Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно»




НазваниеЛитература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно»
страница1/6
Дата публикации04.08.2013
Размер0.82 Mb.
ТипЛитература
www.zadocs.ru > География > Литература
  1   2   3   4   5   6
Фомин Эдуард Владимирович
Системный подход к организации непосредственной власти народа

в городском поселении (методология, подходы, решение)
Не обосновав проект нашего совместного будущего,

мы обрекаем себя блуждать в неопределённости.

Не согласовав наше представление о будущем,

мы не организуем совместное движение к нему.

Оглавление:

  1. Преамбула

2

  1. Теоретическая часть

4

    1. Модель управления

4

    1. Модель самоорганизации

7

  1. Исследование моделей осуществления власти на территориях города

13

    1. Территория подъезда многоквартирного жилого дома

13

    1. Территория многоквартирного жилого дома

14

    1. Территория группы жилых домов

20

    1. Территории микрорайона, округа и иные территории до территории городского поселения

32

    1. Территория городского поселения

40

  1. Решение

47

    1. Прикладное решение

47

    1. Стратегическое решение

54

  1. Заключение

57

Литература

58



  1. Преамбула

Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» [1 ст.3].

Конституция Российской Федерации (ст. 3, п.2), и в развитие конституции Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 1, п.2) наделяют граждан России правом осуществлять свою власть непосредственно. [1, 2]

При этом непосредственная власть народа в соответствии с Конституцией Российской Федерации объявляется первичной по отношению к опосредованной форме осуществления народом своей власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [3]

На практике власть в Российской Федерации осуществляется не народом непосредственно, а опосредовано на постоянной основе через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Народ лишь один раз в несколько лет участвует в выборах президента, органов представительной власти и высшего должностного лица местной администрации. В связи с этим сложилась довлеющая над непосредственной властью народа, власть органов государственной власти и органов местного самоуправления. Что на практике делает непосредственную власть народа вторичной, а не первичной, как это заявляет Конституция Российской Федерации.

Объективная причина такой ситуации заключается в следующем. Существует обоснованный с теоретической точки зрения и доказанный практикой управленческий подход в организации государственной власти и органов местного самоуправления. Методологической основой управленческого подхода является одно из направлений системного подхода - Кибернетика. Кибернетика получила своё развитие и особенно в российском обществе ещё в 70-х годах прошлого столетия. На его основе разработаны прикладные кибернетические подходы в экономической науке, социологии, политологии и праве. Именно обучение на основе методологии Кибернетики определило превалирующий в общественном сознании управленческий подход и соответствующие этому подходу модели организации власти – органы государственной власти и органы местной власти. [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]

Как организовать непосредственную власть народа в обществе? На этот вопрос теория права, экономическая теория и политология не дают обоснованного ответа, так как до последнего времени не существовало определённой методологии, которую можно было бы использовать для разработки обоснованных моделей и соответствующих им механизмов, адекватных представлениям людей о непосредственной власти народа.

К началу 21 века в системном походе кроме кибернетики получили развитие несколько других методологических направлений, это гомеостатика, синергетика, СМД-методология которые доказывают ограниченность применения кибернетической модели к сложным самоорганизующимся системам, к которым относится человек, рынок, экономика, общество. [12, 13, 14, 15, 16, 17]

В результате синтеза общей теории систем, кибернетики, гомеостатики, синергетики и СМД-методологии в рамках системного подхода разработана теория самоорганизации. Теория самоорганизации соответственно предлагает собственную методологическую модель, которая более адекватно описывает организацию, функционирование и качественное развитие сложных самоорганизующихся систем. К настоящему времени получены положительные результаты в применении теории самоорганизация к мыслительной деятельности человека, внешнему взаимодействию субъектов рынка при осуществлении внешнего юридически значимого документооборота, обмена товарами и услугами, проектированию законотворческой деятельности. [18, 25]

Это обоснует решение применить системный подход и в частности теорию самоорганизации к исследованию существующих форм организации взаимодействия граждан по поводу осуществления власти, а также для разработки организационно-правовой инфраструктуры обеспечивающей непосредственную власть народа на территории города.


  1. ^ Теоретическая часть

Первоначально необходимо краткое описание двух основных методологических моделей системного подхода (кибернетической модели и самоорганизующейся модели) в применении их к описанию общества, как системы. Это требуется, чтобы совместно использовать данную теоретическую основу для исследования существующих форм взаимодействия граждан по поводу власти и в дальнейшем для разработки комплексной системы непосредственной власти народа в городе.

2.1. Модель управления

С позиции кибернетики модель управления представлять собой иерархически организованную кибернетическую систему управления адаптивного типа (рис. 1).

группа 1

Рис. 1 Кибернетическая адаптивная модель управления применительно к обществу

Оперативная отрицательная обратная связь (ОС) – подсистема общества, отвечающая за стабилизацию в обществе

Стратегическая отрицательная обратная связь (ОС) – подсистема общества, отвечающая за адаптацию общества.
Кибернетическая модель адаптивного типа предполагает:

  1. В системе имеется орган управления, который в соответствии с представлением об идеальном (кибернетическим подходом, стрелка 1, рис. 1) задаёт принципы построения всех правил системы (стрелка 2, рис. 1). Правила органа управления определяют структуру и порядок взаимодействия всех элементов и подсистем в системе.

Применительно к обществу правила – это законы и подзаконные акты, регулирующие взаимодействие граждан между собой. Орган управления – высший орган исполнительной власти для данного уровня общественной системы (государство, регион, городское или сельское поселение и т.д.).

  1. Кибернетика предполагает, что управление направлено на исполнительные механизмы, которые осуществляют передачу управляющих воздействий от органа управления на подсистемы объекта управления (стрелка 3, рис. 1). При этом в сложных системах исполнительные механизмы представляют собой сложную иерархическую структуру, для обеспечения воздействия на все уровни вложенности подсистем в объекте управления.

Исполнительными органами в обществе являются все органы исполнительной власти, которые находятся ниже высшего органа управления государством (Президент РФ и Председатель Правительства РФ). [1 ст.77, п.2]

Исполнительная власть представляет собой вертикальную иерархически организованную структуру исполнительной власти. Каждый исполнительный орган власти на своём уровне осуществляет передачу управляющих воздействий на объект управления посредством передаточной функции от выше стоящего органа управления на ниже стоящий, а также на объект управления на своём уровне (стрелка 3, рис. 1). Исполнительный орган власти обязан беспрекословно подчиняться указаниям вышестоящего исполнительного органа власти и беспрекословно выполнять их. Поэтому исполнительный орган власти одновременно является органом управления для нижестоящих исполнительных механизмов и определённой подсистемы объекта управления.

  1. В кибернетике объект управления представляет собой совокупность пассивных элементов, которые осуществляют взаимодействие между собой только в соответствие с поступающими на них управляющими командами.

Под объектом управления в общественно-политической системе кибернетика понимает людей, которые находятся в прямом или косвенном подчинении у исполнительных органов власти. Пассивность элементов-людей в объекте управления заключается в том, что они не могут оказывать прямого влияния на органы управления, исполнительные механизмы и подсистемы обратной связи.

  1. Кибернетика предполагает, что под воздействием внешней и внутренней среды (так называемой положительной обратной связи) объект управления изменяет параметры своего функционирования, которые необходимо отследить, сравнить с правилами системы и идеальным представлением о функционировании всей системы (стрелка 4, рис. 1). Затем по отклонению от правил системы осуществить регулирование или адаптацию объекта управления через исполнительные механизмы (стрелка 6, рис. 1).

Эту функцию в кибернетической системе управления выполняет отрицательная обратная связь. Отрицательная обратная связь в свою очередь состоит из двух подсистем, оперативной и стратегической обратных связей. Оперативная отрицательная обратная связь – стабилизирует работу системы за счёт того, что снимает отклонения в объекте управления, передаёт информацию органу управления и исполнительным органам, которые по отклонению воздействуют на исполнительные механизмы и подсистемы (элементы) объекта управления, чтобы они приняли нормальные параметры (стрелка 5, 6, 7 рис. 1). При этом и исполнительные механизмы, и объект управления, и оперативная обратная связь представляют собой текущую структуру системы, так как работают в соответствии с текущими правилами системы.

Роль оперативной отрицательной обратной связи в социально-экономической системе играют надзорные, судебные, фискальные, силовые структуры. Они обеспечивают соблюдение установленных правил в социальной системе.

Стратегическая отрицательная обратная связь – адаптирует работу системы за счёт того, что обеспечивает сбор той информации, на основании которой орган управления может принять решение об изменении текущих правил системы. Стратегическая отрицательная обратная связь работает по правилам изменения текущих правил (стрелка 8 и 9, рис. 1).

В соответствии с теорией, роль стратегической отрицательной обратной связи в обществе призвана играть законодательная власть всех уровней.

Соответственно теория управления применительно к обществу делит граждан на три группы:

  1. Орган управления (начальник) - высший орган управления (власти) в социально-экономической системе.

  2. Элементы исполнительного механизма и подсистем отрицательной обратной связи (подчинённые-начальники) – должностные лица, исполняющее распоряжения вышестоящего начальника и одновременно отдающее распоряжения вниз по иерархии органов государственной власти и местных органов власти, оказывающие управляющие воздействия на определённую подсистему общества (подсистему объекта управления).

  3. Подчинённые – элементы (граждане, организации, объединения граждан), входящие в объект управления, которыми осуществляют руководство, регулируют и адаптируют их взаимодействие начальник и подчинённые-начальники, для эффективного функционирования всей системы общества.

Кибернетическая модель управления задаёт преобладающий принцип взаимодействия в общественной системе - ограничение в действиях, контроль и принуждение подчинённых со стороны начальника и подчинённых-начальников, как следствие борьба за право быть начальником или подчинённым-начальником.

Кибернетический принцип управления отразился и в общепринятом научно-обоснованном определении власти.

Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. [26]

Из описания кибернетической системы управления применительно к обществу явно следует, что кибернетический подход и соответствующий ему управленческий образ мышления, явно не соответствуют представлению о непосредственной власти народа.

^ 2.2. Модель самоорганизации

С позиции теории самоорганизации, общество представляет собой сложно-организованную самоорганизующуюся систему. Структурно-функциональная модель самоорганизующейся системы, применительно к обществу представлена на рис. 2.




Рис. 2 Структурно-функциональная модель самоорганизующейся системы применительно к обществу
Общество, как самоорганизующаяся система функционирует в соответствии с общими текущими правилами (действующим законодательством – стрелка 1. рис. 2). Элементы (граждане, объединения, организации) между собой осуществляют социально-экономическое и политическое взаимодействие (стрелка 2. рис. 2).

Все органы власти в соответствии с текущими правилами общественной системы (стрелка 4. рис. 2) выполняют функцию оперативной отрицательной обратной связи, по снятию выходных параметров текущего функционирования общества, регулированию и стабилизации работы системы в рамках установленных правил (стрелки 5 и 6, рис.2).

В частности исполнительная власть оказывает государственные услуги и осуществляет производственную деятельность в соответствии с возложенными на неё социальными функциями (соблюдение общественной безопасности, обеспечение инфраструктуры жизнеобеспечения общества, социальное образование, культура, здоровье и т.д.).

Вследствие постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды (действия положительной обратной связи) общественная система способна адаптироваться, то есть оперативно вносить изменения в правила своего текущего функционирования. При этом включается стратегическая отрицательная обратная связь в обществе. Эту функцию выполняет законодательная власть, которая в рамках действующей методологии общества (национальной идеи, принципов взаимодействия, действующей политики, принятой долгосрочной стратегии и краткосрочных планов) регулирует текущие правила взаимодействия в обществе в соответствии с действующими правилами адаптации (правилами изменения текущих правил – стрелки 7 и 8, рис.2).

В случае если оперативная и стратегическая отрицательная обратная связь не справляются с влиянием положительной обратной связи и флуктуации (колебания) в общественной системе нарастают, то есть общество сильно не соответствует изменившейся внешней или внутренней среде, тогда в самоорганизующейся системе общества элементами общества (людьми) включается механизм методологической отрицательной обратной связи. Функция методологической отрицательной обратной связи проектирование, разработка и внедрение новой методологии (идеологии) и соответственно принципов взаимодействия и принципиально новых правил (законов общественной системы), которые позволят реорганизовать систему так, что бы она смогла в новых условиях продолжать развиваться и эффективно функционировать, а не разрушиться.

Причиной возникновения колебаний в системе является положительная обратная связь (на рисунке она не изображена), которая имеет деструктивную функцию по отношению к общественной системе. Применительно к общественной системе можно выделить три уровня положительной обратной связи:

1 уровень (оперативная положительная обратная связь) – внешние системы или внутренние элементы системы (люди), которые из спокойного состояния перешли в состояние флуктуации (колебаний). В обществе, к такому роду колебаний можно отнести деятельность людей, которая не соответствует текущим правилам функционирования общественной системы. Такие колебания обычно регулируются (сдерживаются) действием отрицательной оперативной обратной связи.

2 уровень (стратегическая положительная обратная связь) – внешние системы или внутренние элементы системы (люди), которые из состояния текущего функционирования и взаимодействия в системе перешли к деятельности, нацеленной на смену текущих правил общественной системы. В обществе к, такому роду колебаний можно отнести деятельность людей, осуществляющих целенаправленные протестные действия. Протестные действия, как нежелательные колебания в системе гасятся включением стратегической отрицательной обратной связи, которая изменяет текущие правила, делает их более адекватными к изменившимся внутренним и внешним условиям общества.

3 уровень (методологическая положительная обратная связь) - внешние системы или внутренние элементы системы (люди), которые от состояния текущего функционирования и взаимодействия, а также деятельности, нацеленной на смену текущих правил общественной системы перешли к деятельности, нацеленной на слом (разрушение) существующей общественной системы. Обычно такая деятельность выражается в различных формах борьбы с действующим в обществе институтом власти (режимом).

В кибернетически организованной общественной системе управления такие флуктуации подавляются органом управления и соответственно исполнительным механизмом за счёт нейтрализации или изоляции вышедших из под контроля элементов или подсистем. Если это не удаётся, то кибернетическая общественная система или разрушается, или распадается на отдельные более простые системы, или поглощается другими общественными системами с более развитыми механизмами адаптации и самоорганизации.

В самоорганизующихся общественных системах такие флуктуации рассматриваются как вызов (сигнал) к включению методологической отрицательной обратной связи, в которой осуществляется выработка принципиально новой методологии (идеологии) общественной системы, принципиально новых правил текущего функционирования и адаптации. В результате работы методологической отрицательной обратной связи элементами (гражданами) разрабатываются различные модели общественной системы. Наиболее адекватная и хорошо зарекомендовавшая себя методологическая модель, в изменившихся условиях внешней и внутренней среды, постепенно принимается обществом. Таким образом, в общественной системе, без её разрушения разворачивается диссипативная структура (принципиально новая модель общественных отношений) которая постепенно охватывает большинство сфер деятельности в обществе. Таким образом, за счёт конструктивной (созидательной) функции методологической отрицательной обратной связи общественная система получает своё качественно новое развитие.

Теория самоорганизации применительно к обществу выделяет не группы граждан, а функции, которые может одновременно осуществлять один и тот же член общества:

  1. элемент – текущее функционирование в рамках текущих правил (действующего законодательства);

  2. регулирующий элемент – элемент, который кроме текущего функционирования, способен осуществлять функцию регулирования в рамках текущих правил (действующего законодательства);

  3. адаптирующий элемент – элемент, который кроме своего текущего функционирования, способен осуществлять функцию корректировки текущих правил (действующего законодательства) в соответствии с установленными в системе правилами (нормами адаптации);

  4. самоорганизующийся элемент – элемент, который кроме своего текущего функционирования, способен осуществлять инжиниринг (развитие личности и общества), разрабатывая принципиально новые типы деятельности и принципы взаимодействия в обществе. Благодаря которым, в обществе появляются новые идеологии, принципиально новые текущие правила и правила адаптации.

  5. деструктивный элемент - элемент, который кроме своего текущего функционирования, способен осуществлять функцию на одном из уровней положительной обратной связи, которая по отношению к обществу носит деструктивный характер, вызывает неустойчивости, организует дестабилизацию или направляет свою деятельность на разрушение общественной системы. Но деструктивная деятельность является сигналом (вызовом) для общественной системы, осуществить регуляцию, адаптацию или самоорганизацию в целях своего качественно нового развития.

Таким образом, в соответствии с методологией самоорганизации член общества может выполнять в обществе одновременно несколько, в том числе противоположных с точки зрения конструктивности социальных функции, в зависимости от своих способностей, знаний, умения и в целом от его индивидуальной культуры.

Самоорганизующаяся система и соответствующая ей модель задаёт свой преобладающий принцип взаимодействия в общественной системе – кооперация элементов по поводу осуществления тех или иных функций общественного взаимодействия, как следствие взаимосодействие людей в достижении общественных целей.

Исходя из этого, можно сформулировать определение власти с позиции теории самоорганизации.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconСтатья 3 Носителем суверенитета и единственным источником власти...
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconСтатья 246
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» icon1. Основы конституционного строя
В конституции указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconСуверенный народ украины республик а
Эта работа раскрывает правовые основы и последствия деятельности Украины как унитарного государства (ст. 2 Конституции) и как республики...

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconПоправка к Конституции от 18. 02. 13 Глава Политическая система
Статья Источником власти в 7 б классе является народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются всеобщие выборы

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconОбсуждение проекта по изучению этнографии крымских татар
Крымские татары – народ с многовековой историей, сформировавшийся непосредственно на ограниченной территории – в Крыму. В силу особенностей...

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconМои сокращения: крф – Конституция Российской Федерации
Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти...

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconМои сокращения: крф – Конституция Российской Федерации
Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти...

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconРусский народ должен каяться в грехе цареубийства
Российской трагедии 20 века: на утверждении, что, дескать, в цареубийстве повинны только непосредственные исполнители его, а не весь...

Литература 58 Преамбула Конституция Российской федерации заявляет и гарантирует, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно» iconПрезидент Российской Федерации
В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов