Скачать 337.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ![]() Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Кафедра «Экономика туризма» И.В. Дьяконова И.Ф. Иванова Управление качеством Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов специальностей 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление» и 080507.65 (061100) «Менеджмент организации» Санкт-Петербург 2006 Одобрены на заседании кафедры «Экономика туризма», протокол №6 от 03.02.2004 г. Утверждены Методическим Советом института МТиМ, протокол №7 от 24.02.2004 г. Управление качеством. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов специальностей 061000 и 061100. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 23 с. Составители: канд. мед. наук, доц. И.В. Дьяконова; канд. мед. наук, доц. И.Ф. Иванова Рецензент: канд. экон. наук, доц. Н.Ф. Миронова © Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 2006 г. ОглавлениеОглавление 4 1. ВВЕДЕНИЕ 5 2. Цели и задачи контрольной работы 5 3. Методические указания по выполнению контрольной работы 6 4. Варианты индивидуальных заданий 22 5. ЛИТЕРАТУРА 25 1. ВВЕДЕНИЕПроблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение приобретает фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Управление качеством продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции носит комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности. Чтобы принимать рациональные организационно-методические решения по повышению качества продукции, необходимо хорошо знать эволюцию подходов к управлению качеством, системный подход к технологии управления качеством, организационно-правовые основы управления качеством, умело использовать международные и отечественные стандарты в системах управления качеством, хорошо владеть организационно-методическими основами сертификации и метрологии в системах управления качеством. ^ «Управление качеством» - научная дисциплина, предусмотренная Государственным образовательным стандартом Российской Федерации и изучаемая студентами экономических специальностей вузов. Целями изучения курса и выполнения контрольной работы являются:
^ Данные методические указания содержат задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление качеством» для студентов заочной формы обучения специальностей 061000 и 061100. Контрольная работа должна быть зарегистрирована и сдана на проверку не позднее, чем за три дня до даты зачета. В случае неверного выполнения работы или ее отсутствия студент не может быть допущен до сдачи зачета На титульном листе указывается название дисциплины, специальность, форма обучения, курс, фамилия выполнившего работу и номер зачетной книжки, а также ФИО преподавателя. Контрольная работа включает 5 заданий. В основе предлагаемых заданий лежат принципы:
Задания на контрольную работу составлены по вариантной системе. ^ выбирается по последней цифре номера зачетной книжки. Работа может быть представлена как в машинописном, так и в рукописном виде. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться учебной литературой, указанной в списке. В качестве дополнительной можно использовать другую современную литературу по изучаемому вопросу. ^ В каждом варианте Задания №1 студентам на выбор предлагается рассмотреть один из двух теоретических вопросов. В структуре работы по Заданию №1 необходимо выделить разделы:
При составлении плана изложения целесообразно руководствоваться положениями в области управления качеством, приведенными ниже. Одним из важнейших направлений в деятельности предприятий по управлению качеством является отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества. Ответственность за нарушение законодательства обусловлено, прежде всего, наличием общественно значимым обязательных требований по безопасности продукции для населения и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между потребителями и поставщиками в области качества. Общественная значимость качества продукции, в особенности ее безопасность для населения и окружающей среды, потребовала принятия нового законодательства и нормативных актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность изготовителей и потребителей в области качества и регулирующих торговые отношения. С 1 июля 2003 г. вступил в силу принятый в декабре 2002 года Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – «Закон»). В соответствии с ним устанавливаются новые, гармонизированные с международным опытом технического регулирования, правовые отношения в области разработки, исполнения и контроля обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Положения указанного закона распространяются на установление и применение обязательных требований в области промышленной безопасности, регулируют отношения в области оценки соответствия обязательным требования, в том числе вопросы государственного надзора (контроля) за их соблюдением. Реализация Федерального закона «О техническом регулировании» предопределяет необходимость реформирования системы технического регулирования в области промышленной безопасности, а также совершенствование государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности в условия либерализации экономики. Закон регулирует отношения, возникающие при:
^ Определение коэффициента весомости показателей качества экспертным методом Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Этот метод используется для определения показателей весомости каждого параметра качества, используемых для последующей оценки его уровня и экономического эффекта. При экспертном методе оценку уровня качества или показателя того или иного свойства продукции определяют в безразмерных единицах. В случае если результат оценки (экспертного измерения) качества эксперты представляют в виде ранжированного ряда, численное определение оценки экспертов состоит в следующем:
Типовая задача Пять экспертов о семи объектах экспертизы Q составили следующие ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка: эксперт №1 – Q5 Q3 Q2 Q1 Q6 Q4 Q7 эксперт №2 – Q5 Q3 Q2 Q6 Q4 Q1 Q7 эксперт №3 - Q3 Q2 Q5 Q1 Q6 Q4 Q7 эксперт №4 - Q5 Q3 Q2 Q1 Q4 Q6 Q7 эксперт №5 - Q5 Q3 Q1 Q2 Q6 Q4 Q7 Место объекта в ранжированном ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до m (m – количество оцениваемых объектов). В данном примере m=7. 4. Определение суммы рангов каждого из объектов экспертной оценки. В рассматриваемом примере они: Q – 4+6+4+4+3=21; Q – 3+3+2+3+4=15; Q – 2+2+1+2+2=9; Q – 6+5+6+5+6=28; Q – 1+1+3+1+1=7; Q – 5+4+5+6+5=25; Q – 7+7+7+7+7=35. 5. На основании полученных сумм рангов строятся обобщенный ранжированный ряд. Для нашего примера он: Q5 Q3 Q2 Q1 Q6 Q4 Q7 6. Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, то есть коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле: ![]() где n – количество экспертов; m – число оцениваемых показателей; Qij – коэффициент весомости j-го показателя в рангах (баллах), которой дал i –й эксперт. Расчеты по этой формуле для рассматриваемого примера дают следующие результаты: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Анализируя данные, полученные экспертным методом оценки качества, можно не только узнать, какой объект лучше или хуже других, но и на сколько. ^ Определение экономического эффекта от повышения качества продукции Величина годового экономического эффекта (Эпотр) в сфере потребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле: Эпотр=(И1+ЕнК’1)-(И2+ЕнК’2), (2) где И1, И2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержки), выполняемой изделием, принятым за базу для сравнения вариантов, и изделием с повышенными показателями качества, руб.; К’1,К’2 – капитальные вложения (цена) потребителя, использующего изделие, принятое за базу для сравнения, и изделие с повышенными показателями качества, руб.; Е – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; γ – коэффициент, учитывающий соотношение показателей качества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле: γ=ω∙αп∙β∙δ, (3) где ω – коэффициент эквивалентности по техническим показателям (параметры) базового изделия и изделия с улучшенными показателями, определяется по формуле: ![]() где н,б – коэффициенты технического уровня базового изделия и изделия с более высокими техническими показателями (параметрами) качества, определяются по формуле: ![]() где аi коэффициент весомости каждого i –го показателя (параметра) качества (в сумме все коэффициенты равны единице); Кiб,. Кiн – значение каждого i –го показателя качества базового изделия более высоко качества по отношению к изделию, принятому за эталон, определяется по формуле: ![]() где вiб, вiн, вiэ - значения каждого i –го показателя качества (параметра) сравниваемых базового, улучшенного и эталонного изделий. αп – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяемые экспертным путем в баллах, рассчитывается по формуле: ![]() где ![]() β – коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплуатации, определяется по формуле β= ![]() где ![]() δ – коэффициент, учитывающий срок службы изделия, определяется по формуле: δ= ![]() где ![]() ![]() Типовая задача Определить годовой экономический эффект от улучшения показателей качества изделия. Нормативные коэффициенты эффективности капиталовложения – 0,15. Таблица 1. ^
Решение.
^
ω ![]() ω ![]()
ω= ![]()
β= ![]()
γ=1,27*1,36=1,73
![]() ^ Учет и анализ затрат на качество продукции Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности ( ![]() ![]() Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД – профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). К профилактике относятся деятельность по предотвращению дефектов (входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.). Оценивание – испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.). К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что она не отвечает требованиям качества, а следовательно, требует дополнительных мер (вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак). Составляющие затраты, связанные с внешними работами –затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что она в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, обусловленные изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции). Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке.
Так, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 ден. ед. (П=0=Д= ![]() ![]() ^ Используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств. Стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса. Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса. ^ При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. В таблице 3 обобщена информация по рекомендуемым методам калькуляции затрат на качество. Таблица 3. ^
Примечание: (+) – затраты в результате внешних работ (внешние) + – внутренние затраты. Типовая задача Организация представила в Статистическое управление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны:
Определить сумму общих затрат на качество и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности. Решение. Из структуры составляющих затрат на качество следует:
1. Определение затрат по внутрихозяйственной деятельности ![]() 2. Определение общей суммы затрат предприятия на качество продукции ЗК= ![]() ![]() |
![]() | Вопрос Каким термином определено долговременное управление качеством и организацией | ![]() | Вопрос №10. Повышение роли каких форм конкуренции характерно для современного рынка? |
![]() | ... | ![]() | Основные составляющие комплексной системы управления качеством продукции (ксукп) |
![]() | Применение простых статистических методов контроля и управления качеством: практикум по дисциплине «Квалиметрия и управление качеством»... | ![]() | При переходе к рыночной экономике все большее значение приобретают понятия: качество продукции и услуг, управление качеством, сертификация... |
![]() | ![]() | Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление.... | |
![]() | Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление.... | ![]() | Управление качеством: сущность, основополагающие понятия. Качество как объект управления |