И. Ф. Иванова Управление качеством




Скачать 337.23 Kb.
НазваниеИ. Ф. Иванова Управление качеством
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер337.23 Kb.
ТипМетодические указания
www.zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Экономика туризма»
И.В. Дьяконова

И.Ф. Иванова

Управление качеством

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов специальностей 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление» и 080507.65 (061100) «Менеджмент организации»

Санкт-Петербург

2006
Одобрены на заседании кафедры «Экономика туризма», протокол №6 от 03.02.2004 г.

Утверждены Методическим Советом института МТиМ, протокол №7 от 24.02.2004 г.

Управление качеством. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов специальностей 061000 и 061100. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 23 с.

Составители: канд. мед. наук, доц. И.В. Дьяконова;

канд. мед. наук, доц. И.Ф. Иванова

Рецензент: канд. экон. наук, доц. Н.Ф. Миронова


© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2006 г.

Оглавление





Оглавление 4

1. ВВЕДЕНИЕ 5

2. Цели и задачи контрольной работы 5

3. Методические указания по выполнению
контрольной работы 6

4. Варианты индивидуальных заданий 22

5. ЛИТЕРАТУРА 25


1. ВВЕДЕНИЕ


Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение приобретает фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.

Управление качеством продукции, в свою очередь, требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции носит комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.

Чтобы принимать рациональные организационно-методические решения по повышению качества продукции, необходимо хорошо знать эволюцию подходов к управлению качеством, системный подход к технологии управления качеством, организационно-правовые основы управления качеством, умело использовать международные и отечественные стандарты в системах управления качеством, хорошо владеть организационно-методическими основами сертификации и метрологии в системах управления качеством.

^

2. Цели и задачи контрольной работы


«Управление качеством» - научная дисциплина, предусмотренная Государственным образовательным стандартом Российской Федерации и изучаемая студентами экономических специальностей вузов. Целями изучения курса и выполнения контрольной работы являются:

  1. Изучение различных аспектов теории управления качеством.

  2. Получение основ теоретических знаний и практических навыков в области обеспечения и управления качеством.

  3. Изучение методологии определения качества продукции.

  4. Знакомство с основами организации работ по обеспечению качества продукции и услуг путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов семейства ИСО 9000.

  5. Знакомство с нормативно-правовой базой в области управления качеством.



^

3. Методические указания по выполнению
контрольной работы


Данные методические указания содержат задания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление качеством» для студентов заочной формы обучения специальностей 061000 и 061100.

Контрольная работа должна быть зарегистрирована и сдана на проверку не позднее, чем за три дня до даты зачета. В случае неверного выполнения работы или ее отсутствия студент не может быть допущен до сдачи зачета

На титульном листе указывается название дисциплины, специальность, форма обучения, курс, фамилия выполнившего работу и номер зачетной книжки, а также ФИО преподавателя. Контрольная работа включает 5 заданий. В основе предлагаемых заданий лежат принципы:

  • многовариантность;

  • одинаковая степень сложности для всех студентов;

  • выбор для подробного изучения наиболее важных разделов дисциплины.

Задания на контрольную работу составлены по вариантной системе. ^ Номер варианта Заданий выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.

Работа может быть представлена как в машинописном, так и в рукописном виде. При выполнении контрольной работы необходимо пользоваться учебной литературой, указанной в списке. В качестве дополнительной можно использовать другую современную литературу по изучаемому вопросу.

^ ЗАДАНИЕ №1

В каждом варианте Задания №1 студентам на выбор предлагается рассмотреть один из двух теоретических вопросов.

В структуре работы по Заданию №1 необходимо выделить разделы:

  1. Введение объемом 1-2 листа машинописи, где обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы.

  2. Основная часть объемом не менее 5 листов машинописи, где подробно рассматривается современная литература по изучаемой теме.

  3. Заключение объемом 1-2 листа машинописи, в котором подводится итог выполненной работы, формулируются выводы и практические рекомендации.

При составлении плана изложения целесообразно руководствоваться положениями в области управления качеством, приведенными ниже.

Одним из важнейших направлений в деятельности предприятий по управлению качеством является отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества.

Ответственность за нарушение законодательства обусловлено, прежде всего, наличием общественно значимым обязательных требований по безопасности продукции для населения и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между потребителями и поставщиками в области качества.

Общественная значимость качества продукции, в особенности ее безопасность для населения и окружающей среды, потребовала принятия нового законодательства и нормативных актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность изготовителей и потребителей в области качества и регулирующих торговые отношения.

С 1 июля 2003 г. вступил в силу принятый в декабре 2002 года Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – «Закон»). В соответствии с ним устанавливаются новые, гармонизированные с международным опытом технического регулирования, правовые отношения в области разработки, исполнения и контроля обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Положения указанного закона распространяются на установление и применение обязательных требований в области промышленной безопасности, регулируют отношения в области оценки соответствия обязательным требования, в том числе вопросы государственного надзора (контроля) за их соблюдением.

Реализация Федерального закона «О техническом регулировании» предопределяет необходимость реформирования системы технического регулирования в области промышленной безопасности, а также совершенствование государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности в условия либерализации экономики.

Закон регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства эксплуатации, хранение перевозки, реализации и утилизации, выпослению работ или указанию услуг;

  • оценке соответствия.

^ ЗАДАНИЕ №2

Определение коэффициента весомости показателей

качества экспертным методом

Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов – экспертов. Этот метод используется для определения показателей весомости каждого параметра качества, используемых для последующей оценки его уровня и экономического эффекта.

При экспертном методе оценку уровня качества или показателя того или иного свойства продукции определяют в безразмерных единицах. В случае если результат оценки (экспертного измерения) качества эксперты представляют в виде ранжированного ряда, численное определение оценки экспертов состоит в следующем:

  1. Произвольная нумерация всех объектов оценки (изделий или свойств).

  2. Ранжирование экспертами объектов по шкале порядка.

  3. Сопоставление ранжированных рядов объектов, составленных экспертами.

Типовая задача

Пять экспертов о семи объектах экспертизы Q составили следующие ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка:

эксперт №1 – Q5 Q3 Q2 Q1 Q6 Q4 Q7

эксперт №2 – Q5 Q3 Q2 Q6 Q4 Q1 Q7

эксперт №3 - Q3 Q2 Q5 Q1 Q6 Q4 Q7

эксперт №4 - Q5 Q3 Q2 Q1 Q4 Q6 Q7

эксперт №5 - Q5 Q3 Q1 Q2 Q6 Q4 Q7

Место объекта в ранжированном ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до m (m – количество оцениваемых объектов). В данном примере m=7.

4. Определение суммы рангов каждого из объектов экспертной оценки.

В рассматриваемом примере они:

Q – 4+6+4+4+3=21;

Q – 3+3+2+3+4=15;

Q – 2+2+1+2+2=9;

Q – 6+5+6+5+6=28;

Q – 1+1+3+1+1=7;

Q – 5+4+5+6+5=25;

Q – 7+7+7+7+7=35.

5. На основании полученных сумм рангов строятся обобщенный ранжированный ряд. Для нашего примера он:

Q5 Q3 Q2 Q1 Q6 Q4 Q7

6. Обобщенные экспертные оценки качества рассматриваемых объектов экспертизы, то есть коэффициенты их весомости, рассчитываются по формуле:

, (1)

где n – количество экспертов;

m – число оцениваемых показателей;

Qij коэффициент весомости j-го показателя в рангах (баллах), которой дал i –й эксперт.

Расчеты по этой формуле для рассматриваемого примера дают следующие результаты:

; ;
; ;
; ;

Анализируя данные, полученные экспертным методом оценки качества, можно не только узнать, какой объект лучше или хуже других, но и на сколько.

^ ЗАДАНИЕ №3

Определение экономического эффекта

от повышения качества продукции

Величина годового экономического эффекта потр) в сфере потребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле:

Эпотр=(И1нК’1)-(И2нК’2), (2)

где И1, И2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержки), выполняемой изделием, принятым за базу для сравнения вариантов, и изделием с повышенными показателями качества, руб.;

К’1,К’2 – капитальные вложения (цена) потребителя, использующего изделие, принятое за базу для сравнения, и изделие с повышенными показателями качества, руб.;

Е – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;

γ – коэффициент, учитывающий соотношение показателей качества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле:

γ=ω∙αп∙βδ, (3)

где ω – коэффициент эквивалентности по техническим показателям (параметры) базового изделия и изделия с улучшенными показателями, определяется по формуле:

, (4)

где н,б – коэффициенты технического уровня базового изделия и изделия с более высокими техническими показателями (параметрами) качества, определяются по формуле:

, (5)

где аi коэффициент весомости каждого i –го показателя (параметра) качества (в сумме все коэффициенты равны единице);

Кiб,. Кiн – значение каждого i –го показателя качества базового изделия более высоко качества по отношению к изделию, принятому за эталон, определяется по формуле:

(6)

где вiб, вiн, вiэ - значения каждого i –го показателя качества (параметра) сравниваемых базового, улучшенного и эталонного изделий.

αп – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяемые экспертным путем в баллах, рассчитывается по формуле:

(7)

где - оценка в баллах потребительских свойств изделий базового и с улучшенными показателями (параметрами) качества;

β – коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплуатации, определяется по формуле

β=, (8)

где – наработка на отказ базового и нового (с более высокими показателями качества) изделия, ч;

δ – коэффициент, учитывающий срок службы изделия, определяется по формуле:

δ= (9)

где и – соответственно срок службы и нового изделия, год.

Типовая задача

Определить годовой экономический эффект от улучшения показателей качества изделия. Нормативные коэффициенты эффективности капиталовложения – 0,15.

Таблица 1.

^ Исходные экономические показатели

Показатели

Базовое
изделие


Новое
изделие


  1. Себестоимость единицы работы изделия (), руб.

  2. Наработка на отказ (), ч

  3. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений потребителем ()

  4. Капиталовложение потребителя (), руб.

  5. Гарантийный срок службы изделия, годы.


1800

2800

0,15

26000

3


1750

3800

0,15

30000

3



Решение.

  1. Определение коэффициентов технического уровня параметров нового и базового изделий и весомости каждого параметра. Расчет произведен по формуле 1.

^ Таблица 2.

Результаты расчета коэффициентов технического уровня
и весомости параметров


Параметры

Относительная величина параметра

Коэффициент

весомости

базовое
изделие


новое

изделие

А

Б

В

Г

Д

0,4

0,6

0,8

1,0

0,5

0,8

0,6

1,0

0,6

0,6

0,30

0,05

0,30

0,10

0,25




  1. Определение коэффициентов технического уровня базового ω и нового ω изделий (формула 5):

ω=0,4*0,30+0,6*0,05+0,8*0,30+1*0,10+0,5*0,25=0,615;

ω =0,8*0,30+0,6*0,05+1,0*0,30+0,6*0,10+0,6*0,25=0,780

  1. Определение коэффициента эквивалентности (формула 4):

ω=

  1. Определение коэффициента, учитывающего повышение надежности изделия (формула 8):

β=

  1. Определение коэффициента, учитывающего повышение качества изделия (формула 3):

γ=1,27*1,36=1,73

  1. Определение годовой эффект потребителя изделия с более высокими техническими параметрами (формула 2):

=(1800+0,15*26000)1,73-(1750+0,15*30000)=3611 руб.

^ ЗАДАНИЕ №4

Учет и анализ затрат на качество продукции

Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности () и внешних работ ().

Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД – профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д).

К профилактике относятся деятельность по предотвращению дефектов (входной контроль материалов, комплектующих изделий, профилактический контроль технологического оборудования, оснастки, режущего и мерительного инструментов, обучение персонала и др.).

Оценивание – испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству (испытание изделия на соответствие стандартам и другой технической документации, контроль и обследование условий производства, состояния технологического оборудования, технологических процессов и др.).

К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что она не отвечает требованиям качества, а следовательно, требует дополнительных мер (вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).

Составляющие затраты, связанные с внешними работами –затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что она в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, обусловленные изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).

Классификация затрат на качество по этому методу проиллюстрирована на рисунке.





ЗК






ЗК











П




ЗК







ЗК







О




ЗК







Д




ЗК







ЗК










Так, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 ден. ед. (П=0=Д==20), общие затраты изготовителя на качество составляют 80 ден. ед.: причем 40 ден. ед. из них считаются полезными, а 40 ден. ед. – убытками, среди которых 20 ден.ед. – за гарантийный период уже после продажи продукции. Затраты (в системе ПОД) равны 60 ден. ед.

^ Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств.
Стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.

Стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

^ Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

В таблице 3 обобщена информация по рекомендуемым методам калькуляции затрат на качество.

Таблица 3.

^ Сводка рекомендуемых методов калькуляции (классификации)
затрат на качество в МС ИСО9004-1


^ Элементы затрат

Методы калькуля-

ции затрат на качество - ПОД

Методы калькуляции затрат, связанных с процессами

^ Метод определения потерь вследствие низкого качества

Примечание

1

2

3

4

5

На профилактику

На оценивание


Связанные с
дефектами

Стоимость
соответствия
Стоимость
несоответствия


Материальные
потери


Нематериальные потери

+

+


+(+)



+

+(+)


+(+)

+(+)

Предотвращение дефектов
Испытания, контроль, обследования
До и после поставки продукции
Полное удовлетворение потребителя без изменения имеющегося процесса
Полное удовлетворение потребителя за счет переделки имевшегося процесса
Затраты внутренние и внешние вследствие дефектов
Снижение производительности труда, сокращение объема сбыта и т.п.

Примечание: (+) – затраты в результате внешних работ (внешние) + – внутренние затраты.
Типовая задача

Организация представила в Статистическое управление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны:

  • затраты на метрологические обеспечение производства - 200 млн. руб.;

  • затраты на испытания и сертификацию– 20 млн. руб.;

  • затраты на брак в производстве – 5 млн. руб.;

  • затраты от возврата продукции потребителями– 10 млн. руб.

Определить сумму общих затрат на качество и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности.

Решение.

Из структуры составляющих затрат на качество следует:

  • затраты на метрологические обеспечение производства (ПЗК);

  • затраты на испытания и сертификацию (ОЗК);

  • затраты на брак в производстве (ДЗК;

  • затраты от возврата продукции потребителями ( ЗК).

1. Определение затрат по внутрихозяйственной деятельности

ЗК=ПЗК+ОЗК+ДЗК=200+20+5=225 руб.

2. Определение общей суммы затрат предприятия на качество продукции

ЗК=ЗК+ЗК=225+10=235 млн. руб.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Ф. Иванова Управление качеством iconР тест Задание Вопрос Каким термином определено долговременное управление...
Вопрос Каким термином определено долговременное управление качеством и организацией

И. Ф. Иванова Управление качеством iconВопрос № Какое управление качеством и организацией по международным...
Вопрос №10. Повышение роли каких форм конкуренции характерно для современного рынка?

И. Ф. Иванова Управление качеством iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление качеством»
...

И. Ф. Иванова Управление качеством iconУправление качеством экзаменационные вопросы
Основные составляющие комплексной системы управления качеством продукции (ксукп)

И. Ф. Иванова Управление качеством iconАграрный университет
Применение простых статистических методов контроля и управления качеством: практикум по дисциплине «Квалиметрия и управление качеством»...

И. Ф. Иванова Управление качеством icon1 Предисловие
При переходе к рыночной экономике все большее значение приобретают понятия: качество продукции и услуг, управление качеством, сертификация...

И. Ф. Иванова Управление качеством iconВведение в курс управление качеством

И. Ф. Иванова Управление качеством iconГосударственное управление. 1
Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление....

И. Ф. Иванова Управление качеством iconГосударственное управление
Теоретические предпосылки необходимости и возможности осуществления государственного управления. Новое государственное управление....

И. Ф. Иванова Управление качеством icon1. Что не относится к элементам качества?
Управление качеством: сущность, основополагающие понятия. Качество как объект управления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов