Методические указания по прохождению преддипломной практики




Скачать 151.75 Kb.
НазваниеМетодические указания по прохождению преддипломной практики
Дата публикации07.04.2014
Размер151.75 Kb.
ТипМетодические указания
www.zadocs.ru > Экономика > Методические указания
Федеральное агентство по образованию РФ

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Социально-экономический институт

Финансово-экономический факультет

Кафедра автоматизированных информационных систем и технологий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

(для студентов специальности 010502 (351400)–прикладная информатика в экономике)


Брянск 2008

ББК 65.9(23)261.4я73

М54
Методические указания по прохождению преддипломной практики/ Елисеева Е.В., Морозова Е.И., Новиков С.П., Погонышева Д.А., Шварц М.Р. – Брянск: Издательство БГУ, 2008.-12 с.
Под общей редакцией Погонышевой Д.А.
Рецензенты:

к.э.н., доцент БГСХА Ульянова Н.Д.

к.э.н., доцент БГУ Мельгуй А.Э.
Методические указания предназначены для студентов экономического факультета по специальности 010502 (351400) – прикладная информатика в экономике при прохождении ими преддипломной практики. Они составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Положением о практике студентов БГУ. Цель методических указаний – оказать помощь студенту в прохождении преддипломной практики, подготовке материала для выполнения выпускной квалификационной работы, оформлении отчета о практике.

Методические указания утверждены на заседании кафедры автоматизированных информационных систем и технологий 6 марта 2008 г., протокол №9.
Методические указания рекомендованы к изданию Ученым Советом ФЭФ СЭИ БГУ 27 марта 2008 г., протокол №3.

© Коллектив авторов, 2008

© РИО БГУ, 2008

Содержание


1.Общие положения


3

2.Руководство преддипломной практикой


4

3.Содержание программы практики


6

4.Отчет и зачет по практике

10


1.Общие положения
Преддипломная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессио­нального образования и представляет собой завершающий этап обучения. Практика призвана сформировать у сту­дента профессиональные умения и навыки принимать самостоятельные решения на кон­кретном участке работы в реальных производственных условиях путем выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной, организационно-управленческой и общественной деятельности. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план.

Цели и задачи практики определяются ГОС ВПО, Положением и программой практики. Цель практики – закрепление и углубление студентами теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы специальности, окончательное определение темы выпускной квалификационной работы (ВКР) и сбор материалов для ее написания.

Задачами преддипломной практики являются:

  • ознакомление студентов с особенностями их будущей профессиональной деятельности;

  • закрепление профессиональных умений и навыков, полученных в течение профессиональной подготовки;

  • получение ими общего представления о конкретной организации, об организационной структуре и системе управления;

  • знакомство с экономической информационной системой и применяемым программным обеспечением;

-информационный поиск по теме дипломной работы;

-систематизация и анализ материалов;

-выявление области и объекта исследования;

-освоение элементов профессиональной деятельности, необходимых для выполнения ВКР;

-разработка плана работы по теме исследования.

При прохождении преддипломной практики студент обязан:

- соблюдать Устав университета, выполнять все административные и научно-технические указания руководителя практики от организации, обеспечивать высокое ка­чество выполняемых работ;

-полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, индивидуальным заданием дипломного руководителя;

-собирать и систематизировать материал для ВКР;

-подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

-соблюдать правила охраны труда, техники безопасности;

  • нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатны­ми работниками;

-доложить руководителю практики от организации о выполнении всех заданий и сдать отчет и документацию по практике руководителю практики;

-защитить отчет о преддипломной практике.

Студент-практикант имеет право:

  • обращаться к руководителям практики от университета, администрации и руково­дителям практики на производстве по всем вопросам, возникающим в процессе практики;

  • вносить предложения по совершенствованию организации практики;

  • участвовать в конференциях и совещаниях;

-пользоваться библиотекой, кабинетами, мастерскими, находящимися в них методи­ческими пособиями и другими документами, необходимыми для оформления отчета о практике.

Студент, который был отстранен от практики или работа которого признана неудов­летворительной, считается не выполнившим учебный план.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в ор­ганизациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в не­делю (ст. 32 Трудового Кодекса РФ), в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 Трудового Кодекса РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на ра­бочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распо­рядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установ­ленном в организации порядке.

Форма и вид промежуточного и (или) итогового контроля прохождения практики устанавливаются учебными планами специальности с учетом требований ГОС ВПО и Положений о проведении практик. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывает­ся при подведении итогов общей успеваемости студентов.

2.Руководство преддипломной практикой

Учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляют руководители практики от университета и организации.

2.1.Обязанности заведующего кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий:

-назначает из числа опытных преподавателей кафедры научных руководителей дипломных работ, которые являются и руководителями преддипломной практики от университета;

-организует на кафедре хранение отчетов по практике.

2.2. Обязанности руководителя практики от университета:

  • до начала практики установить связь с объектом практики с целью определения рабочего места студента;

  • совместно с руководителями практики от организации составляет рабочую программу проведения практики;

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики;

  • разрабатывает индивидуальное задание для студента;

  • принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

  • несет ответственность совместно с руководителями практики от организации за соблюдение правил техники безопасности;

  • осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

  • оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуаль­ных заданий и сборе материалов ВКР;

  • контролирует студентов, проходящих практику индивидуально, проверяет отчетную до­кументацию, представленную студентами;

  • оценивает результаты выполнения практикантами программы практики;

  • вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе кафедры при обсуждении вопросов практики студентов;

  • принимает меры по устране­нию недостатков в организации практики;

2.3.Обязанности руководителя практики от организации

Руководитель практики от организации:

  • подбирает высококвалифицированных специалистов в качестве руководителей практи­ки студентов в отделе, лаборатории и других структурных подразделениях;

  • совместно с руководителем практики от университета организует и контролирует орга­низацию практики студентов в соответствии с рабочими программами и утвержденными планами прохождения практики;

  • обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда, нормальные условия прохождения практики;

-знакомит студентов с базой практики, организацией работы на конкретном рабо­чем месте, документацией, экономической информационной системой;

  • организует совместно с руководителем практики от университета перемещение студен­тов по рабочим местам;

  • контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает руководителю практик от университета обо всех случаях нарушений студентами Правил внутреннего трудового распорядка и наложении на них дисциплинарных взысканий в случае заключения трудового договора;

  • осуществляет учет работы студентов-практикантов;

  • привлекает студентов к научно-исследовательской и рационализаторской работе;

  • на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию практики;

  • подписывает отчеты студентов о практике.


3.Содержание программы практики
Содержание преддипломной практики определяется темой выпускной квалификационной работы. Тема дипломной работы должна соответствовать практическим нуждам организации, на материалах которой студент выполняет дипломную работу.

Для студентов, изучающих деятельность банковских организаций:

1.Организация деятельности банка.

1.1.Дать характеристику банка исходя из:

-организационно-правовых основ его учреждения и развития;

-вида деятельности;

-места в системе кредитных институтов;

-организационно-правовой формы функционирования;

-основных правовых документов, регламентирующих деятельность банка и его подразделений;

-производственной структуры банка и его структурных подразделений.

1.2.Оценить организационно-экономический уровень деятельности банка, учитывая:

-объем и состояние ресурсов;

-размер собственных средств;

-размер привлеченных средств юридических и физических лиц;

-сумму активов;

-величину ссудной задолженности;

-величину полученной прибыли;

-рентабельность активов.

1.3.Рассчитать основные показатели деятельности кредитной организации, сделать выводы об эффективности ее функционирования.

2.Деятельность структурного подразделения банка:

-дать общую характеристику деятельности подразделения банка;

-показать систему управления;

-рассмотреть нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок проведения операций;

-изучить электронные средства обработки и передачи данных;

-изучить виды банковских услуг, оказываемых с использованием современных информационных технологий.

3.Исследование экономической информационной системы и ее обеспечивающих подсистем.

4.Описание предметной области и ее характеристика.

5.Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности организации на основе автоматизации предметной области.

Для студентов, изучающих деятельность коммерческих организаций:

1.Общая характеристика организации.

1.1. Организационно-правовая форма собственности и историческая
справка о развитии предприятия. Дается характеристика уставных докумен­тов организации и рассматриваются важнейшие этапы ее развития.

1.2.Месторасположение предприятия, его роль в хозяйственной жизни
региона и место в соответствующей отрасли. Рассматривается географиче­ское расположение организации и факторы, влияющие на ее хозяйственную
деятельность; отдаленность (близость) от областного центра, крупных горо­дов, транспортных путей, рынков сбыта продукции; уровень квалификации
персонала; покупательная способность населения; конкурентоспособность
выпускаемой продукции; квалификация персонала; природные особенности
peгиона (если влияют на хозяйственную деятельность предприятия) и т. д. Показывается влияние организации на хозяйственную жизнь административ­ного образования (формирование местного бюджета, создание рабочих мест, содержание социальной инфраструктуры и т. д.). Определяется место органи­зации в соответствующей отрасли экономики (на местном и региональном
уровнях).

1.3.Экономический анализ деятельности организации. Рассматриваются показатели, характеризующие размер предприятия (стоимость валовой и товарной про­дукции, основных производственных фондов, обеспечение трудовыми ресур­сами и т. д.) и показатели специализации (структура товарной продукции, расчет коэффициента специализации). Дастся характеристика финансового состояния предприятия: показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности (общая рентабельность предприятия, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала и т.д.); показатели оценки эффективности управления (чис­тая прибыль на единицу объема реализации продукции, прибыль or реализации продукции на единицу объема реализации продукции и т.д.); показатели оценки деловой активности (отдача всех активов, отдача основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов, оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, от­дача собственного капитала и т. д.); показатели оценки ликвидности и ры­ночной устойчивости (текущий коэффициент ликвидности, критический коэффициент ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами и т. д.). Цифровые показатели целесообразно приводить в динамике за послед­ние 3-5 лет.

2.Исследование экономической информационной системы и ее обеспечивающих подсистем (подсистемы организационного, правового, технического, математического, программного, информационного, лингвистического и технологического обеспечения).

3.Описание предметной области и ее характеристика.

4.Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия на основе автоматизации предметной области.

Для студентов, изучающих деятельность государственных организаций:

1. Организационная структура предприятия, отраслевая специфика, перечень оказываемых услуг, поставщики и клиенты, основные функции управленческих подразделений, нормативно-правовая документация. Порядок формирования и анализ основных показателей, характеризующих эффективность деятельности организации.

2.Исследование экономической информационной системы и ее обеспечивающих подсистем.

3.Описание предметной области и ее характеристика:

- состав функциональных задач управления предметной областью;

-экономическая сущность решаемой задачи;

-характеристика системы экономических показателей;

-организация информационного обслуживания предметной области.

4.Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия на основе автоматизации предметной области.

При анализе предметной области студент должен:

-собрать и обобщить материал, всесторонне характеризующий деятельность объекта автоматизации;

-ознакомиться с перспективами развития объекта автоматизации;

-обосновать необходимость применения конкретных программных продуктов;

-выявить возможность автоматизации информационных процессов для повышения эффективности деятельности.

При формулировке назначения проектируемой информационной системы следует определить:

-выполняемые функции;

-задачи, решаемые системой;

-требования к информации;

-требования к составу и параметрам технических средств;

-требования к информационной и программной совместимости.

Для более наглядного представления задач целесообразно применить CASE-средство – программный комплекс BP-win.

При обосновании экономической целесообразности автоматизации предметной области следует выявить основные недостатки, присущие существующей практике решения комплекса задач. При этом необходимо сделать акцент на тех недостатках, которые предполагается устранить в работе. К наиболее характерным недостаткам относят следующие:

-невозможность расчета показателей, необходимых для эффективного управления предметной областью в связи со сложностью их расчета или чрезмерного объема информации;

-большая трудоемкость обработки информации;

-низкая оперативность, снижающая качество управления предметной областью;

-невысокая достоверность результатов решения задачи;

-несовершенство сбора и регистрации исходной информации;

-несовершенство сбора, передачи, обработки и выдачи результатной информации.

Нужно сформулировать цели использования информационных технологий для решения комплекса задач. При этом необходимо обосновать;

  • выбор способа сбора исходной информации (использование технических средств сбора);

  • метод передачи информации (в форме документов, по каналам связи, в интерактивном режиме и т.д.);

  • выбор компьютерной сети;

  • методы обеспечения достоверности информации (методы контроля входной информации);

  • технологии выдачи информации пользователю.

Особое внимание должно быть уделено обоснованию методов организации информационной базы. Здесь следует рассмотреть следующие вопросы:

  • обоснование выбора формы хранения данных (база данных или совокупность локальных файлов);

  • обоснование выбора модели логической структуры базы данных (иерархической, сетевой, реляционной или другой);

  • обоснование методов организации файлов, ключей упорядочения и структуры записей (сегментов).

Также необходимо:

  • сформировать требования к программному обеспечению;

  • обосновать выбор соответствующего пакета программ (на основе анализа рынка программных продуктов) или метода оригинального проектирования;

  • определить цели проектирования рациональной внутримашинной технологии обработки данных (например, сокращение времени счета, минимальные затраты на разработку и сопровождение, обеспечение надежности и т.д.);

  • раскрыть сущность методов проектирования рациональной внутримашинной технологии (например, сокращение числа сортировок, использование эффективных методов поиска информации, процедурно-ориентированных подходов к выделению модулей и т.д.);

  • определить функции управления программы.

При этом должны быть определены факторы, влияющие на экономическую эффективность решения комплекса задач. Основными факторами эффективности, действие которых может быть предварительно оценено, являются:

-увеличение объема выпуска и реализации продукции;

-повышение производительности труда;

-сокращение трудовых и материальных затрат на выпуск продукции;

-сокращение непроизводительных затрат;

-повышение качества выпускаемой продукции;

-повышения качества управления процессами.

4.Отчет и зачет по практике

По окончании практики студент должен сдать руководителю практики от университета отчет о практике, форма, структура которого, а также прилагаемые к нему мате­риалы устанавливаются программой преддипломной практики, куда включаются дополни­тельные указания руководителей практики от организации.

Отчет должен включать:

-общую характеристику организации;

-описание предметной области и ее характеристику;

-разработку рекомендаций по совершенствованию деятельности организации на основе автоматизации предметной области;

-рассчитать предварительную экономическую эффективность автоматизации предметной области;

-список литературы по теме дипломной работы;

-приложения.

Отчет должен быть представлен на 30-40 страницах, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ. К отчету должны быть приложены формы плановой, управленческой и другой документации, используемой в организации.

Для оформления письменного отчета и всей документации студенту выделяется 2-5 дней. Студент обязан защитить отчет, проверенный руководителем практики от университета. Отметка о практике приравнивается к отметкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости. Обсуждение результатов и подведение итогов по практике осуществляется на за­седании кафедры автоматизированных информационных систем и технологий. Письменный отчет о практике хранится на кафедре в течение установленного времени наравне со всеми документами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания к программе по прохождению преддипломной практики...
С целью овладения видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения...

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению практики для студентов всех...
Права и обязанности студентов в период прохождения преддипломной практики

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания По прохождению преддипломной практики по специальности...
Преддипломная (квалификационная) практика является завершающим этапом обучения. Основными задачами практики являются

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания по прохождению производственной практики для...
Методические указания по прохождению производственной практики / Сост. Н. В. Пляскина и др. – Чита: Изд-во бгуэп, 2013. – 18 с

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconКафедра «финансы и кредит» методические указания по подготовке дипломных...
«Финансы и кредит» Се-веро-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, руководителей практики, руководителей...

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические указания по проведению преддипломной практики и Итоговой...
Методические указания предназначены для студентов выпускных курсов очной, заочной и очно-заочной форм обучения специальности 080507....

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconМетодические рекомендации по прохождению преддипломной производственной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по прохождению преддипломной практики iconПрограмма и методические указания по прохождению практики для студентов всех форм обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов