3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира




Скачать 348.93 Kb.
Название3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер348.93 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Билет № 1.

1.Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: мифологическое сознание древнего человека, древнеиндийская философия, древнекитайская философия, рациональные начала постижения природы и общества в философии древней Греции.

2.Политическая деятельность: цели и средства политической деятельности, политические действия, власть и властная деятельность, легитимность власти.

3.Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 2.

1.Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира.

2.Трудовая деятельность: труд как вид человеческой деятельности, человеческий фактор производства, социальное партнёрство.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 3.

1.Истина и ее критерии: объективность истины, критерии истины, Абсолютная и относительная истина, истина и заблуждение.

2.Семья как малая группа: особенности семьи как малой группы, психология семейных взаимоотношений, гендерное поведение.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 4.

1.Многообразие путей познания мира: познание мира через мифы и опыт, познание через народную мудрость и средствами искусства. Паранаука.

2.Общение как понимание: социальная перцепция и её механизмы, стереотипы и эффекты восприятия, восприятие мира через «идолы» по Фрэнсису Бэкону.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 5.

1.Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время: кризис средневековых представлений о человеке и обществе, философы Возрождения об общественном устройстве, становление общественных наук, марксистское учение.

2.Общение как взаимодействие: две стороны взаимодействия и их стратегия, формы и виды юношеского общения.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 6.

1.Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор. Мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

2.Самопознание и развитие личности: самосознание, самоузнавание, самооценка, развитие самосознания и формирование личности.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 7.

1.Происхождение человека и становление общества: наука о происхождении человека, человечество как результат биологической и социокультурной революции, становление культуры- как неотъемлемая часть становления общества.

2.Групповая дифференциация и лидерство: положение личности в группе, лидерство, лидерские роли и стили.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 8.

1.Из истории русской философской мысли:истоки религиозной философии, учения Татищева, Кантемира, Ломоносова. Новые направления философии 19 века, цивилизационная принадлежность России в философии 20 века.

2.Общество как развивающаяся система: системный подход к обществу, строение общества, сферы общественной жизни, их изменчивость и стабильность.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 9.

1.Сущность человека как проблема философии: философская антропология о единстве природного и социального в человеке. Мышление, речь, деятельность как социальная сущность человека.

2.Индивид, индивидуальность, личность: характерные черты, структура, этапы становления.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 10.

1.Общество и общественные отношения: отличие общества от социума, уровни социально-философского анализа общества, общество и природа. Характеристика общественных отношений.

2.Конфликт в межличностных отношениях: стадии протекания конфликта.Классификация конфликтов. Процесс разрешения конфликтов. Стратегии.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 11.

1.Типология обществ: традиционное общество, становление индустриального общества, архаизация, восток и запад в диалоге культур.

2.Направленность личности: социальное поведение, структура направленности личности, жизненные цели и социальная установка.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 12.

1.Проблема познаваемости мира: бытие и познание, агностика, познание как деятельность, чувственное и рациональное познание.

2.Малые группы: понятие о малой группе, виды малых групп, межличностные отношения в группах, интеграция в группах разного уровня развития.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.

Билет № 13.

1.Исторический процесс: типы социальной динамики, факторы изменения социума, роль народа, социальных групп и личностей в историческом процессе.

2.Антисоциальные и криминальные молодежные группировки: неформальные молодежные группировки, криминализация в асоциальных группах, антисоциальная субкультура.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 14.

1.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Теория локальных цивилизаций, общественно-экономических формаций. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

2.Социальное познание. Научное познание природы и общества, основные принципы научного социального познания, Социальные науки и обыденное знание.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 15.

1.Проблема общественного прогресса. Прогресс и регресс, противоречивость прогресса, критерии прогресса, многообразие путей и форм общественного развития.

2.Общение как обмен информацией. Коммуникация или общения, средства общения, характеристика невербального общения. Особенности общения в современном мире.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 16.

1.Свобода в деятельности человека. Свобода как познанная необходимость, свобода и ответственность. Характеристика свободного общества.

2.Научное познание. Особенности, уровни, методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Примеры научной революции.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 17.

1.Деятельность людей и ее многообразие. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Виды деятельности и их характеристика.

2.Знание и сознание. Понятие сознания, индивидуальное и общественное сознание, их особенности. Характеристика теоретического и обыденного сознания.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 18.

1.Содержание и формы духовной деятельности. Создание и освоение духовных ценностей. Формы духовной деятельности. Ориентационная и направляющая роль духовных ценностей в человеческой жизни.

2.Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. Различные подходы к изучению групповой сплоченности. Конформное поведение и самоопределение личности.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.

Билет № 19.

1. Знание и сознание. Понятие сознания, индивидуальное и общественное сознание, их особенности.

2. Общение как понимание: социальная перцепция и её механизмы, стереотипы и эффекты восприятия.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.
Билет № 20.

1.Методы научного познания. Научное мышление и современный человек.

2. Из истории философской мысли: мифы древности, характеристика направлений философии античности, средневековья и эпохи Просвещения.

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы.


Приложение.

  1. Как возникла философия

Философия согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мышления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой любознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.

Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный вопрос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Вот одна из версий.

Представьте себе, что, путешествуя во времени, мы встретили человека той эпохи, который, как это нередко бывает во времена больших перемен, сетует на порчу нравов. «Раньше, - сказал бы он нам, - знание сообщали боги, а теперь они молчат и люди сами ищут мудрость. Раньше тайны знания хранили жрецы, а теперь его носителями становятся люди разных сословий и о нем спорят, как о ценах на базаре. Если раньше добро, справедливость и благочестие вели друг друга за собой, то теперь умные и много знающие люди могут в то же время быть злыми и нечестивыми. Если раньше купцы считали, а мудрецы пророчествовали, то теперь все смешалось и мудрецы пытаются исчислить мир мерой и пропорцией, а ремесленники и купцы вместо богов предписывают миру законы». Так появился «мудрец». Он не жрец и не пророк, это один из греков, но глубже понимающий уроки повседневной жизни и формулирующий их в запоминающихся изречениях, например, Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Из высказываний Семи мудрецов: «Ничего сверх меры», Пиндар: «Стань тем, что ты есть» и т. д. Тем самым мудрости стали придавать земное, а не небесное достоинство. Философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка, на первое место был поставлен вопрос: «Что можно знать, если знание не дано извне?»

Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть: • систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;

• логическим по способу обоснования;

• максимально широким (всеобщим) по своим выводам и результатам.

Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и всеобщность положений и выводов - это отличительные особенности философского знания.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы парафилософии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч лет назад.

Вопросы и задания к тексту

- Что означает термин «философия»?

- Кто ввел этот термин и кого называли философами в древности?

- Как, где и почему возникла философия?

- Перечислите требования, которые выдвигают философы перед знаниями?

- Какие черты отличают философские знания?

2. О чем мыслят философы «Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди - философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, - а всем этим занимается как раз философия. Знакомство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите? Давайте убедимся в этом.

Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со страниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает. Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею...

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря! Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и разбирают на конкретном п За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов - Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других. Из чего твой панцирь, черепаха? Я спросил, и услыхал в ответ: Он из пережитого мной страха. Ничего прочнее в мире нет.

^ Б. В. Заходер Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным: Ну что ж, так исстари ведется: Бывают пятна и на солнце. Конечно, это неприятно, Но солнце - солнце даже в пятнах. Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех: Речь громкая умом порой не блещет, Речь тихая бывает речью вещей. Вращается неслышно круг судьбы, А колесо арбы гремит, скрежещет. Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара. Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».

И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вернуть молодость: «Э-э! - думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, соседи. - Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».

Перед нами - подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали философы всех времен и народов.

А вот маленькое стихотворение Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся фи- ' лософским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.

Таким образом, предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла.

Вопросы и задания к тексту

- Проследите вашу взаимосвязь с философией с раннего детства.

- Охарактеризуйте предмет философии.

- Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают ученые-философы.

- Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?

3. Полшпика и государство: новый взгляд

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество как целое, а отдельный человек, индивид. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

^ Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

Английские философы Т. Гоббс в «Левиафане» иДж. Локк в «Двух трактатах об управлении государством», рассуждая о причинах происхождения государства, исходили из признания определенного периода догосударст-венного развития общества, когда последнее пребывало в естественном (природном, первобытном) состоянии.

Люди были тогда свободны, их не стесняли никакие рамки общественно-политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса- «война всех против всех»).

Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства. Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь - личной безопасности.

Но если Т. Г оббс был сторонником абсолютной монархии, то Дж. Локк считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.

Позднее французский философ ^ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти - судебной. Так оформилась идея разделения властей.

Вопросы и задания к тексту

- Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени? - Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса, Н. Макиавелли, Дж. Локка и Ш. Монтескье.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconМетодические указания аннотация теории детского развития периодизация...
Кого развития периодизация и закономерности психического развития ребенка кризис новорожденности и младенческий возраст кризис одного...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconИндивид, личность, индивидуальность. Становление личности в филогенезе....
Ьев, А. Г. Асмолов). Этнопсихологические аспекты построения картины мира. (М. Коул, С. Скрибнер). Теория лингвистической относительности...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconПодростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка половым...
Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconОтветы Тестовых заданий к итоговому занятию по темам модуля 2
Продуктивное становление личности зависит от жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность определяется

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconВозраст таксы ● Возраст человека
Лучше всего чистить уши таксе раз в неделю, если нет оснований делать это чаще (например, при заболеваниях ушей, по рекомендации...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconJames Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира icon001 (1). Какие клетки являются основой костной ткани?
В травматологию доставлена маленькая девочка с повреждением правой кисти. Определяя возраст ребенка, врачи выявили очаги окостенения...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира icon-
Становление исламской политико-правовой мысли: периодизация, течения и мазхабы, секты

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconВарлам Шаламов. Личность и судьба
Целью данной работы является исследование осмысления Варламом Тихоновичем Шаламовым своего прошлого. Предмет исследования прошлое...

3. Проанализируй документ и ответь на вопросы. Билет № Возраст и становление личности: периодизация развития личности, возраст и становление внутреннего мира iconВопросы
Становление, основные тенденции и проблемы развития социальной работы в современной России

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов