриальное – пост индустриальное. Взаимосвязь политических экономических процессов.
50-60 лет. Любое общество характеризуется следующими атрибутами: Социальное неравенство (ограниченные возможности к ресурсам финансовым, образовательным, политическим и т.д.) между людьми Любое общество, любая социальная система, любой социальный объект характеризуется наличием двух форм существования, двух форм бытия, пространство и время Общество есть совокупность взаимосвязанных ей взаимодействующих социальных общностей с целью удовлетворения потребностей Общество – это социальная система Социальная общность – это большая или малая группа людей обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение и объединенных совместной деятельностью. Критерии классификации социальных общностей: Количество человек входящих в объединение людей ( 2-3 человека) Продолжительность существования ( от нескольких минут до тысячи тысячи лет) Системообразующие признаки: (проффесиональные ) Территориальный признак Этническая принадлежность 1500 этнических общностей, на земле на считывыется 5 тыс. общностей) Демографическй признак Конфессиональные признаки Политические Структура, стратификация, мобильность. При анализе социальной структуры в общества могут быть использованы два социальных подхода : КЛАССОВЫЙ И СТРАТФИКАЦИОННЫЙ. Классовый подход – это специфическая измерительная процедура. Классовый подход очень эффективен, когда анализ или исследование проводится на макро социальном уровне, на уровне общества в целом, тогда на макро социальном уровне выделяются три класса высший, средний, низший. При стратификационном подходе описывается положение индивидов или социальных групп на шкале иерархических статусов в конкретной сфере жизнедеятельности. Выделяются не классы, а страты в каждой социальной общности.
Низший слой низшего класса = социальное дно (андер класс) Социальная структура детерминируется разделением труда и определяется как совокупность различных по численности и положению в системе общественных отношений и общества в целом, социальных общностей и социальных групп. В рамках социальной структуры выделяют классовую, профессиональную, демографическую, этническую и т.п. подструктуры. Социальная структура реализует : распределительную, стимулирующую, интегрирующую, инновационную. Стратификация это иерархическая дифференциация людей на классы и слои по определенным признакам(критериям). Критерии стратификации: Доход Уровень образования Властные полномочия Престиж профессии Принято выделять следующие виды стратификации: Одномерное и многомерная стратификация Экономическая ( доход) Политическая (власть) Профессиональная (уровень образования, престиж профессии) Две модели стратификации: Западная (США) ромб Высший 10% Средний 80% Низший 10% Российская пирамида 5 % 25% 70% Основные способы социального неравенства 1)Децильный коэффициент 10%________10% 2) Нормативный способ (прожиточный минимум) Статистический способ ( на что тратят люди свои доходы) Чем меньше доход индивида и семьи, тем больше тратится на питание. Индекс развития человеческого потенциала – интегральный показатель который взят на вооружение для определения уровня социально экономического развития стран членов ООН. Доход мин. – 100 долларов на душу населения в год, Продолжительность жизни мин. 25 лет мак. -85 япония, Россия жен. 72 -73 , муж. 59 - 60 Уровень образования – охват образования Основная проблема социологии это проблема личности и общества. Определяющим началом с точки зрения Конта является общество, а общество изучается социологией в единстве трех временных компонентов – прошлого, настоящего и будущего. Основным фактором развития общества является знание. Одна из задач социологии это построение иерархии положительных наук. В начале находилась математика, потом астрономия, физика, химия, биология. Порядок как основание (социальная статика), прогресс как цель (социальная динамика), любовь как принцип. В рамках социальной динамики он сформулировал свой закон трех стадий. Первая стадия по его мнению охватывает период появления человека на земле 1300г. 1-ая стадия религиозная где главным знанием является религия, фетишизм, монотеизм. 2-ая стадия от 1300 – до года великой французской революции 1800, своим развитием прошла реформацию в лице Мартина Лютера ( проблема свободного выбора), просвещение французское, великая французская революция, 3-я научная стадия которая должна состоятся. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Средства труда 1) Собственность Предметы труда 2) Обмен Рабочая сила 3) Распределение Наука Г. Тард Г. Лебон (основатель массовой психологии , поведения людей в массе) ФранцияПодражание. 1) Оказавшись в толпе индивид перекладывает свою личную ответственность за содеянное на толпу, на массу, причиной тому исчезает категория «Я» а появляется категория «МЫ». 2) В толпе в массе индивид либо заражается негативными чувствами или заряжается. Фрейд. Исходил из того что личность слагается из трех компонентов: 1) бессознательное «ОНО» наша подлинная реальность, инстинкты двигающие поведения ( сексуальные влечения, влечения к смерти или к разрушению) 2) Я призвано снять напряжения между природой и обществом.3) «Сверх-Я» |
![]() | По источн инф. К.: 1)документальный(форм проверка,ариф проверка,норм прав проверка,логич проверка,встречная проверка,балансовой увязки,приём... | ![]() | Айдар (Айдэр)- родовые волосы, которые не срезали с самого рождения у младенцев мужского пола. В результате вырастал большой чуб-... |
![]() | Художник находится в двойственном отношении с природой: он ее господин и вместе с тем раб. Он ее раб, поскольку он должен действовать... | ![]() | Художник находится в двойственном отношении с природой: он ее господин и вместе с тем раб. Он ее раб, поскольку он должен действовать... |
![]() | Основ-я, фунд и наземн констр-ции раб-т как 1 констр-ция. Оценивают особ-ти раб всей сист и каждой ее составной части. Сист рассм-т... | ![]() | Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Для вузов т “Наука”, М.,1970, 1972, 1976, 1978, 456 с |
![]() | Конспект выполняется в электронном виде. Название файла должно содержать номер темы конспекта из списка и Вашу фамилию. Например,... | ![]() | Для самостоятельной проработки альбома таблиц и слс, а также рукописного словаря и конспекта по ключевым понятиям |
![]() | Найти в дополнительной литературе объяснение следующим терминам и понятиям (подготовить конспект) – 5 на выбор | ![]() | Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту |