1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика




Название1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика
страница1/4
Дата публикации12.08.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика.
Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает специфическое, ценностное отношение человека к миру с позиции красоты. Эстетика также изучает общие закономерности тех видов деятельности, в которых человек профессионально воплощает свои представления о красоте.

Э. как самостоятельная фил. дисциплина возникла в сер. 18 в. в Германии; сам термин ввел А. Баумгартен – философ рационалист. Термин имеет греческое происхождение (aestheticos – чувств-е восприятие). Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к мифологическим текстам. Эстетика существовала в скрытом не явном виде, в контексте других областей человеческих знаний:

- Античность - на базе философии;

- Средние века - в контексте теологии (религия теория);

- Возрождение - художественная практика;

- 17-18в. – в контексте литературной критики и публицистики;

- сер.18в. – уже самостоятельная дисциплина.

Существует эксплицитная эстетика и имплицитная эстетика. ^ Эксплицитная эстетика – философская дисциплина эст. возникает только к сер.18в. в кач-ва относит-но независимой науки.

Имплицитная эстетика – эстетика, которая уходит корнями в глуб-ю древность и предст-т собой своб-е несист-е осмысл-е эст-го опыта внутри др-х дисц-н (в фил-и, риторике, филологии, богословии и др.) Имплицитная эстетика сущ-ла на протяж-и всей истории эстетики, но выявл-ся она только с позднего новоевропейского периода. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), клас­сический, совпадающий с развитием классической философской эс­тетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).
2. Предмет эстетики.

Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает специфическое, ценностное отношение человека к миру с позиции красоты. Эстетика также изучает общие закономерности тех видов деятельности, в которых человек профессионально воплощает свои представления о красоте.

Эстетика изучает законы чувственного (эмоционального) познания и способствует постижению красоты.

Эстетика подразделяется на:

^ 1Философия прекрасного

- способность оценивать мир с позиции красоты;

Фил прекрасного изучает:

- проблема природы прекрасного – проблема возникновения у чел эстетического чувства или способность воспринимать и оценивать мир с позиции красоты- эстетическая коммуникация т.е. как чел воспринимает мир с позиции красоты.

^ 2Философия искусства

- способность человека материализовать свои представления о красоте профессионально, в рамках: архитектуры, искусство, дизайна.

Предмет не существует вне задач. В истории эстетики ее предмет и задачи менялись:

Э- часть философии и космогонии, служила созд. картиной мира;

У Сократа (сливается с эстетикой);

изучала проблемы поэтики, общефилософские вопросы природы красоты (Аристотель);

Вопросы гос. контроля над искусством (Платон - ввел понятие прекрасного не только в физическом смысле, но и нравственном);

Как аспект богословия (Фома Аквинский);

Изуч-ся соотнош-я природы и худ-й деятельности (Леонардо да Винчи);

Устанавливаются каноны творчества (Буало);

Устанавливаютсся каноны чувств-го познания мира (Баумгартен);
3. Эстетика в структуре фил-го знания. Эстетика и искусствоведческие науки.

До 18в. эстетика существовала имплицитно, в контексте таких наук, как фил-я и искусствоведенье. На базе филос-и эстетика проявляла себя в античной эпохе и заложила теоретич-ю основу. Эстетические проблемы поднимались до теор-го осмысления, сложилась первая терминология и понятийный аппарат (красота, гармония и т.д.).

В античной фил-и понимание эстетики сложилось как фил-я прекрасного. Прекрасное – это выр-е в высш-й степени целост-ти, гармонии и соверш-ва; Красота = прекрасное. Платон ввел понятие прекрасного не только в физ-м смысле, но и нравственном. В «Пире» Платон от любви переходит к пониманию идеи красоты, прекрасного самого по себе – Kalon (как вечной и объективно сущ-ей вне какого-либо субъекта идеи).

Эйдос – мир идей (форма, отделенная от содержания); понятие абстрактной красоты.

Средневековье. С приходом христ-ва возрос интерес к символам (знак, обозначенный скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным) и знакам (человек создан по образу и подобию бога и т.д.). Возникает каноничность. Канону были подчинены все виды искусства: музыка, живопись, иконопись, жизнеописания святых… Эстетика аскетизма: красота воспринимается как нематериальная (на земле нет истиной красоты) – нет телесной красоты, только дух. Представление о Боге как о прекрасном (Августин).

Возрождение. Эстетика Возрождения – Реставрация античного наследия. Основные черты: гуманизм, гармония- совершенство материи и содержания; наука – факт обоснованный.

На момент возникновения эстетика была разделом гносеологии (наука о знаниях).

Совр. эстетика – раздел аксиологии (теория ценностей) . (с 17-18 в благодаря Э.Канту – он обратил внимание на то что э. изучает не познавательную деятельность, а оценочную).

Чувств. Познание – эстетика, Рацион. Познание – логика. Баумгартен.

Э. занималась макроанализом искусства, а искусствоведческие науки - микроанализом.(локальное изучение искусства.)

Взаимоотношение эстетики и искусства 2 точки зрения: 1) Н. Буало – э. как наука, представляющая художнику правила; 2) Ипполит Тэн (фр. исследователь 19 в) – э. должна регистрировать факты искусства.


4. Эстетика как фил-я прекрасного. Проблема природы прекрасного.

1 Проблема природы прекрасного (красоты)

Красота - это выражение в высшей степени целостности, гармонии и совершенства.

Аристотель – один из первых отождествлял целостность с красотой – «Прекрасна та вещь, кот ничего не добавить, и от кот ничего не убрать».

Гармония – базовое центральное понятие античной эстетики – соответствие частей целого.

Пифагорейцы (ранняя классика) – «прекрасна та вещь, которая отражает гармонию космоса, кот является гармонией музыки»

Эпоха Возрождения гармония – центр понятие в эст-ке, так же рассм-мое как синоним красоты.
Альберти – гармония характеризует внешнюю сторону предметов, гармонична и прекрасна та вещь, кот соотв-ет идеальным пропорциям, т.е. гармония имеет числовое выражение

Красота = прекрасное.

Концепции природы прекрасного

1.Объективно-идеалистическая. (красота- есть не материальная сущность, она надсубъектна, сущ-т независимо от мысли, она сущ-т вечно и неизменно).

^ Платон- наиболее яркий представитель этой концепции- эйдос - красота.

Гегель - абсолютная идея (красота).

Религиозный вариант –красота исходит от Бога.

2.Объективно-материалист-я. (красота существует независимо от человека, но пребывает в материальном мире. К- естественное свойство проявлений. Объективна.)

В эпоху Просвещения 18в. Дени Дидро – симметричность и материальность (Вещь содержащая симметричность - идеальная).

3. Субъективно - идеалистическая. Источник прекрасного таится в душе индивида. Красота не материальна. Представлена в 19в., но имеет античные корни. Красота лимитивна, изменчива. Гартман, Лало, Липс, в античности – софисты.

4. Субъективно - объективная. Красота – есть результат соотношения объектных свойств действительности с человеком. Представление о красоте формируется у человека под влиянием 2-х факторов: внешнего (объективного); внутреннего (субъективного). Индивидуально –личностные особенности. Сократ, Аристотель. В 19в. - Чернышевский, Добролюбов.
5.Проблема возник-я у чел-ка эстетического чувства.

Глобальная Локальная

Проекция (филогенез-

эволюцию в качестве процесса) Проекция (онтогенез-

индивидуальное развитие организма)
Концепции возник-я эст-го чувства у чел-ка:

1. Религиозная \Божественная. Способность дана человеку с рождения, сопровождает всю жизнь и исчезает со смертью. Дана Богом и только людям.

2. Природная. Происхождение человека (Ч. Дарвин). По принципу ест-го отбора, полового отбора, который есть у всех существ врожденно (не только у людей, но и у животных: птицы поют великолепные песни; вьют прекрасные гнезда). – действие инстинктов принял за эстет. чувство.

3. Культуролог-я. Способность воспринимать и оценивать мир с позиции красоты принадлежит только человеку. Эта способность не является врожденной, а формируется в течении жизни. Только пребывая в культуре, человек развивает эту сп-ть. Сп-ть чел-ка абстрагир-ся от «мы»-сознания к «я»-сознанию, когда чел-к выделяет себя из коллектива и осознает себя как самост-ю личность, приобретает способность высказывать свои собств-е мысли, суждения. На эстетические чувство влияет эстетические, этические, религ-е представления. «Плохо» - безобразный, злой, дьявольский; «Хорошо» - прекрасное, доброе, священное.
6. Эстетическая коммуникация.

Эстетическая коммуникация – это пример субъект-объектных отношений, в кот-х субъект оценивает с позиции красоты объект. Сущ.: общие универсальные критерии оценки, имеющие определеную посл-ть, кот-е разделяются на типы с-о отношений:

1-познавательные (гноссеология),

2- практические (праксеология)( учение о человеческой деятельности),

3- оценочные (аксеология)(теория ценностей).

В основе э.к. лежит э. потребности. Э.к. может возникнуть только тогда, оцениваемый предмет доступен нашим органам чувств, восприятию. Гл-е отличие эстетики от этики, которая оценивает внутр-е содерж-е, в том, что эстетика оценивает именно внеш-е содерж-е объекта. Предметное содерж-е влияет на эстетич. оценку. Эст-ю оценку мы можем дать только тогда, когда знаем какому предмету принадлежит форма (Фехнер). Форма, цвет, линия сами по себе эстетики нейтральны. Одна и та же линия, один и тот же цвет имеют разную эст-ю оценку (Фехнер). Эст оценка рождается только тогда, когда сравнение предмета с идеалом красоты переходит в словесную форму.

Черты эстетической ком-и: - э.к. носит бескорыстный, незаинт-й хар-р, т.е. у субъекта не возникает потребность обладать и исп-ть в практич-х целях объект. Коммуник; - э.к. сопровожд-ся чувством удовольствия (дух-го, а не физ-го). Дух-е удовольствие возникает, т.к. задействованы все познават-е сп-ти человека.
7.Категории эстет-й оценки. Прекрасное и безобразное.

С древнейших времен термин «Красота» употреблялся в контексте космологии, метофизики, богословия. В античной Гр-и «прекрасное» имело широкий оценочный хар-р –Гомер наз-т «прекрасным» красота людей, соверш-е формы и нравственную красоту своих героев («калос»). «нефер» (егип.) – все прекрасное. У Сократа ант-я эстетика отходит от космологизма. Он поставил проблему прекрасного, как проблему сознания, разума (красота из хар-ки превратилась в идею, понятие прекрасного. Калокагатия – прекрасное и доброе. Создание образа ид-го чел-ка. Соразмерность души и тела (Платон). Эстетическая красота подразумевает этич-ю красоту (Аристотель).

3 ступени красоты: высшая ступень; ид. прекр; чувств. воспр. красота. Левнец – формула единств-го многообр-я. Кант отделил прекрасное от совершенства. Гегель – прекрасное в себе самом, бесконечное и свободное.

Безобразное. Категория «безобразного» возникла как антипод «прекрасного». Область, связанная с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения. Проявляется практически во всех сферах бытия: в природе, в чел-ке , в морали и т.д. Рассматривалось еще в ант-ти: в действительности, в иск-ве. Безобразное в иск-ве – Аристотель признавал, что изобр-е безобр-х предметов допустимо. Телесное сов-во обратно пропорционально духовному сов-ву. Классицисты выводили безобразное за рамки эстетики. Взаимопереход – Гадкий утенок в прекр-го лебедя.

8. Категории эстет-й оценки. Трагическое и комическое.

Категории были утверждены классической европейской эстетикой, ведущих происхождение от главных жанров древнегреческого драм-го искусства. К эстетике имеет отношение только «трагические», реализовавшие в конкретном жанре драм-го искусства – в трагедии. Сущность феномена трагического в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, случившиеся как неизбежное следствие его вначале неосознанных поступков, или вины, обычно предопределенных судьбой, роком. Сопереживая зритель к концу трагедии испытывает эстетической катарсис, эстетическое наслаждение. Аристотель – трагедия как вершина искусств. Платон не включает трагедию в рамки эстетики. Кант считал, что трагедия возбуждает чувство возвышенного, а комедия – чувство прекрасного. «Комическое» не является ни антиподом, ни модификацией трагедии. Роднит их только историческое происхождение. «Комическое» - более широкая и более древняя категория. Предполагает вызывание смеха, вызываемого интеллектуально-смысловой игрой. Смех вносит в сущ-е человека гармонию. Кант говорил, для комических ситуаций всегда подходит эффект неожиданности. Иронический взгляд на мир позволяет человеку существовать и не сойти с ума (модернизм).

9.Категории эстет-й оценки. Возвышенное и низменное.

«Возвышенное» - категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которая обладает большой положительной значимостью и таит в себе огромные потенциальные силы. Если прекрасное – сфера свободы, то «возвышенное» - сфера относительной несвободы человека. В античную эпоху- возвышенное далеко от мирской суеты. В средние века возвышенное связывали с Богом. Бог – высшее благо. Бытие - зло. Возвышенное –трагедия; низменное –комедия. Кант считал, что возвышенное содержится только в нашей душе. В наше время возвышенное –есть прекрасное. Возвышенные образы соответствуют поэзии, музыке. 1-й вар-т – возвышенное – превосходная степень прекрасного;

2-й вар-т – возвышенность противоположность прекрасного.

«Низменное»- Эстетическая категория, противоположная возвышенному. Хар-т природные и социальные предметы и явления, им-е отриц-ю общ. знач-ть . Негативная Эстетическая ценность, крайняя степень безобразного. Тирания- то низменное, которому человек не сопротивляется.
10. Эстетической вкус.

Эстетической вкус – главный элемент эстетической коммуникации (способность воспринимать). В историческом аспекте эта тема сформировалась в середине 17в. Его выделил Б. Грассиен в произведении «Карманный оракул» в 1646г. В эпоху Просвещения – Юм в произведении «О норме вкуса», в кот-м изложены все осн-е проблемы, современные по сей день. Э.в.– сп-ть судить о прекрасном (Кант). Э.в. – спасобность чел-ка дифференц-но почувствовать удовольствие и неудовольствие оценивать эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного (Кант).

Юм (проблемы):

1. Врожденным или приобретенным является эстетической вкус? Э.в. явл-ся приобретенной способностью, которая дана только чел-ку. Эмоционально -интуитивен, формир-ся в теч-и жизни естественным образом. Внешний вкус- традиции, распространение в обществе; особенности предметно- пространственного окружения; среда, в который мы живем; архитектура. Инициатива – целенаправленная деятельность человека по формированию вкуса.

2. Зависит ли суждение вкуса от этич-й оценки? Эстетические и этические аспекты разводятся, два разных взгляда на одну вещь: эстетической аспект- внеш-е содерж-е, этич-й аспект – внутр-е содерж-е.

3. Объективен или субъективен вкус? (спорят о вкусах или не спорят?) Если вкус объективен, то спорят; если субъективен, то не спорят (проблема была поставлена в 18в. «О вкусах не спорят»). Кант считал, что э.в. (противоречив), т.е. явл-ся и объективным, и субъективным.


11. Античная эстетика. Общая хар-ка.

Античная эстетика заложила традиции западноевропейской эстетики. Она сформулировала основные эстетические проблемы, которые являются актуальными по сей день; представила варианты разрешения проблем.: проблема природы прекрасного; проблема сущности искусства; что такое художественное восприятие. В основе лежит категориальный аппарат: категория прекрасного (центральная категория); категория гармонии (синоним прекрасного); категория «мера»; категория «Мимезис»; категория «катарсис» - аристотелевская эстетика – созерцание трагического действия очищает душу от низменных страстей (душа освобождается от пороков во время худ-го восприятия).

^ Основные этапы античной эстетики:

  1. ранняя классика (6 –нач.5в. до н.э.) – деятельность досократиков: софисты, Гефес, Демокрит, Пифагорская школа. В 6в. появляются тексты, посвященные эстетике (в контексте философии).

  2. высокая классика (5-4в. до н.э.) очень яркая. Сократ, Платон, Аристотель. Уникальный пример гармоничного существования общественных и индивидуальных потребностей.

  3. эллинизм (3в. до н.э.- 4в. н.э.) неоплатонизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм. Малопродуктивный период. Переосмысление классических идей.

^ Общие черты античной эстетики: -логика и чувство меры; -агональная тенденция (стремление к соревнованию, столкновение противоположных точек зрения, выявление индивидуального подхода; нередко ученик отказывался от взглядов учителя: Сократ – Платон – Аристотель.); -стремление к наглядному образному выражению.
12. Проблема природы прекрасного в кл-й античной эст-ке. Платон. Сократ. Аристотель.

С Сократа ант-я эстетика отходит от др-го космологизма; проблема прекрасного – как проблема сознания, разума.; для него красота из хар-ки вещи превратилась в идею понятия прекрасного. Сократ вывел на фил-й уровень категорию «калокогатия» - прекрасное и доброе –хар-ка ид-го чел-ка. Наивысшая красота – человек.

Платон понимал калокогатию как соразмерность души и тела.

Калокогатия, согласно древним грекам, достояние благородного

происхождения.

У Платона прекрасное часто соседствует с благим,

но последнее он ставит выше.

В «Пире» Платон от любви к перкрасному переходит

к пониманию идеи красоты,

прекрасного самого по себе (как вечной и объективно-сущ-й

вне какого-либо субъекта идеи), и намечает некоторую иерархичености

красоты в процессе ее постижения чел-м – от чувств-й красоты ч/з красоту дух-ю и нравств-ю к красоте чистого знания.

Для Аристотеля в физ-м мире «красота залюч-ся в величине и порядке» - красивая вещь д.б. легко обозримой, на идеальном уровне – это то, что будучи желательно само ради себя, заслуж-т еще и похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо.


13Проблема сущности искусства в классической античной эстетике.

Ант-я эстетика оказала значит-е влияние на развитие в мировой эстетической мысли.

Представления об искусстве в обыденной плоскостности отличалось от представлений об искусстве в теоретической плоскости.

-В обыденной плоскости - искусство-ремесло

“тэхнэ”- любая человеческая деятельность.

Делится на 2 вида: конструктивное (предметная деятельность) и экспрессивное (беспредметная деятельность - пение, танцы)

-В теоретической плоскости – искусство как воспроизведение действительности

“Мимезис”- воспроизведение действительности

-произведения искусства не ведут музейный образ жизни

-искусство охватывает все виды человеческой деятельности

-искусство – любая человеческая деятельность, которая выполняется мастерски, профессионально.

Пифагорейцы – представляли мир как космическую гармонию. Она представлялась музыкой, звучащей во вселенной. А соразмерность – слаженности музыкальных звуков.

Демокрит – принцип подражания человека животным (подражая соловьям человек научится петь; подражая ласточкам – строить.)

Платоновское и Аристотелевское определение мимезиса противоположны друг другу по сути:

Платон

1.искусство-врспроизведение окружающего мира;

искусство –создание копий вещей;

2.осуждал искусство –

Копия веши –это копия идеи – а идея в свое время – копия веши

Природа искусства- копия копии

Подражание подражанию

Искусство мало уважаемое дело


Аристотель

1.выражение внутренней сущности предметов и явлений, благодаря передаче типичных качеств предмета, общее;
2.восхищался произведениям искусства +

Художник говорит об “общем”- в своем произведении искусства художник не копирует отдельную вещь, а создает собирательный образ окружающего мира, способен заглянуть в будущее

Умение обобщать - высшее в человеческой деятельности философии и искусстве.




14. Основные философско-эстетические школы эллинизма.

По сравнению с классической, представляет собой более сложный, противоречивый и более длит период в античной истории. В социальном отношении эта эпоха знаменуется окончательным распадом античного. Греческая классика была промежуточной, переходной эпохой, она ознаменовала собой такой период в истории, когда определенная историческая форма уже созрела и разложилась, а другая еще не созрела и не стала господствующей. В эпоху эллинизма происходит бурное развитие рабовладения, усложняется механизм гос. управления.

Общественная жизнь все более определяется и отчуждается от частной жизни отдельных индивидов. В этих условиях формируется новый тип духовной культуры, основанной на индивидуализме и, новый тип личности, который стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасительный мир внутренней духовной культуры. На этой почве возникает новые эстетические течения (стоицизм, эпикуризм, скептицизм).

Неоплатонизм представляет собой синтез: идей Платона, Единое-Ум-Душа. Плотин (лестница красоты), Порфирий, Прокл, Ямвлих. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии.

Стоики - идеал мудреца, возвышающегося над миром повседневных забот. Этот идеал не был выдуман, он отражал реальные требования эпохи. Цицерон, Клеанф, Хрисипп

Эпикурийцы – эстетике свойственна материальная тенденция: искусство они выводили из подражания природе. Филодем, Лукреций

Скептики - наиболее характерной для эпохи эллинизма. Они сомневались во всем, даже в самом сомнении. Пиррои, Се
15.Основные закономерности искусства Др.Греции

Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отделилась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией. Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т. е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. . К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство. Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости.

Наиболее ранней философской школой греческой философии, явилась пифагорейская школа. Она была основана Пифагором. в VI в. до н.э. (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы-идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Впервые Пифагор обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Таким образом, космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Для эстетиков греческой классики искусство, равно как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Основными видами прекрасного, по Аристотелю являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их». Более высоким выражением прекрасного являются живые существа, и в особенности человек. Последний гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.
16.Основные закономерности искусства Др.Рима

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные центры, как Александрия Египетская, Коринф и Афины в Греции и Карфаген. Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями - храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов, канализации. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме.

Центрами научной деятельности: Александрия, Родос, Афины, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось географическим знаниям и истории. Особенно большой вклад в развитие этих областей знания внесли географы Птолемей, историки Тацит, Ливий. К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха. В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима.
17. Эстетика раннего западноевропейского средневековья. Теор-й аспект. (Святой Августин).

Христианский мыслитель периода патристика епископ города Гиппона Аврелий Августин оказал большое влияние на западноевропейскую средневековую эстетику. Он в зрелом возрасте принял христианство, увлекался язычеством. Он создал свою эстетическую систему, основанную на представлении о Боге, как о прекрасном… Бог - является исх-м тезисом. Бог – есть триединство истины, добра и красоты. Чем явление духовнее, тем оно реальнее. Креационизм – идея о сотворения мира Богом. Этот мир сотворен по законам красоты. Красота, по мнению Августина, подтверждение творческой деятельности Бога –позитивный аспект, но красота является объектом чувственных вожделений – негативный аспект (отвлекает человека от постижения истины). Существует божественная красота и земная. Земная красота ничтожна, по сравнению с божественной красотой. Красота иерархична (лестница красоты): телесная красота; духовная красота; Бог – источник высшей красоты. Задача человека стремиться к высшей ступени этой иерархии. * Земная красота существует благодаря истечению высших божественных смыслов, поэтому не представляет ценности сама по себе. Она рассматривается как символ божественной красоты. *Единство- понятие центральное в эстетикеке Августина. Оно выражается ч/з символику и гармонию. *Число- сущность бытия; сущность красоты есть число (дань пифагорейской традиции). Красота- сов-е, ид-е выр-е пропорции.
18. Эстетика позднего западноевропейского средневековья. Теор-й аспект. (Фома Аквинский).

Поздн-е ср-е – рост городов, развитие ремесла. Эстетика позднего ср-я шла в контексте богословия: Ульрих Срасбурский, Гуга Сенвекторский, Обиляр, Джованни Бонавентуро, Фома Аквинский.

Фома Аквинский. В своем понимании прекрасного и искусства он синтезировал взгляды неоплатоников (Августина и др), объединив их в систему на основе аристотелевской философской методологии. Трактат «Сумма теологий» Фомы Аквинского (1224-1275) Он реабилитирует телесную красоту. Прекрасна та вещь, которая наиболее ярко отражает свою природу. Он выделяет три объективных признака красоты: целостность (отсутствие несовершенства, изъяна); созвучие (должная пропорция); ясность (наличие света, духовное свечение, совокупность внеш. физич. Света). Восприятие прекрасного гасит любую практическую направленность, носит незаинтересованный характер. Эстетические удовольствие- главный итог восприятия красоты. Фома Аквинский делит удовольствие на три группы: чувственные (физиологические); чувственно—эстетические(ощущение запаха женских духов, украшения); эстетические (в результате зрительного и слухового восприятия). Красота и благо есть не одно и то же (как в раннемм средневековье): красота- то, то доставляет удовольствие, а благо – сост-т сущ-ть и смысл чел-го сущ-я. Искусствово, по мнению Фомы Аквинского, подражание, оно не создает принципиально новые формы, а лишь совершенствует уже существующие.
19. Эстетика западноевропейского средневековья. Практический аспект.

Во время западноевропейского средневековья формировались романский и готический стили. Обучение ограничивалось устной традицией. Лишь к исходу готической эпохи относятся немногочисленные технические руководства мастеров-архитекторов Шмуттермайра, Рорицера и Лахера. Эти мастера-практики лишь зафиксировали то, что раньше было достоянием устной (секретной) традиции. Они уделяли внимание геометрическим постройкам, описанию технических приемов пропорционирования, без каких-либо теоретических обобщений. В альбомах и записных книжках художников и архитекторов чертежи и рисунки механизмов, архитектурных произведений, конструкций и даже рецепты залечивания ран, получивших во время строительства. Вилар и его друзья зарисовывают и записывают то, что их заинтересовало и поразило, но не стремятся ни к словесному обобщению, ни к проверке путем доказательства. В живописи от средневековья осталось множество сборников с рецептами красок, но ни одного общего трактата по теории живописи. Трактаты по теории музыки носили сугубо технический характер и лишь вскользь касались общих вопросов музыкальной эстетики. В эпоху средневековья символика приобретает большое значение. Символ – знак, обозначающий скрытый тайный смысл, известный только избранным, посвященным. Символичный смысл получают окна, двери, число колонн, крестообразная форма храма.. Почти вся деятельность средневекового мастера опр-сь религиозно-символическими мотивами. Аналогия м/у зданиям и человеческим телом дала повод утверждать иссл-лям, будто отклонение алтарной части некоторых соборов от гл-й оси должно объясн-ся как нарочитый символ распятого Христа с головой, склонившейся набок. Это пример разрыва м/у книжными домыслами школьной «теории» и практикой живого искусства. Арх-ра, живопись, в схоластич-й классиф-и причислялись к низшим «механич-м» иск-м, противоположные высшим – «свободным»- музыка и ее теория, поэзия.
^ 20. Основные черты средневекового Китая и Индии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconТо изучала проблемы поэтики, общефил-е вопросы природы красоты (Аристотель)
...

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. — 576 с.: ил

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconПримерная тематика рефератов «Общая и региональная эстетика»
Развитие западноевропейской эстетики в XVIII столетии: авторы, проблемы, идеи (по выбору)

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconЭстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот....
Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и...

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconКонтрольные вопросы к зачету «Общая и региональная эстетика»
Основные этапы становления и развития эстетики как отрасли философского знания и самостоятельной науки

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconСемінар Естетика Відродження, Просвітництва
Лосев А. Ф. Общая характеристика эстетики возрождения // Эстетика Возрождения. М., 1978

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconЖурнал Московской Патриархии, №5, 1982 г. Эстетика священника Павла Флоренского
Эстетика — философия Красоты. Для отца Павла Флоренского Красота — онтологична, исполнена бытия. Она — одно из проявлений присутствия...

1 Знач-е термина «эстетика». Проблема выделения эстетики в самост-ю фил-ю обл-ть. Имплицитная и эксплицитная эстетика iconЭстетика возрождения введение
Главы первая. Восточное возрождение школьная, да и университетская практика старого времени исходила из

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов