Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины»




Скачать 329.12 Kb.
НазваниеЗакон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины»
страница1/3
Дата публикации20.08.2013
Размер329.12 Kb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > География > Закон
  1   2   3

Тема 4. Правовой режим земель природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения


Тема 4. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА

И ИНОГО ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПЛАН

1. Понятие и состав земель природно-заповедного фонда и иного

природоохранного назначения

2. Правовой режим земель природно-заповедного фонда

3. Правовой режим земельных участков, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую научную ценность

4. Правовой режим земель водно-болотных угодий международного значения


1. Понятие и состав земель природно-заповедного фонда и иного

природоохранного назначения
Традиционно в отечественной правовой системе сложилось двойственное правовое регулирование правового режима земель отдельных категорий земельного фонда. Ведь земельное законодательство устанавливает лишь особенности использования земель для различных видов деятельности, но сам порядок осуществления такой деятельности регулируется другими отраслями законодательства. Это, безусловно, отражается на соответствующем правовом режиме земель. По логике законодателя использование земельного участка носит обслуживающий характер по отношению к виду деятельности, который на нем осуществляется в соответствии с законодательством, а потому правовой режим земель во многом зависит от законодательства, регулирующего порядок осуществления соответствующего вида деятельности.
Правовой режим земель природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения установлен земельным (глава 7 Земельного кодекса) и экологическим законодательством (Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» и другие законодательные акты). Правовой режим земель этой категории представляет собой особый, установленный законодательством Украины порядок поведения различных субъектов в связи с их использованием.

В соответствии с главой 7 Земельного кодекса земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения включают в себя три правовых режима:

а) правовой режим земель природно-заповедного фонда (далее — ПЗФ);

б) правовой режим земель водно-болотных угодий, не отнесенных к землям лесного и водного фондов;

в) правовой режим земельных участков, в пределах которых имеются природные объекты, имеющие особую научную ценность.

Однако все указанные земли объединены единым целевым назначением и характеризуются общностью правового режима.
Интересно, что по ранее действовавшему Земельному кодексу земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения объединялись в одну категорию с землями оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В новом Земельном кодексе (ч. 1 ст. 19) некогда единая категория земель разделена на четыре категории: земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения (п. «в»), земли оздоровительного назначения (п. «г»), земли рекреационного назначения (п. «г») и земли историко-культурного назначения (п. «д»). Такая позиция законодателя в отношении указанных категорий земель является вполне оправданной, так как в связи с принятием новых нормативных актов различия в правовых режимах указанных категорий земель настолько возросли, что классификация земель по целевому назначению не позволяет объединить их единым целевым назначением.

Общая площадь земельного фонда Украины составляет 60,4 млн га. Площадь территорий и объектов ПЗФ по состоянию на 1 сентября 2000 г. составляла около 2,4 млн гектара, или 4% площади земельного фонда страны. По данным Национального доклада о состоянии окружающей природной среды в Украине, площадь болотных угодий, не отнесенных к объектам ПЗФ, составляет 1,6% площади земельного фонда страны, площадь водных угодий — 4%. Таким образом, общая площадь территории, которая может быть отнесена к землям природно-заповедного и иного природоохранного назначения по новому Земельному кодексу, составляет около 5% площади земельного фонда нашей страны. Это ничтожно мало для поддержания экологического равновесия и значительно ниже, чем в большинстве стран Европы (в северной Европе только территория ПЗФ составляет 11 — 12% площади земельного фонда).

Общность правового режима земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения рассматривается в научной литературе как результат определенного охранного режима, связанного с ограничением отдельных видов хозяйственной деятельности и обеспечением сохранности определенного компонента.

При определении основных признаков данной категории земель следует исходить из ст. 19 Земельного кодекса, согласно которой земли делятся на категории по основному целевому назначению. Такое целевое назначение отражается в названии соответствующей категории земель. Земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения, таким образом, используются для охраны окружающей природной среды. Но осуществлять природоохранную деятельность можно на землях любой категории, поэтому законодательство предусматривает

признаки, характерные именно для земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения:

  • эти земли должны использоваться преимущественно для природоохранной деятельности, причем они не только являются пространственно-операционным базисом для осуществления природоохранных мер в отношении особо ценных природных объектов, но и сами являются объектами особой охраны;

  • на этих землях ограничивается хозяйственная деятельность, которая может неблагоприятно сказаться на природных объектах, подлежащих охране;

  • законодательство предусматривает особый порядок перевода земель в эту категорию и возникновения/прекращения прав на них, так как для этого необходимо помимо собственно земельно-правового соблюсти еще и специальный эколого-правовой порядок объявления территории объектом природно-заповедного фонда, водно-болотными угодьями международного значения или землями, на которых расположены объекты, имеющие особую научную ценность;

  • особый порядок управления землями этой категории, который включает наличие специальных государственных органов: Государственная служба заповедного дела, служба государственной охраны ПЗФ Украины, администрации объектов ПЗФ и др.;

  • все земли этой категории включаются в государственную экологическую сеть Украины (систему особо охраняемых территорий);

  • льготный режим финансирования и налогообложения субъектов прав на эти земли;

  • законодательная определенность состава этих земель: это земли либо ПЗФ, либо водно-болотных угодий, не отнесенных к лесному или водному фонду, либо земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную ценность. Другие земли, даже если на них осуществляется исключительно природоохранная деятельность, не могут быть отнесены к данной категории земельного фонда.

На основании вышеперечисленных признаков можно дать следующее определение землям этой категории:

земли природно-заповедного и иного природоохранного назначения это категория земельного фонда Украины, охватывающая земли, включенные в экологическую сеть Украины, на которых расположены объекты природно-заповедного фонда, водно-болотные угодья или особо научно ценные природные объекты, используемые преимущественно для охраны указанных объектов, а также сами объекты, подлежащие особой охране путем осуществления природоохранных мероприятий и установления ограничений относительно проведения хозяйственной деятельности, которая может неблагоприятно сказаться на состоянии этих земель и ценных природных объектов, расположенных на них, а также путем установления особого порядка управления этими землями.
Общий правовой режим всех земель ПЗФ и иного природоохранного назначения определен в ст. 7 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», в соответствии с которой на этих землях запрещается любая деятельность, отрицательно влияющая или которая может отрицательно повлиять на состояние природных комплексов и объектов либо препятствует их использованию по целевому назначению.

^ 2. Правовой режим земель природно-заповедного фонда
В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса земли природно-заповедного фонда — это участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющими особую природоохранную, экологическую, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов ПЗФ.
Земли ПЗФ обладают особым режимом охраны согласно ст. 162 Земельного кодекса. Признаком земель ПЗФ является то, что они полностью либо частично изъяты из хозяйственного оборота.

Единое законодательное регулирование правового режима земель этой категории осуществляется Законом «О природно-заповедном фонде Украины». В соответствии с преамбулой этого Закона, ПЗФ составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда растительного и животного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды.

Согласно ст. 44 Земельного кодекса в состав земель ПЗФ включаются:

а) природные территории и объекты: природные заповедники, национальные природные парки, биосферные заповедники, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища;

б) искусственно созданные объекты: ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки — памятники садово-паркового искусства.

Это вполне соответствует классификации территорий и объектов ПЗФ, приведенной в ст. 3 Закона «О природно-заповедном фонде Украины». В соответствии с ней в зависимости от экологической, научной и историко-культурной ценности земли ПЗФ могут быть общегосударственного или местного значения:

  • Природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки являются объектами ПЗФ общегосударственного значения.

  • Заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, парки — памятники садово-паркового искусства могут быть как общегосударственного, так и местного значения.

  • Региональные ландшафтные парки и заповедные урочища могут быть только местного значения.

Отнесение объектов ПЗФ к объектам общегосударственного или местного значения согласно ст. 39 Закона от 25 июня 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» означает соответствующее отнесение земельных участков к природным объектам общегосударственного или местного значения и влияет на их правовой режим.

В статье 45 Земельного кодекса устанавливается, что земли ПЗФ могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
В соответствии со ст. 4 Закона «О природно-заповедном фонде Украины» земли природных заповедников, заповедные зоны биосферных заповедников, земли и другие природные ресурсы, предоставленные национальным природным паркам, могут находиться лишь в государственной собственности. Это вполне согласуется с положениями статей 83 и 84 Земельного кодекса, согласно которым не могут передаваться в частную собственность земли ПЗФ, имеющие особую экологическую, научную, эстетическую и иную ценность. Исчерпывающий перечень таких земель дан в ст. 4 Закона «О природно-заповедном фонде Украины».

Все остальные земли ПЗФ могут находиться как в государственной, так и в коммунальной и частной собственности.

При использовании земель ПЗФ следует руководствоваться законодательными ограничениями, установленными ст. 9 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», в соответствии с которой земли ПЗФ при условии соблюдения законодательных ограничений могут использоваться в природоохранных, научно-исследовательских, оздоровительных, рекреационных, образовательно-воспитательных целях, для нужд мониторинга окружающей природной среды.

Кроме того, законодательство допускает дополнительные виды использования земель ПЗФ, например, для заготовки древесины, лекарственных и других ценных растений, их плодов, сена, выпаса скота, охоты, рыболовства и т. п. Однако и основные, и дополнительные виды использования земель ПЗФ могут осуществляться лишь при условии, что это не противоречит целевому назначению земель ПЗФ и установленному для них правовому режиму.

Помимо законодательных ограничений в использовании земель ПЗФ действуют также положения о природных заповедниках, биосферных заповедниках, национальных природных парках, региональных ландшафтных парках, заказниках, ботсадах, дендропарках и зоопарках, которые разрабатываются и утверждаются для территорий и объектов общегосударственного значения — Минэкоресурсов, а для территорий и объектов местного значения — органами Минэкоресурсов на местах.

Специфика управления землями ПЗФ состоит в наличии специальных органов управления, особом порядке возникновения и прекращения прав на эти земли и в особом порядке их учета.

Помимо Госкомзема управление землями ПЗФ осуществляют ^ Минэкоресурсов Украины через Государственную службу заповедного дела, а также специальные администрации объектов ПЗФ в соответствии со ст. 12 Закона «О природно-заповедном фонде Украины».

Законодательством Украины урегулирована процедура создания объектов ПЗФ:

  • Подача заинтересованными лицами ходатайства о создании объектов ПЗФ общегосударственного значения - в Минэкоресурсов, а местного значения — его территориальным органам

  • согласование вопроса о создании объектов ПЗФ с собственниками земельных участков, на которых предполагается их создание

  • Минэкоресурсов или его органы на местах поручают разработку проекта создания объектов ПЗФ специализированным проектным и научным учреждениям.

  • Проекты создания объектов ПЗФ общегосударственного значения направляются для принятия решения Президенту Украины, а местного значения — соответствующим областным, Киевскому или Севастопольскому городскому совету

  • После принятия положительного решения осуществляется отвод земельных участков и перевод их в категорию земель ПЗФ.

Такие земли предоставляются самим объектам ПЗФ как юридическим лицам, а на те земли, которые не изымаются у их собственников, устанавливаются ограничения и обременения в отношении их использования, предусмотренные режимом соответствующего объекта ПЗФ. При этом собственники таких земельных участков оформляют и передают органам Минэкоресурсов охранные обязательства — документы, в соответствии с которыми они обязываются соблюдать установленный на них перечень ограничений и обременении в отношении использования земельного участка.

Убытки собственников земли и землепользователей, связанные с созданием объектов ПЗФ на их землях, возмещаются за счет государственного бюджета — в отношении объектов ПЗФ общегосударственного значения, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов — в отношении объектов ПЗФ местного значения. Законодательство Украины предусматривает льготу в виде освобождения объектов ПЗФ от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, возникших в связи с изъятием земель ПЗФ из сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства (ст. 208 Земельного кодекса). Кроме того, согласно п. 1 ст. 12 Закона Украины от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» в редакции Закона от 19 сентября 1996 г. от земельного налога освобождаются все объекты ПЗФ, за исключением охотничьих заказников.

Система учета в сфере использования земель ПЗФ предусматривает ведение государственного кадастра территорий и объектов ПЗФ. Общегосударственная программа формирования национальной экологической сети Украины предусматривает создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра территорий и объектов ПЗФ. Этот кадастр ведется Государственной службой заповедного дела Минэкоресурсов. Он представляет собой систему необходимых и достоверных сведений о естественных, научных, правовых и других характеристиках территорий и объектов, входящих в состав ПЗФ, в том числе и о землях. Первичный учет кадастровых сведений осуществляется администрациями объектов ПЗФ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconВерховной Рады Украины 28 июня 1996 года
Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями, руководствуясь Актом провозглашения независимости...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconЗакон украины
Через пять лет после вступления Украины в Мировую организацию торговли к этому Закону будут внесены изменения согласно с Законом...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconПрезиденту Украины Януковичу В. Ф. гр. Украины Клейноса Ю. Г
...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconЗаконодательство украины
Любой иностранный гражданин может покупать любую недвижимость в Украине, так же как и гражданин Украины. Нерезиденту (не гражданину...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconОсновное законодательство Украины
В украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconКонституция Украины
Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconХерсонская областная государственная администрация
Черевченко Татьяна Михайловна – почетный директор нбс им. Н. Н. Гришко нан украины, председатель Совета ботанических садов и дендропарков...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconПриказ 13. 01. 2012 м. Киев n 19 Зарегистрировано в Министерстве...
Согласно статьи 28 Закона Украины "Об охране труда", подпунктом 41 пункта 4 Положения о Министерстве чрезвычайных ситуаций Украины,...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» iconИнструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах...
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины (идп) в соответствии с основными положениями, установленными...

Закон Украины от 16 июня 1992 г. «О природно-заповедном фонде Украины» icon4. состав земельного фонда украины категории земель Украины, отнесение...
В состав земель Украины входят все земли в границах ее территории, в том числе под водными объектами и островами. Земли Украины разнообразны...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов