Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях»




НазваниеМетодические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях»
страница1/6
Дата публикации28.04.2015
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.zadocs.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ

ОДЕССКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ СОЛЯНИКА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

ТЕСТЫ, ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ
для проведения семинарских занятий

(дневная и заочная формы обучения)

Отрасль 0701 «Транспорт и транспортная инфраструктура»

специальности:

5.07010401 «Судовождение на морских путях»,

5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,

^ 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов

Отрасль 0506 «Энергетика и энергетическое машиностроение»

специальность: 5.05060403 «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок»

Одесса 2012

Разработано в соответствии со Стандартами высшего образования для специальностей «Судовождение на морских путях», «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок», утвержденными Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины
^ Методические рекомендации рассмотрены и

одобрены цикловой комиссией

социально-экономических дисциплин

Протокол № от ___________ 2012р.

Председатель цикловой комиссии

социально-экономических дисциплин М.А.Жиговская

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ОМУ РП им.А.Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 5.07010401 «Судовождение на морских путях», 5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», 5.05060403 «Монтаж и обслуживание холодильно-компрессорных машин и установок»

Протокол №_____ от ____________2012р.
Председатель методического совета Н.О. Мельник


«Экономическая теория». Методические рекомендации, тесты, вопросы, задачи предназначенны для семинарских занятий курсантов (дневной и заочной формы обучения) специальностей 5.07010401 «Судовождение на морских путях», 5.07010403 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 5.07010407 «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов» Одесского мореходного училища рыбной промышленности им.А.Соляника/Преподаватель Шевченко Е.Е. – Одесса: Одесское мореходное училище имени Алексея Соляника, 2012 г.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление рыночных отношений в народном хозяйстве Украины требует подготовки специалистов, владеющих знаниями закономерностей функционирования рынка и его инфраструктуры, обладающих способностью принятия эффективных решений в условиях ограниченных ресурсов и времени и осознающих ценности экономической теории.

Целью данных методических рекомендаций является формирование сознательных и потому активных сторонников цивилизованной экономики, владеющих системой современных экономических знаний.

Основными задачами, реализованными в данном методическом пособии, являются:

- определение ключевых понятий экономической теории, таких как труд, товар, деньги, собственность, капитал, предпринимательство, рынок, спрос, предложение, конкурентноспособность, прибыль и др.;

- характеристика основных понятий и законов экономики предприятия, отрасли, страны, мира;

- освобождение от использования громоздких рассуждений и устаревших взглядов на экономическую теорию и приближение изучаемого материала к мировой практике ее преподавания;

- стимулирование аналитических способностей, развития и углубления знаний курсантов путем написания сообщений, тематических докладов, анализа современных экономических событий Украины.

Вся история экономического развития возникает, прежде всего, как формирование и прогресс товарно-денежных, рыночных отношений и предпринимательства. Принимая во внимание это обстоятельство, в последующих темах раскрывается суть социально ориентированной рыночной экономики, логика функционирования рыночных отношений в конкретных хозяйственных системах, сложность и социально-экономические противоречия предпринимательской деятельности.

Вопрос экономической жизни общества рассмотрен как на глобальном, так и макро- и микро- уровнях. Это дает возможность обеспечить курсантов базовыми знаниями о системе экономических производственных отношений, сориентировать на практическую деятельность, эффективное хозяйствование, различая чисто экономическую и социальную направленность его.

Особое внимание уделяется становлению национальной экономики Украины и нуждам в процесс ее функционирования. Поэтому при изучении дисциплины курсанты знакомятся с законами, принятыми Верховной Радой Украины, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, в частности: «Про предпринимательство», «Про ценные бумаги и фондовую биржу», «Про хозяйственное товарищество», «Про систему налогового обложения» и т.п. В программе к каждой теме предлагаются дополнительные литературные источники.
В преподавании курса применяются преимущественно методы и приемы  проблемного обучения,  технологии критического мышления, интерактивные технологии. Организационные формы обучения представлены в разнообразных формах (информационные, диалогические, проблемные, обзорные лекции, беседы, дебаты) в целях содействия курсантам в овладении ключевыми компетенциями.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и тестовые задания) и устный опрос (собеседование).

 

Знать/Понимать

       смысл основных теоретических положений экономической науки;

       основные экономические принципы функционирования государства, а также международных экономических отношений;

^ Уметь

      приводить примеры:  макроэкономических явлений, взаимовыгодной международной торговли;

       описывать: предмет и особенности макроэкономики,   основные виды налогов,   рынок труда,  экономические циклы, современную украинскую экономику, глобальные экономические проблемы;

        объяснять: макроэкономические явления; причины и  последствия инфляции, сущность экономического роста, роль государства в экономике;

      сравнивать (различать):   безработных и незанятых, формы инфляции, факторы экономического роста;

      вычислять на условных примерах: реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;

      применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации, статистические данные.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                исполнения типичных экономических ролей;

                решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

                совершенствования собственной познавательной деятельности;

                оценки происходящих событий и поведения людей с экономической

точки зрения;

                осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования

экономической информации.

 

Контроль уровня обучения

Текущий контроль уровня обучения осуществляется  на основе выполнения курсантами письменных  и устных видов заданий, (аудиторных и самостоятельных в виде домашнего задания). Не менее 25% учебного времени в соответствии с  примерной программой отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • Самостоятельное изучение теоретического материала с фиксацией главных опорных моментов;

         работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

         критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

         решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

         применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

         аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических проблемах;

        систематическое отслеживание новостей экономики Украины и международной экономики, осмысление полученной информации.

  

  Основными организационными формами диагностики и  контроля с учетом специфики содержания курса являются:

         понятийный (терминологический) диктант;

         решение экономических задач;

         публичные выступления;

         тесты.

    По итогам изучения курса запланирована контрольная работа (модульный контроль) в тестовой форме.

 

 

 

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия – это вид учебного занятия, на котором преподаватель организует обсуждение курсантами вопросов, определенных тем рабочей учебной программы.

Семинарские занятия проводятся в форме беседы (просеминар), рецензирования и обсуждения докладов, дискуссий.

Семинары способствуют развитию творческой самостоятельности курсантов, углубляют их интерес к науке и научным исследованиям, воспитывают педагогический такт, развивают культуру речи, умение и навыки публичного выступления, участия в дискуссии.

Семинарские занятия проводят в составе академической группы.

Проведение семинарского занятия предусматривает обязательное подведение преподавателем итогов обсуждаемой темы и оценки участия в нем курсантов.

Участие курсантов в семинарских занятиях учитывается при выставлении итоговой оценки по соответствующей учебной дисциплине.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия проводятся согласно учебному плану.

Подготовка к семинару предполагает самостоятельную разработку основных вопросов плана, изучение общенаучной и специальной литературы по каждой конкретной теме. Работая с литературой, изучая произведения отдельных авторов, нужно исходить из правила: знание непосредственного источника и оригинала всегда считается лучшим, чем какой-либо комментарий, который (если он даже профессиональный) уже отражает некую тенденцию своего времени и таким образом сужает поле зрения и восприятия. Только при таком подходе можно понять направление эволюции данной науки, конкретные особенности исторических ступеней ее развития, ее действительные приобретения.

Семинарские занятия проводятся, как правило, в форме творческой дискуссии на основе серьезной индивидуальной подготовки курсантов. На каждое занятие (лекция и семинарское) два курсанта готовят краткий обзор новостей экономики Украины и международных новостей за истекшую неделю. Целью этого вида работы является формирование экономического мышления у курсантов.

План каждого занятия сопровождается списком рекомендованной литературы – основной и дополнительной, которая необходима для овладения темой.

По теме каждого семинарского занятия предлагается приблизительная тематика докладов, в которой акцентируется внимание на освещении актуальных вопросов современной экономической науки.

^ ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское Предмет и метод экономической теории.

занятие №1 Экономические потребности общества.

(2 часа)


Семинарское Деньги. Товарно-денежные отношения.

занятие №2 (2 часа)

Семинарское Рынок. Структура и инфраструктура рынка.

занятие №3 (2 часа)

Семинарское Капитал. Издержки производства и прибыль.

занятие №4 (2 часа)


Семинарское Экономические аспекты глобальных проблем

занятие № 5 (2 часа)

(для ЭМО)


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Предмет и метод экономической теории.

Тема: Экономические потребности общества
План занятия:

  1. Понятие экономики как системы экономических знаний. Многозначность понятия «экономика».

  2. Методы исследования экономических явлений.

  3. Зарождение экономической теории как науки. Основные направления и школы мировой экономической мысли.

  4. Экономические потребности общества, их сущность и классификация.

  5. Сущность общественного производства. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.


Срок 2 часа
Цель:

- разобраться, усовершенствовать знания курсантов по программным вопросам:

«Экономическая теория», «Общественное производство», «Экономические потребности общества, их сущность и классификация». Ограничение ресурсов. Кривая производственных возможностей»;

- дополнительно выяснить содержание экономических понятий; условий, в которых действуют объективные экономические законы и их зависимость от общественно – политического порядка государства, состояние развития общества, теоретической мысли;

- вияснить экономическую базу противоречий хозяйственного развития страны, экономических нужд, интересов общества.


Вопросы для обсуждения:

  1. Раскрыть содержание понятий «экономика», «политическая экономия», «экономикс». Какая между ними разница?

  2. Показать этапы развития экономической теории, ее цель и функции зависимо от общественно-политической формации страны (государства).

  3. Дать объяснение понятию «экономическая деятельность» - его фазам, факторам формирования.

  4. Дать общую характеристику результативным показателям общественного производства и его эффективности.

  5. Расскажите о сущности ресурсов, их ограниченности, альтернативности.

  6. Есть ли ограниченность такого фактора как предпринимательская способность?



Рекомендованная литература:

  1. Гальчинский А.С., Ещенко П.Е., Палкин Ю.И. Основы экономической теории.- К.: Высшая школа, 1995.- С.3-37.

  2. Мочерный С.В. Основы экономической теории. – К.: ВЦ «Академия», 1998. – С.9-49.

  3. Основы экономической теории. Под ред. Ю.В.Николенко. – В 2-х книгах.-К.: Лебедь, 1999 - С.131-143.

  4. Пильгуй Н.А. История мировых экономических учений. – К.: Лебедь, 1992. – С.3-17.

  5. Лемешевская Л.В. Экономическая теория. Тесты, ситуации, задачи: Учебное пособие.- Минск: Книжный дом «Мисанта», 2005.- С.3-18.



Методические указания:

Готовясь к семинарским занятиям, необходимо уяснить такие основные положения темы:

Слово «экономика» древнегреческого происхождения: «ойкос» - домашнее хозяйство, «номос» - учение, закон. В наше время слово «экономика» имеет несколько значений: хозяйство страны; совокупность отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг; совокупность наук, которые изучают экономические отношения.

Основными элементами экономики являются:

  1. Человек, как цель и средство экономики;

  2. Естественная природа – источник ресурсов среда проживания человека;

  3. Искусственная природа, которая включает все, что создано человеком, - средства производства, инфраструктура, предметы потребления, информация.

Сложность экономики обуславливает существование множества экономических наук.

Все экономические науки можно разделить на общие и частные.

Общие экономические науки раскрывают сущность и содержание экономических процессов, законов, категорий, принципов и методов хозяйствования. Частные экономические науки раскрывают отраслевые особенности и функции экономического управления.

Все экономические науки можно подразделить на 4 группы:

- экономические науки особых экономических форм и организаций (финансы, кредит, маркетинг);

- конкретно-экономические (экономика отраслей, стран);

- информационно-аналитические (статистика);

- историко-экономические (история экономической мысли).


Экономическую теорию П. Самуэльсон называл королевой наук, потому что ее изучение дает возможность познания мотивов действия людей в хозяйственной деятельности, а также законов экономики всех времен. Экономическая теория – совокупность знаний, которые позволяют дать ответ на три группы вопросов:
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconМетодические указания рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании...
Арм win Machine. Также даны рекомендации по расчёту механических передач с использованием обозначенной выше системы

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconОсновы экологии практикум к решению задач методические указания для...
Практическая работа № расчет предельно допустимых выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферы

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconДипломного проекта По дисциплине сд. 03 Техническое обслуживание автомобилей
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании пцк общепрофессиональных и специальных технических специальностей

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconУчебное пособие предназначено для студентов высших медицинских учебных...
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно–методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского...

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых...
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconМетодические указания
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к опубликованию на заседании научно-методической комиссии факультета ЭкУС, протокол...

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconМетодические указания к разработке расчетно-графической работы по...
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании научно-методической комиссии Института инженерно-экологических...

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconОсновы экологии лабораторный практикум методические указания для...
Прежде чем попасть в организм человека, радиоактивные вещества проходят по сложным маршрутам в окружающей среде, и это приходится...

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета ому рп им. А. Соляника и рекомендованы для использования курсантами специальностей: 07010401 «Судовождение на морских путях» iconУчебное пособие по английскому языку для студентов факультета ксипо...
Рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического совета ао «Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов