Скачать 0.59 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ ОДЕССКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ СОЛЯНИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ТЕСТЫ, ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ для проведения семинарских занятий (дневная и заочная формы обучения) Отрасль 0701 «Транспорт и транспортная инфраструктура» специальности: 5.07010401 «Судовождение на морских путях», 5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок», ^ Отрасль 0506 «Энергетика и энергетическое машиностроение» специальность: 5.05060403 «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок» Одесса 2012 Разработано в соответствии со Стандартами высшего образования для специальностей «Судовождение на морских путях», «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок», утвержденными Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины ^ одобрены цикловой комиссией социально-экономических дисциплин Протокол № от ___________ 2012р. Председатель цикловой комиссии социально-экономических дисциплин М.А.Жиговская Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ОМУ РП им.А.Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 5.07010401 «Судовождение на морских путях», 5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», 5.05060403 «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок» Протокол №_____ от ____________2012р. Председатель методического совета Н.О. Мельник «Экономическая теория». Методические рекомендации, тесты, вопросы, задачи предназначенны для семинарских занятий курсантов (дневной и заочной формы обучения) специальностей 5.07010401 «Судовождение на морских путях», 5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов» Одесского мореходного училища рыбной промышленности им.А.Соляника/Преподаватель Шевченко Е.Е. – Одесса: Одесское мореходное училище имени Алексея Соляника, 2012 г. ^ Становление рыночных отношений в народном хозяйстве Украины требует подготовки специалистов, владеющих знаниями закономерностей функционирования рынка и его инфраструктуры, обладающих способностью принятия эффективных решений в условиях ограниченных ресурсов и времени и осознающих ценности экономической теории. Целью данных методических рекомендаций является формирование сознательных и потому активных сторонников цивилизованной экономики, владеющих системой современных экономических знаний. Основными задачами, реализованными в данном методическом пособии, являются: - определение ключевых понятий экономической теории, таких как труд, товар, деньги, собственность, капитал, предпринимательство, рынок, спрос, предложение, конкурентноспособность, прибыль и др.; - характеристика основных понятий и законов экономики предприятия, отрасли, страны, мира; - освобождение от использования громоздких рассуждений и устаревших взглядов на экономическую теорию и приближение изучаемого материала к мировой практике ее преподавания; - стимулирование аналитических способностей, развития и углубления знаний курсантов путем написания сообщений, тематических докладов, анализа современных экономических событий Украины. Вся история экономического развития возникает, прежде всего, как формирование и прогресс товарно-денежных, рыночных отношений и предпринимательства. Принимая во внимание это обстоятельство, в последующих темах раскрывается суть социально ориентированной рыночной экономики, логика функционирования рыночных отношений в конкретных хозяйственных системах, сложность и социально-экономические противоречия предпринимательской деятельности. Вопрос экономической жизни общества рассмотрен как на глобальном, так и макро- и микро- уровнях. Это дает возможность обеспечить курсантов базовыми знаниями о системе экономических производственных отношений, сориентировать на практическую деятельность, эффективное хозяйствование, различая чисто экономическую и социальную направленность его. Особое внимание уделяется становлению национальной экономики Украины и нуждам в процесс ее функционирования. Поэтому при изучении дисциплины курсанты знакомятся с законами, принятыми Верховной Радой Украины, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, в частности: «Про предпринимательство», «Про ценные бумаги и фондовую биржу», «Про хозяйственное товарищество», «Про систему налогового обложения» и т.п. В программе к каждой теме предлагаются дополнительные литературные источники. В преподавании курса применяются преимущественно методы и приемы проблемного обучения, технологии критического мышления, интерактивные технологии. Организационные формы обучения представлены в разнообразных формах (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы, дебаты) в целях содействия курсантам в овладении ключевыми компетенциями. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и тестовые задания) и устный опрос (собеседование). Знать/Понимать смысл основных теоретических положений экономической науки; основные экономические принципы функционирования государства, а также международных экономических отношений; ^ приводить примеры: макроэкономических явлений, взаимовыгодной международной торговли; описывать: предмет и особенности макроэкономики, основные виды налогов, рынок труда, экономические циклы, современную украинскую экономику, глобальные экономические проблемы; объяснять: макроэкономические явления; причины и последствия инфляции, сущность экономического роста, роль государства в экономике; сравнивать (различать): безработных и незанятых, формы инфляции, факторы экономического роста; вычислять на условных примерах: реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы; применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации, статистические данные. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения типичных экономических ролей; решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; совершенствования собственной познавательной деятельности; оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. Контроль уровня обучения Текущий контроль уровня обучения осуществляется на основе выполнения курсантами письменных и устных видов заданий, (аудиторных и самостоятельных в виде домашнего задания). Не менее 25% учебного времени в соответствии с примерной программой отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических проблемах; систематическое отслеживание новостей экономики Украины и международной экономики, осмысление полученной информации. Основными организационными формами диагностики и контроля с учетом специфики содержания курса являются: понятийный (терминологический) диктант; решение экономических задач; публичные выступления; тесты. По итогам изучения курса запланирована контрольная работа (модульный контроль) в тестовой форме. ^ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарские занятия – это вид учебного занятия, на котором преподаватель организует обсуждение курсантами вопросов, определенных тем рабочей учебной программы. Семинарские занятия проводятся в форме беседы (просеминар), рецензирования и обсуждения докладов, дискуссий. Семинары способствуют развитию творческой самостоятельности курсантов, углубляют их интерес к науке и научным исследованиям, воспитывают педагогический такт, развивают культуру речи, умение и навыки публичного выступления, участия в дискуссии. Семинарские занятия проводят в составе академической группы. Проведение семинарского занятия предусматривает обязательное подведение преподавателем итогов обсуждаемой темы и оценки участия в нем курсантов. Участие курсантов в семинарских занятиях учитывается при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине. ^ Семинарские занятия проводятся согласно учебному плану. Подготовка к семинару предполагает самостоятельную разработку основных вопросов плана, изучение общенаучной и специальной литературы по каждой конкретной теме. Работая с литературой, изучая произведения отдельных авторов, нужно исходить из правила: знание непосредственного источника и оригинала всегда считается лучшим, чем какой-либо комментарий, который (если он даже профессиональный) уже отражает некую тенденцию своего времени и таким образом сужает поле зрения и восприятия. Только при таком подходе можно понять направление эволюции данной науки, конкретные особенности исторических ступеней ее развития, ее действительные приобретения. Семинарские занятия проводятся, как правило, в форме творческой дискуссии на основе серьезной индивидуальной подготовки курсантов. На каждое занятие (лекция и семинарское) два курсанта готовят краткий обзор новостей экономики Украины и международных новостей за истекшую неделю. Целью этого вида работы является формирование экономического мышления у курсантов. План каждого занятия сопровождается списком рекомендованной литературы – основной и дополнительной, которая необходима для овладения темой. По теме каждого семинарского занятия предлагается приблизительная тематика докладов, в которой акцентируется внимание на освещении актуальных вопросов современной экономической науки. ^ Семинарское Предмет и метод экономической теории. занятие №1 Экономические потребности общества. (2 часа) Семинарское Деньги. Товарно-денежные отношения. занятие №2 (2 часа) Семинарское Рынок. Структура и инфраструктура рынка. занятие №3 (2 часа) Семинарское Капитал. Издержки производства и прибыль. занятие №4 (2 часа) Семинарское Экономические аспекты глобальных проблем занятие № 5 (2 часа) (для ЭМО) ^ Предмет и метод экономической теории. Тема: Экономические потребности общества План занятия:
Срок 2 часа Цель: - разобраться, усовершенствовать знания курсантов по программным вопросам: «Экономическая теория», «Общественное производство», «Экономические потребности общества, их сущность и классификация». Ограничение ресурсов. Кривая производственных возможностей»; - дополнительно выяснить содержание экономических понятий; условий, в которых действуют объективные экономические законы и их зависимость от общественно – политического порядка государства, состояние развития общества, теоретической мысли; - вияснить экономическую базу противоречий хозяйственного развития страны, экономических нужд, интересов общества. Вопросы для обсуждения:
Рекомендованная литература:
Методические указания: Готовясь к семинарским занятиям, необходимо уяснить такие основные положения темы: Слово «экономика» древнегреческого происхождения: «ойкос» - домашнее хозяйство, «номос» - учение, закон. В наше время слово «экономика» имеет несколько значений: хозяйство страны; совокупность отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг; совокупность наук, которые изучают экономические отношения. Основными элементами экономики являются:
Сложность экономики обуславливает существование множества экономических наук. Все экономические науки можно разделить на общие и частные. Общие экономические науки раскрывают сущность и содержание экономических процессов, законов, категорий, принципов и методов хозяйствования. Частные экономические науки раскрывают отраслевые особенности и функции экономического управления. Все экономические науки можно подразделить на 4 группы: - экономические науки особых экономических форм и организаций (финансы, кредит, маркетинг); - конкретно-экономические (экономика отраслей, стран); - информационно-аналитические (статистика); - историко-экономические (история экономической мысли). ![]() Экономическую теорию П. Самуэльсон называл королевой наук, потому что ее изучение дает возможность познания мотивов действия людей в хозяйственной деятельности, а также законов экономики всех времен. Экономическая теория – совокупность знаний, которые позволяют дать ответ на три группы вопросов: |
![]() | Арм win Machine. Также даны рекомендации по расчёту механических передач с использованием обозначенной выше системы | ![]() | Практическая работа № расчет предельно допустимых выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферы |
![]() | Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании пцк общепрофессиональных и специальных технических специальностей | ![]() | Рекомендовано в печать по решению Координационного научно–методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского... |
![]() | Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе | ![]() | Методические указания рассмотрены и рекомендованы к опубликованию на заседании научно-методической комиссии факультета ЭкУС, протокол... |
![]() | Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании научно-методической комиссии Института инженерно-экологических... | ![]() | Прежде чем попасть в организм человека, радиоактивные вещества проходят по сложным маршрутам в окружающей среде, и это приходится... |
![]() | Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту | ![]() | Рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического совета ао «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина» |