План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства




Скачать 200.3 Kb.
НазваниеПлан. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства
Дата публикации24.12.2013
Размер200.3 Kb.
ТипДокументы
www.zadocs.ru > Экономика > Документы
ТЕМА:
НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ
План.


  1. Концепция постиндустриального общества.

  2. Концепция социального государства.

  3. Социально – политические идеи альтернативных движений.



Наряду с традиционными идейно-политическими течениями на Западе (либерализм – нео, консерватизм – нео) во второй половине ХХ века появились теории, претендующие на системный анализ социально-экономических и политических процессов. Это так называемые концепции постиндустриального (информационного) общества и государства всеобщего благоденствия, или, по более поздней терминологии – социального государства.

Одним из побудительных мотивов их возникновения явилось стремление современных западных мыслителей противопоставить марксистской концепции общественного развития новейшие теории, столь же всесторонне анализирующие социально-экономический процесс. В этих концепциях ищут идейную опору различные политические силы – от консерваторов до социал-демократов.

Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот Анри Сен-Симон. Однако основоположником концепции индустриального общества по праву является французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Своего наивысшего развития и положения почти официальной академической теории концепция индустриального общества достигла в 50-60-е годы ХХ ст. после появления трудов французского философа Раймона Арона (1905-1983) и американского экономиста и политолога Уолта Ростоу (р. 1916). Первый изложил свои идеи в лекциях в Сорбонне в 1956-1959 гг., второй – в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.).

Дальнейшим развитием идей этих авторов явилась концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация – теория информационного общества. Наиболее видными авторами последних являются Д. Белл, Г. Кан, Зб. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер (США); Ж. Фурастье и А. Турен (Франция).

В основе этих всех концепций лежит принцип технологического детерминизма. Данная методологическая установка исходит из того, что решающее значение в развитии общественно-экономических структур принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. В соответствии с этим любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение и социальных структур и отношений. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общества, в соответствии с данным принципом, и представляют собой результаты последовательных стадий технологических изменений в производственных процессах.

Согласно указанным концепциям, в доиндустриальном (традиционном, докапиталистическом) обществе производство основывается, по выражению У. Ростоу, на доньютоновской науке и технологии и на доньютоновских, упрощенных представлениях о внешнем мире. Такое производство представляет собой натуральное хозяйство, которое ориентируется главным образом на удовлетворении собственных потребностей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыночного обращения. Товарообмен здесь носит в высшей степени нерегулярный характер, и общество в целом не живет куплей и продажей.

Социальная структура доиндустриального общества имела сословно-иерархический характер, господствующее положение в нем принадлежало сословиям священников и землевладельцев. Несмотря на наличие политического центра, власть здесь децентрализирована и находится в руках отдельных землевладельцев. В качестве основного регулятора общественных отношений в таком обществе выступает традиция, т.е. выработанные в прошлом и передающиеся от поколения к поколению социальные условия, обычаи и ценности. По своей сути они есть не нормы права, а соответствующие исторически сложившимся представлениям о добре и справедливости правила поведения, которыми в значительной мере определяется образ жизни такого общества. Законы здесь не противопоставляются обычаям и традициям, а вытекают из них и закрепляют их. Для традиционного общества характерны коллективистские формы жизнедеятельности людей. Человек здесь всецело принадлежит своим общностям – семье, общине, артели, но и одновременно находится под их солидарной защитой.

Таким образом, доиндустриальное, или традиционное, общество – это сельскохозяйственное общество с иерархической социальной структурой и этическими нормами в качестве регулятора общественных отношений.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентироаванного на массовый выпуск товаров длительного пользования (телевизоров, автомобилей, холодильников, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является НТР, осуществившая технические нововведения в производстве и управлении.

В индустриальном обществе прозводство полностью становится товарным. Это означает, что вместо первичных целей оно уже всецело сориентировано на максимальную отдачу, на получение прибылей. Основой организации такого производства выступают капитал и труд. Это предопределяет и новую социальную структуру индустриального общества, в которой доминирующее положение занимают финансово-предпринимателькие слои – банкиры, бизнесмены, торговцы.

Наиболее существенными изменениями при переходе от традиционного к индустриальному обществу являются уничтожение сословных привилегий, стирание наследственных социальных различий, становление равных гражданских прав и свобод. Власть здесь приобретает централизованный характер, развиваются демократические формы правления, а традиция как регулятор общественных отношений все больше уступает место писанному закону, правовым нормам.

Концепция постиндустриального общества развивает эти идеи с учетом новейших изменений жизни развитых стран. В этой концепции утверждается, что в зависимости от уровня развития техники в обществе последовательно преобладают сначала «первичная» сфера экономической деятельности – сельскохозяйственная, затем «вторичная» – промышленность, а после нее выдвигается «третичная» – сфера услуг. Как считает Д. Белл, самым существенным признаком перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии общественного развития является сдвиг в формах деятельности индивида, выражающийся в перемещении таковых из сферы промышленности в сферу услуг, а также в усилении акцентов на теоретических исследованиях в области экономических открытий и государственного устройства.

Далее концепция постиндустриального общества исходит из того, что на каждой из указанных трех стадий экономического развития господствующее положение в обществе занимают определенные сословия. Это – священники и феодалы в традиционном обществе, бизнесмены – в индустриальном, ученые и профессиональные специалисты – в постиндустриальном. Каждой экономической стадии присущи также специфические социальные институты, а именно соответственно: церковь и армия; промышленно-финансовая корпорация; университеты и научно-исследовательские учреждения.

Таким образом, переход от индустриального к постиндустриальному обществу знаменует собой ряд существенных изменений в различных областях жизни. В экономической сфере это выражается в переходе от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство удельного веса сферы услуг над сферой производства. В социальной структуре классовое деление уступает место профессиональному, хотя при этом продолжают сохраняться социальная неоднородность, «естесственное неравенство» людей и отчуждение личности. В политической области имеет место деление на правящую, технократическую элиту – меритократию (от лат. meritus – достойный и греч. kratas – власть, т.е. буквально – власть наиболее одаренных) и управляемые массы населения.

На постиндустриальной стадии сохраняются социальные, в том числе политические, конфликты, однако их природа становится иной. Если в индустриальном обществе основной конфликт связан с сосредоточением собственности в руках капиталистов, то в постиндустриальном обществе он обусловлен меняющимся содержанием труда и выступает как конфликт между знанием и некомпетентностью.

Существенным элементом концепции постиндустриального общества являются положения, относящиеся к процессам развития мирового сообщества в целом. Центральное место здесь принадлежит идее взаимозависимости между народами, усиления интеграционных тенденций в мировом развитии по мере приближения постиндустриальной стадии.

Авторы данных концепций полагают, что в ХХI веке человечеству придется выступать более или менее сообща, независимо от социальной стартовой площадки, на которой сегодня находится тот или иной народ. Это обстоятельство предполагает новое видение мира, уточнение социально-политического статуса и специфической роли таких образований, как класс, нация, государство, более универсальный подходы к ценностям свободы, демократии и суверенитета.

Разновидностью и продолжением теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Рассматривая общественную эволюцию как «смену стадий», авторы теории информационного общества связывают ее становление с доминированием «четвертичной», информационной сферы экономики, следующей за сельскохозяйственной, промышленностью и экономикой услуг. На данной стадии развития общества значительно повышается интеллектуализация труда, вследствие чего наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение «непроизводственной сферы» и трансформируются в самостоятельную производственную силу, ориентированнную на производство не только материальных благ, но и самого человека.

По мнению авторов концепции, в результате эволюционизирующего действия информационной технологии происходит качественное преобразование всех сфер общественной жизни. В области производственных отношений капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. В этих условиях собственность как критерий социальной дифференциации теряет свое значение и решающим становится уровень образования и знания. Классы здесь заменяются недифференцированными «информационными обществами», в которых на передний план выдвигаются не отношения собственности и не отношения между человеком и машиной, а отношения между людьми в связи с их многообразной социальной деятельностью. На данной стадии все большее число людей получает возможность осуществлять свободный выбор формы общественных отношений, сферы профессиональной деятельности в соответствии со своими устремлениями, способностями и интересами.

Пожалуй, одним из основных в концепции информационного общества является положение об усилении нематериальной мотивации трудовой деятельности людей в составе современной производственной корпорации. В развитых странах Запада в процессе информатизации такой мотив к труду как высокая зарплата переместился с первого места, которое он занимал три-четыри десятилетия назад, на пятое-седьмое, пропустив вперед содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального роста, психологический климат в фирме и другие. «Мы с полным основанием можем сделать вывод, – пишет Джон Гэлбрейт, – что отождествление, т.е. добровольная замена своих целей целями организации, и приспособление, т.е. связь с организацией в надежде привести ее цели в более близкое соответствие со своими собственными целями, являются важными мотивами в деятельности техноструктуры» /Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество.– М., 1969. – С. 203 /. Данному обстоятельству одновременно сопутствует развитие различных форм социального взаимодействия и согласия – солидаризм, а также формировние в различных сферах жизни органических общностей людей – коммунитаризм. Это означает, что информационное или постиндустриальное общество, отрицая индустриальное и снимая тем самым его отрицание традиционного общества, возвращается в своей сути к неотрадиционалистским формам жизни.

В рамках теории информационного общества выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации», создаваемой на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютерэнергетики».

«Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идейные ориентации людей и мировоззрение в целом. Социальные и политические преобразования рассматриваются в этой теории как прямой результат «микроэлектронной революции». Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Главная роль в этом отводится телекоммуникационной кабельной сети, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит оперативно выяснять и учитывать мнение населения при выработке политических решений. Технологическую трактовку получают проблемы преодоления социальных антагонизмов, отчуждения и дегуманизации.

Авторы данной концепции считают, что ныне на доиндустриальной стадии находятся страны «третьего мира», на индустриальной – ряд стран Запада и Востока, в постиндустриальной и информационной стадиях находятся США, Япония и другие наиболее развитые страны.

Концепция социального государства.

Продолжением и развитием теории постиндустриального и информационного общества является также концепция социального государства. Сам термин «социальное государство» вошел в политическую и правовую литературу после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено понятие «sozialer Rechtsstaah», которое переводится как «социальное правовое государство». В трактовке немецких ученых и законодателей этой Конституции данный термин означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. Постепенно указанный принцип был развит до Концепции социального государства.

Таким образом, прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ, поддрежки социально слабых групп, в утверждении в обществе социальной справедливости.

Возможно, термин «социальное государство» и не совсем удачен, но в данном специфическом смысле он уже стал составным элементом современной политической мысли.

Наряду с термином «социальное государство» в политической теории употребляется понятие «государство всеобщего благоденствия». Оба понятия используются для обозначения одного и того же явления – государства современного демократического типа в условиях постиндустриального (информационного) общества. Автором концепции такого государства считается американский экономист Джон Гэлбрейт. Однако у ее истоков находятся взгляды английского экономиста Джона Кейнса, который обосновывал необходимость активного государственного вмешательства в экономику с целью обеспечения занятости граждан, предотвращения экономических кризисов, повышения жизненного уровня населения путем справедливого перераспределения доходов между различными социальными слоями.

Надо заметить, что процесс утверждения в политической мысли идеи социального государства и практического перехода правительств западных стран к социально ориентированной политике был достаточно сложен.

После падения феодализма и установления политической власти среднего сословия – буржуазии – в основу политики практически всех правительств были положены принципы классического либерализма. Согласно последним, государственное вмешательство в экономическую деятельность граждан допускается лишь постольку, поскольку оно не противоречит принципу индивидуальной свободы. В результате во всех западных странах возобладала либерально-рыночная система хозяйствования или классический капитализм.

В более широком смысле это означает утверждение либерально-демократической модели общественного устройства, в котором государство выполняет функцию гаранта свободы индивида.

Либерально-демократическое общество действительно оказалось весьма благоприятным для проявления инициативы и социального преуспевания наиболее активных и предприимчивых граждан. Однако почти тот час же оно обнаружило и свои весьма существенные недостатки. Оказалось, что устранение государства из сферы производства, свободные рыночные отношения ведут к экономическим кризисам и главное – к беззащитности перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения. Обострение классовой борьбы, революционные процессы в ряде стран, распространение социалистических идей в первой половине XX века – вынудили правящие круги западных стран отказаться от либерально-демократической общественной модели в пользу социально-демократической, в которой государство выполняет функцию регулятора экономических и социальных отношений.

Идея социального государства явилось конструктивным ответом на критику несовершенства государства либерального типа, в котором равенство всех граждан перед законом ограничивалось лишь формальным их провозглашением. Опыт функционирования либерально-демократических обществ показал, что если человек не может сполна воспользоваться имеющимися у него правами, то они становятся не более, чем пустыми посулами.

Государство, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и, прежде всего, социальных, получило название социального государства.

^ Социальное государство должно обеспечить следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества:

– конституционные гарантии гражданских, политических, экономических и социальных прав личности;

– многоукладность экономики, включающей частную, коллективную и государственную формы собственности;

– сочетание плановых и рыночных механизмов регулирования общественного производства;

– доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения;

– создание условий для всеобщей занятости населения;

– государственная поддержка малоимущих категорий населения;

– организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями;

– разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение других насущных социальных проблем.

Концепция социального государства, или государства всеобщего благоденствия (а в будущем, по мнению авторов этой концепции, и целого мира благоденствия), на Западе имеет серьезных оппонентов. Концепцию социального государства они рассматривают в качестве такой же политической и идеологической «риторики», как и различные доктрины уравнительного социализма.

С их точки зрения, нет объективных критериев социальной справедливости, и поэтому бессмысленным является и само понятие «социальная справедливость».

Наиболее последовательно с этих позиций оценивал концепцию социального государства такой сторонник свободной рыночной экономики, как Фридрих фон Хайек. По его мнению, принцип социального государства означает «ни много, ни мало – необходимость приостановить правление права» (Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. – М., 1992. – С. 201).

Очевидно, что данный тезис Хайека имеет под собой определенные основания. Между правовым и социальным принципами в деятельности государства действительно существует как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они направлены на обеспечение блага людей: первый – индивидуальной свободы и основных прав личности путем ограничения государственного вмешательства в частную жизнь граждан, второй – достойных условий существования каждого индивида с помощью перераспределительной функции государства.

Противоречие же между ними состоит в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, а социальное государство, напротив, непосредственно занимается этим делом, хотя и стремится при этом не подрывать конкурентные, рыночные начала хозяйственной деятельности и не порождать массовое социальное иждивенчество (точка зрения В.А. Мельника – вице-президента Белорусской ассоциации политических наук).

Однако, как считают другие видные ученые Запада, возврат к свободным рыночным отношениям в постиндустриальном обществе уже невозможен и политически нецелесообразен. Так, по мнению одного из крупнейших немецкий социальных философов Карла Ясперса (1883-1969), развитие техники, возникновение крупных предприятий вызывает необходимость справедливого регулирования жизненного уровня различных категорий граждан. «Все люди, – писал он, – требуют справедливости и теперь при пробудившемся сознании способны понять, выразить и защитить свои притязания. Это требование справедливости направлено как на условия труда, так и на распределение полученных в результате трудовой деятельности продуктов» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 185).

Указанная точка зрения ныне является преобладающей как в научных, так и в политических кругах западных стран. Ни сам замысел социального государства (реальные гражданские права для всех), ни его метод (перераспределение доходов) не рассматриваются как ошибочные. Речь идет не об упразднении, а о совершенствовании правовых, финансово-экономических и организационных механизмов.

В сущности, в этой концепции синтезируются лучшие черты как классическо-либеральной (высокий экономический динамизм), так и государственно-социалистической (надежная социальная защищенность граждан) моделей общественного устройства.

И не случайно поэтому сегодня практически во всех странах мира целью общественного развития провозглашается социально-демократическое общество.


^

Учение Маркса и концепция постиндустриального общества



Логичным является вопрос: в какой мере согласуются или противоречат друг другу марксова теория исторического процесса и перечисленные концепции развития общества???

Несмотря на нынешнее негативное веяние в этом направлении (относительно марксистской теории), эти теории имеют гораздо больше общего, чем различий (обосновал В.А. Мельник):

  1. В учении Маркса об общественных формациях существенное значение имеет положение о материальных производительных силах общества, которые детерминируют производственные отношения., т.е. в марксов общественный базис входит «вся техника производства и транспорта» (Ф. Энгельс), которая определяет что и сколько производит общество на данном этапе своего развития.

Следовательно, это своего рода аналог технологического компонента концепций о стадиях экономического роста.

  1. Маркс предугадал и обосновал процесс становления «научного производства», превращения науки в главную производительную силу и вычленения человека из непосредственного процесса производства. Таким образом, Маркс верно предвосхитил общую линию общественного прогресса. Это признают и авторы рассмотренных концепций стадий экономического роста: «Никто, кроме Маркса, – пишет Джон Гэлбрейт, – не предвидел, что экономика гигантских корпораций станет сутью экономической системы» (Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. – М., 1986. – С. 380).

Таким образом, эти концепции в их глобальном понимании истории могут быть причислены к формационным теориям общественного развития.

(Безусловно, марксову методологию можно упрекать во многих других грехах, но полностью списать ее невозможно).


^

Социально-политические идеи альтернативных движений


В XX веке, несмотря на присущий ему динамизм, появилось не так много новых идеологических систем (основные – либерализм, консерватизм, социализм возникли до начала XX века).

Альтернативные социальные идеи – это попытка выйти за рамки традиционных идеологических систем и осознать синхронно со временем общественные проблемы и конфликты, где ведущим понятием выступает «человек».

Носителями альтернативного мировоззрения выступают не классы или партии, и даже не социальные группы, а объединения единомышленников, образующиеся на основе общей приверженности к определенным социальным ценностям.

пацифисты (от лат. Pacificus (пацифизм) – умиротворяющий, т.е. борьба за мир на земле, без всяких войн)

феминисты (от лат. Femina – женщина, т.е. утверждение равноправия женщин, повышение их роли в социальной жизни)

зеленые (забота об экологии, защита окружающей среды).

Эти движения называют «альтернативными» или «новыми» социальными движениями.

Первые, начальные формы новых социальных движений относятся к 70-м годам. За истекшее время они прошли стадию социальной мобилизации и в ряде стран уже одержали заметные политические победы.

В качестве наиболее известных теоретиков альтернативных движений выступают И.Иллич, Э. Шумахер, Р. Трамперт, И. Штрассер, К. Амери, П. Келли, Т. Эберт и др.

(Однако, их произведения в нашей стране даже не публикуются, не переводятся. Они известны лишь узкому кругу специалистов).

Конечно, многие из проблем, рассматриваемых альтернативными движениями, существовали и раньше. Но сейчас они приобрели всемирный, а не локальный и даже не региональный характер, пытаясь найти ответы на возникшие проблемы вне рамок прежних идеологических концепций и постулатов.

^ Сущность альтернативного подхода к новым социальным реалиям состоит, прежде всего, не в поиске разрешения современных проблем традиционными путями, а в изменении оценки перспектив развития общества.

Тенденции индустриального общества ныне далеко не все рассматривают как гарантию прогресса, видя за высокими материальными достижениями неспособность удовлетворить духовные запросы человека. Ряд известных на Западе идеологов (Л. Браун, А. Горц, Э. Шумахер, Э. Фромм и др.) вообще в конце пути индустриального общества видят тупик или катастрофу. Поэтому проблемы последних десятилетий стали не столько проблемами текущего момента, сколько императивами будущего. Отсюда и поиск альтернативы нынешнему общественному развитию.

Имеющиеся на сегодня альтернативные концепции – это сложный идеологический феномен. Тем не менее, все разновидности альтернативных идей – экономических, политических, экологических, этических – можно свести к нескольким обобщенным положениям. Отправным моментом концепций альтернативного развития выступает положение об исчерпанности и бесперспективности индустриального общества, ибо на его базе образуется «мегамашина», противостоящая индивиду, т. е., иными словами, современное общество представляет собой безликую централизованную структуру, где личность не имеет возможности не только реализовать цель своего развития, но и зачастую даже осознать свои интересы. В силу этого современная «система» (как капитализм, так и социализм, как административно-командная модель общественного устройства), с точки зрения альтернативистов, является антигуманной и безнравственной, превращая человека не в цель, а в средство безудержного экономического развития.

По отношению к данной «системе» альтернативные экономические, социально-политические и духовные установки рассматриваются в качестве антисистемной или внесистемной силы.

Ключевую роль в подходе альтернативистов к общественному развитию играет идея децентрализации. Это требование имеет много аспектов: антиэтатизм (т.е. конфликт с государством); разукрупнение (и, следовательно, конфликт с господствующей экономической моделью массового товарного производства); самоуправление, требование «прямого участия» (а, значит, конфликт с механизмом представительной демократии); снятие отчуждения личности (неизбежного в больших социальных системах).

Таким образом, суть предлагаемой альтернативы – общество, целью которого является свободное развитие личности. Но как человечеству перейти из «царства необходимости» в «царство свободы»???

Альтернативисты предлагают создать наряду с нынешними институтами государства «власти» какого-либо иного сообщества с особым образом жизни, особыми ценностями, нормами, принципами, при условии взаимной терпимости коалиций и нахождения уравновешивающих компромиссов.

По их мнению, переустройство общества возможно посредством внедрения «малых ниш» альтернативного стиля жизни в «большой социум». Суть этого принципа выражена в постулате, сформулированном Э. Шумахером: «Малое – это прекрасно!» (выглядит, конечно, утопично).

Но альтернативисты зато находятся по другую сторону революционного насилия и не несут так называемую пассионарность (лат. термин passion – страсть, энтузиазм – используется для характеристики степени активности социальных общностей в зависимости от имеющегося у них запаса некоей социальной энергии), которая на разных этапах была присуща буржуазии, потом рабочему классу как ведущим силам общественного развития.

Стратегия «малых дел» – это антипод радикализма в сфере политического действия. Все формы политического действия альтернативистов носят ненасильственный характер. В основе такого подхода лежит убеждение, что достичь высоконравственных целей переустройства современного общества можно только ненасильственными средствами. Слишком высокую цену приходится платить за революционные и насильственные действия.

Основным принципом внутренней организации эти социальные движения считают «принцип базисной демократии»:

– прямая децентрализованная демократия;

– постоянный контроль за должностными и выборными лицами со стороны масс, возможность сменяемости руководства любого уровня в любое время;

– действие так называемого «императивного мандата» (в партиях «зеленых»), который предписывает партийному руководству и фракциям этих партий в парламентах выполнение установок и требований массового базиса;

– принципы гласности и консенсуса.

Понятие «базисная демократия» трактуется не только как организационный принцип новых социальных движений. Этот термин понимается и как политическая организация общества, и как социально-политическая деятельность масс, и как программа ненасильственных действий по внедрению новых ценностей в сознание масс путем парламентских акций.

В целом альтернативные идеи родственны утопической мысли прошлого: апеллирование к разуму и чувствам людей, антиисторизм, убежденность в возможности разрешения всех противоречий общества по какой-либо универсальной схеме.

Для альтернативных концепций характерен и эклектизм (вбирание идей либеральных, консервативных и социалистических учений).

Хотя альтернативные движения и приняли в целом весьма широкий размах, все же пик их подъема уже позади. Тем не менее, социально-политические идеи, которыми они вдохновляются, стали важным фактором политической жизни на исходе XX – в начале ХХI веков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconВыпуска: "Концепция нового общества"
Концепция нового общества — это манифест, основные принципы, которые мы хотим положить в основу возрождения Российского государства....

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства icon9. «Экономическая основа социального государства»
В США проявляется концепция «конституционной экономики», а в Германии – «теория порядка» как часть концепции социального рыночного...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconСуда в «Божественной комедии» (концепция ада, концепция чистилища, концепция рая) Данте Алигьери
Доклад: Миф о Немезиде и идея возмездия в древнегреческой мифологии. Образ богини Немезиды в живописи

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства icon2 Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении...
Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconОсновные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании
Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconЗакон цикличности изменений Общества изменяются по циклической схеме...
Лекция 13. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Общественное мнение как институт...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconКонцепция редукции творчества к интеллекту. Концепция кре­ативности...
Рассмотрим точку зрения, со­гласно которой уровень творческих способностей определяется уровнем развития ин­теллекта

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconКонцепция системы государственного управления концепция создана по заказу
Воронежского регионального общественного движения по содействию в борьбе с коррупцией «З а е динство и р авноправие н ашего о бщества»...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства icon" Концепция атомизма как концепция корпускулярно-волнового дуализма "
...

План. Концепция постиндустриального общества. Концепция социального государства iconКонцепция развития гражданского законодательства российской федерации I
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов