Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании




Скачать 91.19 Kb.
НазваниеОсновные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании
Дата публикации29.06.2013
Размер91.19 Kb.
ТипЗакон
www.zadocs.ru > Экономика > Закон
Основные понятия и закономерности

инновационного менеджмента в образовании.
Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления. Центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая «свобода нововведений».

Фундаментальным критерием экономического развития общества в настоящее время становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций их неприходящей ценности. С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями авангардного научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей, как поведенческая установка.

Формирование «человеческого капитала», наращивание интеллектуального потенциала общества - прерогатива такой социальной сферы как образование. Инновационная направленность современного педагогического процесса вошла в противоречие с традиционными формами и методами учебно-воспитательного процесса и традиционными организационными структурами управления школой. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджменту приходят новые модели инновационного управления – инновационный менеджмент.

Содержание понятия «инновационный менеджмент» П.Н. Завлин рассматривает в трех аспектах: «как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями». Но такое глубокое понимание сущности и принципов инновационного менеджмента ??????? новой методологической и научной ориентации инновационного менеджмента, которая основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста современного общества главенствующее место в нем прочно занимают модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов.

Для российской системы образования характерна именно новая научная ориентация инновационного менеджмента, так как в ней большее внимание уделяется формирования интеллектуального потенциала личности как источнику генерации новых идей, важнейшей предпосылки создания будущими работниками новых продуктов, наращивания человеческого капитала в целом. В связи с этим в учебных заведениях уделяется большое внимание активизации исследовательской деятельности и педагогов, и обучающихся.

С точки зрения новой научной ориентации инновационные менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понимание и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, в том числе в сфере образования, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент в образовании как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих основные направления инновационной деятельности педагогов. В рамках постиндустриального общества, на достижение уровня развития которого взяла курс Россия, это означает:

1) социально-экономический институт, активно влияющий на рынок образовательных услуг, на развитие инновационной деятельности в сфере образования;

2) социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере творческой, педагогической и научной деятельности;

3) научную дисциплину, изучающую организационные и социально-экономические аспекты управления учреждениями образования.
В инновационном менеджменте выделяют два уровня:

Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования той или иной системы.

Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технологические системы, финансовые потоки.

Ведущую роль в развитии инновационного менеджмента исполняют такие социально- экономические институты, как наука, образование и классический менеджмент.

На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставить полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления – это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие внимание на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально- организационной и институциональной основы.

^ Институт менеджмента – это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентаций, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента в образовании предполагают, что учебное заведение характеризуется:

- эффективностью, которая достигается за счет строгого распределения обязанностей и полномочий между его руководителями, коллегиальными органами управления и членами педагогического коллектива;

- строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль выполнения задания нижестоящими сотрудниками;

- формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

- эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между руководителями организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель определенной должности.

Базисной системой социального института служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

Развитие демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и функций институтов. Оптимальная рациональность действия и достижения связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает наличие отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов и нормативными стандартами.

Современные социально – экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью таких механизмов, как правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и сужение привилегий членов сообщества и повышение уровня общности.

В развитых странах все большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные и образовательные институты, которые обеспечивают доминирование ценности компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.

Отличительной чертой инновационного менеджмента является относительно небольшая независимость выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения тесно связан с присутствием в мотивах личности профессиональной компетентности и личной ответственности.

Становление инновационного менеджмента тесно связано с «раскрепощением» личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

Функциональный инновационный менеджмент в образовании направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения и практической реализации новшеств в учебно-воспитательном процессе учебного заведения. Задачей инновационного менеджера в образовании является обеспечение оптимального функционирования педагогической системы, синхронизация ее функциональных подсистем, совершенствование системы управления педагогами и осуществление контроля.

Функциями инновационного менеджмента в образовании являются: прогнозирование, планирование, анализ внешней среды, виды решений мотивация, контроль.

Различают следующие виды инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный или оперативный.

Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки образовательных услуг, анализ внешней среды и рынка образовательных услуг, стратегические решения по целям миссии и развитию образовательного учреждения, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии образовательного учреждения и развитие.

Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка образовательных услуг, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.

Острота демографической ситуации в России, предстоящей переход средних общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование, создание муниципальной сети профильного обучения ставят проблему выживания школ в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской школы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение школы определяется не только ее внутренними возможностями, но и реакцией на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста учебного заведения. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления школы важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относятся количество детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы, социальный состав их семей; деятельность находящихся по близости других школ, социальных партнеров учебного заведения (шефствующие предприятия, учреждений культуры и спорта и др.). К факторам внутренней среды школы можно отнести кадровый состав педагогического коллектива, его потенциал, приоритетные цели и задачи, стратегические направления деятельности учебного заведения, материально-техническую оснащенность, активность родительской общественности и др. Для упрочнения положение школы особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ школы.

Основными этапами и функциями стратегического инновационного менеджмента в образовании являются: анализ социального заказа, анализ рынка образовательных услуг, исследование ресурсных возможностей, прогноз состояния внешней среды, прогноз перспектив школы с учетом внешней среды, прогноз перспектив школы с учетом факторов риска, анализ внутренней среды учебного заведения, разработка целей и стратегий развития школы, анализ методов конкуренции и самих конкурентов, учет особенностей образовательной деятельности, поиски спонсоров, поиск инновационной альтернативы.

^ Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредотачивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой и внедрением образовательных новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочные горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.

Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемных и структурных областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности школы, ее функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно всех участников инновационной деятельности.

Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства принятой стратегии развития школы. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование проектного и технологического портфеля учебного заведения, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению педагогами.

Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала школы для повышения качества ее работы и упрочнения ее конкурентных преимуществ.

Управление инновационной деятельностью школы состоит из:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconВопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»
Основные понятия инновационного менеджмента. Факторы влияющие на внедрение инноваций

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconТема: Ключевые понятия инновационного менеджмента
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются нтп, новшество,...

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconОсновные понятия инновационного менеджмента. Современные подходы...
Уважаемые одногруппники, желаем удачи в подготовке к гос экзаменам. Здесь вы найдете практически весь материал для успешных ответов...

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconУчебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль...
Тема Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ит, цель, элементы, объекты и процессы...

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании icon2 основные категории менеджмента
Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения...

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconВопросы к экзамену по дисциплине «управление проектами»
Основные понятия и сущность проект-менеджмента. Понятия проекта, проектирования, сущность процесса управления проектами

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconЩёкин Г. В. Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconТематика курсовых работ по дисциплине «Основы менеджмента»
Внешний и внутренний менеджмент: основные понятия, состав элементов, их сравнительная характеристика

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании iconВопросы по детской литературе. (5 к. 6 летки) Специальность: «Дошкольная...
Специфика детской литературы. Основные понятия и требования. Ее зна­чение в образовании и воспитании детей

Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента в образовании icon1. основные понятия современного менеджмента
Слово менеджмент произошло от английского слова to manage и имеет несколько значений управлять, руководить, заведовать, ухитряться,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов