Скачать 261.12 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра экономической теории и национальной экономики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе и качеству образования д.э.н., профессор _____________ В.И. Малюк « » 2011 г. Рег.№ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА М.2.1 Направление подготовки 080200 Менеджмент Специализированная магистерская программа – Инновационный менеджмент Санкт-Петербург 2011 Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 080200 - Менеджмент № 543 от 20 мая 2010 г. и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 080200 – Менеджмент (специализированная магистерская программа «Инновационный менеджмент»), утвержденным ректором СПбГИЭУ 30.03.2011 г. СОСТАВИТЕЛЬ канд. экон. наук, доц. О.Ф. Тимошенко ^ д-р экон. наук, проф. Т.А.Селищева Обсуждено на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики .0 .2011 г., протокол № ОДОБРЕНО научно-методическим советом института магистерских программ .0 .2011 г., протокол № . ^ Цель дисциплины «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА» - освоение основных понятий и категорий, формирование комплекса знаний, умений и навыков, связанных с осуществлением, совершенствования системы ее в специфической сфере науки, техники и инноватики.Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
^ Основные положения дисциплины «Управленческая экономика» базируются на знаниях экономической теории, макроэкономики, теории организации, финансов и кредита, менеджмента, стратегического планирования, инновационного менеджмента, организационного поведения, принятия управленческих решений. Это позволяет с позиций системного подхода рассмотреть теоретические основы и современную практику , новые направления национальной экономической политики; роль и механизмы включения инновационных направлений в общую концепцию стратегического развития рассматриваемого объекта управления, тенденции, перспективы и прогнозы научно-технического развития, лежащего в основе всех инноваций, выделить и раскрыть системный характер совокупности организационных форм, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих инновационную деятельность на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях. ^ Общая трудоемкость по дисциплине составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Управленческая экономика»по видам занятий и распределение компетенций приведено в таблице 1. ^ Таблица 1
Окончание табл. 1
^ Модуль 1. Тема 1. Особенности предмета дисциплины. Система понятий и категорий. Общая характеристика основных фаз воспроизводства. Сравнительная характеристика типов экономических систем. Частная собственность как основа рыночной экономики Место экономического субъекта в обществе. Альтернативные модели поведения экономических субъектов. Рыночный механизм и его элементы ^ Дискуссионные вопросы предмета микроэкономика. Становление микроэкономики как самостоятельного направления экономической теории. Равновесие потребителя: кардинализм и ординализм. Теория производства. Издержки производства. Производство, ценообразование и эффективность в условиях совершенной конкуренции. Производство, ценообразование и эффективность в условиях несовершенной конкуренции. Равновесие рынка ресурсов и функциональное распределение доходов. Общее равновесие рыночной системыМодель максимизации прибыли. Модель максимизации продаж. Модель максимизации роста. Модель управленческого поведения. Модель максимизации добавленной стоимости. Модуль 2. Тема 3. Особенности предмета и метода макроэкономики и ее значение для управленческой экономики Метод макроэкономики. Агрегирование. Эндогенные и экзогенные экономические переменные. ^ Макроэкономическое моделирование. Экономические ожидания. Нормативный и позитивный подходы. Этапы развития и альтернативные концепции макроэкономики. Макроэкономические субъекты: отражение связи между ними в СНС, основных макроэкономических тождествах и кругообороте расходов и доходов. Макроэкономические показатели и особенности их исчисления в России. Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт. ВВП и способы его измерения. Проблемы повторного счета и непроизводительных сделок. Добавленная стоимость. ВНП и его составляющие. Модели исчисления ВНП. Национальный доход. Располагаемый доход. Кругооборот доходов и продуктов. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен. Тема 4. Макроэкономическая статика как аналитическая основа моделирования в управленческой экономике Совокупный спрос и совокупное предложение и их факторы Виды кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Параметры макроэкономического равновесия. Национальное потребление. Совокупное потребление. Основной психологический закон Дж. Кейнса. Средняя и предельная склонность к потреблению. Кейнсианская функция потребления и сбережений. Функция потребления и сбережений в краткосрочном и долгосрочном периодах. Экономическое содержание и разновидности капитала и инвестиций. Структура инвестиционных расходов. Факторы, определяющие величину инвестиций. Реальные нвестиции и экономический рост. Кейнсианская модель автономных инвестиций. Потребление, сбережения и инвестиции в модели «доходы–расходы». Эффект мультипликатора. Свойства мультипликатора. Парадокс бережливости. Равновесие между сбережениями и инвестициями: инфляционный и дефляционный разрывы. ^ . Финансовые активы и их ликвидность. Структура денежного предложения. Агрегаты М1, М2, М3. Спрос на деньги и его виды. Рынок денег и его равновесие. Различная интерпретация роли денег в экономике. Классическая дихотомия. Совместное равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг (модель IS-LM). Эффективный спрос. Взаимодействие рынков благ и капитала при изменении экзогенных параметров. Инвестиционная и ликвидная ловушки. Функция совокупного спроса (AD). Рынок труда и функция совокупного предложения. Равновесие на рынке труда и безработица. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие и безработица. Естественная и конъюнктурная безработица. Кривая Оукена. Функция совокупного предложения. Классическая и кейнсианская модели общего экономического равновесия . Неоклассический синтез. ^ Экономический цикл как форма краткосрочной динамики экономики. Основные разновидности циклов. Фазы экономического цикла и их характеристика. Модификация экономического цикла в современных условиях. Причина цикличности: альтернативные взгляды. Марксистское объяснение причин кризисов. Кейнсианская трактовка цикличности производства. Колебание уровня инвестиций как фактор неустойчивости макроэкономического равновесия. Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Модель Самуэльсона-Хикса. Модель Тевеса. Модель Калдора. ^ , причины, последствия. Измерение уровня инфляции. Дефляция. Дезинфляция. Кейнсианская и монетаристская трактовки причин инфляции. Фискальные и денежные аспекты инфляции. Бюджетный дефицит и инфляция. Инфляционный налог и сеньораж. Типы инфляции. Модели инфляции спроса и предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Издержки прогнозируемой и непрогнозируемой инфляции. Антиинфляционные меры: адаптация и ликвидация. Стагфляция и проблемы структурной перестройки. Основные различия кейнсианства и монетаризма. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде. Модель стагфляции. Статические, адаптивные и рациональные ожидания. Краткосрочная кривая Филлипса при статических, адаптивных и рациональных ожиданиях. Теория экономики предложения. Концепции налогового клина, налоговых антистимулов и кривой Лаффера. Динамическое равновесие и экономический рост. Моделирование экономического роста. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его государственного регулирования. Модели Домара, Харрода. Эффекты мультипликатора и акселератора. Неоклассические модели роста и их характеристика. Коэффициенты эластичности. Модель экономического роста Р.Солоу. Условия оптимального роста. «Золотое правило накопления». Технологические уклады и «длинные волны». Последствия экономического роста. Модуль 3. Тема 6. Модели открытой экономики и их использование в управленческой экономике Международные экономические отношения. Специализация и сравнительные преимущества. Международные тенденции международного разделения труда. Закрытая и открытая экономика. Международная торговля. Теории международной торговли (А.Смитта, Д.Рикардо, Э.Хекшера-Б.Олина). Внешняя торговля. Международная торговая политика: либерализация и протекционизм. Торговые барьеры. Экономические последствия импортных тарифов. . Роль ГНТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Формы и методы международной торговли. Роль валюты в международной торговле. ^ . Международная валютная система и этапы ее развития. Взаимодействие национальной экономики с мировой экономической системой. Платежный баланс. Баланс текущих операций. Баланс движения капитала. Сальдо платежного баланса. Корректировка платежного баланса. Стабилизационная политика в открытой экономике. Валютный курс как инструмент стабилизационной политики. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса. Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса. Интернационализация хозяйственной жизни. Глобализация: исторические корни, содержание, многомерность. Неолиберальная и гуманистическая модели глобализации. Противоречия глобализации. Проблемы многополярного мироустройства. Стратегия России в глобальном технологическом развитии. ^
Темы практических занятий совпадают с темами дисциплин и указаны в таблице 2. ^ Таблица 2
^ Семинарские занятия рабочим учебным планом не предусмотрены. 8. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Лабораторные работы рабочим учебным планом не предусмотрены. ^ Выполнение курсовой работы рабочим учебным планом не предусмотрено. 10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1. Нормативные правовые акты
10.2. Основная литература
10.3. Дополнительная литература
18. Аньшин В.М. Менеджмент инвестиций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил, 2003
^ 11.1. Использование информационных технологий Пакеты прикладных программ не используются . 11.2. Применение активных методов обучения Использование презентаций тем курса и вопросов практических занятий. . 12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Учебный процесс обеспечивается видеопроектором/мультимедийным оборудованием 13. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 13.1. Формы текущего контроля Подготовка рефератов, выступление с докладами. 13.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине Формой промежуточного контроля по дисциплине является экзамен. 13.3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов Находится в разработке. |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) | ![]() | ... |
![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной... | ![]() | Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... |
![]() | Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда» | ![]() | Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы математики и основ информатики и компьютерных технологий |