Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра»




НазваниеЗаконодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра»
страница1/8
Дата публикации23.12.2013
Размер1.12 Mb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > География > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8




Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека)

БИБЛИОДОСЬЕ


Подготовлено по запросу
Комитета Совета Федерации

по социальной политике

на тему

«Конституция России:
вчера, сегодня, завтра»

по информационно-библиографическим ресурсам

Управления библиотечных фондов

(Парламентской библиотеки)

Москва,

ноябрь 2013 г.

Предлагаемое библиодосье к «круглому столу» в рамках заседания Палаты молодых законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» подготовлено по запросу Комитета Совета Федерации по социальной политике на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки).

Библиодосье состоит из четырех частей.

^ Первая часть содержит публикации в журналах и книгах, посвященные вопросам конституционализма и истории создания конституции в России, принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, поддержки молодежи как одного из конституционных приоритетов социальной политики, формирования молодежных парламентских структур в Российской Федерации, создания молодежных администраций как способа формирования кадрового резерва муниципальных служащих.

Во вторую часть включена статистическая и справочная информация о численности молодежи в Российской Федерации, бюджетных расходах на молодежную политику, о молодежном парламентском движении России, а также об истории создания конституции в России.

В третьей части приводятся материалы социологического опроса россиян о знании содержания Конституции Российской Федерации, роли конституции в жизни страны, проблемах совершенствования конституционного развития.

В четвертой части представлен научно-вспомогательный библиографический список актуальных книг, авторефератов диссертаций, неопубликованных материалов парламентских мероприятий, научных статей и публикаций из ресурсов Парламентской библиотеки, которые всегда можно дополнительно заказать в читальном зале, через абонемент или по телефону 8(495)692-11-48. Библиографические записи в списке расположены в алфавитном порядке авторов или заглавий.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I

Публикации в журналах и книгах




^ Шахрай С.М. Урок Конституции (сущность конституционализма и история создания
конституции в России)



4

^ Баглай М.В. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года


13

Шелудякова Т.В. Поддержка молодежи как один из конституционных приоритетов
социальной политики



19

^ Ратникова Г.А. Порядок формирования молодежных парламентских структур
в Российской Федерации



23

^ Замышляев Д.В., Кирьянов А.Ю. Создание молодежных администраций как способ
формирования кадрового резерва муниципальных служащих


31

Часть II




Статистическая и справочная информация

37

Часть III




Материалы социологического опроса

40

Часть IV




Библиографический список книг, авторефератов диссертаций, неопубликованных материалов парламентских мероприятий,
публикаций в журналах и сборниках



Книги, авторефераты диссертаций, неопубликованные материалы
парламентских мероприятий


43


Публикации в журналах и сборниках

46

Составители:

Научное редактирование - канд. филол. наук Т.А. Москаленко (начальник отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ).

Поиск, анализ, отбор, систематизация материалов в ресурсах УБФ (ПБ), полнотекстовых базах данных, формирование библиографических списков, оформление библиодосье – О.Д. Алексеева (ведущий консультант отдела электронных изданий УБФ (ПБ); подготовка статистической и справочной информации – Е.Л. Малахова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ), подготовка материалов социологического опроса –
И.А. Литвинова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ).

^ Сканирование публикаций, подготовка электронной версии библиодосье, размещение на сайте
УБФ (ПБ) в сети Интранет Государственной Думы по адресу: http://parlib-search.duma.gov.ru/ -
С.А. Домченков (консультант отдела электронных изданий УБФ (ПБ); А.В. Ильин (старший специалист
2 разряда отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ).
Контакты: тел. 8-495-692-68-75, факс. 8-495-692-97-36, e -mail: parlib@duma.gov.ru

Часть I

Публикации в журналах и книгах
^ УРОК КОНСТИТУЦИИ*

Сущность конституционализма и история создания Конституции в России



С.М. Шахрай, доктор юридических наук, профессор



12 декабря 2013 г. Конституции нашей страны исполняется 20 лет.

В этот день 20 лет назад состоялось всенародное голосование, на котором был принят Основной закон современной России.

Конституция является не только самым главным законом страны. Как и российский герб, гимн и флаг, она стала символом нашей Родины — тем, что отличает Россию от других государств мира.

Конституция имеет свое уникальное «лицо», поскольку в самом концентрированном виде отражает особенности культурно-исторического развития, идеи и ценности конкретного общества. Тот особый набор взглядов и представлений, который лежит в основе нашей российской Конституции, те принципы и модели развития, которые в ней утверждаются, служат основой для объединения людей, помогают им осознать свою принадлежность к Российской Федерации и в полном смысле слова стать гражданами своей страны.

^ Смысл и значение Основного закона, или Зачем нам нужна Конституция?

Конституция (от лат. constitutio — установление) — особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Конституция не только устанавливает, как устроены государство и система государственного управления, какие права и обязанности имеют органы власти и граждане страны, на каких принципах строятся отношения в экономике, социальной и политической сфере и т.д.

Самое главное — Конституция показывает, к каким целям стремится конкретное общество, какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития, какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.

Конституция обычно определяет только самые общие, самые главные принципы и правила, которые потом конкретизируются в отдельных законах. Таким образом, на базе Конституции возникает стройная система законодательства, которая регулирует различные стороны жизни страны.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны в основном с вопросами о разумном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе. Тогда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти царей и подчинения работы государственной бюрократии («государственного Левиафана»1) неким заданным правилам, на благо общества.

Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. — Конституция Франции.

В России первый конституционный акт вступил в силу 23 апреля 1906 г., будучи октроированным (дарованным) императором Николаем II. Но проекты конституционных актов появились в тот же период, что и в США и Европе, — в последней четверти XVIII в. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина2, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления—1796-1801).

Некоторые исследователи находят следы конституций в России и в более ранние эпохи. Например, предтечей конституции ученые считают документ под названием «Кондиции», который Верховный Тайный совет предложил подписать императрице Анне Иоанновне при восшествии на престол 25 января 1730 г. Этот акт ограничивал всевластие императрицы, и потому неудивительно, что буквально месяц спустя Анна Иоанновна его «всемилостивейше изволила изодрать».

Но все же наиболее широко идеи конституционализма распространились в нашей стране в период правления императора Александра I (1801-1825). При нем было подтверждено действие Конституции Финляндии (1809) и «дарована» Конституция Польше (1815), а также были разработаны конституционные проекты для России. В первую очередь речь идет о «Плане государственного преобразования» графа Михаила Михайловича Сперанского3 (1809) и «Государственной уставной грамоте Российской империи» графа Николая Николаевича Новосильцева4 (1818).

В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза) утвердили 27 государств — членов Европейского Союза5.

Но не во всех странах есть единый документ под названием «Конституция». Например, нет единых писаных конституций в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле. В этих странах в основе системы государства и права лежат отдельные законы, уважение к традициям и судебным решениям, которые становятся обязательными для всех.

Полезно понимать различие между конституцией юридической и фактической.

Юридическая конституция — это тот порядок, то устройство государства, экономики и общественных отношений, которое записано в Конституции.

Фактическая конституция — это та система общественных отношений и институтов, которая в результате претворения норм и идей Конституции в жизнь возникла на практике.

Когда возникает особенно большой разрыв между тем, что существует в реальности, и тем, что записано в юридической конституции, говорят о наступлении конституционного кризиса. Это значит, что прежняя Конституция безнадежно устарела, что система власти и права не может больше нормально функционировать на старой основе, поскольку это ведет к хаосу и дезорганизации. Таким образом, государство и общество оказываются перед настоятельной необходимостью создания нового Основного закона.

Именно такая ситуация возникла в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России. Принятие новой Конституции стало не просто объективной необходимостью, но единственно возможным способом сохранения страны.

^ Как рождалась новая российская Конституция

До 1993 года действовала Конституция РСФСР 1978 г. Она полностью соответствовала советской идеологии и тогдашним представлениям об устройстве государства и целях общественного развития. Конституция закрепляла систему власти, построенную на верховенстве единственной партии — Коммунистической партии Советского Союза, которая управляла всеми государственными, общественными и экономическими делами.

В 1970-х гг., когда развитые страны вступили в эпоху научно-технической революции, жестко централизованная, громоздкая система управления экономикой в СССР стала неэффективной. Она оказалась не способной быстро адаптироваться к новым вызовам, не давала стимулов для развития, душила инициативу людей. Когда экономический кризис стал очевиден, руководство СССР во главе с новым Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачевым приняло решение начать «перестройку». Экономические реформы потребовали политических изменений.

Была сделана ставка на демократизацию, на поддержку экономической инициативы и самостоятельности предприятий, на расширение участия людей в общественной жизни. «Железный занавес», которым СССР отгородился от мира, стал больше не нужен. Общественность восприняла эти решения с большим энтузиазмом.

Все это привело к большим переменам в общественно-политической жизни и государственном управлении как в СССР в целом, так и в России.

Появились новые органы государственной власти — Съезд народных депутатов СССР (1988), затем — аналогичный орган в РСФСР (1989). Была введена должность Президента Советского Союза (1989), а в 1991 году — избран Президент РСФСР. В экономике начались реформы на рыночных принципах, в политической жизни были сняты запреты на свободу слова и различия в идеологии, разрешено создание новых партий и общественных движений.

В результате действующая на тот момент Конституция РСФСР 1978 г. (как и Конституция СССР 1977 г.) стала стремительно устаревать. Это означало наступление конституционного кризиса и необходимость проведения конституционной реформы.

Для России началом этого процесса можно считать 27 октября 1989 г., когда были приняты законы РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и о выборах народных депутатов РСФСР6.

Что касается даты окончания конституционной реформы, то тут ответ не столь однозначен. Если вести речь о реформировании прежней, «советской» Конституции РСФСР, то очевидно, что эта работа завершилась 12 декабря 1993 г. с принятием всенародным голосованием новой Конституции Российской Федерации.

С этой даты новая конституция стала своего рода «планом», «общенациональным проектом», в соответствии с которым началось строительство новой России.

^ Из истории

Первый Съезд народных депутатов РСФСР (16 мая — 22 июня 1990 г.) фактически немедленно поставил задачу подготовки проекта новой российской Конституции и образовал 16 июня 1991 г. Конституционную комиссию. Председателем Конституционной комиссии был назначен избранный 29 мая 1991 г. на пост Председателя Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин, заместителем — первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Имранович Хасбулатов, секретарем — народный депутат РСФСР Олег Германович Румянцев. Всего в состав Конституционной комиссии входили 102 депутата (в том числе автор этих строк, на тот момент — Председатель Комитета по законодательству Верховного Совета).

Конституционная комиссия начала свою работу не с «чистого листа». На тот момент уже существовали самые разные идеи и проекты. Например, был известен проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», подготовленный в ноябре 1989 г. народным депутатом СССР, академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Этот документ трудно назвать настоящей конституцией в юридическом смысле, но это была цельная, логичная совокупность взглядов на политическое устройство обновленного государства.

Несмотря на то что новая Конституция РСФСР была настоятельно необходима, очевидно, что процесс ее создания, включавший согласование концепции, структуры, основных положений, объективно требовал довольно много времени. Но поскольку политическая жизнь не стояла на месте, российское руководство было вынуждено оперативно разрешать наиболее острые противоречия между новыми реалиями и действующим конституционным законодательством путем внесения изменений в нормы действующего Основного закона.

В 1990 г. из Конституции РСФСР было полностью исключено упоминание о Коммунистической партии Советского Союза7. Тем самым российские депутаты сделали более радикальный шаг по сравнению с союзным Центром, который включил в Конституцию СССР принцип многопартийности и одновременно сохранил упоминание о КПСС. В связи с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР была изменена преамбула и ст. 1 Конституции РСФСР8. Был установлен плюрализм форм собственности; учрежден Конституционный Суд РСФСР.

24 мая 1991 г. в текст Конституции РСФСР была добавлена новая глава о Президенте РСФСР, который стал высшим должностном лицом РСФСР и главой исполнительной власти со сроком полномочий в 5 лет. Было установлено, что одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд. В отличие от Президента СССР, избиравшегося Съездом народных депутатов СССР, выборы Президента РСФСР должны были производиться непосредственно гражданами РСФСР «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»9. Одновременно был введен пост вице-президента РСФСР и учрежден Высший арбитражный суд.

Специальными статьями устанавливалась новая судебная система РСФСР, которую составили Конституционный Суд РСФСР, Верховный Суд РСФСР, Высший арбитражный суд РСФСР, Верховные Суды и Высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, и, кроме того, вводился институт присяжных заседателей. Для того чтобы противостоять выдвинутому союзным Центром так называемому плану автономизации, который фактически спровоцировал сепаратистские устремления российских автономий, в текст Конституции РСФСР были внесены терминологические изменения, содержащие глубокий политический смысл: вместо слов «автономная республика» делается запись «автономная республика в составе РСФСР». Кроме того, был учрежден пост главы исполнительной власти (президента) республики в составе РСФСР и введено местное самоуправление в РСФСР.

События 19 - 21 августа 1991 г. вызвали обвальный процесс самороспуска республиканских организаций КПСС и окончательного выхода союзных республик из состава СССР. 1 декабря 1991 г. в составе Союза ССР формально оставались Россия и Казахстан, т.е. 13 из 15 союзных республик вышли из СССР.

Конституционная комиссия внесла большой вклад в разработку Основного закона, там работали лучшие юристы страны, лучшие эксперты. Но при всех этих плюсах был один существенный минус — дискуссиям не было видно конца. Более того, V Съезд народных депутатов РСФСР 2 ноября 1991 г. решил придать Конституционной комиссии статус постоянно действующего органа «для упорядочения работы над проектом Конституции Российской Федерации и проведения конституционной реформы в РСФСР»10.

Углублявшийся конституционный кризис привел в итоге к ситуации фактического двоевластия.

С одной стороны, всенародно избранный Президент обладал достаточно широкими правами. Ему, согласно Конституции, было подотчетно Правительство, непосредственно осуществлявшее социально-экономическое управление в кризисный период.

С другой стороны, в решающих ситуациях, включая проведение экономической политики, Президент РСФСР оказывался под контролем Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР. Кроме того, согласно той же Конституции Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР являлись высшими органами государственной власти, наделенными правом принимать к рассмотрению любой вопрос государственного строительства, включая изменение Конституции.

29 апреля 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает постановление «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации»11.

В этот же день, 29 апреля 1993 г., Б.Н. Ельцин на совещании в Кремле с участием глав республик, администраций краев и областей, автономных образований представил так называемый президентский проект Конституции Российской Федерации, который по его поручению был подготовлен Сергеем Сергеевичем Алексеевым и Сергеем Михайловичем Шахраем. На следующий день этот проект был опубликован в газете «Известия»12.

В конце июля 1993 г. на рассмотрение представительных органов власти субъектов Российской Федерации были направлены два проекта Конституции Российской Федерации. Один — подготовленный Конституционным совещанием, другой — Конституционной комиссией. И Президент, и Верховный Совет Российской Федерации надеялись, что обсуждение проектов завершится примерно к середине сентября 1993 г. и регионы вынесут свой вердикт. Однако на практике этого не получилось.

Драматические события сентября-октября 1993 г. стали кульминацией конституционно-политического кризиса в новой России. Усугублявшиеся в течение полутора лет противоречия между различными политическими силами внутри российской власти не находили своего разрешения в рамках формально-правовых процедур, поскольку сама конституция стала предметом конфликта.

В результате острое противостояние между ветвями российской власти было прекращено силовыми методами.

В сложившейся ситуации скорейшее принятие новой Конституции стало остро необходимым.

Поскольку в стране на тот момент отсутствовал высший представительный орган власти, конституционный вакуум мог быть заполнен только Президентом Российской Федерации. Но его власти было недостаточно для введения в действие новой Конституции в стране, несмотря на то что ее проект был разработан с соблюдением всех демократических процедур. Поэтому было решено обратиться к механизму высшей власти — к прямому волеизъявлению народа.

Следуя этому решению, Президент Российской Федерации своим Указом назначил на 12 декабря 1993 г. (одновременно с выборами в Федеральное Собрание) всенародное голосование по проекту новой Конституции, одобренному Конституционным совещанием13.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы депутатов в Совет Федерации и Государственную Думу, а также общероссийское голосование о принятии новой Конституции Российской Федерации.

Этот день считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Или, образно говоря, днем рождения нового Основного закона нашей страны.

Официальные результаты всенародного голосования были объявлены Центральной избирательной комиссией 20 декабря 1993 г. За принятие Конституции проголосовали 32 млн 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% от числа граждан, принявших участие в голосовании. Эти результаты означали, что Конституция принята.

25 декабря 1993 г. текст Конституции Российской Федерации был официально опубликован в «Российской газете». Этот день считается днем вступления в силу Конституции Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconГазета: вчера, сегодня, завтра
России. Эта книга поможет не только студентам факультетов журналистики овладевать основами профессии, но и руководителям, и журналистам...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconТемы рефератОВ, курсовых и дипломных работ тимошенко Алексей Георгиевич...
Интересы России в центрально-азиатском регионе СНГ (вчера, сегодня, завтра): проблемы, направления и перспективы их обеспечения

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconАльбер Камю. Посторонний
Сегодня умерла мама. А может быть, вчера не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: "Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconАльбер Камю. Посторонний
Сегодня умерла мама. А может быть, вчера не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: "Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconКонференция: «Когнитивно-поведенческая психотерапия вчера, сегодня, завтра»
Семинары длительность 3 астрономических часа с десятиминутным перерывом, несколько параллельных линеек

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconIi междисциплинарная научно-образовательная конференция с международным участием
Приглашаем Вас принять участие в работе ii-ой междисциплинарной научно-практической конференции «регионарная анестезия и периоперационное...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconФинно-угорские народы россии вчера и сегодня
Современное состояние удмуртской этнокультуры в республике башкортостан

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconГуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях...
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е. И. Соколова/Под...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconОбразовательная программа для взрослых «Педагогика общей заботы вчера, сегодня, завтра»
Педагогика И. П. Иванова и, прежде всего, её составные части методика коллективной организаторской деятельности и методика коллективной...

Законодателей при Совете Федерации на тему «Конституция России: вчера, сегодня, завтра» iconКонституция российской федерации
России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов